«Власть должна стимулировать не только деловой туризм»

Интерес к гостиничному бизнесу в Сибири проявляет все больше инвесторов, и речь идет далеко не только о Новосибирске. За последние несколько лет заметно преобразился отельный бизнес в Красноярске. В город пришли крупные международные сети Hilton, Ibis, Novotel. В интервью «КС» исполнительный директор Сибирской ассоциации гостеприимства (г. Красноярск) ИРИНА МАКСИМОВА рассказала о сегодняшней ситуации на рынке, маржинальности бизнеса, последних законодательных инициативах в отрасли и о том, насколько отели готовы к грядущей Универсиаде-2019.

— Ирина, какую общую оценку можно дать отельному бизнесу в Красноярске? Как много здесь сегодня игроков? Насколько велик уровень конкуренции?

— В Красноярске сейчас достаточно высокий уровень конкуренции. Всего в городе работает более 100 гостиниц, однако уровень у них очень разный. Полноценных объектов на 100 и более номеров всего около десятка, а с количеством номеров от 50 до 100 — всего 9. Для города-миллионника это немного. Достаточно много в городе мини-отелей, гостиниц в квартирах. Последние сейчас стремятся легализоваться, а значит, уровень хаотичности, которая раньше присутствовала на нашем рынке, постепенно снижается. Такие гостиницы теперь выкупают помещения этажами, делают стойку регистрации, бронирование, уборку номеров.

Ситуацию на рынке также заметно изменил относительно недавний приход в Красноярск крупных российских сетей, таких как «Амакс», и международных: Hilton, Ibis, Novotel. Конечно, местным отельерам это немного усложнило жизнь. Эти компании принесли другой уровень обслуживания и, что наиболее важно, — международные стандарты. У них есть свои программы лояльности, система бронирования, действующая по всему миру. В качестве примера приведу мероприятия, которые организует наша ассоциация: форум гостеприимства и форум хлебопечения. Раньше всех гостей мы селили в гостинице «Сибирь», которая находится практически в месте проведения этих мероприятий. Но сейчас приезжающие зарубежные деловые туристы, французы, немцы, итальянцы чаще расселяются в Hilton или Ibis просто потому, что имеют с ними корпоративные договоры.

— Велика ли маржинальность этого бизнеса сегодня? Какой срок окупаемости закладывается при строительстве новых гостиниц в Красноярске? Известно, что в соседнем Новосибирске в отель Marriott было вложено 1,3 млрд рублей, а заложенные сроки окупаемости — не менее 20 лет. На некоторые проекты можно встретить и более продолжительные сроки возврата инвестиций — даже 50 лет. Возможно ли такое в Красноярске?

— На текущий момент говорить о таких масштабных проектах рано. 50 лет — это солидный срок, но Новосибирск имеет и больше население, и гораздо больше гостей. Сегодня Новосибирск для туристов, безусловно, заметно более востребован, чем Красноярск. Даже из Красноярска нередко ездят в Новосибирск с туристическими целями, а вот обратного процесса пока не наблюдается. В целом маржинальность этого бизнеса зависит главным образом от среднегодовой загрузки номеров. В Красноярске она на сегодня составляет около 40%. В некоторые периоды она может составлять 20% или еще меньше. Провальными считаются январь и почти все лето. Бывают периоды, когда она достигает 80%, но, как правило, это приходится на время проведения Красноярского экономического форума, пока более масштабных проектов в Красноярске не наблюдается. В это время к нам специально обращаются крупные предприятия и краевые министерства, принимающие делегации, с просьбами о расселении участников. Таким образом, 90% всего туристического потока в Красноярск составляют деловые визиты. Отрасль возлагает большую надежду на Универсиаду-2019. И речь идет не столько о тех 12 днях, когда будут идти соревнования, а о том, что мероприятие оставит свое наследие, и туристы начнут активнее к нам приезжать.

— Насколько достойно смотрится отельный бизнес в Красноярске в сравнении с общероссийским и общесибирским уровнем, с регионами-соседями?

— Нельзя сказать, что по уровню мы проигрываем соседям, например, новосибирцам или даже москвичам. В Красноярске имеются гостиницы разного уровня, в том числе четырехзвездные, очень комфортабельные, с высоким уровнем обслуживания. Сама я достаточно много путешествую, по делам нередко останавливаюсь в Москве, Новосибирске, с семьей часто бываем на Горном Алтае, в Алтайском крае, в Иркутской области, и могу сравнить уровень сервиса. На мой взгляд, гостиничный бизнес в Красноярске ничуть не проигрывает соседям по комфорту, сервису и уровню обслуживания.

— Кто сегодня основные потребители гостиничных услуг: туристы, деловые люди, спортсмены? Как их поток менялся в последние годы? Есть ли тенденция, что их количество будет расти, или же стоит ожидать спада?

— Мы уже говорили о том, что деловой туризм является сегодня основным. Министерство культуры Красноярского края сейчас работает над созданием и развитием новых туристских маршрутов и программ, во многих проектах наша ассоциация принимает посильное участие. Пока эта работа в начале пути, но хорошо, что она хотя бы началась. Например, пят лет назад этому еще не уделялось никакого внимания. Сегодня в Красноярске действуют туристские информационные центры, создан сайт welcomekrsk, туристско-информационный интернет-портал Красноярского края Visitsiberia. Как Ассоциация мы сотрудничаем с ними по их гастрономическому наполнению, размещаем информацию о нашей сибирской/енисейской кухне, представляем рестораны, где турист может попробовать блюда из местных продуктов и познакомиться с нашей региональной кухней. Нами разработан бренд «Традиции енисейской кухни». У многих туристов пользуется любовью и популярностью наш заповедник Столбы, особенно он привлекает молодежную категорию туристов. В целом развитие внутреннего и въездного туризма в городе и крае понемногу набирает темпы, подтверждением чему является развитие хостелов и мини-отелей в Красноярске. Эта категория малых средств размещения с бюджетным проживанием интересна самым мобильным нашим гражданам, молодежи, студентам, молодым семьям с детьми, кто прибывает с туристическими целями в Красноярск. Отдельная тема — Шушенское. Здесь противоположная проблема: в городе действует замечательный музей — усадьба «Шушенское» с несколькими десятками экскурсионных программ, столетней историей, своими сложившимися традициями, проводится крупнейший международный фестиваль «Мир Сибири», но на весь город действует только одна гостиница советского периода. Остальное расселение гостей во время фестиваля происходит в так называемых, «гостиницах в квартирах» и советской постройки базах и домах отдыха.

— В 2019 году в Красноярске должна пройти Универсиада. Насколько, по вашей оценке, город готов к этому мероприятию с точки зрения номерного фонда и уровня гостиниц? И насколько востребованными будут построенные к этой дате номера по окончании соревнования?

— В Красноярске не строились гостиницы конкретно под это мероприятие, если не считать студенческих общежитий Деревни Универсиады. А из коллективных средств размещения до Универсиады должен быть запущен апарт-отель, один из самых современных в Сибири, однако он был запланирован давно, без привязки к соревнованиям. По имеющимся гостиницам уже принят план расселения, с учетом того, что в город приедут не только спортсмены, но и судейские бригады, служба безопасности, медработники, волонтеры. Здесь проблем возникнуть не должно. Другой вопрос касается гостей и болельщиков. Пока никто точно не знает, сколько их приедет в Красноярск: может быть, 5 тысяч человек, а может, 50 тысяч. Скорее всего, для их расселения будут использоваться хостелы, мини-отели и просто сдаваемое в аренду жилье. Еще 2 года назад мы обсуждали с организаторами, что необходимо создать резервный фонд жилья, чтобы жители города могли сами сдавать площади приезжим. В целом для отельного бизнеса это очень важное мероприятие. От того, насколько качественно мы примем гостей, будет зависеть, захотят ли они вернуться в город в дальнейшем. Если мы себя хорошо зарекомендуем, занятость номеров впоследствии у нас будет далеко не 40%.

— Законодатели систематически поднимают вопрос об ограничении или запрете хостелов и гостиниц в квартирах. Насколько такие виды бизнеса распространены в Красноярске, насколько они опасны для гостиничного бизнеса и насколько актуален вопрос ограничения их деятельности для этого города?

— Я уже говорила о том, что такой бизнес постепенно легализуется и старается соответствовать все более ужесточающимся требованиям. Сейчас по законодательству они должны располагаться либо на первом этаже, либо так, чтобы под ними не было квартир. Необходимо также перевести помещение в нежилое, а сделать это очень непросто, для этого необходимо 100-процентное согласие собственников всего дома. Кроме того, такой гостинице необходим отдельный вход, а это стоит почти 1 млн рублей, а если на 2–3-м этаже, то еще дороже. Тем не менее этот бизнес с хостелами и мини-отелями развивается, и от этого никуда не уйти. Бюджетное жилье постоянно востребовано, и больше, чем дорогое, а значит, они будут работать. Поэтому на уровне российского законодательства предпринимаются шаги для упорядочивания их работы. Только за 2015 год вышло два новых ГОСТа — для хостелов и для мини-гостиниц. В апреле 2017 года принято постановление об обязательном наличии антитеррористического паспорта в каждой гостинице. В то же время, возможно, проблема взаимоотношений таких заведений с жителями не так велика, как нам кажется. Ведь на самом деле массовых жалоб и заявлений от жителей нет. Знаю, что в Москве проводился соцопрос среди жителей домов центра города, где в жилом фонде располагается максимальное количество мини-отелей. Людей спрашивали, насколько они обеспокоены, что рядом с ними расположен такой бизнес. И оказалось, что 90% респондентов даже не знали, что такие отели рядом есть. А это значит, что их нахождение там не так уж и критично.

Сегодня Новосибирск для туристов, безусловно, заметно более востребован, чем Красноярск

— В Красноярск недавно зашли российские и международные сетевые бренды — Amaks, Hilton, Ibis, Novotel. Насколько существенную долю рынка им удалось заполучить и стоит ли ожидать дальнейшего сокращения роли местных игроков на рынке?

— Появление отелей, соответствующих международному уровню сервиса, — это серьезный стимул для развития регионального туризма. Они задают тон развитию местного отельного рынка, мотивируют и местных игроков к развитию сервиса, улучшению комфортности номеров, повышению качества услуг. Но и крупным сетям приходится серьезно бороться за гостя с местными гостиницами. Уровень загрузки номеров примерно одинаковый, а какого-то эксклюзива международные сети не предоставляют. Иностранные туристы часто выбирают международные бренды, потому что те имеют международные проверенные стандарты, которым туристы доверяют, и отлаженную систему бронирования. Уровень обслуживания наших гостиниц нередко не соответствует заявленной категории. Постоялец, например, выбирает 4 звезды, а уровень, как в 3-звездночном. Чтобы исключить такие случаи, операторы гостиничного бизнеса должны говорить на одном языке, не обманывать потребителя. Для этого и происходит сегодня процесс классификации отелей. Главная его цель — оправдать ожидания потребителя при выборе определенной звезды отеля, чтобы гость мог рассчитывать, что гостиница 4 звезды в Санкт-Петербурге, в Москве или в Красноярске будет соответствовать одним стандартам.

А это значит, что конкурентоспособность нашего бизнеса вырастет, и ориентироваться на стандарты международных гостиниц клиентам будет уже не обязательно. В целом, конечно, местным игрокам бороться с крупными сетями непросто, но я уверена, что и у небольших игроков будущее есть. Для этого им придется вкладываться в повышение комфортности и качества сервиса, и это уже происходит. Все местные гостиницы сегодня стараются подтвердить (если она когда-то была, конечно) или повысить звездность. Те, кто имел три звезды, пытаются классифицироваться как 4-звездочные. Что касается новых игроков, то уже около 10 лет идут разговоры о возможном приходе в город отеля сети Marriott (его строительством занимается ГК «Крепость» известного красноярского бизнесмена Александра Кангуна. — «КС»). Ожидалось, что гостиница под этим брендом может запуститься хотя бы в преддверии Универсиады, и даже были планы разместить в ней «семью FISU», но, как видим, этого так и не произошло. Думаю, рано или поздно это случится, потому что Красноярску нужна хотя бы одна пятизвездочная гостиница. Вполне допускаю приход и других игроков. Это стало актуальным после того, как число жителей Красноярска достигло 1 млн. Как только город получает статус миллионника, он сразу попадает в планы перспективного развития многих российских и международных компаний.

— В начале года Госдума приняла закон о классификации гостиниц и поэтапном вводе системы оценки «звездности». Насколько целесообразна эта инициатива? Потребует ли она от игроков каких-то дополнительных затрат и усилий?

— Классификация необходима для развития внутреннего и внешнего туризма, потому что гостиничные услуги начнут оправдывать ожидания гостей. Сама по себе классификация стоит немного, от 15 до 200 тыс. рублей за саму процедуру. Но в доведение гостиницы до нужного уровня надо вкладывать больше, речь идет о миллионах рублей. Нельзя сказать, что кто-то находится в более выгодном положении, потому что затраты, как правило, пропорциональны размеру гостиницы. Насколько я знаю, на 5-звездочный стандарт у нас не заявился никто, а на 4-звездочный — практически все, кто имеет от 100 номеров, кроме «Амакса». С 2020 года классифицироваться будут и мелкие отели, имеющие меньше 15 номеров, включая даже гостиницы при монастырях. Но я не думаю, что эти затраты сильно отразятся на ценах на услуги. Рынок диктует свои условия. Более низкое ценовое предложение — это конкурентное преимущество, которое предприниматели вряд ли захотят терять. Всеобщая классификация преследует цель заставить гостиничный бизнес выйти из тени, заставить его «легализоваться». Получая звезды, отель попадает в реестр Ростуризма и реестр классифицированных гостиниц. Поэтому этот процесс поможет развитию честной конкуренции.

— Есть ли у вас понимание, как можно улучшить ситуацию на местном гостиничном рынке? Принятие каких законов и правил, изменение каких систем и практик было бы полезно?

— До 2012 года законодатели практически не обращали внимания на наш рынок, но потом ситуация стала меняться. Думаю, это связано с проведением в РФ международных массовых спортивных событий, саммитов, экономических форумов. В 2015 году появился долгожданный ГОСТ с требованиями к хостелам, в том же году приняты новые «Правила оказания гостиничных услуг». В 2017 году утверждены оформление паспорта антитеррористической безопасности, закон об обязательной классификации, а приказ, который регламентирует ее проведение, принят еще в 2014 году, т. е. предпринимателям дали период на добровольное оформление «звезд». Обновлены многие устаревшие документы. Все это идет в первую очередь на благо гостей и цивилизованного развития бизнеса. Каких-то актов, которые можно было бы назвать излишними или усложнившими жизнь бизнеса, я назвать не могу. Гостиничный бизнес должен гарантировать гостю самое главное — безопасность. Что касается новых законодательных инициатив, то нам сегодня требуются не столько документы, касающиеся регулирования гостиничного бизнеса, сколько те, которые будут стимулировать привлечение туристов. Это станет большим вкладом в развитие отрасли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ