Какие новые возможности для частных инвесторов таят ценные бумаги «МТС»? Мнение «АТОНа»

Ослабление национальной валюты, падение доходов населения, рост безработицы негативно повлияют на потребление услуг сотовой связи физическими лицами. Однако у сегмента сотовой связи и, в частности, у бумаг «МТС» есть шансы стабильно развиваться в течение всего года.

Ослабление национальной валюты, падение доходов населения, рост безработицы негативно повлияют на потребление услуг сотовой связи физическими лицами. Однако у сегмента сотовой связи и, в частности, у бумаг «МТС» есть шансы стабильно развиваться в течение всего года.

Российский рынок мобильной связи уверенно рос на протяжении последних пяти лет. Это легко объяснимо: спрос на услуги операторов не может не зависеть от состояния экономики страны. Сейчас же, словно следуя примеру промышленных отраслей, сегмент стал немного проседать. В 2009–2010 годах, видимо, произойдет замедление темпов роста сотовых операторов, хотя внутри рынка возможен активный переход от одного к другому. То есть теперь перед компаниями стоит задача не столько привлечения, сколько удержания имеющихся клиентов.

Среди ведущих операторов сотового рынка в нашем материале обратим внимание на ОАО «МТС», акции которого торгуются на ММВБ на уровне 140–150 рублей. Оператор входит в «большую тройку» (наряду с компаниями «ВымпелКом» и «МегаФон») и в полной мере ощущает на себе тенденции телекоммуникационного сектора. Акция постепенно подрастает, однако ряд внешних негативных факторов заставил аналитиков компании «АТОН» пересмотреть целевую цену на конец 2009 года с 410 до 392 рублей за акцию.

Прежде всего объективно слабым моментом для российских операторов сотовой связи (и «МТС» здесь не исключение) является то, что они сильно зависят от колебаний бивалютной корзины. Дело в том что часть затрат российских мобильных компаний номинирована в долларах и евро, и ослабление рубля заставило компании искать новые источники прибыли для поддержания рентабельности на прежних уровнях.

Реальность такова, что на сотовой связи сейчас экономят в последнюю очередь. Мы привыкли однажды выбрать понравившийся тариф и затем общаться, не думая о центах и минутах, и это отражает рост показателя разговорной активности абонентов «МТС» в 2008 году. Однако проведение открытой переиндексации стоимости всех услуг в сторону увеличения в условиях, когда конкуренция достаточно высока, может повлечь за собой потерю доли рынка. Поэтому операторы скорее всего будут выбирать путь косвенного повышения тарифов через предложения гибких тарифных планов.

Гибкий подход к клиентам позволит сотовым операторам сохранить спрос на текущем уровне, поднимая тарифы только по отдельным услугам (например роуминг). Кстати, для сравнения: европейские операторы пошли путем снижения цены звонков, что позволило удержать спрос и уровень APRU на высоком уровне.

Еще одна тенденция, которая явно прослеживается в телекоммуникационном секторе на протяжении последних нескольких лет — это консолидация бизнеса. Сотовые операторы скупают мобильных ритейлеров, делая ставку на монобрендовые сети. Так, «МТС» купили «Телефон.ру» и планируют приобрести «Эльдорадо». По оценкам аналитиков «АТОНа», эти сделки позволят оператору увеличить число клиентов и выручку (но не рентабельность). Кроме того, никто не отменял особое внимание российских сотовых операторов к расширению продуктовой линейки (услуги «Мобильные сотрудники», «Секретарь» и другие).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ