Столичные туроператоры делают ставку на Сибирь

    Профиль — туризм

    С 1.01.2007 произойдет отмена лицензирования туристической деятельности, что, по мнению туроператоров, вместе с введением обязательных финансовых гарантий может вызвать перерасстановку сил на рынке туристических услуг. В чью пользу будут перемены, достаточно очевидно. Начиная с 2002 года сегмент выездного туризма растет только за счет регионов. Столичный рынок уже «перегрет», и московские туроператоры проявляют все больший интерес к территориям за пределами МКАД.

    В конце мая руководители нескольких крупнейших туроператоров даже организовали «просветительский» тур «ТБГ — регионам», во время которого попытались «научить региональные компании выстраивать бизнес, находить новые интересные управленческие и маркетинговые решения, а также устанавливать новые контакты».

    Однако отношение к приезду московских компаний у сибирских туроператоров сложилось неоднозначное. Кто-то считает, что приезд «брэндовых компаний» связан с поиском новых компаньонов. Другие замерли в преддверии «кончины» регионального рынка туруслуг — неминуемого, по их мнению, из-за введения финансовых гарантий. Напомним, что в качестве финансовой гарантии будет применяться банковская гарантия или страхование гражданской ответственности. Размер финансовой гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, составит 10 млн рублей, а для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, — 1 млн рублей. Разобраться в том, чем привлекает московских операторов Сибирь, попытался корреспондент «СУ«, побеседовав с генеральным директором UTE Megapolus Group ДМИТРИЕМ ФЕСИК, первым заместителем генерального директора Capital Tour ТАТЬЯНОЙ СЕРГЕЕВОЙ и вице-президентом по продвижению продукта компании »Ланта-тур вояж« ТАТЬЯНОЙ КОРШУНОВОЙ.

    »Капитал-тур« — международный многопрофильный туроператор, осуществляющий продажу услуг исключительно через агентскую сеть. На российском рынке более 21 года. «Капитал-тур» имеет собственные представительства в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Ульяновске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Минске, Риге, Кемерово, Самаре и Уфе.

    UTE Megapolus Group присутствует на российском туристическом рынке 12 лет. Представляет собой многопрофильный турхолдинг, в состав которого входят более 15 самостоятельных компаний. Уполномоченные агентства UTE Megapolus Group работают в Новосибирске (агентство Five Seasons) и Ростове-на-Дону (агентство «Маслины с жемчугом«).

    »Ланта-тур вояж« — многопрофильный оператор по Европе, Юго-Восточной Азии, США (21 групповое направление). На российском рынке более 15 лет. В 2005 году открылись представительства «Ланта-тур вояжа» в Ростове-на Дону, Новосибирске, Екатеринбурге, в 2006 году — в Казани.

    — Интерес московских туроператоров к Сибирскому региону заметно возрос в последние год-два. С чем это связано?

    Татьяна Сергеева

    Татьяна Сергеева: — Ставка на Сибирь очень высока. По большому счету, что есть у России, кроме двух негласных столиц Сибири и Урала? Где сосредоточены основные ресурсы? Конечно же, здесь. Поэтому мы стремимся в крупные города России, прежде всего в Екатеринбург и Новосибирск. Я считаю, что именно за ними будущее туристической отрасли, так как развитие прямых полетных программ приведет к стремительному росту рынка, и лет через 5–6 сибиряки забудут, что вообще летали через Москву. Именно поэтому мы (московские туроператоры. — «СУ») так заинтересованы в сотрудничестве с Сибирским регионом.

    Татьяна Коршунова

    Татьяна Коршунова: — Это объективная реальность. Мы начали работу с регионом через уполномоченное агентство и, проанализировав деятельность за 2003–2005 годы, почувствовали необходимость уже более серьезного присутствия в регионе. Тогда мы решили открыть в Новосибирске свое представительство. Нас привлекает потенциал региона. Это и наличие международного аэропорта, и постоянное расширение географии путешествий.

    Дмитрий Фесик

    Дмитрий Фесик: — Хочу сказать, что Сибирь для нас — регион пока мало освоенный. Пока мы большее внимание уделяем развитию в городах, которые географически ближе к Москве. Что касается Сибири, то мы видим, что в Новосибирске и в Красноярске присутствуют свои сильные операторы. И здесь мы можем быть интересны по немассовым направлениям — например, по организации горнолыжных туров, экскурсионных программ по Европе и Юго-Восточной Азии. Могу сказать, что процесс уже пошел, и из 24 направлений, по которым работает UTE Megapolus Group, в Сибири уже есть продажи по 15, причем это не только Индия, Хорватия или Греция, но и экзотические туры (Карибский бассейн, Юго-Восточная Азия, Китай).

    — Какие факторы влияют на вашу работу в Сибирском регионе?

    Т. С.: — Здесь нет вообще сдерживающих факторов! Вернее, на сегодняшний день существует единственный сдерживающий фактор — российская емкость рынка. Однако статистика свидетельствует, что страна в целом развивается позитивно, поэтому я думаю, что все наладится. Конечно, есть определенные противостояния между операторами и агентствами, но борьба за клиента всегда влечет за собой какие-то трения. Но все эти трения не концептуальны, это естественный ход событий.

    Т. К.: — Позитивный фактор, который не может не влиять на развитие туристической отрасли в целом, — экономический рост регионов. Можно уже говорить о том, что российские операторы, набирая объемы, могут себе позволить работать и диктовать условия по наземному обслуживанию представителям принимающих сторон и отелям.

    Из негативных факторов основным остается удаленность Сибири от столицы, от консульств, что удлиняет цепочку оформления тура. Сейчас идут переговоры, чтобы на базе немецкого консульства создать офис, который позволит туристам, не выезжая из Новосибирска, получать необходимый пакет документов.

    — Как вы оцениваете перспективы сотрудничества ваших компаний с сибирскими агентствами?

    Д. Ф.: — Наше уполномоченное агентство работает в Новосибирске четвертый год, и мы довольны его работой. По итогам 2005 года число туристов, отдохнувших по нашим путевкам, выросло на 12%. Однако это не самый лучший показатель. Например, в Ростове-на Дону количество отдохнувших выросло на 140%, а в Санкт-Петербурге — на 65%. Причем нас как операторов радует тот факт, что сегодняшним туристам уже недостаточно простого набора «пальма, пиво и пляж». Они хотят узнать как можно больше о новой стране. Однако рост мог бы быть гораздо динамичнее, но для этого местным операторам необходимо расширять географию туров и предоставлять более разнообразные продукты. Здесь есть несколько путей. Либо местные операторы поймут, что им недостаточно того, что есть на рынке на сегодняшний день, и будут сами развиваться и развивать своего конечного потребителя, либо это сделают москвичи, придя со своим ассортиментом продуктов. Однако, как показывает жизнь, движение происходит параллельно. Но финансовый ресурс московских операторов несколько больше, чем местных, так что они могут себе позволить пойти на какие-то риски в первые годы работы на региональном рынке.

    Т. С.: — Сегодня в нашей агентской базе числится более 720 туристических агентств Сибирского региона. У нас есть офисы в Красноярске, Новосибирске и Кемерове. А также на Урале (Екатеринбург) и в Поволжье. Однако туризм сегодня не занимает приоритетной позиции в ряду потребительских предпочтений людей. Человек сначала старается обеспечить нормальные условия для жизни, обустроить свое жилье, позаботиться о покупке автомобиля, о детском образовании, и только потом, если у него останется немного «лишних» денег, он, возможно, потратит их на путешествия. Хотя, как правило, «вирус путешествия» заразителен, и человек, решившийся на турпоездку один раз, стремится к этому в последующем. Поэтому, по-моему, состояние туристической отрасли напрямую зависит от общего состояния российской экономики. Чем лучше будем жить, тем больше будем путешествовать — как в Москве, так и в Новосибирске, Екатеринбурге, Кемерове и любом другом городе.

    КОММЕНТАРИИ

    ОЛЬГА ТИМОХИНА, исполнительный директор ООО «Бюро путешествий «Гран-Тур»:

    — Если московские операторы будут приходить таким же путем, каким приходят сейчас, открывая более или менее «успешные-безуспешные» представительства, то никакого передела на региональном рынке туристических услуг не случится. Пока их сфера интересов касается городов, территориально расположенных ближе к Москве. Например, в Самару и Екатеринбург москвичи пришли со своими программами, самолетами, авиакомпаниями. У нас же столичные операторы довольствуются небольшими блоками, которые при этом с трудом реализуют.

    Мне кажется, все свои действия нужно продумывать. В туризме не работает известная поговорка «Кто не рискует, тот не выигрывает». Как показывает опыт, в нашем бизнесе кто рискует, тот почти всегда проигрывает, а если не проигрывает, то только потому, что случайно повезло. И среди региональных турагентств достаточно фирм, которые успешно развиваются, наращивают объемы, расширяют направления, растут профессионально. И вряд ли кто-нибудь помешает им это делать.

    Как московские туроператоры работают в Новосибирске и в Красноярске? Большинство из них открывает представительства, набирая штат из местных сотрудников. Но самые крупные туроператоры до сих пор не имеют здесь представительств, однако при этом постоянно наращивают объемы продаж. Все зависит от того, насколько качественный и разнообразный у них туропродукт, насколько технологична работа, какова региональная политика по отношению к турагентствам. Как правило, у этих туроператоров в регионах есть так называемые уполномоченные турагентства, которые умело продвигают и реализуют их турпродукт. Для местного рынка будет тяжелым только одни шаг столичных туроператоров — когда они придут с собственными программами и самолетами.

    На конференции «ТБГ — регионам» я не была, но суть мероприятия мне понятна. Столичные туроператоры объединяются, чтобы укрупнить свой рынок сбыта, противопоставить его уже существующим сетевым магазинам путевок. Кроме того, в условиях предстоящей отмены лицензирования турфирмы пытаются объединиться в те или иные группы, ассоциации, создать успешные брэнды.

    ОЛЬГА КОБЕЦ, главный менеджер туристической компании Olga Reisen:

    — На мой взгляд, приход московских туроператоров, как, впрочем, и зарубежных приведет лишь к стабилизации туристического рынка Новосибирска. Сейчас в нашем городе сложилась парадоксальная ситуация. Большинство местных туроператоров возмущаются приходом москвичей, но сами способствуют их появлению, так как берут у столичных операторов небольшое количество мест на рейсе и наземное обслуживание, а не заключают прямые контракты с турецкими, тайскими, болгарскими и другими операторами.

    Сегодня на туристическом рынке много фирм, финансовое состояние которых оставляет желать лучшего. События, случившиеся в начале года с фирмой «Серп и К», это наглядно продемонстрировали. (Напомним, фирма «Серп и К» не выполнила финансовые обязательства перед принимающей стороной на Филиппинах, из-за чего несколько участников поездки были задержаны филиппинскими властями до разрешения конфликта. — «СУ».) Все знали, что финансовая ситуация в компании критическая. Однако на новогодние праздники мы потеряли несколько клиентов, которые купили путевки именно в «Серп и К», потому что им там дали скидки 10–15%. Только введение финансовой гарантии для туроператоров должно расставить все на свои места.

    Цель появление московских брэндовых туроператоров в регионах понятна: они хотят продемонстрировать, что будущее туризма — за крупными туроператорами, поставляющими качественный турпродукт. И по-моему, для региональных туристических агентств это хорошо, поскольку большинство новосибирских туроператоров сегодня зачастую сами разрушает местный рынок, осуществляя прямые продажи клиентам и предоставляя агентские скидки.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ