В преддверии IPO

Финансы — заимствования

Механизм вывода компаний на зарубежные биржи

В связи с кризисом ликвидности банки подняли ставки по кредитам и ужесточили требования к заемщикам-юрлицам. Цена ресурсов на публичных рынках в последнее время также существенно выросла. Проблемы с финансированием коснулись многих региональных компаний. По мнению экспертов, вариантами привлечения средств, необходимых для развития компании, сегодня могут стать размещение акций на отечественных или зарубежных биржах и привлечение стратегических партнеров. Аналитики считают, что именно в период кризисных ситуаций на рынке можно сделать удачные вложения и найти недооцененную «темную лошадку», которая даст очень интересные результаты на финише. Западные инвесторы это хорошо понимают.

Противоречивые тенденции

По оценкам экспертов, 2007 год характеризовался противоречивыми тенденциями относительно интереса сибирских компаний к выходу на зарубежные финансовые рынки.

Ряд участников рынка говорит, что на протяжении последних пяти лет наблюдается устойчивый рост интереса «регионалов» к иностранным биржам. Особенно эта тенденция характерна для крупных компаний с большой капитализацией и значительными прибылями. «Многие сибирские компании хотят выйти на зарубежные рынки как долевого, так и долгового финансирования. В основном это сырьевые компании, — соглашается гендиректор ООО «Русские инвесторы — Сибирь« Андрей Панченко. — Например, недавно Russian Timber Group (основные активы в СФО и ДФО) заявляла об IPО на LSE, которое было отложено компанией. Однако всегда необходимо иметь в виду, что, как правило, сама компания зарегистрирована не в Сибири, а только имеет там активы».

В ИК «ФИНАМ» отмечают, что в 2006 году российские компании в общей сложности провели IPO на $17,7 млрд, в 2007 объем IPO составил уже около $30 млрд — акциями российских компаний в Лондоне или Нью-Йорке уже никого не удивишь. «Выходя на иностранные рынки, компании могут рассчитывать на доступ к зарубежным финансовым ресурсам. При размещении на иностранной бирже компания может быть оценена выше, чем при размещении на российских площадках. Размещение на западной площадке позволяет существенно расширить круг акционеров, а также привлечь иностранных стратегических инвесторов, — объясняют привлекательность иностранных бирж для региональных эмитентов в «БДО Юникон«. — Кроме того, эмитенты приобретают статус публичной компании, который очень важен при взаимодействии с западными партнерами. Компания, получившая мировое признание через размещение акций, получает дополнительную защиту от возможного пересмотра прав собственности. В российских условиях риски, связанные с пересмотром итогов приватизации, недружественным поглощением в условиях публичности, значительно уменьшаются, так как у компании появляется множество миноритарных акционеров, которые будут защищать свои права, руководствуясь международным правом».

Директор департамента операций с ценными бумагами «SM.art. Искусство инвестиций» Сергей Наговицин, напротив, считает, что пока большинство региональный компаний не проявляет особого интереса к размещению даже на российских биржах, поскольку плохо понимает его технологию и смысл. По словам господина Наговицина, гораздо чаще компании просят организовать вексельное или облигационное размещение, то есть долговое финансирование.

Ряд экспертов вообще заявляет, что интерес к IPO пошел на спад. «Думаю, что в 2006-м — начале 2007 года во многом благодаря СМИ и благоприятной ситуации на фондовых рынках началась мода на IPO. Стало модно заявлять, что идет подготовка компании к IPO. Предприятия одной отрасли чувствовали себя не уютно, если одна из компаний в отрасли объявила о подготовке к IPO, а другие — нет, — поясняет один из участников сибирского финансового рынка. — Сейчас спекулятивный интерес к этому инструменту несколько ослаб, но реальный интерес у некоторых компаний остался. Пришло понимание того, что такое IPO и для чего его проводят на практике».

Принять перемены

Чтобы выйти на иностранный рынок, компания должна провести ряд серьезных изменений в своем бизнесе: сделать его прозрачным (раскрыть механизм заработка, владельцев и прочее), наладить систему подготовки отчетности, консолидировать владение всеми компаниями на компании-эмитенте (если есть группа лиц). «Сложная и многоуровневая структура, наличие большого числа дочерних предприятий делает компанию менее понятной. Поэтому часто рекомендуется провести реструктуризацию, консолидацию и конвертацию акций дочерних предприятий в единую ценную бумагу. Необходима выработка внятной стратегии развития, учитывающей прогноз конъюнктуры рынка на обозримую перспективу. Также нежелательно наличие слишком большого числа непрофильных активов и направлений бизнеса при условии их высокого совокупного удельного веса в выручке», — говорит руководитель инвестиционно-аналитического управления инвестиционной компании «АЛОР ИНВЕСТ» Руслан Самарин.

Эксперты «БДО Юникон» среди основных мероприятий выделяют формирование публичной кредитной истории, выпуск векселей и облигаций и перевод отчетности на МСФО или US GAAP. Для размещения на основной площадке Лондонской фондовой биржи необходима отчетность по международным стандартам как минимум за три последних года.

«Инвестор должен понимать: на чем компания зарабатывает деньги, сколько она зарабатывает, куда, сколько и почему тратит, может ли заработать больше и сэкономить на расходах, — поясняет необходимость проведения вышеназванных преобразований Сергей Наговицин. — Только тогда он сможет адекватно оценить стоимость компании. Ведь если фирма получает прибыль от перепродажи продукции через 25 посредников, а заработную плату выплачивает в конверте, инвестор просто не сможет оценить реальную эффективность вложений в бизнес и понять, каковы гарантии возврата его инвестиций».

Начальник отдела по работе с открытыми финансовыми рынками компании «Обувь России» Михаил Шмелев также отмечает, что региональная компания должна раскрыть инвесторам историю и будущее капитала: «Если вы сделали компанию стоимостью $100 млн, нужно убедительно рассказать инвесторам, как и за сколько лет превратить ее в миллиардную. Надо говорить про рынок, конкурентные преимущества, уникальные свойства продукта и систему сервиса».

Начальник управления маркетинга департамента развития Агентства Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы (АРД РФЦА) Аслан Калигазин советует обратить внимание на повышение уровня корпоративного управления в компании. По его словам, механизмы корпоративного управления призваны обеспечить ответственность совета директоров перед акционерами, менеджмента — перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций — перед миноритариями, корпорации — перед работниками и покупателями, обществом в целом. «Компании, соблюдающие эти стандарты, имеют несомненное преимущество при привлечении инвестиций. По мнению инвесторов, хорошее корпоративное управление обеспечивает честность менеджмента и прозрачность деятельности компании, поэтому риск потери средств существенно уменьшается», — говорит эксперт.

Все собеседники «СУ» отмечают, что выход на иностранные рынки практически невозможен без профессионального финансового консультанта, которого крайне желательно приглашать еще на этапе подготовки к IPO. Он поможет привести компанию в прозрачный и понятный потенциальному инвестору вид, перевести финансовую отчетность на международные унифицированные стандарты (МСФО, GAAP). Ряд экспертов считает, что стоит нанять признанного независимого аудитора, желательно из числа «большой четверки» (Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers). Это недешево, но если есть цель выйти на IPO на Западе, то данный факт будет, безусловно, полезен.

Сформировать историю

Некоторые собеседники «СУ» рекомендуют начать продвижение к IPO с размещения векселей и облигаций — это поможет компании приобрести публичную кредитную историю. «Выпуск кредитных нот можно подготовить в меньший срок, чем выпуск еврооблигаций, что также оказывает влияние на затраты, связанные с организацией размещения бумаг. Поэтому региональные компании предпочитают сначала выпускать кредитные ноты, — говорит аналитик компании «БКС Консалтинг« Татьяна Саяпина. — При выпуске кредитных нот или еврооблигаций, помимо прозрачной структуры собственности, эмитентам следует обратить внимание на наличие аудированной отчетности по международным стандартам, международного кредитного рейтинга. Листинг на международной фондовой бирже будет являться дополнительным плюсом».

В ИК «ФИНАМ» альтернативой IPO и одновременно возможной предыдущий ступенью организации размещения также считают поиск стратегического инвестора и прямое партнерство с иностранной компанией, банковские кредиты. «Помимо своей основной функции — привлечения средств, — эти способы формируют положительную кредитную историю и способствуют более успешному размещению, — говорит аналитик ИК «ФИНАМ« Владимир Сергиевский. — Каждый из этих способов имеет свои преимущества и является интересным и эффективным инструментом привлечения средств. Только пройдя ступени облигационных займов, сформировав яркую положительную кредитную историю, можно вести речь о размещении на зарубежных площадках».

Шаг за шагом

Технология выхода на иностранные рынки для региональных эмитентов, по мнению Сергея Наговицина, ничем не отличается от технологии выхода на биржу «Роснефти» или ВТБ. Для молодых быстрорастущих компаний могут быть особые льготные условия. Татьяна Саяпина добавляет, что каждая биржа непосредственно устанавливает единые требования к размещению ценных бумаг. При этом эмитенты должны учитывать требования российского законодательства, так как выпуск должен размещаться обязательно и в России.

Первым шагом для выхода на IPO, по словам директора отдела консультационных услуг по сделкам компании Ernst & Young Галины Шилиной, должен стать анализ альтернатив и определение стратегии компании. Как правило, основными целями компании, планирующей выход на IPO, являются, во-первых, привлечение финансирования, а во-вторых — создание ликвидности для собственников компании и увеличение рыночной капитализации. «В создании ликвидности состоит основная цель и уникальность IPO, не имеющая альтернатив, — говорит эксперт. — Собственники компании должны оценить все «за» и «против« открытого размещения акций и трансформации в публичную компанию, например, риск потери контроля в результате IPO, уровень затрат на IPO относительно планируемого объема размещения, внутреннюю готовность компании к выполнению требований публичной финансовой отчетности и корпоративного управления как во время, так и после IPO».

Ключевыми факторами успешного IPO, по мнению экспертов Ernst & Young, являются планирование и подготовка, а также раннее определение рисков, которые могут негативно повлиять на сроки и успех проведения IPO. В связи с этим компаниям обычно рекомендуется начинать процесс диагностики внутренней готовности к IPO за 12–24 месяца до предполагаемой даты сделки. Для компаний со сложной структурой и требующих значительной реструктуризации и, как следствие, реорганизации управления этот срок может быть увеличен до 36 месяцев. По результатам проведенной диагностики компания составляет детальный план проекта подготовки к IPO с конкретными задачами, последовательностью их выполнения и взаимозависимостями, сроками, а также оценкой необходимых внутренних и привлеченных ресурсов.

Второй этап — реструктуризация и реорганизация — является наиболее длительным, но он особенно важен для российских компаний, которые не имеют большого опыта публичного размещения акций как на российском, так и на международном рынках. Как отмечает Галина Шилина, если компания не подготовлена надлежащим образом, то ее IPO может стать большим разочарованием. «Инвесторы ищут эмитентов «высокого качества», они более разборчивы в отношении российских активов, в которые они собираются инвестировать. Российские компании больше не попадают в категорию тех, чьи акции покупаются «автоматически», они должны быть готовы к жесткой конкуренции за интерес инвесторов. Компании должны убедить инвесторов, что в них стоит вложить средства, должны уметь «продать« себя на рынке», — отмечает собеседник «СУ». Другой важный аргумент в пользу того, что компании должны инвестировать существенное время и усилия в процесс подготовки, сводится к тому, что компания, не готовая к публичности, создает риск снижения ликвидности после IPO. Если компания не может подготовить финансовую отчетность в требуемые сроки, или не может в допустимые сроки исправить выявленные недостатки в системе внутреннего контроля, или же ее система раскрытия информации недостаточно полная, а финансовые прогнозы недостоверны, это может оказать существенное негативное влияние на ликвидность акций компании после IPO. Это довольно часто недооценивается российскими эмитентами. «Многие осознают это только после проведения первичного размещения, и в результате немногие российские компании торгуются с премией к цене размещения», — констатирует госпожа Шилина.

В «АЛОР ИНВЕСТе» также обращают внимание на необходимость подготовки аналитических отчетов (длительность шесть месяцев) об отрасли и рынке, а также получение кредитного рейтинга у международных рейтинговых агентств (S & P, Moody’s и других).

Минимальный срок подготовки компании к листингу определяется в процессе due-diligence, подготовкой comfort letters аудиторами, а также требованиями рынка, который компания выбрала для листинга. Например, по словам Галины Шилиной, на Лондонской бирже в секции AIM отсутствуют требования регистрации проспекта в регуляторном органе, и сроки прохождения листинга значительно короче по сравнению с основной площадкой LSE. Полный листинг на основной площадке LSE требует подготовки Long form отчета и отчета по оборотному капиталу. Если в структуру международной сделки включается частное размещение по правилу 144-А в США, то вступает в силу требование проведения сделки в сроки не более 135 дней со дня последней аудированной отчетности.

По оценкам экспертов «БДО Юникон», весь процесс от намерений до начала торговли акциями занимает не менее 1,5–2 лет. Впоследствии акции торгуются на иностранных биржах в виде депозитарных расписок (ADR/GDR). Акции находятся на счету банка-депозитария, который выпускает производные ценные бумаги — права на акции, номинированные в иностранной валюте. Особых ограничений на обращение депозитарных расписок нет, их владельцы имеют практически те же права, что и владельцы акций.

Что касается размера эмиссии, то, по словам Галины Шилиной, он определяется прежде всего задачами компании при проведении IPO: «Большинство проведенных IPО сочетают продажу акций имеющимися собственниками с выпуском новых акций. С другой стороны, величина предлагаемого пакета существенно влияет на ликвидность акций. Требования листинга многих зарубежных бирж включают требование 25% free float, то есть акций, обращающихся на свободном рынке».

Какую площадку выбрать?

По мнению экспертов Luginin Capital Partners, наблюдается достаточно устойчивый рост интереса западных инвесторов к российским компаниям, российской экономике, доходность от вложения капитала в которую составляет 10–15%. «В связи с ростом интереса происходит жесткая конкуренция между биржами за размещение ценных бумаг. Главным вопросом здесь остается конкурентоспособность, учитывающая такие факторы, как стоимость размещения, количество инвесторов, требования самой биржи (подразумевается ликвидность акций, облигаций)», — констатирует директор компании Вячеслав Лугинин.

Выбор площадки размещения зависит от целей и задач, стратегии компании, наличия большой базы инвесторов либо по отрасли, либо географически. Самая популярная иностранная биржа у российских эмитентов — Лондонская биржа (LSE). Ее преимущества — большая емкость рынка, высокий международный престиж LSE. Кроме того, на LSE есть альтернативная площадка — секция Alternative Investment Market (AIM). Числиться в основном листе LSE очень престижно, но эта возможность представляется только крупным эмитентам.

Площадка AIM создана для молодых и развивающихся компаний средней капитализации ($5–450 млн), поэтому и требования, предъявляемые здесь, значительно упрощены. Биржа не требует установления минимального количества акций в публичном обращении на AIM, не обязывает предъявлять реестр за прошлые годы и не определяет минимальный уровень рыночной капитализации. Согласно правилам площадки, экспертиза ценных бумаг не проводится, а размещение организуется «номадом» (nominated advisor). Именно на AIM приходится порядка 40% российских размещений на LSE. Переход компании на основной рынок возможен уже с меньшими издержками. «Наш анализ компаний планирующих проведение IPО показывает, что среди компаний, которые уже определились с выбором биржевой площадки, LSE остается лидером (26%) среди международных площадок, — говорит и Галина Шилина. — 68% компаний предпочитают не раскрывать свои намерения относительно выбора рынка».

Привлекательность бирж США, по словам Андрея Панченко, упала, что объясняется слишком жесткими требованиями к компаниям со стороны регулирующих органов после принятия акта Сарбейнса-Оксли (SOX) в 2002 году. Руслан Самарин также считает, что выход на крупнейшую в мире Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE) представляется крайне сложным и доступным далеко не всем, так как требования листинга на ней предельно ужесточены. Теперь она доступна лишь очень крупным и прозрачным компаниям. «Вторая крупнейшая площадка Америки — NASDAQ — электронная биржа, традиционное место размещения в основном для информационно-технологических и инновационных компаний, — говорит господин Самарин. — В целом, несмотря на развитость американского финансового рынка, наличие значительного числа не только институциональных, но и розничных инвесторов, серьезные финансовые издержки и высокие нормативные требования снижают привлекательность листинга в США». То же можно сказать и о Токийской фондовой бирже (TSE).

Для более мелких компаний могут больше подойти Франкфуртская биржа, малоизвестные россиянам SSE (Стокгольм), SESDAQ (Сингапур). «Нам посоветовали даже Варшавскую биржу, там не так давно состоялось IPO польской обувной компании NG2, и инвесторы оценили капитал в 20 EBITDA, — говорит Михаил Шмелев. — Когда есть публичная компания-аналог с оценкой капитала, размещаться проще, так как аналитики инвестбанков уже изучили вашу отрасль. Поэтому мы изучаем условия разных бирж, инвесторов и компании, которые ранее там размещались».

Биржевые требования

К вопросам, которые приходится решать эмитенту, выбирающему биржу, по мнению экспертов Ernst & Yang, относится выбор между GDR и полным листингом акции. Последний имеет ряд преимуществ, таких как возможности включения в ведущие индексы фондового рынка, а также возможности использования акций при приобретении новых бизнесов, доступ к розничным инвесторам. Вместе с тем требования полного листинга существенно более сложные, особенно в области корпоративного управления, и на сегодняшний день только две компании из стран СНГ — Ferrexpo и «Казахмыс» — прошли полный листинг на основной площадке LSE.

Кроме того, на Нью-Йоркской и Токийской биржах наиболее высоки требования к минимальному размеру акционерного капитала — $750 млн и 100 млрд иен (около $850 млн) соответственно. Для сравнения: в средней группе требований к рыночной капитализации находятся основная площадка Лондонской фондовой биржи ($1,4 млн), Deutsche Borse ($1,6 млн) и NASDAQ ($1–20 млн в зависимости от варианта выхода на рынок).

Согласно результатам исследования, проведенного LSE, вознаграждение андеррайтеру на европейских биржах составляет в среднем 3–4%, в то время как в США вознаграждение значительно выше — 6,5–7%. Еще в 3–6% обойдутся услуги юристов, аудиторов и других консультантов.

В Ernst & Yang отмечают, что в целях повышения ликвидности большинство бирж требует, чтобы к моменту размещения минимальное количество акций обращалось на открытом рынке. «Вместе с тем существуют различия в подходе к выполнению этого требования. Биржи Нью-Йорка, Гонконга и Сингапура указывают необходимое количество акционеров. Euronext требует, чтобы в открытом обращении находилось не менее 25% акций, включенных в листинг. Основная площадка и AIM Лондонской фондовой биржи, а также Deutsche Borse не предъявляют требований по количеству акционеров. На Deutsche Borse существует требование к количеству акций и минимальному объему размещения, которое составляет 10 000 акций», — говорит Галина Шилина. Стоимость размещения на иностранной бирже, по оценкам главного директора по инвестициям УК «Газпромбак — Управление активами» Андрея Зокина, составляет как минимум $3–5 млн. Еще несколько миллионов требуется для поддержания котировок.

Дома дешевле

Тем не менее глобальный опыт показывает, что большинство эмитентов предпочитает проводить первичные размещения на национальных рынках, где их больше знают. С повышением ликвидности и развитием регулирования местных рынков 90% компаний во всем мире проходят листинг внутри страны эмитента. В 2006 году большинство из 20 крупнейших сделок IPO было проведено на внутренних биржах. Важным показателем является уровень ликвидности биржи по схожим ценным бумагам. Существенным является планируемый объем размещения и соотношение затрат на IPO. Опыт российских размещений показывает, что эмиссии в размере до $200 млн успешно размещаются на российских биржах с существенно более низкими затратами по сравнению с международными площадками.

Кроме того, эксперты говорят о появлении новых тенденций. В первой половине 2007 года, по данным LSE, 116 (9,3%) активных членов осуществили делистинг на AIM. В то же время количество новых листингов сократилось с 236 до 138. Одними из причин делистинга, по наблюдениям Ernst & Yang, компании называют недостаточную ликвидность и очень высокие затраты на листинг: как минимум 100 000 фунтов в год (не оправданно для компаний c малой капитализацией). Многие компании осуществляют обратное поглощение reverse takeover — через фонды прямых инвестиций обратно в частную компанию. На этом фоне повышается привлекательность российских биржевых площадок РТС и ММВБ, особенно для компаний средней капитализации как в плане ликвидности, так и в отношении затрат.

«Небольшим региональным компаниям гораздо интереснее сотрудничать с российскими биржами РТС и ММВБ, тем более что они в 2007 году запустили площадки для малых и средних компаний. Несмотря на то что пока особой активности там не наблюдается, мы ожидаем значительного увеличения числа размещений в 2008–2009 годах», — говорит Сергей Наговицин. «Для менее крупных компаний лучшим выходом будет размещение в России: это менее накладно, и требования к российским компаниям иные, чем, например, на биржах США с жестким регулированием. Собственно, IPO — это своего рода «высшая ступень», на которую выходить во что бы то ни стало совсем необязательно, — соглашается Владимир Сергиевский. — Можно было бы рекомендовать не спешить или совсем отказаться от IPO компаниям, которые в силу различных причин не могут раскрывать о себе информацию или постоянно поддерживать определенный уровень прозрачности. Не стоит спешить и компаниям, которые имеют возможность привлечь стратегического инвестора, чтобы развить бизнес, а уже потом, выйдя на новый уровень, прийти к IPO, как это сделал в свое время РОСБАНК, уступив банковской группе «Сосьете Женераль« 10% акций. Эта сделка увеличила отношение капитализации банка к его акционерному капиталу до 3,9, и, соответственно, увеличила привлекательность будущего IPO».

Прогноз

Прогнозируя развитие ситуации, участники рынка отмечают, что бурной активности со стороны сибирских эмитентов в отношении IPO пока не ожидается. Более того, учитывая неблагоприятную конъюнктуру на финансовых рынках в данный момент, эмитенты переносят сроки планируемых размещений. Перспективы выпуска ими своих бумаг в ближайшее время ставятся под вопрос. «Даже после стабилизации ситуации интерес к кредитным нотам российских эмитентов будет пониженным. Компаниям придется предоставить значительную премию при размещении», — считает Татьяна Саяпина. В «БДО Юникон» также прогнозируют, что активность сибирских компаний будет умеренной, и основной уклон будет сделан на подготовительный этап. Они будут постепенно повышать прозрачность своего бизнеса, вводить международные стандарты отчетности. Расширение международной деятельности компаний будет вызывать интерес иностранных инвесторов к сибирским компаниям. По мнению Руслана Самарина, переждав относительно неблагоприятный период, вызванный кризисом ликвидности на крупнейших биржевых площадках, компании, отложившие IPO, несомненно, выйдут на иностранные биржи. Впрочем, география размещений может сместиться, так как американские регуляторы рынка подумывают о том, чтобы смягчить требования, а британские, напротив, намерены ужесточить свои требования и процедуры. В среднесрочной перспективе возможно некоторое увеличение удельного веса американских торговых площадок в качестве реципиентов размещения российских компаний.

По оценкам экспертов, этот список может расширить еще ряд сибирских компаний из банковской, лесной отраслей, а также крупные строительные и девелоперские компании, представители retail-бизнеса. «Фактором, стимулирующим рост интереса к IPO сибирских компаний, может послужить приток иностранных инвестиций в российскую экономику, увеличение которых наблюдается в 2008 году, — говорит исполнительный директор регионального подразделения ООО «Управляющая компания «Альфа-Капитал« Станислав Лукьянчиков. — Наиболее перспективными можно считать компании, представляющие потребительский сектор и сферу услуг как наиболее открытые для иностранного капитала».

Частично это подтверждают и сами представители бизнеса. «Наша финансовая стратегия предполагает привлечение капитала путем публичного (биржевого) размещения акций, — делится планами Михаил Шмелев (компания участвовала в крупнейшем в Европе инвестиционном форуме — Eigenkapitalforum, — проходившем 12–14 ноября 2007 года во Франкфурте-на-Майне). — Это будет не ранее 2010 года, так как компания для осуществления своей инвестиционной программы сейчас использует собственную прибыль (EBITDA «Обуви России» составляет 15%), кредитные средства, а также вексельные программы. Но для осуществления долгосрочной программы (до 2011 года мы планируем открыть около 180 магазинов) мы запланировали облигационный заем, а впоследствии и IPO. Кроме того, «Обуви России« необходимо нарастить капитализацию и провести ряд мероприятий по повышению ее инвестиционной привлекательности, например, подготовить отчетность по МСФО. В феврале-марте 2008 года мы переходим на корпоративное управление по международным принципам, создаем совет директоров с участием руководителей сторонних компаний».

Сибирские компании, планирующие размещение 2008–2009 гг.,
в том числе на иностранных площадках (экспертная оценка)

Компания % акций,
планируемый
к размещению
Стоимость
пакета, $
Сроки
размещения
Сибирский Берег 20 50 млн 2008
Иркутск-Кабель 10 50 млн 2008
Сибирские авиалинии 10 80 млн 2008
Иркутскэнерго 27 250 млн 2008
СУЭК 15 400 млн 2008
Южкузбассуголь 20 500 млн 2008
«ОГК-1» 20 925 млн 2008
ТГК-12 23 400 млн 2008
AiRUnion 20 100 млн 2008
MBC Resources
(Корпорация «Металлы
Восточной Сибири»)
20 400 млн. 2008
Кора 25 150 млн 2008
Кузбассразрезуголь 15 100 млн. 2008
Высочайший 40 200 млн 2008
Топ-книга 20 100 млн 2008–2009
«Сибирский цемент» 20 50 млн. 2008
Белон 20 80 млн 2008

По данным offerings.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ