Юрий Зозуля: «Мы настраиваем механизм взаимодействия с областной властью»

О взаимодействии законодательной и исполнительной власти в Новосибирской области, конфликте мэрии и правительства, инновационном развитии региона и последних законодательных инициативах «КС» побеседовал с депутатом Законодательного собрания Новосибирской области ЮРИЕМ ЗОЗУЛЕЙ.

Судьба законодательных инициатив

— Большой резонанс в прошлом году вызвали ваши предложения по поводу поправки в закон об эвакуации автомобилей. Вы внесли эту поправку в Законодательное собрание повторно. Какова реакция коллег-депутатов на этот раз?

— Тема эвакуации неправильно припаркованных автомобилей связана с достаточно острой реакцией в обществе, которая стала предметом рассмотрения и СМИ. Есть множество примеров и в целом по России, и в Новосибирске, когда люди закрывались в машинах, запрыгивали на эвакуаторы и т. д.

Мы со своей стороны пытаемся еще раз привлечь внимание к этой проблеме и все-таки убедить коллег-депутатов поддержать изменения в законопроект. Ведь ни духу, ни букве закона не соответствует стремление наказать человека путем эвакуации его автомобиля. Процесс эвакуации — это просто способ освободить дорожную часть, чтобы дать другим машинам возможность перемещаться. А с точки зрения репрессий есть штрафы: как правило, нарушители осознают свою вину и готовы их платить. Но не совсем понятно, почему при этом они должны оплачивать еще и бизнес-интересы людей, которые зарабатывают на подобных проблемах.

И почему «хождение по мукам», по мнению некоторых депутатов, должно быть дополнительным наказанием, чтобы «неповадно было»? Это точно так же, как когда тычут щенка носом в лужу, которую он сделал на полу? Такое ощущение, как будто подобные депутаты видят в людях, в избирателях, тех же самых щенков. Я категорически против подобного подхода и подобного отношения.

— А можно ли сказать, что неправильно парковаться новосибирцы зачастую просто вынуждены?

— Да, если посмотреть на историю вопроса, то у нас многие вынуждены нарушать правила дорожного движения не по своей воле. В городе просто нет достаточного количества парковочных мест. Во многом это вызвано точечной застройкой. Все свободные площади отдают на откуп строительным организациям, но при этом почему-то забывают, что людям надо в этом городе как-то жить. И путем подобных манипуляций с городской землей, по сути, в Новосибирске создается недружественная среда для самих жителей.

Но при этом, к сожалению, логика многих законов связана с тем, как кого-то наказать, что-то запретить… Вместо того, чтобы что-то создать для человека, чтобы дать ему возможность не нарушать закон. И эта коллизия — между тем, что мы все время требуем и тем, что мы даем — и вызывает вполне обоснованный протест со стороны общества. Мне кажется, что это не может замалчиваться в нашей работе.

— Вы предлагаете началом момента задержания автомобиля считать начало движения эвакуатора, а не начало погрузки, как было ранее, т. е. чтобы водитель мог сам передвинуть машину, если вовремя успел к месту задержания. Это единственное предложение, которое содержит ваша поправка?

— Нет. Мы поднимаем еще один вопрос, который касается повреждения автомобилей. Сейчас закон такой, что если у тебя машину эвакуировали, и стекла не побиты, зеркала не откручены, ручки дверные на месте — значит все хорошо, все в порядке. Но, например, автомобили с автоматической коробкой передач категорически запрещено буксировать на сцепке, например тросом — это может привести к поломкам. А в Новосибирске только при помощи лебедок и затаскивают машины на эвакуаторы, тем самым создавая потенциальную возможность их поломки. А ведь дефект вскроется только в процессе дальнейшей эксплуатации. Я считаю, что надо бережно относиться к чужому имуществу и уважать собственность граждан.

— Это все поправки в данный закон?

— Да, два основных тезиса. Мы хотим начать с такого мягкого способа решения проблемы. Но не исключено, что завтра надо будет уже ставить вопрос о том, а насколько правомерна такая услуга, как коммерческая. Пусть государство занимается эвакуацией транспорта за те налоги, которые мы платим.

— У вас была еще одна законодательная инициатива, касающаяся того, чтобы публиковать в открытом доступе поименные результаты голосования в Законодательном собрании. Какова была реакция коллег на это предложение?

— Да, это мое второе, не менее радикальное предложение. Оно связано с тем, чтобы предать гласности результаты поименного голосования депутатов по законопроектам, которые рассматриваются в Законодательном собрании. Сейчас, в соответствии с регламентом, их можно открыто публиковать только по специальному решению сессии. Мое же предложение заключается в том, чтобы внести изменения в регламент: ввести обязанность публиковать на сайте ЗС поименные итоги голосования по каждому вопросу. Я считаю, что это повысит ответственность депутатов при нажатии кнопок. Возможно, депутаты будут принимать более взвешенные решения, понимая, что завтра с них спросят избиратели, и придется объясняться.

Многие депутаты, узнав об этом законопроекте, говорили мне: «Это же бомба! Ты понимаешь, что делаешь? Взять и всем рассказать, кто как голосует? Наверное, тебя не поймут…» Может быть, меня и не поймет кто-то из депутатов. Но я надеюсь, что меня поймет население, тем более что мне эту идею подсказал звонок от слушателя во время радиоинтервью. Он спрашивал о том, почему мы скрываем от народа свою позицию: ведь каждый депутат говорит, что выступал за народ, а проверить его слова невозможно. И я действительно задумался, а почему? От кого мы что скрываем? И с удивлением, в очередной раз перечитывая регламент, обнаружил, что действительно, у нас есть проблема с тем, чтобы народу рассказать о своей позиции. Я считаю, что страна должна знать своих «героев».

Скоро все эти законопроекты будут обсуждаться на профильных комитетах ЗС.

— А если снова не примут? Ведь в Москве, и в других субъектах, решения принимаются как раз в том духе, который вы предлагаете?

— Да, самое удивительное то, что в том, что касается эвакуаторов, в других субъектах Федерации такая практика разрешена. И нигде не видят криминала в том, чтобы именно так трактовать закон. А у нас как будто «особая территория». Такое ощущение, как будто жить в Новосибирске — это проклятье. Почему-то у нас есть депутаты с такой позицией, что нужно быть с жителями построже. Хотя очевидно, что закручивание гаек результата не дает. Но, тем не менее, у нас большинство законов носит репрессивный характер. Мы наказываем, запрещаем, вводим ограничения…

Один из подобных вопросов дебатировался в прошлом году: по поводу административных правонарушений. Тогда было внесено предложение разрешить выписывать протоколы об административных правонарушениях специалисту второго разряда в поселковом совете. А что это значит? Часто это люди, не имеющие даже среднего полного образования. А ведь такие документы потом могут повлиять на судьбу человека! Такими важными вопросами должен заниматься глава поселкового совета. А иначе не будет прямой ответственности: и с кого человек будет спрашивать за свою испорченную судьбу?

Есть ощущение, что правительство области не только слушает, но и слышит предложения и инициативы

В итоге человек остается один на один с системой, которая, к сожалению, оказывается крайне не заинтересована в нем как в личности. Мы вспоминаем о народе только во время выборов либо когда нам трудно, и мы призываем затянуть пояса. Но почему-то, когда мы пытаемся просто нормально жить, мы забываем о тех людях, которые доверили нам власть, доверили возможность управлять. И мы так легко приписываем себе это право, забывая о том, что оно было дано на время, и за него надо отвечать. А почему-то у многих ощущение, как будто они навсегда стали полноправными рупорами народа, забыв народ спросить, а что он думает, и почему-то отождествляя себя с мнением людей.

— Как, на ваш взгляд, «Единая Россия» рассчитывает на какой-то результат на предстоящих выборах? Не секрет, что это непопулярное законодательство по эвакуаторам связывается с именами некоторых активных деятелей регионального отделения «ЕР». Они понимают, что это аукнется? Или партия уже не рассчитывает выиграть?

— Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Политическая партия всегда рассчитывает на победу, иначе это была бы не политическая партия, а просто кружок по интересам. Но вы совершенно справедливо задаете вопросы, и, на мой взгляд, это нонсенс: с одной стороны говорить о народе, а с другой — участвовать в таком бизнесе. Как это оценят избиратели? Мне трудно судить.

— А вы пробовали поговорить с теми коллегами-депутатами, которые упорно выбирают этот более суровый закон по эвакуаторам, чтобы понять их логику? Ведь ни с какой точки зрения не выгодно придерживаться этой позиции.

— Я пытался говорить с депутатами, но в ответ слышал какую-то фантасмагорию. Звучат очень странные аргументы, начиная от «ну и пусть им, поделом» (непонятно, как с таким человеконенавистническим отношением можно было стать депутатом?). Или другая логика — «чтобы не было коррупции». А сейчас что, ее нет? Недостаточно сюжетов о том бизнесе, который сформировался, в том числе и вокруг этого? Это, видимо, в их представлении не является коррупцией. Дальше еще возникает логика: «А кто будет платить?» А за что платить? За то, что машину подняли-спустили с эвакуатора? Ну, пожалуйста, есть, наверное, расценки. Люди готовы заплатить. Сразу другой вопрос: а как принимать деньги? Ну давайте выпишем квитанцию, и человек оплатит через банк… И возникает странное ощущение, что любой мелкий вопрос, который легко может быть решен, возводится в неразрешимую проблему.

А некоторые говорят: «Голосовал, потому что это мой друг. Он против, и я буду его поддерживать». А кое-кто из депутатов признавался даже в том, что не читал закон.

Такие странные вещи часто происходят. Например, на последней сессии решался вопрос по поводу ответственности перевозчиков за соблюдение расписания движения транспорта. По инициативе отдельных депутатов было предложено изменить кодекс административных правонарушений, чтобы снять ответственность с перевозчиков как юридических лиц за нарушение расписания и полностью переложить ее на водителя. Но разве водитель виноват, к примеру, если у него неисправен транспорт? Разве не директор компании-перевозчика? Почему обычный водитель должен быть крайним в этой ситуации? В итоге ответственность хозяев и директоров компаний-перевозчиков получается какой-то эфемерной: не остается других инструментов, кроме уговоров. Удивительно, что такая позиция получила поддержку депутатов, и сейчас во втором чтении будет приниматься данный закон.

Диалог с властями

— Перейдем к другим темам этого года. Как вы оцениваете ту команду, которая сформировалась сейчас в правительстве? Насколько вы считаете ее работоспособной и соответствующей современному сложному периоду в экономике?

— Есть такая пословица — цыплят по осени считают. Так и у нас: к осени мы получим представление о том, насколько эффективна новая команда. Сейчас начата работа над программой реиндустриализации — это попытка действительно разобраться в чем-то. Но ведь вопрос не только в правильно написанных словах: у нас уже писалась масса и стратегий развития, и концепций… Вопрос в первую очередь в делах, в том, как мы это будем реализовывать. Очень не хотелось бы, чтобы очередные наши новации оказались описанием сказочной страны Эльдорадо. Хотелось бы, чтобы у нас была не только программа о том, как мы хорошо будем жить, но и программа, основанная на наших реальных возможностях, о том, как этого добиться.

И когда мы говорим об этой программе, не грех оглянуться, посмотреть на соседей. Например, у меня не может не вызвать вопросы динамика развития региона, особенно на фоне тех инициатив, которые реализуются сегодня в Томской области. У меня есть серьезные опасения, что Новосибирск утрачивает свои позиции как центр инноваций, центр прорывного развития, каким он всегда был. Если вы посмотрите на утвержденную стратегию развития Томской области с дорожной картой, с пятью направлениями перспективного развития, подписанную председателем правительства Российской Федерации, с конкретными механизмами реализации, с поручениями федеральным министерствам, с заложенными средствами, в том числе федерального бюджета, то, конечно, возникает вопрос: а у нас что? Чем мы можем ответить? Ведь, в конце концов, это то же самое соревнование. Мы видим постоянную инициативу со стороны соседей, и они правильно делают, они идут вперед.

Мы постоянно тешем себя иллюзиями, что мы — центр Сибири. И живем прошлыми воспоминаниями, что Новосибирск — третий город России? И что дальше? Что это дает нам? Что дает области этот статус? Как мы реализуем тот потенциал, который есть сегодня в Новосибирской области? Ведь реализация потенциала в виде конкретных проектов, создания условий для развития области, новых технологий, новых производств особенно актуальна, если мы говорим о проявлении кризисных явлений в экономике страны. И может быть, кризис — это не только плохо, но и хорошо? Потому что он дает возможность спуститься с тех лавров, на которых мы почивали все это время, и заняться реальной экономикой и реальными проблемами.

С другой стороны, это поможет повысить качество управления. Раньше любые ошибки, в том числе управленческие, непрофессионализм чиновников и руководителей, можно было заткнуть деньгами, а теперь такой возможности нет. И я думаю, что уровень профессиональной пригодности теперь станет понятнее. Это позволит гораздо быстрее произвести ревизию не только наших возможностей с точки зрения материально-технической базы, но и ревизию в первую очередь профессионального, кадрового состава. Насколько декларации и красивые слова соответствуют компетентности наших управленцев?

— Вы в прошлом не раз критиковали деятельность социального блока правительства, например, в части того, что касается подготовки социальных объектов: перинатального центра, онкоцентра и др. Как вам сейчас как члену комитета по социальному развитию видится деятельность министерства здравоохранения при новом министре?

— Пока сложно сказать, поскольку очень сильно изменились условия по сравнению с теми которые были раньше. Проблемы, с которыми сегодня сталкивается здравоохранение, это в первую очередь элементарная проблема дефицита средств. На совещании у премьер-министра говорилось о плановом росте цен на лекарства на 20% в течение 2015 года. Но если ситуация будет развиваться по существующему сценарию, прогнозы могут оказаться мене оптимистичными.

Сегодня сложно говорить о развитии здравоохранения: вопрос хотя бы в поддержании того, что есть, на достойном уровне. Любые новые технологии сегодня, к сожалению, импортные. И говорить о качественном изменении сейчас, при дефиците средств, сложно. Так будет до тех пор, пока в нашей стране не будут созданы соответствующие производство и технологии. Насколько быстро это появится у нас, мне сложно судить, но я надеюсь, что в ближайшие годы все-таки появятся собственные производители.

Когда мы говорим об импортозамещении, нужно понимать, что не вопрос сделать кальку с сегодняшних образцов, которые существуют в мире. Наверное, мы в состоянии это производство запустить. Но ведь мир не стоит на месте: и пока мы будем ставить в серию то, что сегодня уже есть, появится новое поколение, к которому мы не готовы. Если мы говорим с вами о появлении в стране индустрии изделий для медицины и лекарств, то мы должны говорить о создании полноценных комплексов, где и промышленность, и разработчики (это ученые), и клиницисты (это практики) будут работать вместе. И, рассуждая о мировом уровне наших изделий, мы должны говорить и о мировом уровне медицины. Иначе кто будет формировать заказ, кто сможет определить, какими свойствами должно обладать новое оборудование и препараты? Это должны делать врачи, и они должны быть соответствующего мирового уровня, чтобы давать задания и ставить проблемы перед промышленностью. Более того, все эти изделия будут требовать последующей модернизации: кто-то должен будет сопровождать их жизненный цикл. На сколько сегодня мы в состоянии построить такое полноценное производство, мне пока трудно судить в масштабах страны.

Если же говорить о применении того, что у нас есть, в масштабах отдельной области, то сегодня основные проблемы, с одной стороны, кроются в кадрах с одной стороны и в ресурсах с другой. Недостаточно средств, чтобы просто обеспечить достойный уровень медицинской помощи. И к сожалению, эти две проблемы взаимосвязаны.

В течение это года будет ясно, насколько у нас перестроена система и насколько эффективным оказался менеджмент здравоохранения. Пока и состоявшиеся и предполагаемые кадровые решения настраивают на определенный оптимизм. Ситуация может быть выправлена. Но ведь помимо людей, которые должны быть расставлены на своих местах, существуют еще и дела, которые должны будут этими людьми реализовываться. Как это будет сделано, мне сложно пока сказать. Давайте посмотрим.

— А вообще есть какая-то новая тенденция во взаимодействии Законодательного собрания и исполнительной власти по сравнению с 2014 годом?

— Знаете, если сравнивать с предыдущим губернатором, то, безусловно, большой плюс нынешней власти — это возникновение диалога. Ведь раньше его вообще не существовало, и то, что сегодня он появился, это плюс и в том числе лично Владимира Филипповича. Есть ощущение, что правительство области не только слушает, но и слышит предложения и инициативы, и это, конечно, вызывает оптимизм. Насколько это получается, опять же, давайте посмотрим результат. Пока мы только-только планируем бюджет. Достаточно много сложных решений принимается. И вот как раз результативность этих решений и покажет действенность нашего сотрудничества и эффективность команды правительства области. Хотя сегодня, опять же, и появление совета по реиндустриализации, и попытка услышать мнение оппонентов, и формирующийся диалог мне импонируют. Но не хочется забегать вперед. Давайте посмотрим, что получится.

— Насколько осложняет, на ваш взгляд, обстановку и в преддверии выборов, и в решении текущих социальных и экономических вопросов то противостояние, элементы которого наблюдаются между мэрией и областным правительством?

— Я не вижу этого противостояния, по крайней мере со стороны мэрии. Более того, мне кажется, что есть желание во всем найти консенсус. Я думаю, что если будет такое же желание со стороны областной власти, то проблемы в этом противостоянии не будет. Вопрос ведь не в политических симпатиях-антипатиях, а в результативности действий. Не надо видеть в каждом оппонентов: мы должны думать о жителях города. Или что, это тоже наказание: раз вы выбрали такого мэра, то и получайте проблемы? Подобная конфронтация — это безумный путь, путь в никуда.

При этом не хотелось бы, чтобы желание мэрии идти на компромиссы было воспринято как слабость. Это может привести к нагнетанию ненужных политических страстей.

Раньше любые ошибки, в том числе управленческие, можно было заткнуть деньгами, а теперь такой возможности нет.

Надо помнить, что мы все разные люди, и у каждого есть право иметь свою точку зрения. И не важно, кто высказал предложение: коммунисты ли, «справедливороссы» ли, «единороссы» ли, или представители гражданской платформы… Вопросы только в одном: это полезно, это значимо или нет? И ничего нет зазорного, если эту идею, высказанную кем-то, взять и попытаться вместе реализовать. Только через сотрудничество и взаимодействие можно совместно решать проблемы и помогать жителям города и области.

В прошлом году в «КС» выходил репортаж о вашей работе в Купинском, Баганском и Карасукском районах Новосибирской области. Есть ли какие-то масштабные проекты, которые вы планируете реализовать там в ближайшее время?

— У нас есть еще одна инициатива: создание системы инженерно-технического образования в сельских районах области. Это находится в духе времени, когда мы говорим, что так много стало юристов и экономистов, и так мало инженеров, то есть тех людей, которые должны толкать вперед промышленность и двигать страну. Таких людей, которыми мы гордимся. Ведь мы не гордимся великими адвокатами или экономистами, а вот инженеры и конструкторы — это то, что составляет золотой фонд нации. Хотелось бы сделать так, чтобы дети, особенно в сельских районах, могли с ранних лет получить возможности, которые завтра помогли бы им с выбором специальности. А наша страна и область смогли говорить о созидании, о новых изделиях, о новых идеях, новых товарах, продуктах, технологиях. Ведь кадровый вопрос — один из самых острых, с которыми мы сталкиваемся. Конечно, это не решение всей проблемы. По большому счету, это только ниточка, которую мы протянули. Мы должны продумать и дальнейшую систему образования, и то, куда дальше пойдет из стен вуза или техникума этот специалист. Эта программа — повод для того, чтобы говорить о попытке отстроить всю систему. На наш взгляд, одно из главных направлений преодоления кризиса — это как раз вложения в образование.

— А какова реакция областной власти в лице министра образования Сергея Нелюбова?

— Он поддерживает инициативу полностью. Это как раз один из примеров взаимодействия с областной властью. Почему мне и импонирует сегодняшний диалог: потому что есть обратная связь, тебя слышат. И если есть инициатива, ее готовы поддерживать. Мы настраиваем, пусть не очень быстро, механизм взаимодействия. И я очень надеюсь, что ростки этого ощущения совместной работы не пропадут, и мы сумеем построить этот процесс.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ