«Кладут ключи, печать и уходят»

Члены комитета по госполитике Законодательного собрания Новосибирской области предложили экстренно, сразу в двух чтениях, принять поправки, предусматривающие избрание глав в большинстве муниципальных образований и районов области «на конкурсной основе». В ситуации разбирался «КС».

На ближайшей сессии регионального Законодательного собрания, 23 апреля, депутаты собираются рассмотреть законопроект «О внесении изменения в статью 2 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области». Эти изменения инициировало правительство Новосибирской области, поправки позволят парламентариям муниципальных образований избирать руководителей районов или городских округов «из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет». Возможность заменить в некоторых муниципальных образованиях прямое тайное голосование граждан на новую форму избрания глав дает федеральный закон № 8-ФЗ от 3 февраля 2015 года. Рабочая группа, которая выясняла целесообразность корректировки выборного законодательства на местном уровне, считает, что новый вариант избрания руководителей городов и поселений можно закрепить на всей территории области.

Старую систему предлагается сохранить только в Новосибирске, Кольцове и Карасуке. В последнем уже давно глава избирается из числа депутатов местного городского Совета. В областном центре и в наукограде Кольцово мэры и впредь будут занимать должность на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Переход к новой форме, при которой местным депутатам предстоит определять потенциальных руководителей территории из людей, отобранных конкурсной комиссией, — это общефедеральный тренд. С тем, что курс правильный, согласен председатель комитета по госполитике ЗС Новосибирской области Юрий Шпаков. Он отмечает, что система избрания глав «по конкурсу» предусмотрена во всех городах и поселениях на территории 11 субъектов РФ. В 10 субъектах РФ прямое голосование осталось лишь в двух муниципальных образованиях. Если говорить о соседних регионах, то прямые выборы глав муниципалитетов, в том числе и выборы мэров областных центров, уже отменены в Омской, Иркутской областях, в Красноярском крае.

В Новосибирской области идею внесения поправок в выборное законодательство долго обсуждали в публичном пространстве, в представительных органах муниципальных образований. Специальная рабочая группа, в которую вошли действующие главы муниципальных образований, депутаты, члены правительства Новосибирской области, выяснила: к изменениям готово подавляющее большинство представителей городов и поселений Новосибирской области. Вариант, предусматривающий избрание руководителей местных администраций из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, поддержали 27 из 30 глав администраций районов Новосибирской области. «За» высказалась и большая часть парламентариев ЗС на депутатских слушаниях 10 апреля.

По словам заместителя губернатора Новосибирской области Александра Титкова, к изучению темы все участники рабочей группы старались подойти максимально деликатно. «Мы советуемся со всеми. Узнать, что о нововведении думают главы представительных органов и муниципальных районов, — наша инициатива, это не предусмотрено ни в одном документе федерального законодательства. Но мы считаем важным сохранять стабильность в регионе, поэтому пытаемся найти общий язык со всеми сторонами», — отмечает Александр Титков.

Председатель избирательной комиссии Новосибирской области Юрий Петухов подчеркивает, что новый вариант избрания глав не противоречат демократическим принципам. «Это те же выборы, пусть не прямые. Выбор будет осуществляться в случае принятия закона представительными органами местного самоуправления. На мой взгляд, абсурдно подвергать сомнению легитимность главы, избранного представительным органом из кандидатов, представленных конкурсной комиссией», — подчеркивает Юрий Петухов.

Глава областного избиркома обращает внимание на усиление роли властей, которым предстоит отвечать за то, кто возглавит территорию. С его точки зрения, это логично хотя бы потому, что 93% бюджетов районов являются дотационными и формируются за счет субвенций и дотаций из областной казны. «Выборы глав муниципальных образований депутатами представительных органов позволяют увеличивать уровень ответственности представительных органов. На поселенческом уровне конкурсная комиссия, которая будет отбирать претендентов на пост главы, сформируется на паритетных началах из кандидатур, предложенных руководителями муниципального района и депутатами представительного органа поселенческого уровня. В муниципальном районе конкурсная комиссия формируется наполовину губернатором и представительным органом муниципального района. Очевидно, что взаимная ответственность разных уровней власти увеличивается», — констатирует Юрий Петухов.

Аргументом в пользу нового способа избрания руководителей муниципальных образований является возможность сократить бессмысленный труд сотрудников избиркома, связанный с досрочными прекращениями полномочий глав. За последние четыре года по собственному желанию раньше срока уволились в Новосибирской области 139 руководителей муниципальных образований. «В 2013–2014 годах на территории области прошли 42 избирательные кампании по досрочным выборам городских и сельских поселений. Это было не в единый день голосования», — говорит Юрий Петухов.

По словам Александра Титкова, многие просто не могут справиться со своими обязанностями: «Через год-полтора после выборов они кладут ключи, печать и уходят. Это нужно прекращать». Титкова поддерживает глава Козловского сельсовета Барабинского района Василий Перескоков. С его точки зрения,прямые выборы приводят к власти случайных людей, совершенно не готовых к работе, не обладающих нужной квалификацией и компетенцией. «Уверен в своевременности закона. На главе сельского поселения лежит огромная ответственность, он решает большой круг вопросов: обеспечение населения водой, электроэнергией, газом, паводки, урожай и так далее. Не секрет, что на селе существует дефицит кадров. Грамотного юриста, финансиста найти очень трудно, зачастую их просто нет. Глава поселения все равно должен принимать решения, подписывать правовые акты, участвовать в ведомственных программах, готовить торги и так далее. Если он не готов, страдает население. Конкурсная комиссия сможет оценить претендента на должность не только с точки его профессионализма, она учтет и его авторитет у населения», — рассуждает Перескоков.

Ему вторит глава Искитима Виктор Пфейфер, который считает, что новый способ избрания глав не пустит во власть популистов, людей, которые будут думать только о переизбрании и не считаться с мнением местных депутатов.

Похожей точки зрения придерживается председатель Совета депутатов Кыштовского района Михаил Гончаров. «Почти все наши депутаты, за исключением одного, высказались за то, что закон необходимо вводить. Против лишь те главы, которые пришли на волне популизма и на следующий день после выборов забыли нуждах населения и ничего не делают. Они надеются, что люди их снова выберут. Если же решение предстоит принимать депутатам, такие мэры не пройдут». Рассуждая о плюсах новой системы, многие спикеры в качестве примера приводят города Бердск и Обь, где всенародно избранные градоначальники после прямых выборов оставались у власти совсем недолго.

По словам председателя комитета по госполитике Законодательного собрания Юрия Шпакова, глава муниципального образования в любом случае остается подотчетным населению, он обязан ежегодно докладывать представительному органу о результатах деятельности местной администрации.

По мнению Юрия Петухова, поправки способствуют повышению политической конкуренции. «Партиям, политическим объединениям, на мой взгляд, как никогда нужно будет бороться за депутатский мандат, чтобы принять участие в выборе глав», — объясняет председатель областной избирательной комиссии.

С другой стороны, новая модель позволит снизить градус возможного противостояния между главой муниципального образования и местным Советом депутатов. Иногда парламентарии воспринимают в штыки человека, пришедшего, например, на протестной волне или благодаря тому, что тот щедро раздавал предвыборные обещания. Естественно, конфликт плохо отражается на управлении городом или поселением. Вероятность возникновения натянутых отношений между депутатским корпусом и главой, прошедшим через конкурс, минимальна. В этом уверен глава Каргата Олег Орел. «Население от этого только выиграет. Очень тяжело решать вопросы там, где нет взаимопонимания между депутатами и главой. Они уделяют больше внимания конфликту, чем решению текущих задач», — резюмирует Олег Орел.

Члены комитета по госполитике считают, что принять поправки в закон о местном самоуправлении стоит как можно быстрее. На 13 сентября 2015 года намечены 804 избирательные кампании. Если законопроект об избрании глав большинства муниципальных образований и районов области «на конкурсной основе» будет одобрен на сессии ЗС, то количество кампаний сократится до 477. Сторонники изменений считают, что это хороший способ сэкономить бюджетные деньги. В условиях экономического кризиса такой аргумент тоже стоит учитывать. Чтобы успеть сократить количество выборов в Новосибирской области, вопрос должен решиться на сессии Законодательного собрания 23 апреля. Поэтому члены комитета по госполитике предложили рассмотреть законопроект сразу в двух чтениях.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ