Осторожно, рынок насыщается

Посетовать на «нетактичность» спроса, который бы приходилось выталкивать в дверь, и чтобы он при этом возвращался через окно, производителям перечисленной продукции не приходится. Спрос сокращается, и, по оценкам производителей профилей ПВХ, может это сделать на целых 45%. От стоимости такого же поведения ожидать не приходится: в среднем цена для конечного потребителя как профилей, так и дверей в 2015 году, по мнению участников рынка, может возрасти на 10%.

Окон и дверей поставят меньше

Окна

Потребление как ПВХ-профиля, так и дверей в СФО начинает снижаться. Так, суммарное потребление в Сибирском федеральном округе в 2013 году находилось, по оценке DSO Consulting, на уровне около 40 тыс. тонн, в 2014 году оно упало на 5–10% и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Среднерыночное сокращение объема продаж ПВХ-окон в целом по России составило в натуральном выражении в среднем 13%, сообщили «КС» ключевые игроки рынка ПВХ-профилей.

Изменившиеся объемы не могли не отразиться и на поведении самих участников рынка. Так, например, крупнейший окружной производитель ПВХ-профиля, расположенный в с. Криводановка Новосибирской области, завод VEKA Rus в 2013 году производил 17,9 тыс. тонн продукции, но уже в 2014-м снизил производство до 17,4 тыс. тонн. Еще более показателен и другой случай: в начале 2015 года компания LG Hausys закрыла производство профиля в Новокузнецке из-за низкой рентабельности бизнеса. Проектная мощность завода составляла 10 тыс. тонн профиля в год.

В VEKA Rus в свою очередь настроены оптимистично и не считают падение существенным. «В 2014 году динамика спроса была отмечена умеренным снижением, — комментирует ситуациюруководитель отдела маркетинга компании VEKA Rus Сергей Ельников. — И если низкобюджетном сегменте снижение почти незаметно, то в премиуме наблюдается даже рост. Характерной особенностью современного этапа является возросшая степень автономности, независимости успешных оконных компаний от рыночного контекста». Рост спроса на продукцию среднего и высокого сегментов отметил и руководитель направления «Оконные технологии и светопрозрачные конструкции» компании REHAU в Восточной Европе Павел Иваненко.

Степень насыщения

При оценке насыщенностироссийского рынка светопрозрачных конструкций представители крупнейших производителей сошлись на цифре в 60%.

«Важнейший сегмент рынка — санирование окон — на сегодняшний день находится в состоянии стагнации. Это связано с тем, что во вторичном жилом фонде уже заменено свыше 60% окон, — ссылается на данные агентства «О.К.Н.А. Маркетинг» Павел Иваненко. — Так выглядит картина по России в целом, а в Новосибирской области насыщенность рынка еще выше — здесь санировано более 70% окон. Однако некоторые сегменты, прежде всего связанные со строительством новых зданий, по-прежнему не заполнены», — подчеркиваетПавел Иваненко.

По структуре заказов в REHAU 75% приходится на частных лиц, которым требуется санация уже существующего жилья или остекление собственных домов, крупные корпоративные заказы по остеклению строящихся жилых комплексов или целых коттеджных поселков составляют порядка 25%.

Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, в VEKA Rus ставку делают на объектное строительство, которое будет возрастать ввиду неуверенного поведения частного заказчика.

Если же рассматривать непосредственно емкость новосибирского рынка окон из ПВХ, то в 2013 году она составляла порядка 1,3 млн кв. метров, в 2014 году уже снизилась до 1,2 млн кв. метров, подсчитала управляющий партнер DSOConsulting Лариса Трушкина. «Наш прогноз на 2015 год — не более 1 миллиона квадратных метров», — отмечает собеседница «КС».

В качестве ключевого игрока по показателю доли на новосибирском рынка окон в DSO Consulting выделяют группу «БФК» (местного производителя светопрозрачных конструкций) с показателем более 30%. Второй по масштабу игрок городского рынка — «Город Мастеров» (производитель оконных и дверных систем) с оценочной долей около 15%.

Двери закрываются

Тенденция снижения затронула и новосибирский рынок межкомнатных и входных дверей. Но если производители окон отмечают повышение спроса в высоком ценовом сегменте, то на этом рынке наблюдается обратный процесс.

Так, в 2013 году емкость рынка межкомнатных дверей составляла 270 тыс. шт., в 2014 году она снизилась до 250 тыс. шт. с потенциалом снижения в 2015 году еще примерно на 20%, прогнозирует управляющий партнер DSO Consulting.

Динамика объема потребления рынка входных дверей в Новосибирске в 2013 году составила около 30 тыс. шт., 2014 год — около 27 тыс. шт. Прогноз на 2015 год — не более 25 тыс. шт., говорит Лариса Трушкина.

Среди крупнейших игроков новосибирского рынка межкомнатных дверей можно выделить таких федеральных производителей, как «Волховец», «Краснодеревщик», «Софью» с оценочной суммарной рыночной долей на уровне около 20%. Остальные 80% рынка делят многочисленные производители как из других регионов России, так и из Новосибирской агломерации — «Сибирь-Профиль», «Фрегат», «Мастер и К» и другие, перечисляет собеседница «КС».

Лидеры рынка входных дверей с суммарной оценочной долей не менее 80% — это новосибирские «Ретвизан» и «Город Мастеров», федеральный производитель «ТОРЭКС».

По мнению директора агентства «Дверное Дело», которое работает с рынком входных и межкомнатных дверей, Сергея Харитонова, российский рынок входных и межкомнатных дверей далек от насыщения. «В России до сих пор большое количество объектов, требующих реконструкции, а также низки показатели количества метров жилья на душу населения. С этой точки зрения потенциал у рынка есть», — пояснил Сергей Харитонов, но при этом заметил, что потребление ввиду «известных событий» на сегодняшний день снизилось. Причем коснулось снижение всех сегментов, особенно среднего.

«Идет процесс «децивилизации» потребления. Соответственно, более востребованы более экономичные серии дверей. В верхнем сегменте, то есть выше 30 тысяч рублей, в связи с ростом курса валюты наблюдается небольшое импортозамещение: российские компании вытесняют иностранцев, и прежде всего итальянцев», — выявил тенденцию директор собеседник «КС».

Но еще более активно развивается процесс импортозамещения на рынке входных дверей. В то время как в последние годы в Россию в больших количествах ввозились двери из Китая — порядка 2 млн штук в год при общем объеме рынка в 5 млн.

А вот в сегменте дверной фурнитуры альтернативы импорту нет, отмечает директор агентства «Дверное Дело». По его данным, в России производится не более 15% от общего объема дверных ручек в России, который составляет примерно 20 млн.

Большая часть фурнитуры, опять же, поставляется из Китая. И опять же, в связи с экономическими событиями спрос смещается в экономсегмент.

Снижение

Прогноз по динамике спроса участники обзора «КС» построили также исходя из нынешней тенденции. Сергей Харитонов спрогнозировал падение спроса на двери в 2015 году в диапазоне от 10% до 25% в штучном измерении.Руководитель направления «Оконные технологии и светопрозрачные конструкции» компании REHAU в Восточной Европе также предположил, что падение может составить как 20–25%, так и 40–45%.

«Рентабельность оконного и дверного бизнеса, причем как производственная, так и розничная, снижается уже не первый год, оба рынка находятся в перепроизводстве как минимум с 2013 года», — подытожила в свою очередь управляющий партнер DSO Consulting.

Цена вопроса

В сравнении со спросом от стоимости продукции такого поведения ожидать не стоит, считают участники рынков. Корреспондент «КС» также обратился к сибирским строительным компаниям, выяснил, каким производителям и поставщикам они отдают предпочтение и насколько уже выросла стоимость продукции.

Так, в строительной компании «Сибакадемстрой» отметили, что сотрудничают с компанией VEKA, входные двери в квартиры используют от компании «Ариан» из Набережных Челнов, а в подъездах применяют алюминиевый профиль «СИАЛ».

Говоря о стоимости строительных материалов, в «Сибакадемстрое» отметили тенденцию роста. «Однако мы оптимизируем цены, заключая долгосрочные контракты и оформляя крупные заказы», — подчеркнули в пресс-службе компании-застройщика.

«Цена на профили ПВХ и двери выросла, в среднем удорожание прошло на 5–7%. В целом понятно, с чем связано повышение цены — они производятся из зарубежного сырья», — сообщил «КС» директор ООО «МЖК «Энергетик» (входит в группу компаний «Первый строительный фонд») Александр Колесников.

В «Дверном деле» спрогнозировали рост стоимости для конечного потребителя в размере 15–30%, обосновав это тем, что в структуре себестоимости производства достаточно велика валютная составляющая.

Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке профилей. «Если ситуация с девальвацией рубля не изменится в лучшую сторону, себестоимость продукции будет расти. Некоторые оконные системы, а также абсолютное большинство добавок для производства профилей, равно как и вся фурнитура, завозятся из-за границы, поэтому здесь существует прямая зависимость от курса евро или доллара. Но мы стараемся по возможности сдерживать цены, особенно сейчас, в межсезонье», — заверил Павел Иваненко.

В свою очередь Сергей Ельников также не видит предпосылок для удешевления продукции, но при этом отметил сдержанность поставщиков комплектующих, умеренно повышающих цены. «Рубль в конце прошлого года подешевел к основным валютам более чем в два раза, между тем среднее повышение цен на профили в большинстве случаев не превышает 5%. На цене готовых изделий будут сказываться не только изменения на валютном рынке, но и высокие показатели внутренней инфляции. Поэтому у большинства экспертов есть основания прогнозировать рост как минимум в интервале от 5% до 10%», — сообщил собеседник «КС».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ