Вице-президент Банка Авангард

Что происходит с тарифами для малого бизнеса?

Малый бизнес пользуется достаточно ограниченным перечнем банковских операций. Поэтому наиболее важными для него являются три вида тарифов: стоимость ведения счета, включая все, что с этим связано – ежемесячная плата, интернет-банк, мобильное приложение; стоимость перевода на счета физлиц и стоимость снятия наличных со счета ИП или физлица.

Если ранее банки могли открывать и вести неограниченное количество счетов при минимальной себестоимости, то сегодня каждый счет, открытый в банке, формирует достаточно существенные издержки. К ним относится реализация программы, в рамках  которой банк ежегодно проверяет и обновляет анкетные данные каждого клиента, контролирует нахождение по фактическому адресу, формирует досье и отвечает на запросы ЦБ. Если соблюдать все требования финмониторинга, то банкам необходимо отслеживать налоговую нагрузку, контролировать наличие характерных для реального бизнеса платежей, анализировать экономический смысл всех операций клиента.

Отдельной строкой в перечне издержек проходит многократно выросший объем запросов, на которые должен оперативно отвечать банк, начиная от налоговых инспекций со всей страны и заканчивая правоохранительными органами в рамках следствия или доследственных действий. Наконец, банк должен инвестировать в современные системы безопасности, включая компьютерную безопасность и системы антифрода (борьбы с мошенническими действиями). Поэтому каждая новая сотня счетов порождает конкретные издержки и действия: от набора дополнительного персонала до затрат на автоматизацию, транспорт, оборудование, технологические процессы.

То, что это – объективная ситуация, подтверждается ростом тарифов за ведение счета во всех банках РФ. Но в последнее время банки часто идут на различные уловки, предлагая «каникулы»,  «стартовые условия», что продиктовано маркетинговой стратегией, и к сожалению, не соответствует реальным издержкам банков.

Часто клиенты пытаются выбирать банк для обслуживания счета путем сравнения тарифов за его ведение. Находят более «дешевые» условия и часто не обращают внимание на то, что предлагающие их банки могут быть недавно созданы, не внедрили и не исполняют вышеописанных процедур, явно минимизируют свои издержки ценой рисков, и ставят задачу срочно набрать клиентов любой ценой. Какие при этом риски несет клиент, и насколько серьезными могут быть последствия, думаю, достаточно понятно.

Другой вариант «борьбы за клиента» – демпинг, ценовые войны, – это свойственно банкам, которые находятся в кризисе и готовы уйти, либо наоборот, пытаются задушить временным демпингом конкурентов, чтобы затем уже диктовать свои условия. Их предложения всегда носят явно краткосрочный характер. Это напоминает акции медицинских центов: пройти обследование бесплатно, сделать бесплатно диспансеризацию, первое посещение – бесплатно. И уж предприниматели-то понимают, что все «бесплатные» услуги, породившие абсолютно реальные и конкретные издержки, будут компенсированы через навязывание лечения и других услуг такого центра, которые будут дороже и компенсируют понесенные издержки. Это достаточно популярный маркетинговый ход.

Одни клиенты выбирают «прозрачные» тарифы, а другие любят, чтобы с ними «поиграли» в акции, спецпредложения и особые условия. Важно, чтобы всем было понятно, что это именно так и никак иначе – либо банк экономит на том, на чем этого делать не следует, либо реализует описанную маркетинговую стратегию.

Если выбирать банк исключительно по цене ведения счета, то анализировать стоит не отдельно взятый тариф, а стоимость обслуживания в банке в целом. Новым является предложение с бесплатными тарифами за все, но с удержанием комиссии с кредитового оборота. Насколько это выгодно каждому отдельному клиенту – нужно считать.

Второй «болезненный» блок комиссий – за перевод на счета физлиц. Ранее эти расчеты использовало не так много клиентов, и они были бесплатными. Кто-то покупал у населения машины, квартиры, кто-то – металлолом. Для расчетов с собственными работниками клиенты банка используют специальный вид переводов – Зарплатные ведомости. Но по отдельным сотрудникам иногда компаниям приходится делать платежи на их счета в своем или чужом банке. Такие переводы были не массовыми и не существенными по сумме. Наиболее активно такими переводами стали пользоваться ИП, переводя на личные счета свою заработную плату.

Но постепенно эти операции стали использоваться для экономии на налогах и как способ безналогового выведения денег из бизнеса. Комиссия за перевод денежных средств в акционерном коммерческом банке Авангард была введена несколько лет назад, фактически – по рекомендации ЦБ, с целью противодействия проведению сомнительных операций. Под ними понимается, например,  практика, когда часть издержек бизнеса или компании переносится на договор с ИП. Такие ИП не имеют сотрудников (а те, что имеют – платят за них все налоги и для оптимизации не используются), платят только 6% со всего оборота, в то время как ООО удерживает с заработной платы своих работников 13% НДФЛ, платит с выручки НДС, налог на прибыль, начисления с зарплаты во внебюджетные фонды.

После уплаты 6% такое ИП переводит все средства на себя же как на физлицо, после чего разбрасывает средства по разным счетам этого же физлица в разных банках, бесплатно (или за минимальную комиссию) снимая их в последующем наличными. Такая схема работы характерна, например, для «бригад», когда работа выполняется группой лиц, но чтобы не платить все «зарплатные» налоги и начисления, выручка направляется на счет одного ИП. И за 6% формируется доход наличными всей бригады.

Это также характерно для «дорогих» специалистов – ведь 6% значительно выгоднее 13% НДФЛ. Поэтому вместо приема такого специалиста в штат и выплаты заработной платы выгоднее заключить договор с ИП «дорогого специалиста».

Но банки вводили и повышали тарифы за такие переводы не сразу. Почти всегда у всех есть некая минимальная сумма, с которой комиссия не взимается. Например, в банке Авангард долгое время это была сумма в 300 000 рублей за 30 дней. Схема льготного налогообложения придумывалась для самозанятых, зарабатывающих в месяц от силы  100 000–300 000 руб. Их фактически эта комиссия не затрагивала. Но с повышением качества администрирования налогов с ООО, ЗАО, ПАО, стала очевидной экономическая выгода использования ИП для расчетов: одно ООО имеет несколько сотрудников и платит налогов в несколько раз более, чем ИП, которое показывает сопоставимую выручку, за которым такое же количество сотрудников стоит, но у которого только 6% налогов со всей выручки. ООО часто начинают терпеть убытки, закрываться, и переводят средства на подставных лиц, выводя их из оборота без налогов.

К октябрю 2018 года изменился размер этой комиссии в абсолютном большинстве банков, включая все системообразующие. Причем  из Банка России все лето поступали сигналы, что данную комиссию крупные игроки планируют поднять. Нам также было важно не упустить момент и не собрать на обслуживание всех, желающих подешевле вывести средства со счета юрлица или ИП на счета физлиц. Если в банке комиссия за подобный перевод окажется ниже рынка, то туда, пользуясь рекомендациями  на порталах, из социальных сетей, хлынут тысячи ИП, заинтересованных в бесплатном или максимально дешевом «выводе средств со счета». А это может привести к негативной реакции ЦБ, вплоть до потери банковской лицензии.

Учитывая ответственность перед своими клиентами, нельзя допускать подобного развития событий. Прежде чем поднять указанную комиссию, мы многократно проанализировали рынок и убедились, что выпадаем из него. Наше решение мы довели до клиентов и, на удивление, спровоцировали серьезное обсуждение на профильных порталах этой проблемы. Традиционно, такие обсуждения часто скатываются к упрекам в адрес банкиров, их «жадности» и т.п. В конце концов дискуссия пришла к констатации факта, что это позиция ЦБ. Но самое удивительное, что в обсуждении даже не упоминались те банки, что подняли комиссию первыми, а разговор обострился не в связи с их действиями…

Справедливости ради, нужно сказать, что банки обязаны анализировать причины потребности в переводе значительных сумм со счета ООО, ИП (то есть средств, обращающихся в бизнесе) на счета ФЛ (то есть на личные счета для личных потребностей). Если на полученную выручку не требуется закупка нового сырья, услуг, а полученный доход заработал один человек, то Авангард, как и другие банки, устанавливает персональные тарифы. Важно, что у нас есть офисы и корпоративные менеджеры, с которыми проблемы можно обсудить, представить документы, получить решение.

К сожалению, часто ИП ведет закупку всего необходимо для бизнеса через счета физлица, а работы выполняет, привлекая сотрудников, но оплачивая их труд без требуемых налогов, из полученных наличных. Это и есть нарушение, но так многие привыкли жить, или «выживать»,  по их собственному выражению…

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ