Автомобильный бизнес-центр

    Профиль — бизнес-проект

    В Новосибирске наблюдается бум строительства бизнес-центров, причем всех категорий, в том числе и класса «А». Однако о совмещении делового комплекса с дилерским центром по продаже автомобилей не заявлял еще никто из строителей. «Деловой Центр Porsche«, строительство которого началось в конце марта, станет первым подобным бизнес-комплексом. По замыслу инвесторов проекта, соседство делового центра с дилерским позволит использовать силу автомобильного брэнда Porsche для позиционирования всего делового комплекса. Подробнее об этом проекте рассказывают его инвесторы — директор «Спорт-Авто» (официального дилера Porsche в Сибири) Андрей Соловьев и руководитель проекта «Деловой Центр Porsche» Андрей Фетисов.

    Андрей Соловьев (слева) и Андрей Фетисов построят бизнес-центр, в котором разместятся автосалоны и центр продаж катеров

    — Как получилось, что вы участвуете в этом проекте?

    Андрей Фетисов: — Строительный бизнес представляет для меня профессиональный интерес. Работая в ОАО «Новосибирскэнерго» директором по инвестициям, большую часть своего внимания я уделял именно этому направлению. После того как я ушел из компании, мне хотелось продолжить заниматься необычными инвест-проектами, «Деловой Центр Porsche» показался мне именно таким проектом.

    — Вы представляете интересы какой-то инвестиционной группы или выступаете как частный инвестор?

    А. Ф.: — Я выступаю в роли частного инвестора, кроме того, руковожу всем процессом строительства, поскольку имею большой опыт в этой сфере. Таким образом, моя задача — выполнить на должном уровне и вовремя сдать этот комплекс. Всеми остальными вопросами, в том числе работой с потенциальными арендаторами, занимается Андрей Соловьев.

    — Каким классом делового комплекса будет обладать «Деловой Центр Porsche»?

    А. Ф.: — Текущий бюджет рассчитан на строительство центра класса «А+», согласно европейской классификации бизнес-центров, из 23 пунктов этой классификации мы планируем выдержать 22.

    — Европейские нормы строительства деловых комплексов подразумевают соответствие строгим экологическим стандартам. Как эти требования учитываются в вашем проекте?

    Андрей Соловьев: — Сравнительно высокая стоимость квадратного метра в строящемся комплексе обусловлена некоторыми инновационными технологиями, которые пока не применяются на территории Сибири. Например, солнечные коллекторы фирмы Buderus, которые обеспечивают поддержку горячего водоснабжения в здание со значительной экономией теплоэнергии. Также будут использоваться фотоэлектрические фасады, которые обеспечат электропитание системам безопасности здания. В дневное время они будут заряжать аккумуляторы, а ночью — отдавать накопленную энергию. Это также даст экономию электроэнергии и обеспечит энергонезависимость.

    — Есть ли уже арендаторы строящегося комплекса?

    А. Ф.: — Большая часть площадей уже распределена. Этот деловой центр мы строим по схеме build-to-suit, т. е. под конкретных арендаторов, учитывая все их условия и требования по отделке помещений, планировке и т.д.

    В то же время подавляющее большинство деловых центров в Новосибирске сегодня строится по обратной схеме, когда владельцы начинают активно искать арендаторов уже после постройки комплекса. На наш взгляд, такой подход бесперспективен. У всех компаний собственные требования к офисным помещениям. Яркий пример — банки, у которых обязательно должны быть специальные помещения под хранилище и кассы, должен иметься отдельный вход в здание, а отделка должна соответствовать фирменному стилю.

    — Некоторые консультанты в области строительства утверждают, что сроки окупаемости деловых комплексов растут и в ближайшее время могут достигнуть 12 лет, согласны ли вы с такой оценкой?

    А. Ф.: — Совершенно правильно, рентабельность данного вида бизнеса снижается и будет продолжать снижаться до момента насыщения рынка.

    Вообще сроки окупаемости принято считать для объектов, которые строятся на кредитные деньги, поскольку этот параметр фактически становится самым важным в бизнес-плане. Применительно к нашему проекту, где вкладываемые средства собственные, а не заемные, этот показатель не настолько важен. Такой объект обладает определенной ликвидностью и, являясь активом, всегда может быть продан.

    — Кто занимался разработкой архитектуры здания?

    А. Ф.: — Бюро «Архитема» Светланы и Катерины Банниковых. Силами специалистов этого бюро разработаны концепция здания и его архитектурный облик. Причем концепция была согласована с Porsche и получила одобрение.

    — Когда вы планируете сдать здание в эксплуатацию?

    А. Ф.: — Строительство ведется очередями, согласно нашим планам, первая очередь будет сдана в 2008 году. В нее входят дилерский центр Porsche, салон по продаже катеров и торговая галерея.

    — Определен ли уже оператор для ресторанов, которые будут размещены в этом деловом комплексе?

    А. С.: — Оператор еще не определен, но с этим проблемы вряд ли возникнут, поскольку в городе очень много хороших и опытных рестораторов, которые наверняка заинтересуются данным объектом.

    — После того как здание будет сдано в эксплуатацию, для его последующего развития будет создана собственная или привлечена сторонняя управляющая компания?

    А. Ф.: — Мы рассматриваем возможность выделения этого направления на аутсорсинг, но на сегодняшний день не видим кандидатов, которые удовлетворили бы нашим условиям. Были определенные переговоры с «Новосибирскэнерго», но у них пока нет возможности управления деловыми комплексами — только жилыми зданиями.

    — В этом деловом центре планируется размещение автосалона, причем не только Porsche, но и других марок, расскажите подробнее об этой стороне проекта.

    А. С.: — Да, действительно, мы ведем переговоры с представителями компании Mercury, бизнес которой строится на продаже различных товаров категории high-luxury, в том числе и автомобилей Bentley, Maserati, Lamborghini, Ferrari и мотоциклов Harley Davidson. Пока эта компания заинтересована в региональном продвижении только двух автомобильных брэндов — Bentley и Maserati (интервью с директором автомобильного направления компании Mercury Ильей Березиным — «Континент Сибирь» N 7 от 23 февраля 2007 года. — «СУ»). Также нас интересует тема Harley Davidson.

    Перед тем как в «Деловом Центре Porsche» откроются автосалоны Bentley и Maserati, мы начнем оказывать сервисное обслуживание этих автомобилей в регионе, поскольку обладатели таких машин уже здесь есть, и, возможно, кто-нибудь захочет приобрести данный автомобиль в Москве. Сам салон откроется не раньше, чем будет построено здание, потому что процедуры согласования и подписания дилерского соглашения очень длительные.

    Также, как я уже отметил выше, в «Деловом Центре Porsche» мы планируем разместить салон по продаже катеров немецкой компании BMB. Дело в том, что компания Porsche во всем мире поддерживает проведение различных парусных регат, поэтому такое соседство будет вполне логичным.

    — Будет ли автосалон Porsche, который разместится в деловом центре, отличаться от других дилерских центров этой марки в стране?

    А. С.: — Его главное отличие будет заключаться в размерах: на сегодняшний день этот салон будет самым большим по площади среди всех дилерских центров Porsche в России. Даже тот салон, который строит компания Porsche в Москве (у Porsche существует направление собственных автосалонов, которые расположены в наиболее крупных городах мира. — «СУ»), будет меньше дилерского центра в Новосибирске.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ