«Обувь России» делает ставку на импортозамещение

Одна из крупнейших российских обувных компаний — «Обувь России» — планирует существенно увеличить долю собственного производства в объеме продаваемой продукции. Для этого компания перевела завод в Новосибирске на автоматические швейные комплексы, что позволит увеличить производительность минимум вдвое. По мнению участников рынка и аналитиков, наращивание производства в обувном сегменте является выигрышной стратегией на фоне снижения конкурентоспособности импортной продукции и ослабления рубля.

ГК «Обувь России» — многопрофильный холдинг, входит в тройку крупнейших обувных компаний России, работает в среднеценовом сегменте. Группа была основана в 2003 году, головной офис находится в Новосибирске. Основные бизнес-направления — розничная и оптовая торговля обувью и сопутствующими товарами, обувное производство. Производственное направление включает в себя две фабрики в Новосибирске. Также «Обувь России» развивает розничные сети Westfalika, «Пешеход», Emilia Estra, «Россита» и Lisette. На сегодняшний день в более 100 городах России работают более 430 магазинов компании. Выручка компании в 2013 году по МСФО составила 4,9 млрд рублей, чистая прибыль — 574 млн рублей. План по выручке на 2014 год — более 9 млрд рублей.

«Обувь России» продолжает экспансию на отечественном рынке. В начале сентября компания начала строительство обувной фабрики в Черкесске с объемом производства 1 млн пар обуви в год. Доля черкесской фабрики в общем объеме собственного производства «Обуви России» составит порядка 50%. Планируется, что предприятие будет оснащено современным оборудованием, включая автоматические раскройно-швейные системы, сборочные комплексы и литьевые агрегаты.

Помимо этого, в рамках программы модернизации производства и стратегии импортозамещения обувная сеть оснастила завод в Новосибирске автоматическими швейными комплексами. Сама программа модернизации рассчитана на три года и обойдется компании в $20 млн.
Сейчас мощность обувной фабрики в Новосибирске составляет 350 тыс. пар обуви в год. В дальнейшем «Обувь России» намерена увеличить объемы производства до 500 тыс. пар обуви в год на первом этапе и до 1 млн пар — на втором. В этом как раз и должно помочь новое оборудование, способное разогнать производительность на предприятие вдвое.

Также в мае ГК «Обувь России» открыла в Новосибирске фабрику по производству обуви из материала ЭВА (модифицированного этиленвинилацетата) литьевым методом. Поставщиком оборудования стала немецкая компания Bohmer Technik GmbH. В оснащение новой фабрики компания вложила 1,7 млн евро.

«Постепенное увеличение объемов собственного производства в России является для нас стратегической задачей, поскольку позволит нам снизить валютные риски, — поясняет директор группы компаний «Обувь России» Антон Титов. — В рамках стратегии импортозамещения мы планируем довести долю собственного производства в общем объеме продаваемой нами обуви до 50%. В России созданы все условия для достижения этой цели: есть готовый рынок сбыта объемом более 450 млн пар обуви в год, есть квалифицированный персонал, профильные отраслевые институты и поставщики сырья».

Аналитики считают стратегию компании по наращиванию розничной сети, модернизации и дальнейшему расширению производства оправданной и логичной. Объем российского рынка обуви, по данным УК «Финам Менеджмент», оценивается в $30 млрд (на долю локального рынка Новосибирской области приходится около 1,5–2%), темпы роста в последние годы формировались на уровне 10–15%. При этом среднедушевое потребление обуви у нас как минимум в три раза отстает от аналогичных показателей развитых стран и, согласно различным подсчетам, варьируется в диапазоне 1,5–2,5 пары в год.

«Несмотря на спад в экономике и вероятное краткосрочное сужение спроса на фоне падения доходов, низкий и средний ценовые сегменты, на которые преимущественно ориентируется «Обувь России», будут оставаться сравнительно устойчивыми», — комментирует ситуацию аналитик УК «Фннам Менеджмент» Максим Клягин.

Опрошенные «КС» эксперты и участники рынка основным драйвером роста для внутренних производителей называют заметное снижение конкурентоспособности импортной продукции на фоне серьезного ослабления рубля.

«Сегодня для российского производителя очень удобное время, — рассказывает генеральный директор обувной фабрики S-Tep Илья Тепер. — К примеру, «Вестфалика», «Юничел» выросли именно на кризисе 1998 года. Рынок тогда освободился. Также и сейчас основной показатель, который сильно влияет на ситуацию на рынке, — рост курса доллара. Если правильно построить процесс импортозамещения, можно выиграть по цене даже у Китая».

Исходя из текущей экономической конъюнктуры и специфики обувного рынка инвестиционный проект «Обувь России» по созданию производственных мощностей на внутреннем рынке можно назвать довольно перспективным, считают аналитики. Так, по мнению специалиста аналитического агентства «Инвесткафе» Романа Гринченко, это позволит компании существенно улучшить свои финансовые показатели.
«Около 80% объема рынка приходится на импортную продукцию, а в связи с ослаблением рубля по отношению к основным мировым валютам новые производственные мощности на территории нашей страны позволят снизить негативный эффект от курсовых разниц и себестоимость продаж за счет сокращения затрат на транспортировку», — объясняет аналитик.

Новое швейное оборудование на новосибирском заводе позволит увеличить производительность труда и объемы производства минимум в два раза, уверены в компании. На предприятии уже работают автоматические раскройные системы.

«Автоматические швейные машины позволят в несколько раз увеличить производительность швейного цеха и снизить себестоимость заготовки, — комментирует коммерческий директор обувной фабрики «Обувь России» в Новосибирске Александр Кулешов. — Один оператор машины заменит 5–8 швей, поскольку все основные операции по пришиву деталей верха обуви будут осуществляться автоматически с помощью встроенного программного обеспечения с использованием специально изготовленных паллет».

Модернизация производства и переход на автоматические производственные системы являются новой тенденцией, которая характеризует развитие обувной отрасли в Азии и Европе, где эти процессы начались несколько лет назад.

За последние годы традиционные технологии в производстве обуви существенно изменились, в связи с широким распространением информационных технологий, считает директор Новосибирского технологического института Петр Карабанов. «Я бы здесь выделил два процесса — автоматизация работы с натуральной кожей и автоматизация сборки заготовок верха обуви. Традиционная технология была довольно консервативна, считалось, что автоматизировать эти производственные процессы практически невозможно», — комментирует специалист.
Натуральная кожа раскраивалась вручную, существовало убеждение, что для работы с этим материалом нужен опытный взгляд раскройщика. Сборка заготовок верха выполнялась с помощью специальных швейных машин. Автоматизации этого процесса препятствовали ассортимент обуви, наличие множества моделей.

Современные технологии позволяют использовать в процессе раскройки кожи «электронный глаз», который будет полностью контролировать процесс, и автоматизировать процесс сборки верха обуви. «Внедряя такие технологии, мы избавляемся от доли ручного труда. Каким бы опытным ни был сборщик, операции автомата не зависят от случайных факторов, здесь исключена вероятность ошибки, — поясняет Петр Карабанов. — Сами технологии появились относительно недавно. Насколько мне известно, наш партнер — «Обувь России» — применяет подобные инновации. Это не только финансовая сторона вопроса, это стратегический ход».

Стоит отметить, что новое оборудование позволяет производить более сложный ассортимент, включая летнюю обувь и обувь стиля полуспорт, где используется много деталей и комбинирование разных материалов — кожи, текстиля и тому подобных. Кроме того, с внедрением автоматических швейных систем меняется характер работы персонала и требования к его квалификации. «Обувь России» совместно с Новосибирским технологическим институтом разрабатывает программы обучения, студенты уже в процессе учебы имеют возможность стажироваться на предприятии.

Помимо образовательных программ, вложения идут в изучение и создание новых материалов для обуви. К современным материалам применяются повышенные требования. Она должна быть сверхпрочной, сверхлегкой, морозостойкой и т. п. В текущем году полностью оборудована и начала свою работу лаборатория на базе Технопарка новосибирского Академгородка. Инвестиции в научно-исследовательские работы в 2014 году, по данным ГК «Обувь России», превысят 30 млн рублей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ