Малый бизнес просыпается, или Что общего у банков и мобильных операторов

Среди всех сегментов банковских клиентов дольше всех из депрессии после 2014 года выбирался малый и средний бизнес. Однако в последний месяц перед сентябрьским заседанием совета директоров Банка России, где будет решаться вопрос изменения ключевой ставки, ряд банков обновил свои программы кредитования МСБ. Означает ли это, что сегмент оживает, несмотря на то что стоимость заемных денег после 14 сентября может возрасти? Что по этому поводу думают новосибирские банкиры?

Одной из недавних тенденций на рынке корпоративного кредитования эксперты, опрошенные «Континентом Сибирь», назвали то, что основным кредитующимся сегментом во всех сферах стали те, у кого уже есть кредитная история. То есть сложилась ситуация, типичная для насыщенных рынков — например, услуг мобильной связи, — где новых клиентов взять неоткуда, поэтому участники переманивают к себе чужих и не дают переманить своих. «В сегменте малого и среднего бизнеса набирают популярность продукты рефинансирования, и банк их активно развивает: предоставляет кредиты на погашение кредитов в других банках клиентам, которые хотят снизить свою процентную ставку или увеличить срок кредита, снизить ежемесячную платежную нагрузку», — подтверждает эту тенденцию управляющий банковским бизнесом группы «Открытие» в Новосибирской области Ирина Демчук.

Что может заставить клиента сменить банк? «Чаще всего заемщикам необходимо дополнительное финансирование либо рефинансирование текущих обязательств с приращением кредитного портфеля. Зачастую складывается ситуация, в которой текущий банк-кредитор ограничивает размер кредитного риска заемщика и не готов рассматривать вопрос о наращивании кредитного портфеля без существенных положительных изменений в бизнесе клиента, — говорит директор банковского центра «Сибирский» Банка «Зенит» Ольга Маутер. — Еще один повод для смены кредитной организации — некомфортные условия для бизнеса, которые устанавливает банк-кредитор для заемщика в качестве жестких условий (ковенант) на период кредитования. На момент получения банковского финансирования большинство заемщиков соглашаются на установление таких ковенант, но с течением времени могут возникнуть трудности в их исполнении, что также становится поводом для обращения в другой банк. В таком случае заемщик начинает рассматривать возможность получения кредита в другом банке. Так и происходит постоянный переток клиентов между банками-кредиторами».

В этой ситуации у некредитных сервисов, о которых «КС» писал не так давно, появляется еще одна роль — средство удержания клиентской базы. Если клиент, будь то частное лицо или владелец бизнеса, получает в банке одну услугу, и она его в какой-то момент не устраивает, он уйдет, перекредитовавшись в другом банке. Если же таких услуг десять, из которых пять «плохих», три «средних» и две «хороших», шансов на то, что он продолжит работать с тем же банком, будет больше. Но на одном количестве предоставляемых услуг банк все равно «выехать» не сможет: «Первое место среди некредитных услуг, оказываемых банком, занимает уровень сервиса расчетно-кассового обслуживания, — приводит пример Ольга Маутер. — Если клиента не устраивает РКО, то вероятность его обращения за другими услугами существенно снижается».

Впрочем, это не отменяет того, что смещение внимания банкиров с чисто кредитных услуг на смешанные обусловлено падением маржи в последние годы, ростом рисков и снижением спроса на кредитование, которые в МСБ сегменте проявились наиболее явно. «Акцент на развитии транзакционного бизнеса — едва ли не главный тренд в корпоративном бизнесе банков, — продолжает Ирина Демчук. — Кредиты перестали быть главным продуктом в линейке предположений банков для бизнеса, на первое место вышли продукты для обеспечения расчетов, размещения временно свободных средств, эффективного управления оборотными средствами клиентов, оптимизации их денежных потоков. Востребованными стали нефинансовые решения, которые, как правило, включают РКО и аутсорсинг бухгалтерии, юридические услуги, контекстное продвижение, создание витрины интернет-магазина и так далее».

Где взять новых клиентов?

В отличие от фрилансеров, самозанятых и прочих микробизнесменов, численность и финансовое состояние которых достаточно гибкие, а работа с ними с точки зрения банков достаточно проста, клиентская база среди того, что принято называть малым и средним бизнесом, довольно стабильна. Сейчас новых предприятий в сегменте МСБ открывается немного — и чаще всего новые игроки приходят либо на замену выбывшим, либо по факту ими же и являются, но уже под новым юрлицом. Либо, в крайнем случае, как новое подразделение какого-нибудь растущего бизнеса. «Текущая экономическая ситуация не располагает к взрывному росту числа клиентов среди МСБ — констатирует Ирина Демчук. — Поэтому привлечь нового для себя клиента банки могут только в конкурентной борьбе — за счет предложения более интересных условий клиентам других банков. Причем за счет не только прайсинга, но и качественного сервиса, удобных продуктов, надежности самой кредитной организации».

Глава новосибирского «Открытия» отмечает также тот фактор, что определенный встречный импульс есть и с клиентской стороны. Политика ЦБ, направленная на ужесточение требований к финансовому мониторингу, вынуждает юридических лиц диверсифицировать свои финансовые портфели. Поэтому сегодня даже у небольшой компании может быть два-три расчетных счета в разных банках. Кредиты также диверсифицируются в зависимости от имеющихся на рынке предложений.

На что МСБ берет деньги?

Сейчас ключевая ставка Банка России находится на достаточно низком уровне и держится на нем уже полгода, однако осенью-зимой, как следует из заявления главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, ставка может снова подрасти — или нет. Но снижаться она вряд ли будет в ближайшее время. Конечно, это повлияет и на цену кредитов, и на поведение заемщиков. На что малые предприниматели сегодня чаще всего тратят заемные деньги?

В период спада 2–3 года назад главным целевым назначением кредитных денег для бизнеса было пополнение оборотных средств. Мало кто в те годы рисковал инвестировать в «длинные» проекты. «Девальвация рубля и ее вероятные последствия вынуждают предпринимателей пересматривать и удешевлять свои кредитные портфели, откладывая до лучших времен долгосрочные и финансово емкие проекты по модернизации или приобретению новых активов, — отмечает Ирина Демчук. — Безусловно, на рынке есть устойчиво работающие компании, есть проекты, которые экономически целесообразно реализовать даже в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры, но в целом инвестиционная активность замедляется, рост доли инвестпроектов в кредитных портфелях банков приостанавливается. Чаще банковское финансирование запрашивается на реализацию тех инвестпроектов, в которые бизнес уже вошел, и выход может оказаться дороже продолжения».

«Новосибирскому предпринимательству по-прежнему интересны инвестпроекты, – делает вывод руководитель департамента корпоративной сети — старший вице-президент банка ВТБ Руслан Еременко. – Например, в портфеле среднего бизнеса на текущий момент 40% приходится на инвестиционное финансирование, остальные – на кредитование хозяйственной деятельности предприятий. В текущем году мы реализовали несколько крупных сделок, в том числе в рамках программ господдержки».

По оценке банка «Зенит», с 2016 года в сегменте МСБ доля «длинных» займов на инвестиционные цели в денежном исчислении растет, но доля «коротких» кредитов на пополнение оборотных средств по-прежнему превышает 50%. «Рынок долгосрочного финансирования очень чувствителен к изменению общей экономической ситуации — бизнес не готов рассматривать долгосрочные обязательства на фоне негативных изменений в экономике либо на пике экономических кризисов, — констатирует Ольга Маутер. — По мере стабилизации российской экономики и национальной валюты начинает прослеживаться увеличение запросов на финансирование потребностей, связанных с расширением текущего бизнеса, инвестированием в основные фонды».

По словам директора управления продаж малому бизнесу Сибирского банка ПАО Сбербанк Натальи Левченко, основная доля выдаваемых представителям малого бизнеса кредитов – 44% от объема кредитного портфеля – идет на пополнение оборотных средств.

Еще одну особенность в кредитовании малого бизнеса отметил региональный руководитель по малому бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Максим Куракулов. «Цели почти всегда смешанные. Ведь что такое расширение, например, в торговле — это приобретение торгового оборудования и пополнение товарных запасов на новых площадях. Большая часть кредитных ресурсов привлекается для пополнения оборотных средств. Есть еще важный момент, который нужно учитывать при кредитовании малого бизнеса. Это реально небольшой бизнес, где кошелек собственника смешан с его же бизнес-кошельком. Что часто происходит: собственник покупает своим детям квартиру или себе машину, и деньги он берет из своего бизнеса. А потом обращается за кредитом на пополнение оборотных средств. Реально банк профинансировал личные нужды, номинально — пополнение оборотных средств».

Господдержка — реанимация или инкубатор для роста

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства запустилась как раз тогда, когда ставки по кредитам находились в точке максимума — на рубеже 2014–2015 годов. Тогда возможность получить средства под 9,8% (при ключевой ставке в 17%) для многих предприятий стала спасением. Сейчас, когда рыночные ставки по кредитам отличаются от льготных намного меньше, чем три года назад, основная функция господдержки изменилась. «Участие Корпорации МСП, региональных гарантийных фондов, других институтов господдержки играет существенную роль в повышении доступности долгосрочного банковского фондирования для бизнеса, — говорит Ирина Демчук. — Малые и средние компании могут адресно получать льготные кредиты для создания и развития производств с прибавленной стоимостью и новыми рабочими местами, а банки за счет включения гарантийных механизмов государства — кредитовать предпринимательский сегмент более активно».

«В нынешней ситуации нельзя говорить о широком использовании господдержки в кредитовании МСБ, — высказывается Ольга Маутер. — Среди основных сдерживающих факторов — высокие требования к официальной финансовой отчетности заемщиков, продолжительный срок рассмотрения и утверждения кредитных заявок, высокий процент отказов в получении государственной поддержки по итогам комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности потенциальных заемщиков. В ближайшее время стоит ожидать смягчения условий по программам господдержки кредитования МСБ. В аккредитованных банках-партнерах уже начали работать упрощенные механизмы получения решений по предоставлению таких программ».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Кангро, исполнительный директор МКК Фонд микрофинансирования Новосибирской области:

— Микрокредитная компания Фонд микрофинансирования НСО находится в постоянном контакте с эффективными предпринимателями, способными использовать заемные средства на развитие своего бизнеса. К сожалению, имеют место случаи направления заемных средств некоторыми предпринимателями на «латание дыр», на оплату долгов и т. п., т. е. на цели, далекие от развития бизнеса.

За первое полугодие 2018 года Фондом выдано 203 займа на сумму 273 млн рублей, или 103,5% к аналогичному периоду 2017 года. Из массива займов первого полугодия 35% составляют займы для субъектов оптовой и розничной торговли, 23% — обрабатывающие производства, 11% — строительство, 13% — сельское хозяйство.

Популярная тема финансовой доступности и финансовой грамотности никуда не делась. С одной стороны, на рынке появились продукты под 5% годовых в Россельхозбанке, под 6,5% годовых в МСП Банке, под 9,5%, 10,5% и т. д. Да, бизнесу при этом надо соответствовать предъявленным требованиям в части финансовых результатов, обеспечения займов качественным залогом, прозрачной деятельности.

К сожалению, далеко не все предприниматели могут это показать. Еще достаточно много мутного непрозрачного бизнеса, предпринимателей, имеющих проблемы с Бюро кредитных историй, судебными приставами, с серьезными проблемами в части финансовой грамотности.

Перспективы развития Фонда направлены на увеличение объемов микрофинансирования. В 2018 году Фонд докапитализирован на 60 млн рублей, что позволяет надеяться на результат по итогам 2018 года в размере 400 займов на сумму около 400 млн рублей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александра Сак, управляющий ПАО АКБ «АВАНГАРД» в Новосибирске:

— Вопрос кредитования малого и среднего бизнеса никогда не теряет актуальности. Если говорить о новых тенденциях, то сейчас основным заказчиком работ и услуг малого бизнеса становится не население, а крупные и государственные учреждения и корпорации. Отношения с ними строятся в рамках законодательства, регулирующего проведение всевозможных тендеров и конкурсов. Для участия в них требуются экспресс-гарантии на участие в тендере, гарантии исполнения контракта, оборотные средства на проведение работ. Поэтому мы стремимся к формированию такого набора услуг.   Сегодня банк «Авангард» предлагает ряд продуктов, которые обслуживаются преимущественно дистанционно, с минимальным пакетом документов: интернет-овердрафт,  кредит на выплату заработной платы. Ставки по этим продуктам ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ. В ближайших планах — внедрение электронных гарантий и экспресс-гарантий, оформляемых через интернет-банк в короткие сроки.

Что касается других кредитных программ, в том числе долгосрочных, то для ответственного банка это высокие риски. Поэтому при рассмотрении заявки клиентов мы не отказываемся от обеспечения и не упрощаем процедуру, поскольку риски, связанные с кредитованием, требуют контроля и проработки.

Реклама

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ