Владимир Городецкий: «Наши проекты — одни из самых крупных в России»

Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий побывал в редакции «КС» и рассказал об итогах 2016 года и планах на 2017, а также ответил на наиболее актуальные вопросы регионального развития.

«Этот год был успешен»

— Оцените, пожалуйста, итоги 2016 года для Новосибирской области.

— Есть все основания дать оценку году как успешному с точки зрения выполнения тех задач, которые были поставлены. Кстати, мы вышли на опережающий регламент оценки результатов: в этот раз уже в декабре провели расширенное заседание правительства, где подвели итоги ушедшего года и обозначили задачи на будущий. Причем акцент делали на механизмах реализации этих задач. Сейчас проходят круглые столы с привлечением общественности и экспертов. А 20 февраля состоится областной актив, посвященный стратегии развития экономики области.

— Могли бы вы выделить наиболее успешные экономические показатели?

— Разумеется, не все было идеально, но в рамках тех экономических условий и сдерживающих факторов, в которых мы работали, очень важно, что мы не остановились в развитии. Это главный показатель объективный оценки. Это принципиально важно.

За всю историю нашей области мы достигли рекордного объема валового регионального продукта: перевалили за триллион рублей. По этому признаку мы находимся в двадцатке регионов России — это хороший уровень. Но, тем не менее, остается неудовлетворенность в том, что по показателю ВРП на душу населения мы пока гораздо ниже.

Мы успешно закончили 2016 год по выполнению бюджета: с перевыполнением около 3%. В первое полугодие было трудно. Но потом изменилась ситуация в финансовом секторе, прежде всего, в банковских структурах. И в ноябре нам удалось внести изменения и закрыть кредиторские задолженности по многим направлениям.

— Какие отрасли экономики продемонстрировали рост?

— АПК неплохо сработал — и по зерну, и по животноводству приросли. Учитывая, что в среднем по Сибири, например, поголовье крупного рогатого скота уменьшается. А у нас оно увеличилось больше чем на две тысячи.

У нас позитивный индекс промышленного производства. В целом по России присутствует падение, а у нас рост около 1% относительно прошлого года. Причем в некоторых сегментах показатели очень хорошие. Например, перерабатывающая промышленность показала 9%. В производстве импортозамещающих товаров с выходом на экспорт (например, по горно-шахтному оборудованию) — рост 2,9%.

Владимир Городецкий

— На что еще вы бы обратили внимание?

— Главная позитивная тенденция 2016 года в том, что сделаны заделы по многим направлениям. Появились перспективы развития новых точек роста экономики. Это, в первую очередь, касается разработки и начала реализации программы реиндустриализации экономики. Поверьте, это не какие-то пафосные слова, якобы все благополучие только в реиндустриализации. Нет. Самое главное, что эта программа — один из практических механизмов роста экономики Новосибирской области. Поэтому важно, что мы за четыре месяца сумели эту программу довести до одобрения федеральных органов власти. Вы помните приезд Дмитрия Медведева на «Технопром». В итоге вышло распоряжение правительства о создании межведомственной комиссии по сопровождению программы. Прошло уже два заседания, где было рассмотрено пять наших проектов. Три из них одобрены на федеральном уровне. А главное, что по двум мы уже получили финансовую поддержку: 300 млн руб. на «Создание масштабируемого промышленного производства одностенных нанотрубок и наномодификаторов на их основе» и 140 млн руб. на промышленный Технопарк. Очередное заседание комиссии состоится на форуме в Сочи, там мы будем презентовать еще три проекта.

— Как вы решаете, какие именно инициативы презентовать?

— Ну, во первых, что такое программа реиндустриализации? Это прежде всего девять флагманских проектов. Из них четыре уже рассмотрены. Выбраны еще три, которые не были в составе флагманских, а просто в числе проектов программы. Когда принимали решение, что внести на рассмотрение межведомственной комиссии, мы оценивали, насколько проекты адаптированы, насколько они подготовлены к реализации, возможно ли получить федеральную поддержку для них. За этими проектами стоят компании, которые готовы их сопровождать и добиваться результатов. Но ни в коем случае никакие проекты не отменяются.

«Мы работаем над совершенно новыми подходами»

— Какие еще планы Новосибирской области вы бы хотели отметить?

— Мы понимаем, что обеспечить развитие региона за счет одного лишь бюджета невозможно. Поэтому одно из направлений, которое, бесспорно, поможет поддержать рост, — это концессия, государственно-частное партнерство. Мы работали над освоением новых подходов, которым нас не учили никогда: ни в институте, ни где-то еще. Это совершенно новые подходы. Но жизнь сегодня ставит задачи и мы должны их решать.

Большой путь мы прошли по проекту концессионного соглашения по строительству четвертого моста через Обь. Все дебаты по поводу того, надо мост или не надо, вдоль его строить или поперек, — уже ушли. Финансово-экономическая модель доработана до максимально оптимального уровня и, по предварительной информации, сегодня наш проект находится первым среди тех, которые будут предложены на выделение государственного гранта. Уже в начале февраля должны быть выбраны заявки, которым дадут субсидию. Это принципиально важно — получить 70% сметной стоимости за счет федерального бюджета.

Вообще, наши проекты государственно-частного партнерства — одни из самых крупных в России.

— А как продвигается реализация других крупных проектов ГЧП? Заявлялось еще, как минимум, два.

— Я надеюсь, уже в первом квартале мы окончательно определимся по модели конкурса на концессионное соглашение по строительству семи поликлиник. Тут принципиально важно правильно выбрать оптимальную финансово-экономическую модель. Сейчас действует рабочая группа на базе Агентства инвестиционного развития, совместно с депутатским корпусом. Она дорабатывает модель, которую мы получили от финансового консультанта.
И, наконец, мы должны обеспечить выполнение федерального закона о мусоропереработке. Это касается концессии по поводу строительства двух мусоросортировочных заводов. Я считаю, что мы практически готовы к реализации этого проекта.

— Планируются какие-то публичные обсуждения?

— А что тут обсуждать — надо ли соблюдать федеральный закон? Можно сколько угодно повторять, что возможно построить то же самое дешевле. Но ведь был открытый конкурс. Если кто-то хочет построить дешевле, то почему не участвовал в конкурсе? И ведь надо не просто сделать, а в соответствии с необходимыми параметрами и требуемым качеством.

Мы должны выполнить требования очень сложного федерального закона по переходу на новую систему: это совершенно новые подходы мусоросбора, сортировки, утилизации…

Владимир Городецкий

Непопулярное решение

— Если говорить о наиболее сложных решениях, текущих проблемах региона, то что бы вы назвали в первую очередь?

— В результате экономических успехов, о которых я говорил, и социально-политическая обстановка в области была стабильной в течение всего года. Но, в то же время, есть и проблемные моменты. Это и расселение ветхого и аварийного жилья, и обеспечение жильем детей-сирот. Результаты капитального ремонта в 2016 году неплохие, но я не в полной мере удовлетворен, потому что не все средства осваиваются вовремя.

В конце 2016 года пришлось принимать очень непопулярное решение по вопросу тарифного регулирования. Я убежден, что повышение тарифов — это был правильный экономический выбор. Это необходимо, чтобы надежность коммунальной инженерной инфраструктуры была на нужном уровне. Этот приростной тариф будет до копейки направлен не на какие-то дивиденды дополнительные, не на премии, а только на модернизацию инфраструктуры, то есть систем отопления, водоснабжения и водоотведения. Причем это будет делаться под общественным контролем. В связи с этим мы организовали подписание специального соглашения между Горводоканалом, СИБЭКО, тарифным регулятором и мэрией города.

Хотя я, как практик, понимаю экономическую обоснованность этого решения, я вижу и его непопулярность у населения. Мы нагружаем людей дополнительными платежами. Поэтому, чтобы компенсировать это, мы приняли постановление о дополнительных мерах социальной поддержки.

Эти меры позволят и поддержать людей, и, в то же время, за несколько лет значительно повысить надежность коммунальных систем. Мы прожили десятилетия без серьезных аварий. Но, когда все начнет массово выходить из строя, это будет трагедия, которую уже никакими деньгами не решишь.

— А как вы относитесь к тем, кто пытается вывести вопрос повышения тарифов в политическую плоскость, организуя митинги?

— Пусть это останется на совести тех людей, которые какие-то свои задачи пытаются таким образом решать. У граждан есть право высказаться.

«Я благодарен депутатам»

— Вы в целом позитивно оцениваете взаимодействие с законодательным собранием Новосибирской области. Однако, депутаты часто выступают с критикой предложений правительства. Идет конструктивный рабочий процесс?

— Я благодарен депутатскому корпусу за очень плодотворную совместную работу в течение 2016 года. Комитеты законодательного собрания сейчас работают очень профессионально. Не с точки зрения пафоса, а с точки зрения глубины. Особенно, по инвестиционному пакету была проделана конструктивная работа. Эти законы помогли нам создать дополнительную мотивацию для инвесторов, чтобы они входили на нашу территорию со своими проектами.

Мы — исполнительная ветвь, как форма власти, — никогда не претендовали на то, что наши предложения идеальны. Все что мы предлагаем — это наше виденье, как профессиональных управленцев. Но это может быть предметом для диалога, я такой подход всегда приветствую. В результате делового общения удается найти более оптимальные решения.

Например, по четвертому мосту была создана рабочая группа, которая разобралась во всех цифрах и ощутимо улучшила первоначальную финансово-экономическую модель. Сейчас сформирована рабочая группа и по мусоропереработке.

Было бы хорошо, если бы не только депутатский корпус, но и общественность принимала участие в подобных обсуждениях. Причем заранее — еще до того, как решения приняты, на этапе поиска вариантов. Такого диалога часто не хватает.

— А как бы вы оценили ваши отношения с мэром Новосибирска на текущий момент?

— У нас деловые, рабочие отношения. По другому быть не может. У нас одни задачи. В меру своей компетенции, которая закреплена за органами власти, мы вместе делаем все, чтобы людям жилось лучше, чтобы проблем было меньше.

Многие из существующих сложностей я и сам уже проходил, когда был мэром Новосибирска. И я знаю, как их можно решать. Поэтому не стесняюсь собирать совещания. Недавно встречались с руководством департаментов мэрии, рассматривали ситуацию по уборке снега и по подготовке к паводку.

— Ситуация с уборкой снега, действительно, острая. Как вы можете оценить результаты работы мэрии в этом направлении?

— Оценивают жители города, имея на это право и основание. Но надо понимать, что этой зимой выпало в два раза больше снега — это правда (я не в оправдание, а констатирую реальность). Но, в то же время, неординарная ситуация требует неординарных решений, чтобы больше убирать, больше вывозить. В этом плане, думаю, есть над чем работать.

К тому же, уборка снега сопряжена с подготовкой к паводку. Сегодня, как никогда, есть опасность внутреннего подтопления не от речных вод, а от таяния снега в черте города. А это затопление жилых домов, может быть повреждено электрооборудование… Поэтому требуется внимательное отношение к этой проблеме. Мы понимаем, что ситуация требует консолидации и поддержки.

— По вашему опыту, что мэр мог бы сделать, чтобы лучше решать проблему со снегом?

— Прежде всего, по разным причинам, главы администраций районов оказались недостаточно включены в этот процесс. Больше на себя взяли департаменты. Возможности районов недостаточно использованы в этой неординарной ситуации. Например, с точки зрения привлечения хозяйствующих субъектов к уборке.

Что касается финансовых ресурсов, то, если есть неординарная ситуация, она требует принятия управленческого решения по перераспределению средств. Где-то убавить, из резервного фонда взять — могут быть разные варианты, но они необходимы. Если будет необходимо, областной бюджет подключится.

Возможности районов недостаточно использованы в этой неординарной ситуации. Например, с точки зрения привлечения хозяйствующих субъектов к уборке.

«Министерство — это коллектив»

— Говоря о бюджете Новосибирской области вы всегда подчеркиваете, что он имеет социальную направленность. При этом немаловажно, кто будет распоряжаться социальными статьями расходов. Однако, министерство социальной политики области уже некоторое время находится в «подвешенном» состоянии. Министр Сергей Пыхтин находится на больничном, его функции выполняет исполняющий обязанности. Как бы вы оценили работу этого министерства на сегодняшний день?

— Оно работает, и я благодарен его сотрудникам. Министерство — это не один человек — это коллектив. Я удовлетворен сегодняшней работой этого подразделения.

Каждый человек имеет право болеть и свое нездоровье подтвердить больничным листом. Надеемся, что он скоро выздоровеет, и ситуация разрешится.

— Вы не считаете, что в данном случае Сергей Пыхтин должен был подать в отставку?

— Это человек должен сам решать.

— Говоря об отставках и назначениях, нельзя не вспомнить об Агентстве инвестиционного развития. Его руководитель Владимир Никонов переходит на другую работу. Кого вы видите на его месте?

— Я очень высоко оцениваю роль Агентства инвестиционного развития. Я убежден, что это правильный формат для органа, планирующего и олицетворяющего инвестиционную деятельность в регионе. На сегодня одна из основных задач — рассмотреть перезагрузку АИР с точки зрения целевых показателей и других параметров. В феврале мы это начнем реализовывать.

Владимир Никонов перейдет на другую работу — в «Технопарк». Но на сегодня я еще не готов говорить о кандидатуре главы АИР. Она определится в ближайшее время. Это будет человек с опытом, с практикой и из инвестиционной среды Новосибирской области.

— Дмитрий Верховод уходит с должности главы «Технопарка», но вы говорили, что он не останется без работы. Где и в какой должности вы его видите? И как проект будет развиваться без него?

— Когда мы разговаривали с Дмитрием Верховодом, я выразил готовность использовать его опыт, как управленца. Вся десятилетняя история «Технопарка» связана с ним. Конечно, это была не только лично его работа, но его вклад невозможно не оценить. И его опыт обязательно будет использован в каких-то других структурах, связанных с инновационным развитием. Мы позже будем решать, как именно.

Когда только встал вопрос о кадровой замене руководства «Технопарка», я трижды встречался с людьми, с резидентами и с расширенным президиумом СО РАН — с нашими учеными. Ведь «Технопарк» — это детище Сибирского отделения. И я услышал сигнал, понял, что требуется.

Сегодня наш технопарк, согласно официальному рейтингу, третий из двадцати четырех по России. Это достойно. Но, в то же время, мы понимаем, что те цели и задачи, тот устав, который формировался десять лет назад, сейчас уже не актуален. Поэтому назревает вопрос о пересмотре. Например, о внесении изменений: о присутствии в совете «Технопарка» представителей от резидентов, которых там сейчас практически нет.

Поэтому я поставил задачу, и сегодня действует рабочая группа во главе с Владимиром Никоновым — занимается разработкой концепции. Я думаю, что мы уже в феврале сможем провести первый этап обсуждения новых предложений.

Например, резиденты Технопарка, которые сегодня работают — а их 392 — вышли на такой уровень развития, что им требуются новые площадки, лабораторная база для внедрения своих разработок, для промышленного производства. А этого нет. Поэтому надо найти решение, какие земельные ресурсы закрепить за Технопарком. Чтобы резиденты не были ограничены в возможностях вкладывать деньги.

— Как вы относитесь к предлагаемым резидентами «Технопарка» изменениям по поводу включения в состав акционеров парка инноваторов?

— Есть такое предложение, чтобы резиденты могли выкупить долю. Это прозвучало. Но это еще не обсуждалось.

«Поддерживать надо не строителей, а их покупателей»

— Как бы вы оценили состояние строительного рынка Новосибирской области? Там существуют определенные проблемы и строителям не помешала бы поддержка власти.

— Трудности возникли с востребованностью населением продуктов строительного комплекса. Но, тем не менее, мы в этом году сдали 2 139 тыс кв м жилья. Это самый большой ввод в Сибирском федеральном округе и девятый в России. Сегодня более 20% жилья, которое уже сдано, не реализовано. То есть строители-то сдали продукт: вот оно, покупай. Просто у людей есть неуверенность в будущем, поэтому они не очень охотно идут на ипотеку, связанную с ответственностью на 15-20 лет. Правительство страны очень эффективно и оперативно приняло меры государственной поддержки. Ведь здесь поддерживать не строителей надо, а людей, которые хотят приобрести жилье. Поэтому сейчас прорабатывается возможность компенсировать какую-то часть первичного взноса по ипотеке для жителей области. И дальше, думаю, что востребованность со стороны населения восстановится, и ипотека вернется к объемам 2013 года.

Кроме того, мы хотим поддержать строителей новыми заказами: созданием жилья для расселения ветхого и аварийного фонда, возведением школ и других социальных объектов.

— В сегодняшнем разговоре вы упоминали об инвестиционном пакете законов. Помимо прочего, он подразумевает возможность для крупных инвесторов получать землю без торгов. Уже есть примеры подобных проектов?

— Да, уже три или четыре. На этой неделе, как раз, рассмотрели строительство агропромышленного комплекса. Были и другие инвестпроекты.

— Один из самых крупных инвестиционных проектов в области на сегодняшний день — это «Зеленая долина». Как известно, возникли сложности с расположением объекта там, где это планировалось. Как предполагается решить эту проблему?

— Этот проект очень перспективен с точки зрения его идеологии, о его эффективности речь не идет. Но изначально мы сделали ставку на размещение его рядом с «Технопарком» и биомедицинским исследовательским центром им. Мешалкина. Там рядом великолепная инженерная инфраструктура, которая сделана с прицелом на развитие. Но мы столкнулись с препятствиями — запретом на перезонирование земель. Чтобы избежать нарушения закона, нам пришлось искать другое место.

Теперь придется разместить несколько объектов в разных точках. На базе Городской больницы №25 в Калининском районе уже выделена земля и разрабатывается проект здания. Другая часть будет размещена в Кольцово.

Но, без сомнения, сам проект по-прежнему актуален, он не приостановлен. Проблемы с размещением не могут стать препятствием для реализации этой фундаментальной идеи. Мы следим за ведущейся работой.

— Возвращаясь к другим крупным проектам. Не так давно прозвучало мнение представителя одного из крупнейших банков, что работа по концесионнным соглашениям в сфере строительства дорог и мостов крайне невыгодна и непонятна для концессионера. Как регион на фоне подобных весьма критичных заявлений планирует привлекать инвестора к строительству четвертого моста через Обь?

— Когда мы разрабатывали концепцию концессионного соглашения по четвертому мосту, мы провели конкурс на предварительную оценку востребованности, то есть на желание участвовать в проекте. Три структуры тогда заявились.

Что касается самого концессионного конкурса, то его мы проведем позже. Когда будет ясно, будет ли федеральная поддержка в виде гранта. Если нет, тогда вопрос отпадет — бюджетных средств таких у нас нет. Но, если мы получим положительное решение, то сразу объявим конкурс на концессионера. Может быть не все эти компании заявятся. Но то, что проект вызывает интерес — это я вижу точно.

— А как продвигается работа над новой Ледовой ареной в Новосибирске?

— На заседании Международной федерации хоккея будет рассмотрена заявка Новосибирска на проведение молодежного чемпионата мира 2023 года. Если она будет поддержана, то у этого проекта появятся более конкретные перспективы. Ведь такой чемпионат можно будет проводить только на новой ледовой арене.

При этом подготовительные работы уже идут: земля зарезервирована, почти закончено проектирование. В целом с концепцией мы уже определились. Финансово-экономическая модель будет такая: саму ледовую арену построит инвестор или группа инвесторов. На это потребуется около 4,9 млрд руб. А наша задача — найти решение по источнику финансирования и обустройству инженерной инфраструктуры. Инфраструктура там требуется непростая. Рядом с набережной есть опасность подтопления. К тому же необходимы дороги. И линии энергетики, и водоснабжение, и другое. Всё это оценивается в приличную сумму — ориентировочно около 4 млрд руб. Кроме того, планируется новая станция метро «Спортивная».

Ледовая арена — это не только престиж области. Это еще и перспектива дальнейшего развития этой части города. Если инженерная инфраструктура будет создана, то дальше уже будет проще. Кстати, там же сохраняется перспектива открытия школы сноуборда. Мы с ней можем войти в перспективную программу строительства федеральных спортивных центров. А это общежития, гостиница, тренировочные катки и многое другое.

Ледовая арена — это не только престиж области. Это еще и перспектива дальнейшего развития этой части города.

— Недавно стало известно, что у компании «Электрон» появились финансовые сложности, связанные с долгами по строительству корпуса Новосибирского государственного университета. Вы отслеживаете эту ситуацию?

— Да, мы общались и с собственниками «Электорна» и с руководством НГУ. «Монтажно-строительное управление-78» (это строительное подразделение «Электорна») работало на субподряде у «СУ-9». Образовалась задолженность в виде 78 млн руб., а это невыплаты зарплаты и другие проблемы. История длинная. Генподрядчик выполнил больший объем работ, чем предусматривалось проектом. Заказчиком на втором этапе строительства было министерство образования России. И оно соглашалось на изменения, однако в итоге не все из них оказались подтверждены актами выполненных работ, и не по всем удалось доказать необходимость. Сейчас идет судебное разбирательство, чтобы выявить реальную задолженность заказчика перед генподрядчиком. Я пока не готов сказать о перспективах этого дела. Но мы следим за ним.

— А продолжаете ли вы отслеживать работу по приданию улице Богдана Хмельницкого статуса достопримечательного места? Сейчас управление по государственной охране объектов культурного наследия под руководством Александра Кошелева ведет эту деятельность, готовится зонирование территории…

— Этим Александр Кошелев занимается в рамках своей компетенции.

Раньше мы провели большую работу по Академгородку, она длилась в течение полутора лет. Мы приняли решение, и оно не останавливает развитие территории, но при этом ограничивает с точки зрения сохранения исторической ценности. Так и здесь. Богдана Хмельницкого, бесспорно, является предметом исторической ценности, которая должна быть определена регламентом.

Те объекты, которые снесены — клуб «Отдых» и Дом спорта — были демонтированы в рамках закона. Разрешение на строительство на этом участке, которое было приостановлено, уже возобновлено.

— А планируется ли, в дальнейшем, реконструкция ЛДС «Сибирь»? В чем она будет заключаться? Или объект всё-таки снесут, как этого опасаются некоторые жители района?

— Рано об этом говорить. Нужно сначала построить новый объект. А потом уже думать, что делать дальше. Я не могу сейчас точно сказать, что будет с ЛДС «Сибирь» — останется ли он ледовым дворцом или будет добавлен еще какой-то функционал. Но никто точно не собирается его сносить.

Владимир Городецкий

«В новом году будет много новых возможностей»

— В завершении, хотелось бы узнать о планах региона на 2017 год.

— Бюджет 2017 года и план социально-экономического развития утверждены, они известны. Но есть такое понятие у нас — лист ожидания. Это когда мы понимаем, что бюджет не позволяет все проблемы решить сразу, поэтому в порядке приоритетности выстраиваем лист ожидания. И при первой возможности, которая появляется, из листа ожидания эти задачи будут переходить в разряд исполняющихся. Первое, что уже в этом квартале, как я ожидаю, перейдет из листа ожидания — это строительство фельдшер-акушерских пунктов на селе. Я уже представляю за счет каких источников мы сможем увеличить программу. В этом году заложено всего шесть ФАПов, но я надеюсь, что сумеем до 25 ввести. Медицинская помощь на селе — это очень важно.

— Как вы в целом оцениваете бюджет на 2017 год?

— Принципиально, что мы впервые сформировали его без дефицита. В прошлом году наш регион получил от министерства финансов страны 10,4 трлн руб, которые пошли целевым образом на гашение коммерческих кредитов. Заем с льготной ставкой, почти беспроцентный. Но при этом Минфин обязал нас заключить специальное соглашение по оздоровлению бюджета. И первая обязанность наша — к 1 января 2019 года иметь госдолг не более 50% от собственных доходов. Шаг, который мы сделали для этого — сформировали бездефицитный бюджет.

Направленность бюджета, конечно, социальная, я всегда говорю об этом. Это незыблемо. Прежде всего, это зарплатные статьи и все меры социальной поддержки. Причем, Некоторые моменты удалось усилить. Например, увеличить ассигнования по программе чистой воды для села. И по проблемам школьного образования: второй год работает федеральная программа, по которой мы успешно ввели школу на Горском жилмассиве. На будущий год мы защищаем еще две школы на финансирование из федерального бюджета.

Будут и подвижки в связи с федеральной программой по безопасности дорожного движения. Мы получим из бюджета страны миллиард при условии софинансирования. Деньги пойдут на реконструкцию и обустройство дорог с точки зрения увеличения безопасности. Впервые получим федеральные средства, пусть и небольшие, на обустройство дворовых территорий.

Этот год не будет простым, потому что жизнь ставит разные задачи и необходимо решать все больше проблем. Но я считаю, что в этом году будет больше потенциальных возможностей, важно суметь их реализовать.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ