Шаг в неизвестность: что ждет спутниковое ТВ в 2019?

С января 2019 года правительство РФ прекратит финансирование традиционного аналогового сигнала на федеральном уровне, в результате чего старые телевизоры, не способные принимать цифровой сигнал, замолчат навсегда. Хуже всего придется тем, кто живет в местах, недоступных для цифрового эфирного вещания и не охваченных кабельными провайдерами. Единственным выходом для них останется спутниковое ТВ.

Навар или нагрузка под Новый год

По оценке экспертов Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС), вне зоны доступа цифрового эфирного ТВ живет порядка полумиллиона сибиряков. Охват спутниковых операторов приближается к 100% — некоторое время назад крупнейшие игроки рынка не слишком охотно работали с восточными регионами страны, сейчас ситуация изменилась, и спутниковое вещание можно поймать практически где угодно. А скорое отключение аналогового ТВ может для кого-то сделать этот канал связи с миром единственным.

Влияние аналогового блэкаута на продавцов спутникового оборудования и контента оценивается с диаметрально противоположных точек зрения, от «теперь они озолотятся» до «их заставят работать бесплатно, чтобы не лишать удаленные деревни телезрелищ». Второй вариант не кажется таким уж невероятным, если вспомнить историю программы «Устранение цифрового неравенства» в сельской местности, которая никогда не задумывалась как коммерческий проект. Исполнитель программы «Ростелеком» первоначально вводил для пользователей коллективных точек доступа символическую абонентскую плату — 1,5 рубля в день — либо давал бесплатный доступ на ограниченное количество сайтов (например, «Госуслуги»). Позднее плата была отменена вовсе — оператору выгоднее было давать бесплатную услугу, чем взимать копеечную плату, которая не окупала даже расходов на ее (платы) сбор. Все это не мешало «Ростелекому» оказывать в больших городах те же самые услуги (широкополосный доступ в Интернет) по совсем другим ценам. Может ли аналогичная ситуация повториться с провайдерами спутникового ТВ?

Вполне возможно, что может, если вспомнить результаты встреч представителей власти и спутникового бизнеса на тему блэкаута. В августе на заседании в офисе полпреда президента в СФО Сергея Меняйло представители одного из ведущих операторов спутникового ТВ обещали заморозку цен на оборудование до конца года. В ноябре, как отметил руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов, оператор спутникового ТВ «НТВ+» гарантировал, что 20 основных федеральных каналов для тех мест, где спутнику нет альтернативы, будут передаваться без абонентской платы. «Триколор ТВ», по словам Анатолия Дюбанова, тоже готов присоединиться к соглашению. Того, что операторы могут передумать, абонентам бояться не стоит — несколько назад, как уже писал «Континент Сибирь», они пытались «навариться» на тех пользователях, которые ничего, кроме спутников, не могут смотреть, и эти попытки были пресечены Роскомнадзором и Минкомсвязи. С тех пор политика регуляторов мягче не стала — и тем более не станет после блэкаута.

Абонентской платы не будет, но за оборудование придется заплатить. Средняя цена комплекта «Триколора» или «НТВ+» с учетом доставки, установки, настройки составит около 6 тысяч рублей. Сам комплект оборудования стоит 4,5 тысячи.

Устойчивый тренд или перелом

Большинство экспертов сошлись во мнении в том, что радикального перелома в динамике продаж спутникового оборудования ждать не стоит. «На мой взгляд, динамика продаж спутниковых телеприемников на фоне отключения аналога останется на прежнем уровне, а именно — продажи будут падать, как и раньше, — высказался руководитель отдела закупок розничной сети «Радиотехника» Владимир Синяков. — Те, кто хотел смотреть больше каналов и в лучшем качестве, уже решили для себя этот вопрос, не дожидаясь отключения аналогового вещания. Пострадает та часть населения, которая потребляла сигнал именно такого типа».

Разделяет эту точку зрения и МТС: «Ожидаемое отключение аналогового вещания фактически не оказывает влияния на рынок спутникового ТВ, поскольку в зоне отсутствия цифрового эфирного наземного вещания после отключения аналогового ТВ окажется менее 2% населения, и у многих уже есть спутниковое ТВ», — комментирует директор филиала «МТС-Сибирь» Александр Соловенчук.

Сейчас большинство операторов основное внимание уделяют качественному росту, а не количественному. Например, «Триколор», подводя итоги III квартала 2018 года, отметил, что благодаря программе перевода вещания из формата MPEG-2 в MPEG-4 доля подписчиков HD-качества среди всей абонентской базы составила 82%, и следующий шаг — расширение UltraHD каналов. Другими драйверами оператор называет ОТТ-сервисы (которыми, по данным «Триколора», пользуется порядка трети абонентов) и омниканальность (любое устройство, любой канал связи, причем не обязательно спутниковый).

Главный путь роста — конвергенция

В плане многоканальности операторы спутникового ТВ повторяют путь кабельных провайдеров, которые в свое время поняли, что просто продавать трафик уже недостаточно, и включили в набор услуг и платное ТВ, и много чего еще. Той же дорогой сейчас идут и «спутники», как те, для кого эта услуга изначально была основной (вроде «Триколора»), так и те, кто добавил ее позже (например, МТС).

«Сейчас в более выгодной позиции будут находиться те компании, в ассортименте которых представлено как спутниковое оборудование, так и то, что работает с наземной инфраструктурой. Решив провести себе в дом цифровое телевидение, люди не всегда до конца понимают, какого типа сигнал им потребуется, — рассуждает административный директор розничной сети «Радиотехника» Дмитрий Емелькин. — Некоторые думают, что отсутствие альтернативы спутниковому ТВ может быть только в отдаленных районах и деревнях, но на самом деле это далеко не так. Покупая цифровую приставку в надежде смотреть множество каналов в отличном качестве, жители, например, улицы Подгорной дачного поселка Мочище — между прочим, эта улица получила свое название не просто так — будут разочарованы: в условиях перепада рельефа поймать качественный сигнал не удастся. Для них, несмотря на географическую близость к источнику сигнала, единственно возможным решением проблемы будет установка спутникового ТВ».

Вероятность такого исхода Дмитрий Емелькин называет достаточно высокой, поскольку в большинстве источников информации говорится о просто «цифровом вещании» без уточнения, по какому каналу это вещание будет идти. «Если люди обратились к продавцу, в ассортименте которого представлены только цифровые приставки, они уйдут с пустыми руками, если не учтут заранее, что им нужен именно спутник, — продолжает он. — Ведь приобретенная цифровая приставка им не пригодится, и вернуть такой товар в магазин будет весьма проблематично, поскольку он относится к категории технически сложных».

Стоимость цифровой приставки для приема эфирного вещания начинается от 700 рублей. Возможно, придется докупить еще дециметровую антенну (если ее нет) — это еще 300 рублей. Спутниковое оборудование, в зависимости от поставщика и комплектации, будет стоить от 4 до 7 тысяч.

Сегодня поставщики спутникового ТВ стараются сделать так, чтобы все дороги покупателя привели именно к ним.

«На рынке получили развитие два типа предложения для абонентов, позволяющие смотреть телеканалы «Триколор ТВ» на двух экранах в рамках одной подписки. Клиенты могут использовать спутниковый комплект «сервер + клиент». Или, при наличии приемника с возможностью выхода в Интернет и телевизора на базе Android TV, могут скачать бесплатное приложение «Триколор Онлайн ТВ» и пользоваться ОТТ-сервисами по действующей подписке. В ближайшее время оператор выйдет на новые платформы, в том числе на мобильных устройствах», — прокомментировал директор по связям с общественностью «Триколор ТВ» Павел Стешин.

«Мы видим потенциал развития этого конвергентного направления, поскольку людям сегодня важно иметь доступ к качественному контенту на всех типах экранов, — рассуждает Александр Соловенчук. — Мы запустили пилотный проект «Мобильный Интернет + спутниковое ТВ», он пользуется спросом, и эта практика будет распространяться в ближайшее время на другие регионы».

«МТС демонстрирует высокую динамику подключения новых абонентов за счет привлекательной стоимости подписок на широкий перечень контента, в том числе в HD- и UHD-качестве, низкой стоимости спутникового оборудования и наличия дополнительных возможностей в рамках группы МТС: привлекательная цена конвергентных продуктов МТС, включая объединенные мобильные, фиксированные сервисы и услуги спутникового ТВ, возможность получения скидки на мобильную связь в виде кешбэка от оплаты услуг спутникового ТВ, доступности сервисных центров по всей стране», — продолжает он.

Рост или падение

Основной причиной «угасания» рынка спутникового ТВ Владимир Синяков назвал набирающие популярность «умные» устройства, в частности, цифровые приставки, не привязанные к оператору и каналу связи. В итоге все может привести либо к тому, что «спутником» будут пользоваться только те, у кого нет выбора, либо смену стратегии. МТС (да и не только они) выбрали второй вариант, и результатом, по словам Александра Соловенчука, стало то, что спутниковое ТВ МТС демонстрирует уверенный рост абонентской базы на фоне стагнации рынка платного ТВ.

За 2017 год, по данным МТС, число потребителей спутникового ТВ из Новосибирской области выросло в пять раз и основной прирост (не в процентах, а в числе подключений) пришелся на Новосибирск. В III квартале число абонентов спутникового ТВ в регионах Сибири выросло в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом год назад. В целом по Сибири по итогам 9 месяцев продажи спутникового ТВ от МТС выросли на 60% по сравнению с началом года. И на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ