Размер не имеет значения

Сделки с малыми предприятиями уверенно занимают 30% оборота работающих в Новосибирске лизинговых компаний. При этом лизингодатели по-прежнему единогласно «не любят», когда стоимость предмета лизинга ниже установленного в компании лимита, который, как правило, колеблется от 500 тыс. руб. до 2 млн руб. При этом начинающих и малых предпринимателей с их запросами принимают еще и не в каждой лизинговой компании.

Лизинг в розницу

Наиболее активные лизингополучатели в малом бизнесе — кофейни, клубы, магазины, рестораны

Многие лизинговые компании сознательно «отсекают» представителей малого бизнеса от своих услуг, поскольку последние для них не представляют интереса в силу невысокой эффективности таких сделок. «Мы уже давно отказались от операций, где стоимость объекта лизинга менее 700–750 тыс. руб. В этом случае наши издержки сравнимы с получаемым доходом, — говорит директор «Сибирского Лизингового Центра» Алексей Спиридонов. — «Малыши» активны и мобильны. По нашей статистике, средняя сделка с предприятиями малого бизнеса сегодня «весит« около 1,5–2 млн руб. Наиболее активные лизингополучатели в этом секторе сегодня — торговые предприятия, хлебопекарни, кофейни, клубы, магазины, медицинские центры, кондитерское производство, металлообработка, рестораны, переработчики различного вторсырья — в общем, все те сферы, где могут себя реализовать предпринимательство и малый бизнес. В конце концов если сумма сделки отвечает нашим требованиям, не столь важно, кто заемщик и каков размер его бизнеса». Того же мнения придерживаются и специалисты «Сибирской Лизинговой Компании». «Зачастую мы не обращаем большого внимания на размеры бизнеса лизингополучателя и срок его работы на рынке. Одним из главных условий для одобрения лизинговой сделки является сумма договора, которая не должна быть меньше 500 тыс. руб. Конечно же, выгоднее обслуживать больших корпоративных клиентов. Но если маленькая компания проходит по сумме сделки, лизинговый договор заключается», — пояснили здесь.

При этом большинство лизингодателей утверждает, что стоимость своих услуг в случае сделок на небольшие суммы они не увеличивают. Тем не менее будущему лизингополучателю надо быть готовым к тому, что лизингодатель будет все же стремиться покрыть свои издержки, например, посредством прямых или скрытых комиссий при неизменной ставке. Несколько выше для мелких лизингополучателей может быть процент ежегодного удорожания предмета лизинга. «Мы предпочитаем работать с крупными клиентами по принципу «пусть сделок будет меньше, но суммы — больше», — объяснили «СУ« в новосибирском филиале петербургской компании «Глобус-Лизинг». Тем не менее те редкие «розничные» сделки, которые все же совершаются с небольшими компаниями в среднем на один-три процентных пункта (или в денежном выражении примерно на 15%), для них дороже, чем для крупных клиентов.

Если лизинговые компании, стремящиеся привлечь в ряды своих клиентов большие предприятия для небольших сделок, меняют свои показатели в сторону увеличения, то те, кто решил специализироваться на активном и быстрорастущем предпринимательском сегменте, наоборот, на удивление существенно снижают свои требования к лизингополучателям. В «ДельтаЛизинге« планка стоимости сделки снижена уже до 280–300 тыс. руб. В отделе лизинговых операций «КМБ-банка» — до $5 тыс. По словам директора представительства ЗАО «ДельтаЛизинг» в Новосибирске Елены Дергач, компания финансирует покупку автотранспорта стоимостью от $10 тыс. и оборудования стоимостью свыше $20 тыс. компаниям, которые работают на рынке более одного года и имеют управленческую прибыль. «При этом на условия финансирования и конечную стоимость услуг лизинговой компании влияют не столько размер бизнеса, сколько стоимость предмета лизинга, его ликвидность, срок финансирования и выбранный вид графика платежей (аннуитетный, сезонный, регрессивный или банковский), а также валюта финансирования (рубли, доллары или евро) и кредитоспособность предприятия, — рассказывает госпожа Дергач. — Среди клиентов «ДельтаЛизинг« предприятия малого и среднего бизнеса преобладают по количеству, хотя по объемам сделок лидируют предприятия крупного бизнеса». Наряду с традиционными предметами лизинговых сделок — транспортом и оборудованием, — компании отмечают растущий интерес к офисной и производственной недвижимости. На начало 2007 года инвестиции «ДельтаЛизинг» в строительную отрасль составили 14% от общего объема инвестиций, на приобретение грузового транспорта — 8,5%. «На сегодняшний день стоимость аренды коммерческой недвижимости и спецтехники в месяц практически равняется ежемесячному платежу по договору лизинга. Именно по этой причине спецтехника и недвижимость пользуются повышенным спросом», — пояснила Елена Дергач.

В лизинговой компании УРАЛСИБ при определении минимально возможного размера первоначальных выплат (авансового платежа) используют гибкий подход, который позволяет учесть опыт работы клиента с лизинговой компанией, размеры и перспективы его бизнеса, характер взаимоотношений с поставщиком оборудования и т. п. «Наконец еще одна особенность — соблюдение требований по прозрачности бизнеса, — говорит руководитель дирекции лизинговых операций Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции ОАО «УРАЛСИБ« Евгений Коновалов. — Положительное решение по сделке о финансировании в значительной мере зависит от готовности клиента к информационному обмену».

Компания «Альфа Брокер Капитал — Лизинг» вынуждена отказывать до 40% вновь созданным и мелким предприятиям, обратившимся в компанию за участием в лизинговых сделках. «Сегодня многие из обращающихся предпринимателей недавно создавшиеся, со «стажем» менее года, нужного уровня оборотных средств зачастую еще не набрано, динамики финансовых показателей еще не видно, — объясняет высокий процент отказов исполнительный директор «Альфа Брокер Капитал — Лизинг» Анастасия Черданцева. — У нас размер средней сделки с компаниями малого бизнеса — около 3,5 млн руб. Это немного для лизинговых компаний. Кроме того, если под этой суммой наши крупные клиенты обычно подразумевают один физический объект, то для «малышей« это может быть, например, 40 мультикассовых аппаратов или 10 единиц медицинской техники, что несколько усложняет сделку».

Процентный «спад»

Можно сказать, что лизинг еще больше «повернулся лицом» к малому бизнесу — ресторанчикам и типографиям, грузоперевозчикам и фермерам — и стал для них доступнее. В 2006 году среднее удорожание лизинговой сделки, по словам участников рынка, снизилось примерно на 2–3%, то есть теперь вместо бывших еще в начале прошлого года 14% удорожания предмета лизинга актуальны 9–11%. «Кроме того, существенно снизились комиссионные затраты, увеличились сроки финансирования, снизился размер авансовых платежей: в некоторых компаниях он составляет 15–30% от стоимости объекта лизинга, — утверждает Евгений Коновалов. — Стали более унифицированными требования к лизингополучателям, существенно упростилась процедура заключения лизинговых сделок». В УРАЛСИБе один из самых низких среди лизинговых компаний «порогов» стоимости предмета лизинга. «Например, по программе «Автомобили в лизинг» минимальный размер сделки составляет от $5–7 тыс., — пояснили «СУ» в компании. — На практике этот, а также второй «массовый« продукт — »Экспресс-лизинг« (от $25 тыс.) — очень и очень востребованы именно вследствие невысоких сумм, что особенно важно для первой лизинговой сделки, а также для малого и среднего бизнеса».

В компании считают, что из высоких издержек на обслуживание мелких сделок «не надо делать проблему». Здесь этот процесс просто-напросто поставили «на конвейер». «Мы делаем ставку на предоставление стандартизированного лизингового продукта с четкой и унифицированной технологией обработки клиентских заявок и принятия решения о финансировании, — отмечает господин Коновалов. — Это позволяет обеспечить оперативное и качественное обслуживание даже «самых маленьких« наших клиентов, позволяет практически сразу решить весь комплекс проблем, возникающих при лизинговой сделке, и, что очень важно, существенно снизить общие издержки клиента». В этом отношении лизингодатели оказались похожи на банкиров, которые с определенного этапа развития своего рынка стали рассматривать небольшие компании как перспективный рынок развития, также вводили «массовые» продукты для малого бизнеса в духе «кредит в течение одного дня».

«Малышей» не ставят в угол

Руководители лизинговых компаний отмечают удивительную финансовую дисциплинированность своих клиентов-небольших предприятий. Хотя просрочки регулярных лизинговых платежей — частое явление, полная несостоятельность и последующее расторжение лизинговой сделки — большая редкость. Проблемы с «малышами» у лизинговых компаний достаточно стандартны. Сезонность бизнеса подавляющего большинства малых предприятий — от торговцев мороженым до сельхозпроизводителей — зачастую приводит к срыву графика платежей. В этом случае в схему приходится вступать банку, в котором лизингополучатель уже становится заемщиком, для того чтобы не «выбиться» из утвержденного лизинговой компанией графика погашения платежей. Для «финансово не устоявшихся» компаний зачастую в договоре лизинга прописывают возможность отсрочки платежа. Стандартная отсрочка составляет три месяца, но можно договориться о ее пролонгации. Договором в этом случае предусмотрен штраф, однако, как правило, лизингодатель никаких мер по взысканию не предпринимает.

Лизинг или кредит?

Банковский кредит для малых предприятий предпочтителен только тогда, когда нельзя заключить договор лизинга

Тем не менее лизингодатели в один голос говорят, что если для крупных компаний сегодня дилемма «лизинг или кредит» вполне актуальна, то для не имеющего «финансовой истории», а зачастую и предмета залога зарождающегося бизнеса этот вопрос не обсуждается. По словам руководителя группы лизинговых операций Новосибирского филиала КМБ-банка Павла Елисейкина, «лизинг не только удобнее стандартного кредита, но и дешевле: по нашим подсчетам, экономия средств в сравнении с обычным кредитом составляет до 10% от стоимости предмета лизинга». Как и многие другие лизингодатели, КМБ-банк пошел на увеличение сроков лизинговых договоров, чтобы снизить ежемесячную финансовую нагрузку на своих клиентов из сектора малого бизнеса. Если раньше максимальный срок, на который банк был готов заключить договор финансовой аренды, составлял 36 месяцев, то сегодня возможный срок лизинга увеличен до 84 месяцев.

Сами лизингополучатели говорят, что «кредитные возможности» банков они рассматривали долго и в полном объеме. Но в итоге выигрыш остался за лизингом. Компания «ТрансЛогистика» (занимается грузоперевозками) впервые «примерила» на себя статус лизингополучателя в 2005 году, оформив в финансовую аренду несколько грузовиков-тягачей с полуприцепами. «Для нас было крайне привлекательно то, что лизингодатель был готов сотрудничать с нашей компанией, которая не имела тогда никакой кредитной истории, — отмечает директор компании Алина Атланова. — Да и твердого положения на рынке у нас тогда еще не было». По ее словам, воплотив лизинговую схему, компании удалось получить существенную экономию по налогам и прежде всего по налогу на имущество. Другие клиенты лизинговых компаний также отмечают его выгодность или как минимум сопоставимость с кредитными продуктами, в особенности с теми, что предусматривают ежемесячные платежи равными долями. «Кредитная схема подразумевает и приобретение оборудования, и постановку его на баланс предприятия, — рассуждает директор компании «Вся упаковка« Вилаят Бабаев. — Механизм лизинга же поставил приобретенную нами экструзионную линию на баланс банка: он и платил налог на имущество за наши пакетосварочный аппарат и флексографическую машину».

По мнению директора типографии «Принтинг» Виктора Тимофеева, банковский кредит для малых предприятий предпочтителен только тогда, когда «нельзя заключить договор лизинга, например, в случае ремонта зданий предприятия, остальное выгоднее приобретать в лизинг». Правда, привлекательность лизинга несколько снижается в том случае, если приобретаемое оборудование не облагается налогом на добавленную стоимость или используется предприятием в деятельности, не облагаемой НДС. В этом случае сумма уплаченного в составе лизингового платежа НДС лизингодателю к вычету не принимается. Она либо учитывается в составе расходов лизингополучателя, либо увеличивает первоначальную стоимость имущества. «Это несколько снижает для нас эффективность данной схемы», — признается господин Тимофеев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ