Банк Москвы тоже «хочет танцевать»

В последние годы у банков стало модным меняться. Развивать новые направления бизнеса, улучшать сервис, проводить ребрендинг, менять кредитную политику и прочее. Банк Москвы в этом плане исключением не стал, тем более что после всем известных событий ему попросту «пришлось» менять стратегию. Как оказалось, реформы 2012 года дали свои плоды — банк получил прибыль в размере 20 млрд рублей, что, по словам председателя правления Михаила Кузовлева, в два раза больше «исторического максимума» 2007 года. За счет чего Банку Москвы удалось добиться таких результатов, попыталась проанализировать корреспондент «КС» ВИКТОРИЯ АНТОНОВА.

После того как в Банке Москвы началась процедура финансового оздоровления, а сама кредитная организация почти на половину (46,48%) стала принадлежать Группе ВТБ, в банке началась эпоха перемен. Обновленный топ-менеджмент, преимущественно пришедший из ВТБ или ВТБ24, первое время был немного обескуражен существующей системой работы в банке, которую нужно было менять. Принципы ведения бизнеса бывшего менеджмента для команды Кузовлева оказались неприемлемыми. К примеру, раньше Банк Москвы принимал кредитные решения очень долго, а количество одобряемых кредитных заявок было на очень низком уровне. Новые менеджеры решили срочно изменить эту ситуацию. «Для меня как для CEO важно, сколько времени потрачено на принятие кредитного решения», — объяснил на встрече с журналистами Михаил Кузовлев. Поэтому в банке попытались выстроить эффективную систему выдачи кредитов, это касается как кредитов наличными, так и ипотеки и займов для бизнеса. Все это привело к росту кредитного портфеля, в банке также появилась эффективная система риск-менеджмента. Кузовлев говорит, что без этого выдавать займы было бы невозможно. В результате в том же сегменте СМБ кредитный портфель увеличился до 89 млрд рублей (по итогам 2011 года он составлял 44 млрд рублей). В банке такие результаты также связывают с внедрением новых моделей продаж, но кроме того, сыграло свою роль и то, что в середине прошлого года Банк Москвы в принципе обратил пристальное внимание на сегмент кредитования малого и среднего бизнеса.

Главными достижениями минувшего года Михаил Кузовлев называет формирование новой команды. «Мы стараемся принимать лучших. Важно найти эффективных менеджеров, потому что планы у нас амбициозные», — подчеркивает Кузовлев. По информации, озвученной на итоговой пресс-конференции, состав сотрудников обновился — 22% персонала в филиалах банка сменилось.

Кроме того, обновлен продуктовый ряд, линейка кредитных и транзакционных продуктов в банке расширилась. Господин Кузовлев замахивается на большее: «Кроме совершенной кредитной процедуры, важно, чтобы клиент Банка Москвы считал нас основным расчетным банком для себя».

Еще один приоритет для развития обновленного банка — это ипотека. В прошлом году Банк Москвы рефинансировал оставшуюся в подарок от прошлого руководства ипотеку в экзотических валютах — японских иенах и швейцарских франках. В результате существенных изменений валютных курсов их стоимость резко повысилась, а Банк Москвы пошел навстречу своим клиентам и изменил условия договоров в невыгодную для себя сторону. Доходило до того, что ставки снижали до 6%, рассказал член правления Банка Москвы Владимир Верхошинский. По его словам, кредитной организации экономически это было невыгодно, но это было важно для клиентов. Сегодня в банке ожидают, что объем выдачи ипотеки (уже в рублях) увеличится в 3–4 раза.

Особый акцент в банке делают также на развитие работы с муниципальными властями — финансовая организация активно ведет переговоры с региональными властями и готова кредитовать муниципалитеты и участвовать в разных проектах на местах.

Еще одним важным направлением для банка является не только выстраивание эффективной розничной сети, но и модернизация офисов. Для этого создан специальный бранч-бук: отделения ремонтируют и приводят в соответствие с новым форматом: эргономичная мебель, орнаменты на стенах, светлые помещения с окнами, темный пол, так как это практично, и так далее. Особое внимание теперь обращают на вывески — они должны быть достаточно большими и яркими, такими, чтобы было «видно из космоса», шутят сотрудники банка.

Почти все топ-менеджеры банка рассказывают о новой системе мотивации сотрудников — теперь уровень оплаты труда зависит от сделанной работы. Менеджмент знает, сколько денег и за что он может получить.

Стоит отметить, что за время, которое длится финансовое оздоровление, кредитной организации удалось сократить уровень просрочки, к примеру, в Сибири она уменьшилась более чем в два раза и на сегодня составляет порядка 8,6%. «Между тем еще в начале 2012 года ее размер был 22%», — рассказал член Правления банка Михаил Березов. По словам банкира, просрочка по всему сегменту снижалась равномерно, а не за счет нескольких крупных погашений.

В 2013 году банк продолжит оптимизировать розничную сеть, развивать компетенции муниципального банка, работать с малым и средним бизнесом и в целом реализовывать модель универсального банка. В приоритетах, которые Кузовлев обозначил в своем выступлении, значится «развитие темпами, превышающими темпы банковского рынка».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ