«Реклама Онлайн» родила турагентство

Новосибирское рекламное агентство полного цикла «Реклама Онлайн» запустило дочерний проект: туристическое агентство SvobodaTravel. Чем на самом деле является открытие «Свободы Тревел» — продуманной диверсификацией рисков или паническим запуском новых направлений на фоне спада рекламного рынка?

Теоретически «днем рождения» туристического агентства SvobodaTravel можно считать 2 октября 2014 года — именно тогда в паблике РГ «Реклама Онлайн» в социальной сети «ВКонтакте» появилось сообщение о запуске нового направления. Впрочем, по факту агентство все еще работает в тестовом режиме — офис пока находится в состоянии ремонта, а сайт — в стадии доработки. Но уже можно получить консультацию по телефону и забронировать приглянувшийся тур. Основные направления, анонсированные на сайте, — ОАЭ, Тайланд, Египет, Турция, Вьетнам, Индонезия. Черногория. На сайте имеется поиск туров, но получить с его помощью какую-либо подробную информацию пока невозможно.

Единственная информация о компании, присутствующая на сайте: «Отпускмаркет «Svoboda Travel» — дочерняя структура компании «Реклама Онлайн», одного из крупнейших в России рекламных агентств полного цикла. Опыт, история и надежность компании «Реклама Онлайн» — гарант стабильности нашего турагентства». Заявленное позиционирование: «Туры с оптимальным соотношением цена-качество в страны с безвизовым или упрощенным въездом».

Вывод на рынок нового турагентства сопровождался появлением в метрополитене Новосибирска красочных баннеров, сообщающих, что «Все пути ведут в Тай». «КС» решил разобраться, насколько оправданно открытие новых туристических агентств именно сейчас, в условиях сложной внешнеполитической, экономической и даже эпидемиологической ситуации (если учесть угрозу распространения вируса Эбола).

Андрей Щербинин — один из руководителей проекта SvobodaTravel (а также маркетолог-аналитик «Рекламы Онлайн»; вторым проджект-менеджером туристического направления является Валентин Бондаренко) объяснил причину выбора компанией туристического направления так: «У нас изначально была мотивация и главная цель монетизировать пустующие поверхности и рекламные площади «Рекламы Онлайн». Соответственно, выбирался такой рынок, на котором много мелких игроков, которые будут прогнозируемо закрываться и за счет которых мы сможем сформировать себе какой-то поток с помощью рекламы. И когда начался весь этот процесс проседания, банкротства туроператоров, стало понятно, что именно в этой области мелкие игроки будут вылетать, и есть шанс, что высвободится клиентура».

По словам Щербинина, рассматривалисьи другие варианты диверсификации, и, возможно, туристическим бизнесом дело не ограничится. Например, анализировалась идея создания агрегаторов поставщиков мелких услуг, таких как ремонт, которые не просто соединяют клиента и исполнителя, но и дают определенные гарантии и предоставляют качественный сервис. Однако это направление, по его словам, пока что достаточно сырое и не готово к запуску (собеседник «КС» не конкретизировал, каким образом будет осуществляться контроль качества и каковы критерии «качественного сервиса»).

Некоторые участники туристического рынка не разделяют оптимистичные прогнозы Андрея Щербинина. «В кризис открывать новые компании и вкладывать в то, что рушится, на мой взгляд, неправильно. Та модель, которая была раньше, сейчас уже не работает, ну и открываться в кризис, когда скачет курс, когда нет новых клиентов… Это уже очень тяжело и рискованно, особенно если мы говорим про стандартное классическое агентство», —комментирует руководитель турфирмы «Палладиум» Юлия Матвиец.

Перспективным направлением и возможным спасением для турагентств она считает изменение алгоритмов работы, в частности, развитие IT-направлений: «Сейчас многие уходят в IT-технологии, многие уже доверяют не столько агентствам, сколько бронируют самостоятельно — чем меньше посредников, тем лучше. Рынок уходит именно в IT, в первую очередь это различные системы бронирования». Но в этом, по ее словам, кроются и возможности для турагентств: например, консультирование онлайн и бронирование туров по всей России без привязки к месту расположения офиса.

Важность освоения новых ниш подчеркнула также исполнительный директор турфирмы «Олимпия Райзен Сибирь» Светлана Данн: «Выход новых игроков вполне возможен, потому что достаточно серьезные игроки покинули рынок, и некоторые ниши сейчас пустуют. Например, освободилась ниша, которую занимала компания «Нева», и, возможно, эта ниша будет сейчас занята».

Более благосклонно госпожа Данн оценила и шансы детища «Рекламы Онлайн»: «Шансы есть у всех, в зависимости от того, насколько честно они будут работать на рынке, какие скидки будут давать. Вы понимаете, что туристический рынок достаточно насыщенный и достаточно малокомиссионный. Поэтому если туристическое агентство будет давать существенные скидки, возможно, что долго оно не протянет».

С тем, что есть шансы, соглашается председатель комитета по информационной политике и связям со СМИ Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО) Игорь Соловьев, но оценивает их на достаточно низком уровне: «Вопрос философский — шанс всегда есть, нужна мотивация. Насколько мне известно, в данном случае главной мотивацией было занять пустующие пространства в вагонах метро. Площади рекламные они, безусловно, заполнят, а в плане туризма — не уверен. Я не хочу сказать, что это совсем безнадежное дело, но в текущих условиях заниматься бизнесом, потому что все этим занимаются или потому что это модно, уже не приходится».

Однако осваивать новые ниши в туристическом бизнесе SvobodaTravel пока что не собирается — основная ориентация делается на массовые направления и стандартные пакетные туры. «Поскольку у нас изначально идет ориентация на массовую аудиторию, то в первую очередь это массовые пакетные туры. Конечно, мы готовы подобрать и составить клиенту и сборный тур, но основа — это все-таки пакетные туры, то, что проще и быстрее всего продается», — поясняет Андрей Щербинин.

Особенно критично оценивает шансы молодого игрока руководитель туристического агентства «Акватория отдыха» Елена Луконская: «Ну, это полный бред, мне кажется, что, значит, не так все хорошо у них в рекламном агентстве, если они решили открыть еще и туристическое. Ребята играются, ну поиграют несколько месяцев…»

Также Елена Луконская подчеркнула не самое удачное время выхода на рынок: «Я думаю, кризис в турбизнесе продлится до апреля следующего года совершенно точно. Не меньше».

Ее поддерживает Светлана Данн: «В целом, конечно, спад присутствует. Недавно у нас была встреча с достаточно серьезным туроператором, у них в целом по нашему региону спад порядка 50%. Но это по одному источнику — у других, возможно, спад меньше. На самом деле нужно пережить этот зимний период — сейчас будет затишье. Да, брони на азиатское направление присутствуют, но все равно будем ждать лета, когда начнутся крупные направления, такие как Турция».

Данные о спаде спроса на туристическом рынке подтвердил Игорь Соловьев. По его словам, спад составляет порядка 30–40%. Также он подтвердил информацию о сокращении выездных программ из Новосибирска туроператорами, в том числе в Юго-Восточную Азию. Впрочем, какие именно игроки сокращают вылеты, он уточнять не стал: «Туроператоры сейчас очень нервозно относятся к этим моментам, поймите правильно. Если мы начинаем говорить, что туроператоры снижают количество рейсов, ими это воспринимается как явный намек на то, что у них дела идут не очень. Программы на самом деле оптимизируются, и в этом ничего такого нет — они должны оптимизироваться».

Однако Андрей Щербинин более оптимистичен в своих прогнозах: «Понятно, что сезон Турции закончился, и на Новый год остались Египет и Юго-Восточная Азия, но в Юго-Восточную Азию поток точно падать не будет, а самолеты некоторых туроператоров только увеличивают полетную сетку (например, выход на индийское направление собственной авиакомпании Coral Travel — Royal Flight. — «КС»), поэтому слишком больших проблем мы не видим».

Своим главным конкурентным преимуществом SvobodaTravel считает наличие за спиной поддержки в виде рекламного агентства, которая есть далеко не у всех игроков туристического рынка. По словам Щербинина, «в общем-то, по-настоящему крупных агентств, которые действительно являются сетевыми, у нас очень мало — навскидку вспоминается только «Банк горячих туров». Многочисленные другие агентства работают по франшизе и не имеют особого «запаса прочности». Конечно, об этом потребители, может быть, и не знают и идут туда, думая, что это действительно Pegas, мощная федеральная структура. Мы рассчитываем на то, что возьмем свою долю от тех, кто работал мелко и самостоятельно».

Впрочем, Андрей Щербинин признает и наличие слабостей: «Главная наша слабость заключена в том, что у нас нет опыта запуска подобных проектов, именно в туризме. Поэтому многому приходится учиться на ходу».

Но он категорически не согласен, что отсутствие опыта скажется на качестве обслуживания: «Проконсультировать по тонкостям при подборе туров мы сможем, притом получше, чем в других агентствах, потому что есть хороший туристический опыт. Мы покупали пакетные туры в других агентствах и видели их очевидные «ляпы». Собственно, это была одна из мотиваций запустить проект именно в турбизнесе. В туристических агентствах очень мало квалифицированных менеджеров, потому что там невысокие доходы, и потому смысл туда ходить? Кто там тебя отлично проконсультирует? Поэтому в этом смысле у нас проблем нет — есть проблемы в том, что мы просто не успеваем доремонтировать офис, и пока все функционирует на базе «Рекламы Онлайн».

В целом Svoboda Travel планирует выйти на уровень стабильной прибыли в течение полугода: «Когда мы считали, еще в начале осени, у нас все выходило «красиво» — примерно до полугода. Сейчас, видимо, нужно прибавлять какое-то время именно из-за организационных простоев, таких как ремонт».

Конечно, господин Щербинин не отрицает сложную ситуацию как на рекламном, так и на туристическом рынке: «Очевидно, что и тот, и другой рынок «проседают», и это видно. И в связи с этим «проседанием» для некоторых компаний появляются возможности, по принципу «покупай внизу, продавай вверху».

С этим в какой-то мере соглашается Юлия Матвиец: «Чистится рынок — с одной стороны, это плюс. Уходят компании, которые занимаются демпингом. Сейчас ситуация такая, что рынок находится в определенной стагнации, мы знаем, что многие компании на рынке закрываются. Слава богу, у нас регион не попал в число «черных», проблемных относительно закрытий — я говорю не про операторов, а про агентства. Но операторство сейчас тоже переживает не лучшие времена, возможно, в ближайшее время мы увидим еще несколько банкротств, если дальнейший курс не будет стабилизироваться. Останутся те компании, которые не строили свои финансовые «пирамиды», работали не первый год и не занимались демпингом. Клиентская база все равно будет, и рынок в любом случае не умрет, это однозначно».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ