С обучением топ-финансистов не все гладко, признают бизнес-тренеры

«КС» продолжает публикацию статей в рамках проекта «Управление финансами компании». В рамках рубрики менеджеры сибирских компаний, отвечающие за финансы, рассказывают о своем опыте работы, задачах, которые приходится решать, и проблемах, с которыми приходится сталкиваться. Во многих интервью так или иначе прослеживается негативная оценка качества подготовки финансистов, как на уровне высших учебных заведений, так и впоследствии на различных курсах повышения квалификации. Это послужило причиной того, что мы обратились к компаниям, организующим бизнес-тренинги, с просьбой оценить, насколько эта оценка объективна и чем можно объяснить скептицизм топ-финансистов по отношению к дополнительному профильному образованию.

Критика справедлива

Критика топ-финансистов относительно качества профильного образования справедлива. Это признают большинство опрошенных «КС» компаний, занимающихся бизнес-обучением. По словам генерального директора Сибирского офиса ГК «ИНТАЛЕВ» Марины Гуляевой, выпускники вузов не знают элементарных вещей и приходят в компанию абсолютно не готовыми к практической работе в области финансов, особенно экономики предприятия. Существующие курсы, повышающие квалификацию, зачастую ведут такие же теоретики. Среди них мало практиков, которые могут передать аудитории не просто знания, а технологию их применения. «Безусловно, есть курсы повышения квалификации хорошего уровня, но здесь можно говорить скорее об обучении в Москве. В Новосибирске я таких вариантов не встречала, — говорит Гуляева. — Да, в регионе работают неплохие международные программы, но у них есть определенная специфика. Участникам дают минимум знаний очно, а большую часть программы оставляют на самостоятельное изучение, главная задача организаторов — подготовить участников к сдаче экзамена».

Эксперт-консультант Системы «ТРИЗ-ШАНС», директор ООО «Сычев и К» Сергей Сычев также полагает, что любая критика клиента справедлива, и топ-финансисты, которые говорили о низком уровне обучения или об отсутствии новизны или практичности, скорее всего, действительно имели опыт участия в таких неудачных образовательных программах.

Болевые точки

По мнению Марины Гуляевой, главный недостаток финансового образования в том, что у молодых специалистов есть недостаток именно практических навыков, а не просто теоретических знаний о том, как должна работать финансовая система. Например, создание эффективной системы бюджетирования, системы управленческого учета, интегрированной с бухгалтерским учетом, эффективный финансово-экономический анализ. Некоторые финансовые директора не знают основ бухучета и даже не считают нужным интересоваться этим, упуская таким образом возможность контролировать одну из важнейших составляющих своей системы. Эксперт также отмечает важность получения знаний в области эффективного тайм-менеджмента, так как деятельность финансового директора является многозадачной и предполагает очень напряженный темп работы. В таких условиях надо уметь управлять своим рабочим временем. Собеседник «КС» рекомендует развивать лидерские качества, так как роль финансового директора в развитии компании и ее успешности огромна.

С этим мнением согласны и другие эксперты. «Уровень ответственности финансового директора очень высок, а круг задач обширен. Каким бы хорошим специалистом он ни был, в одиночку со всеми стоящими перед ним задачами он не справится. Поэтому первое, что должен уметь руководитель, — делегировать задачи и добиваться их выполнения. Это основа управления, именно на ней, как на фундаменте, строится крепкое здание управления людьми. Однако именно этой основы так не хватает российским руководителям», — комментирует ситуацию президент бизнес-школы «Самолов и Самолова» Ульяна Самолова.

По мнению госпожи Самоловой, существуют три основные проблемы, которые мешают топ-финансистам формировать необходимые управленческие знания и навыки. Прежде всего это низкий приоритет. Управленческая деятельность часто рассматривается «топами» как нечто дополнительное к функциональной. Изначально финансовый директор должен быть хорошим «финансистом». И даже если на словах провозглашается, насколько важна в компании роль управленцев, на деле эта важность отражается в высокой зарплате, имиджевом офисе, создании физически комфортных условий и прочих материальных благах. Обучение и развитие, как правило, отодвигаются на второй план и касаются по большей части функционального повышения квалификации.

Вторая проблема — ограниченные возможности. «Речь идет о представленных на рынке учебных программах. Количество и качество их оставляют желать лучшего. Классический вопрос «Куда пойти учиться?» звучит как глас вопиющего в пустыне, — поясняет Самолова. — Еще одно ограничение — отсутствие в компании возможности применять новые знания и навыки. Люди должны развиваться вместе с бизнесом, а бизнес — вместе с людьми».

И наконец, третья проблема — неумение учиться. По мнению собеседника «КС», учиться — значит узнавать, понимать и делать. Эти три слова не располагаются на одной линии, а являются вершинами треугольника. Все эти действия взаимозависимы. «Если вы узнали что-то новое, но не поняли и не сделали, то узнавать больше не имеет смысла. Не всегда понимание приходит за узнаванием. Часто бывает так, что узнаешь что-то новое, пытаешься его применить, и только тогда приходит глубокое осознание того, что именно ты узнал», — заключает Ульяна Самолова

Бухгалтерия в выигрыше

Впрочем, по оценкам ряда опрошенных «КС» экспертов, с обучением такой категории топ-финансистов, как главные бухгалтеры, ситуация в округе более оптимистична. Специалист по связям с общественностью специализированного учебного центра «Городской Бухгалтерский Клуб» и тренинговой компании MotivityLab Екатерина Бобровская уверена, что на данный момент на рынке представлено достаточно большое количество долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных курсов повышения квалификации для бухгалтеров. Учебные центры регулярно изучают рынок, совершенствуют программы обучения, предлагают актуальные семинары и тренинги.

«Например, у нас много постоянных клиентов, которые регулярно проходят обучение и отмечают его полезность в их профессиональной деятельности, — поясняет собеседник «КС». — Если и встречается негативное отношение, то оно возникает тогда, когда ожидания слушателей не совпадают с результатом. Традиционно существует такой подход, что целью долгосрочных и среднесрочных курсов повышения квалификации является систематизация уже имеющихся знаний. Кроме того, большинство программ составляется без учета сферы деятельности слушателей. А топ-персонал в силу своей занятости хочет, придя на обучение, получить ответы на конкретные вопросы и решить проблемы, стоящие перед организацией. Это вопросы, которые более эффективно решать с помощью консалтинга».

Формы обучения

Опрошенные «КС» эксперты признают, что мнение топ-финансистов о том, что наиболее эффективной формой обучения для них является самостоятельное изучение различных источников — отраслевых изданий, сайтов, профессиональной литературы, — справедливо. Кроме того, большую роль в повышении квалификации играет практический опыт работы. Особенно в компании с высоким уровнем корпоративного управления, в том числе финансового, там, где используются современные инструменты: бюджетирование, управленческий учет, МСФО, финансовый анализ, управление инвестиционной деятельностью. «Как правило, это компании среднего и крупного бизнеса, чаще холдинги, где предъявляются высокие требования к ведению учета и отчетности, в том числе необходимо построение консолидированной отчетности; где активно используют основные инструменты управления финансами», — поясняет Марина Гуляева. Ульяна Самолова также отмечает, что финансовый директор должен обладать знаниями и навыками в сфере как финансово-экономической, так и управленческой. И если в первой сфере финдиректоры, как правило, имеют фундаментальное вузовское образование, то в сфере управления обучение чаще всего строится на собственном опыте, «методом проб и ошибок».

Тем не менее Сергей Сычев заявляет, что бизнес-обучение топ-менеджеров от финансов во внешней среде неизбежно. Компании нуждаются в кадровом резерве, ведь финдиректор и другой специалист могут однажды покинуть компанию, и в коллективе должна быть адекватная замена. Кроме того, компаниям необходимы действительно новая методическая информация и новые кейсы, актуальные для их развития, которые можно получить только на специализированных курсах. Компании нуждаются в тренингах специалистов, даже Специалистов с большой буквы. «Приведу спортивную аналогию: разве в футбольном клубе «Барселона» играют не великие игроки? Разве их надо учить игре в футбол? Они сами научат кого угодно и многие заплатят за эти уроки. Но они тренируются каждый день, у них есть тренер, а владельцы клуба постоянно думают над кадровым резервом, чтобы, когда Рональдиньо уйдет в «Интер», то уже появился Месси», — образно поясняет Сергей Сычев.

Для специалистов высокого уровня, по мнению собеседника «КС», наиболее эффективны краткосрочные курсы (но с очень большим раздаточным материалом), построенные на большом числе кейсов (разборов реальных и неочевидных задач), а не на репродуктивном обучении «бюджетированию», «дисконтированию» и т. д. «Все эти вещи финдиректоры и другие специалисты и так знают. Поэтому необходима скорее поддержка навыка в разборе нетривиальных (но ненадуманных, а реальных) профессиональных задач, а также информирование лишь о том материале, который действительно является новым, — говорит эксперт. — Если говорить о программе обучения для выращивания кадрового резерва, то программы могут быть шире».

Для главных бухгалтеров, по оценкам Бобровской, оптимальным вариантом курсов повышения квалификации является краткосрочное обучение по 40 часов один раз в год. На таких курсах рассматриваются все актуальные изменения законодательства. Бухгалтерам, у которых нет времени для прохождения пятидневного обучения, можно посещать однодневные семинары, на которых рассматриваются вступившие в силу изменения законодательства по какому-либо одному направлению: например, изменения в начислении заработной платы, НДС, налога на прибыль и т. п. Особенно эффективно, если они носят практико-ориентированный характер, и большая часть времени семинара уделяется ответам на вопросы слушателей. «Если топ-менеджеру интересны вопросы конфликтологии, эффективного управления персоналом, стресс-менеджмента, ведения переговоров, то можно ему рекомендовать бизнес-тренинги, которые проводятся сертифицированными специалистами, — продолжает собеседник «КС». — Они предполагают отработку полученных знаний на практике и формируют навыки, необходимые управленцам, которые хотят быть результативными и эффективными. Для тех, кому важен индивидуальный подход в обучении, на рынке предлагаются индивидуальные консультации преподавателей-практиков».

Для финансовых директоров, у которых, в отличие от бухгалтеров, не так часто происходят изменения в законодательстве, регламентирующие их деятельность, гораздо важнее, по оценкам Бобровской, общение и обмен опытом с коллегами, поэтому им полезно посещение профессиональных конференций, круглых столов, а также различных тренингов по управленческим и переговорным навыкам. Марина Гуляева также уверена, что хороший результат для повышения квалификации топ-финансистов дают мастер-классы и семинары с выступлениями экспертов, которые рассказывают о новейших технологиях (в том числе и управления финансами), разбирая кейсы конкретных проектов. Еще один эффективный формат — форумы, где докладчиками являются представители успешных компаний, которые делятся с аудиторией своим опытом.

Как оценить результат?

Повышение квалификации приносит бухгалтерам очень хорошие дивиденды, считают участники рынка. «Спрос на эти услуги стабильно высок. Подтверждением эффективности являются карьерный рост бухгалтеров, проходящих обучение, и высокий профессионализм, который отмечают работодатели», — делится опытом Бобровская.

С финдиректорами ситуация несколько сложнее. Для того чтобы результат обучения принес компании и топ-финансисту положительный эффект, по мнению Сергея Сычева, очень важно, чтобы тот, кто обучает, не был фрилансером. «В данной ситуации речь идет о бизнесе. Человек, управляющий компанией или подразделением компании, и «бродячий фрилансер» — это люди из разных миров, — уверен эксперт. — Бессмысленно специалистам заказывать постановку бизнес-процессов тому, у кого нет бизнес-процессов. Бессмысленно специалисту слушать про бюджетирование того, кто даже не разделяет доходы бизнеса и свои личные. Бессмысленно внимать рассуждениям о мотивации и управлении сотрудниками того, кто их не имеет, не нанимает, не обучает, не ставит показателей и не думает о ФОТ. Даже «повышение продаж» не надо заказывать у того, у кого нет отдела продаж. Я понимаю, что это «экстремизм», но такова моя позиция. Мы же не учимся вождению автомобиля у того, кто не сидел за рулем?!»

Кроме того, по мнению собеседника «КС», при выборе компании, предлагающей бизнес-образование, для оценки ее эффективности можно задать несколько контрольных вопросов.

Критерии качества обучения также четко определяемы: «Могут ли слушатели сделать теперь сами то, чему их учили, но уже в отсутствии автора методики? Передаваемо ли то, чему их обучали? То есть сможет ли специалист, вернувшись в свое бизнес-подразделение после обучения, не только сам воспользоваться полученным материалом, но и научить своих подчиненных/коллег? И не только научить, но и потребовать выполнения», — считает Сергей Сычев.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Четверина, менеджер компании PricewaterhouseCoopers:

— В финансовом мире, чтобы стоять на месте, надо быстро бежать. Подходы к управлению финансами, управленческие инструменты меняются. Меняется законодательство. Чтобы быть в mainstream, в центре происходящих изменений, надо постоянно учиться. Причем обучение в данном случае — это не всегда процесс, когда финансовому руководителю надо садиться за парту. Это могут быть встречи с коллегами и обсуждение текущих проблем. Это может быть набирающий популярность «промышленный туризм», когда представитель компании выезжает на «стажировку» в другие компании отрасли. Данный вид обучения очень эффективен, позволяет расширить профессиональный кругозор. Посмотреть, как руководство других компаний решает аналогичные проблемы.

Еще один вид обучения — это получение профессиональной квалификации. Сегодня как никогда раньше участники мирового рынка придают особое значение привлечению финансовых специалистов, которые могут работать в рамках всего бизнеса и помогать его развитию. В мире это своеобразный знак качества специалиста. Для финансовых руководителей такой квалификацией является CIMA (Charated Institute of Management Accountants [Институт дипломированных присяжных бухгалтеров по управленческому учету]), а одной из ключевых областей — управление эффективностью бизнеса. Хотелось бы отметить, что заинтересованность региональных руководителей, в том числе в Сибири, в повышении своей финансовой квалификации, а также квалификации сотрудников постоянно растет. Растет и доступность этого образования, так как краткосрочные семинары или профессиональные квалификации CIMA, ДипИФР проводятся в регионах.

Да, негативное отношение топ-финансистов к семинарам и прочим формам повышения образования сохраняется. На мой взгляд, это связано с тем, что обучение ассоциируется со студенческой скамьей, преподавателями-теоретиками, имеющими небольшое представление о реальном бизнесе, скучных занятиях и малой пользе. Между тем руководителю-финансисту мало просто структурированной подачи теоретического материала. Необходимы примеры из практики российских и международных компаний, реальные бизнес-кейсы, готовые модели, адаптированные к российскому бизнесу.

ЦЕНА ВОПРОСА

Для сибирского рынка средняя стоимость однодневного бухгалтерского семинара составляет 2000 рублей, курсов аттестации главных бухгалтеров, финансовых директоров, внутренних аудиторов — около 20 000 рублей, главных бухгалтеров по МСФО — 22 000–25 000. Стоимость курсов повышения квалификации — 6000–10 000 рублей. Стоимость обучения финдиректоров собеседники «КС» назвать затруднились, сказав, что эти цифры обсуждаются в индивидуальном порядке в зависимости от длительности, содержания и цели тренингов. Только один из участников рынка раскрыл свои расценки: краткосрочные двухдневные семинары — 30 000 рублей, корпоративная программа обучения — 30 000–40 000 рублей, подготовка к квалификационному экзамену — около 50 000 рублей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ