Наравне с зарубежными школами дипломатии

    Тенденции — образование

    В 2005 году Сибирский институт международных отношений и регионоведения (СИМОР) был удостоен награды «Европейское Качество». Присуждаемая по решению Совета Европы, Европейской Бизнес Ассамблеи и Ассоциации ректоров европейских вузов почетная оценка была поставлена молодому сибирскому вузу за высокое качество подготовки специалистов и соответствие качества образовательных услуг требованиям Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA). О том, что необходимо, чтобы работу института признали отвечающей международным стандартам, журналист «СУ» беседует с первым проректором, профессором СИМОР ЮРИЕМ ДУБРОВИНЫМ.

    — Юрий Иннокентьевич, ассоциация ENQA, известная во Франции, Германии и других странах, в России почти не известна, когда началось ваше сотрудничество?

    — Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (The European Association for Quality Assurance in Higher Education — ENQA) была учреждена в 1998 году. Через два года она стала основной организацией, координирующей работу по обеспечению качества высшего образования в рамках Болонского процесса.

    Задача ENQA — содействовать сотрудничеству разных национальных школ, добиваясь при этом выполнения единых требований. Поскольку СИМОР занимается подготовкой по международным специальностям, обучение в нем не может не соответствовать критериям, установленным нашими зарубежными коллегами.

    Решение внедрить в СИМОР европейские стандарты оказания образовательных услуг было принято в 2001 году, когда мы закладывали основы системы управления качеством подготовки специалистов. В мае 2005 года ученый совет принял решение, что обучение в СИМОР должно полностью соответствовать стандартам ENQA, поскольку в эту ассоциацию входит большое количество вузов, как и мы, обучающих специалистов-международников. С этого времени нашу работу оценивают эксперты Европейской Бизнес Ассамблеи и Совета Европы, с которыми мы сотрудничаем. СИМОР направляет им отчеты о своей деятельности, кроме того, Совет Европы получает информацию о работе российских вузов от Министерства образования и науки РФ, отслеживает рейтинги вузов согласно данным Федеральной службы в сфере образования и науки (Рособрнадзора) и Федерального агентства по образованию.

    — Пришлось ли вносить изменения в работу института?

    — Внедрив систему качества образования, мы изменили много, начиная от работы подготовительных курсов нашего международного лицея, деятельности кафедр, заканчивая связями института с работодателями. Произошло насыщение образовательного процесса новыми стратегическими задачами, конечный итог — появилась собственная модель управления, которая прошла апробацию в проекте Рособрнадзора и была им признана успешной.

    Комиссия по контролю качества образования СИМОР четыре раза в год подводит итоги работы кафедр и подразделений, участвующих в учебном процессе. Мы ведем мониторинг качества образования, проводим анкетирование студентов и преподавателей по результатам учебного года. Апробация положений типовой модели системы качества в вузе уже идет. СИМОР в числе 50 вузов страны является участником проекта, начатого Рособрнадзором — мы получили сертификат участника данного проекта.

    — Международные отношения отличаются высокой динамикой. Удается ли не отстать от происходящих событий?

    — В СИМОР создан центр геостратегических исследований, где студенты учатся анализировать мировые процессы. Кроме того, институт — активный участник международных конференций с участием Совета Европы, Министерства иностранных дел (МИД) России, что позволяет нести свежую информацию в образовательный процесс. У нас выступают работники Министерства иностранных дел, дипломаты, российские и зарубежные политологи, профессора МГИМО, Дипакадемии, депутаты Государственной думы РФ, руководители краев и областей, мэры крупных городов. Учащиеся проходят практику в Госдуме и МИД РФ, Дипакадемии, аппарате полномочного представителя президента России по СФО, представительстве МИД в округе, администрации Новосибирской области, мэрии Новосибирска, в учреждениях и предприятиях, поддерживающих международные связи, что позволяет получать знания и применять их.

    К качеству образования относится также действующая подсистема распределения. Распределяются почти 100% выпускников, в том числе 80% по направлениям института. Чаще всего именно в те организации, где они проходили практику. С 11 вузами мира из Европы, Северной Америки, Восточной Азии у СИМОР установлены партнерские отношения для тех, кто хотел бы продолжить учебу.

    — Сложно ли устроиться на работу за рубежом?

    — Сложно, хотя бы потому, что требуется хорошее знание иностранного языка. Наши выпускники, выезжая за рубеж для стажировки или работы, сдают специальный экзамен. СИМОР подтвердил свое соответствие европейским стандартам, однако каждый кандидат должен подтвердить это персонально. То, что мы и европейские вузы стремимся оценивать образование по одним критериям, позволяет студентам рассчитывать на то, что после учебы в СИМОР им будет проще пройти тесты и собеседование. В целом важнейшими задачами развития института являются интеграция в мировую образовательную систему, формирование у студентов высокого уровня профессиональных знаний. СИМОР работает для того, чтобы обеспечить своим выпускникам хороший карьерный старт как в России, так и за ее пределами.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ