О будущем Новосибирска

Почему новой индустриализации нет альтернативы? И почему уже не сбудутся надежды на жизнь города за счет глобальных транспортных потоков?

Угловатый, ершистый, такой русско-советский Новосибирск стал мне почти родным. Все яснее понимаю: для того чтобы жить достойно, он должен пройти через новую индустриализацию. Сможем ли мы построить такое будущее?

Угасающий Трансиб

Новосибирску до сих пор прочат участь мирового транспортного перевалочного пункта на Транссибе и Оби. Для чего? Чтобы возить русское сырье в Китай, а оттуда — вывозить китайские (и вообще азиатские) товары. Куда? В Россию, само собой. А еще, как нам говорят, в Европу. Дескать, можно задействовать и Транссибирскую магистраль, и возможный Транссиб-2.

Но так ли это? Увы, если изучить последние тенденции в мире, то видно, что Новосибирску и такая роль заказана. Вернее, возить через него китайские изделия на наш рынок — пожалуйста. А вот в Евросоюз — уже нет. Знаете, почему?

Разговоры о том, что Транссиб нужно модернизировать и гонять по нему (как в СССР) морские контейнеры из Азии в Европу, принимая грузы в гаванях Приморья, идут с 1991–1993 годов. Не верите — откройте журналы тех лет. Вот только за минувшие четверть века ничего, кроме разговоров, не велось. Правительства «нерушимого блока садистов-неолибералов с крепкохозяйственниками» только и делали, что опустошали страну и качали сырье. А китайцы уже обходят Транссиб с юга скоростными, сверхсовременными трассами. Я это видел на выставке в Шанхае 2010 года. Пока «медведи» в Москве говорят, в Пекине — делают. Они обессмысливают и Транссиб, и БАМ, перетягивая на себя грузопотоки из Азии в Евросоюз. Они подхватили то дело, что выпало из русских рук после расчленения Советского Союза. Поглядите на фото, сделанное мною в Шанхае. Зеленая линия — Транссиб. Красные линии — китайские скоростные (150–170 км/час) железные дороги, что обтекут Российскую Федерацию с юга, минуя ее территорию, и установят прямую связь между Азией и богатым европейским рыном. Новосибирск уже оказывается на обочине. Ибо время безнадежно упущено…

Да и европейцы налаживают свой морской грузовой экспресс из Азии в ЕС в обход РФ со всеми ее «хабами» и железными дорогами. Они тоже делают Сибирь захолустно-застойным «медвежьим углом» мира. Недавно возник альянс P3 из трех крупнейших компаний — контейнерных перевозчиков ЕС.

Поток контейнеров пойдет из портов Китая, Японии и юга Кореи, Индии, Пакистана и Ирана через Красное море, Суэцкий канал и Средиземное море (сквозь Гибралтарский пролив) прямо в глубоководные портовые узлы Роттердама (Голландия) и Гданьска (Польша). «В пролете» оказываются и Новосибирск с Транссибом (и возможным Транссибом-2), и порты русского Дальнего Востока, и все бывшие советские порты на Черном море, и наши гавани на Балтике, старые и новопостроенные. Даже обратный поток грузов из Европы в Азию потечет южнее Российской Федерации, в обход нее.

Как видите, и тут Новосибирску не суждено жить за счет потока грузов из Азии на Запад. И тут время упущено, проболтано. Кстати, и для Северного морского пути также. Даже обратный транспортный поток из Европы в Азию проляжет южнее РФ, южнее Сибири.

«Постиндустриальный» мираж

Может ли крупнейший мегаполис Сибири жить за счет только науки, за счет высокотехнологичных разработок? Спору нет — они нужны и важны для будущего Новосибирска. Но за счет, условно говоря «2ГИС», город не выживет. Потому что город не может быть лабораторией, населенной только учеными. 99% людей никогда не смогут быть ни учеными, ни «айтишниками». Им нужна занятость. Да и, как показывает опыт, инновационные сферы умирают там, где нет питательной среды: работающей промышленности, причем высокоорганизованной, не «отверточной». Если ее нет, то умирают и наука, и образование. Миф о том, что можно иметь передовые инновационные центры в стране без сложной индустрии — безответственные сказки. Не зря США нынче лихорадочно затаскивают к себе заводы и фабрики назад, из Китая, молча признавая крах утопии «постиндустриализма».

Значит, Новосибирску придется строить новую промышленность. Иначе ему не жить. Иначе он задохнется в проблемах и вечном безденежье. Альтернативы неоиндустриалитзации просто нет — такова твердая позиция нашей «ПАРТИИ ДЕЛА».

Какую промышленность строить?

Вернуть утраченную советскую индустрию невозможно. За время российской четвертьвековой деиндустриализации наше место на глобальных рынках заняли промышленности иных стран. Как заняли они и наш домашний рынок. Больше нельзя, как при Сталине, купить или скопировать иностранные технологии — и производить все. Потому что РФ не выдерживает ценовой конкуренции с Китаем, Кореей, Малайзией, Индонезией и т. д. Они заняли ниши массового производства.

Значит, производство в Новосибирске можно создавать лишь такое, что делает то, чего нет во всем мире. Нечто принципиально новое, не имеющее конкурентов. Розничная реализация качественной одежды и обуви популярных брендов по привлекательным ценам. Купить в розницу одежду и обувь в лучшем интернет-магазине Украины. Доставка по всей Украине. Скидки и Акции! Что-то сравнимое по новизне с такими (в свое время) прорывами, какими выступили паровоз, телефон, двигатель внутреннего сгорания. Например, тот же эстакадный скоростной транспорт на воздушной подушке (бартинилет) команды Серьезнова. Именно он позволит Новосибирску обрести и мощную, прибыльную сферу производства, завоевывающую мировой рынок, а РФ — снова стать страной-транспортным мостом между Европой и Азией, оттесняя прочь железнодорожных и морских перевозчиков.

Такими производствами могут стать заводы по производству принципиально новых (неантибиотических) лекарств, центры строительства экономичных летательных аппаратов несамолетного типа (гиропланы, гибридные ЛА), фабрики по производству новых конструкционных материалов (искусственная броневая шпинель, прочные и легкие материалы с легированием нанотрубками). Здесь может быть производство передовой каталитической техники (на основе НИИ катализа имени Борескова СО РАН) — вплоть до одностадийных компактных заводов по переработке нефти и установок по чистому сжиганию угля. А может быть, это будет производство непоршневых двигателей внутреннего сгорания? Или, например, заводы по полной переработке отходов больших городов? Или и вовсе фантастические установки новой энергетики?

Одно понятно: надо созидать промышленность новой цивилизации, новой эры. Строить новый мир…

Пришедшие с холода…

Дом новосибирского предпринимателя Михаила Матюхина в жилом комплексе «Кедровый» поражает ваше воображение сразу. Крыша — как газон. На том скате крыши, что обращен к югу — солнечный коллектор. Даже в трескучие сибирские морозы с помощью дневного светила дом получает достаточно тепла и для обогрева, и для прогрева скважин насосов. А в подвале — трехкиловаттная теплонасосная установка, делающая жилище фактически независимым. Огромные южные теплоизолирующие окна обеспечивают дом естественным светом. Зимой солнце согревает жилище. Летом — с помощью теплонасоса — делает его прохладным.

Войдя с двадцатиградусной стужи в залитый солнцем и просторный дом, ты попадаешь в то русское будущее, в котором хочется жить. Тебя встречают пятеро чад Михаила — мал мала меньше. Мне сразу дарят кукольный сапожок. Жена Михаила Виктория, узнав, что у меня только трое детей, шутит:

— Слабак!

— Да ладно, — улыбаюсь в ответ.— Если бы в каждой русской семье сегодня было бы хотя бы трое детишек, страна могла бы жить и развиваться. Не было бы проблемы миграции, жизненные силы так и бурлили бы в нас. А в таком доме грех детишек не заводить!

Михаил Владимирович с удовольствием рассказывает и показывает. Основное-то его занятие — автоматизированные системы для производства, торговли и сервиса, электронные системы безопасности. А его конек, страстное увлечение — создание русской цивилизации будущего. Северной. Сибирской. По его-то убеждению, Андрей Паршев с его теорией «климатической петли» прав лишь отчасти. Это если пользоваться «общепринятыми» технологиями, которые Запад создавал в теплых краях и под себя. А вот если русские создадут свои технологии, для жизни на холодном материке — совсем иное дело…

Дом этот — совместное создание самого Михаила Матюхина и еще одного новосибирца, Игоря Лобарева — инноватора, советского ученого, в недавнем прошлом — высокотехнологичного предпринимателя. А ныне — главы Госжилинспекции Новосибирской области.

Михаил Матюхин сейчас создал проект энергонезависимого «сибирского дома» для широкомасштабного строительства. Испытав жизнь в таком жилище, как космонавт, на себе и собственной семье. Он теперь работает с администрацией Промышленно-логистического парка: есть план сделать поселок для его работников из таких домов. Одновременно удерживая ценных работников и превращая их в спаянный делом и новым стилем жизни коллектив. Команду. Пока дома в такой серии получаются не очень дешевыми. Но если эту программу сделать национальной, широкомасштабной, с поддержкой государства — цены станут намного ниже. Понимаю: такие дома могли бы составить «слободы» при новых заводах и фабриках. Так может изменить свой облик и Академгородок.

А ведь есть планы создания энергонезависимых городских, многоквартирных домов. С огромной экономией их жильцов на энерготеплоснабжении. А если сделать Новосибирск городом-новатором и тот же снег с городских улиц не топить, а свозить в районные пункты, где добывать из него энергию, выделяющуюся при таянии? Весной и летом этот снег даст и электричество, и тепло, и охлажденный воздух.

Лобарев показывает свои расчеты: город может уйти из-под ига угольных электростанций. Отечественные тепло-электрические газовые станции по 200 кВт, если поставить их по одной на группу домов (места они занимают с небольшой сарай), если связать всю эту систему умной сетью (чтобы перебрасывать мощность и продавать излишки тока иным потребителям) — горожане смогут платить «за свет» вдвое-втрое меньше.

Но сейчас такой системы не внедрить: нет законодательной базы. Против выступают и власти (им ничего не хочется менять), и «Сибэко», которой не хочется лишаться монополии.

Однако Матюхин и Лобарев показывают путь вперед: смелое создание промышленности особой, северно-сибирской, русской цивилизации. Производство нового образа жизни должно стать основой неоиндустриализации в Новосибирске…

Необходимые условия

Но для того чтобы Новосибирск обрел новую промышленную жизнь, нужна государственная смелость, причем на общероссийском уровне. Нужны мегапроекты не в виде олимпиад и футбольных забав, а в виде создания принципиально нового транспорта. Вроде тех же бартинилетов. Именно поэтому наша «ПАРТИЯ ДЕЛА» считает: сначала придется коренным образом изменить экономическую политику в РФ. Ибо в стране-экспортере сырья будущего у нас нет.

«Идея перевода экономики на несырьевые рельсы уже носится в воздухе, уже и президент несколько раз давал правительству поручения подготовить такие проекты. Естественно, у нас есть предложения: реформа налоговой системы, реформа подходов к международной торговле, защита рынка, поддержка экспорта, регулирование цент на энергоресурсы, инвестиции в инфраструктурные проекты», — считает лидер «ПАРТИИ ДЕЛА», агромашиностроитель Константин Бабкин.

А еще нужны и подлинные мегапроекты, и снижение ставок по кредитам для реального сектора, и выход страны из ВТО (непременное условие реиндустриализации), и освобождение всей несырьевой индустрии Сибири и Дальнего Востока от федеральных налогов как минимум на десять лет.

И тогда у Новосибирска появится человеческое будущее…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ