Альтернатива росту цен — малая распределенная энергетика

— Актуальность сооружения источников энергии на базе малой распределенной энергетики (МРЭ), тем более в Сибири, трудно переоценить. Проблему энергоснабжения территорий, с помощью централизованного электросетевого строительства, во многих субъектах СФО не решить. Сотни поселков снабжаются электроэнергией от локальных дизельных источников. Общее число дизельных электростанций в пересчете на 300–500 кВт установленной мощности, включая единичные дизельные агрегаты, оценивается в 1100–1300 единиц. Дизельное топливо является основным в балансе Красноярского края, Иркутской и Новосибирской областей.

Замещение электростанций на дорогом дизельном топливе электростанциями на базе МРЭ и ВИЗ является одним из элементов повышения энергоэффективности экономики.

Несмотря на то что как на федеральном, так и на региональном уровнях существуют программы развития альтернативной энергетики, движений в сторону разработки и внедрения таких технологий практически нет. Объем энергии, получаемый от распределенной энергетики, в Сибирском регионе минимален. Отсутствуют промышленные объекты, работающие на базе малой распределенной энергетики. Эти показатели практически не изменились за пять последних лет. Потребители упорно продолжают верить в газ, цена на который в этом году уже превысила западноевропейский уровень.

Участники рынка сетуют на недостаточную вовлеченность государства в процессы разработки и внедрения установок малой распределенной энергетики и альтернативных источников.

Нет никакой реальной поддержки развития такой энергетики «сверху». А развитие «снизу» ограничивается недостатком финансирования, компетенций, профессионализма и знаний.

В настоящее время развитию малой распределенной энергетики и альтернативной энергетики мешают недостаточная поддержка правительства страны, отсутствие законодательной базы для деятельности и доступности сырьевых ресурсов, а также непонимание преимуществ самими потребителями.

Для развития этого субъекта энергетики необходимы меры поддержки, подобные применяемым в развитых странах, начавших развитие альтернативной электроэнергетики существенно ранее. Среди таких мер можно выделить государственное субсидирование покупки оборудования для потребителей, налоговые льготы для производителей. Также нужна гарантия сбыта производимой электроэнергии.

В настоящее время предпринимаются попытки интенсифицировать работу в этом направлении. В 2010–2011 гг. было объявлено о запуске сразу нескольких проектов. Однако наиболее вероятно, что успешно реализованы они будут только в регионах, изолированных от ЕЭС России, где высокая цена на электроэнергию позволяет ускорить окупаемость. Например, в Красноярском крае, в республиках Алтай и Бурятия.

Для полноценного развития альтернативной энергетики в России не хватает нормативно-правовой базы.

В конце декабря 2010 года президент РФ подписал закон, вносящий изменения в ФЗ «Об электроэнергетике», позволяющие заключать долгосрочные договоры купли-продажи мощностей, произведенных на объектах с использованием ВИЗ, по особой цене, регулируемой оптовым рынком. Но подобных мер недостаточно.

Прецеденты продажи электроэнергии, полученной на объектах малой распределенной энергетики, в сеть пока единичны. В России практически невозможно осуществить продажу в сеть электроэнергии с работающего генератора на базе альтернативного источника, и именно это является главным тормозом развития МРЭ в нашей стране

В РФ работает несколько десятков компаний, реализующих оборудование для генерации энергии, полученной альтернативными способами. Однако рынок сбыта такой продукции еще довольно узок. Это, как правило, частные лица, приобретающие оборудование для установки в своих загородных домах, и коммерческие предприятия, заинтересованные в повышении «зеленого» статуса своих зданий.

Наибольшим спросом у потребителей, по словам участников рынка, пользуются тепловые насосы и солнечные батареи. В предложении есть солнечные энергосистемы, ветроэнергетические установки, источники тепловой энергии и гибридные энергосистемы, позволяющие оптимально использовать преимущества альтернативного энергоснабжения. Пожалуй, именно гибридные установки имеют самые лучшие перспективы, так как каждый в отдельности способ имеет ряд особенностей и недостатков.

Исходя из этих данных у рынка, конечно, есть перспективы, но пока цены на традиционные носители будут находиться на досягаемом уровне, процесс внедрения разработок малой генерации электроэнергии будет идти очень медленно.

По всей видимости, пока ставка в российской энергетике будет делаться на рост потребления газа и угля, существенных перспектив не появится, за исключением тех регионов, которые изначально изолированы от единой энергетической системы страны и в которых есть возможность выбирать альтернативные пути развития энергетики.

Необходимо инициировать и стимулировать конкретные мероприятия и действия по сооружению в субъектах СФО объектов малой распределенной энергетики и возобновляемых источников энергии. Частно-государственное партнерство в этом направлении должно обеспечить запуск экономических, технических, юридических и инвестиционных механизмов. Требуются определение и разработка мер экономического стимулирования со стороны субъектов РФ в виде налоговых льгот, различных преференций по тарифам, условиям получения разрешений и согласований, упрощение порядка землеотвода и т. п.

Выполнение решений Протокола заседаний Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (под руководством В. В. Путина) по запуску технологических платформ, в т. ч. ТП «Малая распределенная энергетика», а также реализация Плана действий на 2010–2011 гг. по этой ТП позволят сделать реальные шаги по практическому внедрению объектов малой распределенной энергетики в России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ