Культурные проекты как фактор обогащения территории

Как рождаются новые культурные события?

Я, как руководитель некоммерческой организации, осуществляющей проекты на стыке различных сфер и культуры, могу констатировать, что сегодня мы добились существенных успехов в их реализации. Научились не только креативно мыслить, но и находить средства их воплощения без использования муниципальных и государственных бюджетов. И этот факт сам по себе удивителен — ведь все знают, что культура нуждается в дотациях.

Любая инновация проходит путь от идеи через поиск средств к реализации. Как рождается идея? Как сложен путь к её воплощению? В случае с нашим новейшим проектом, которым является Первый сибирский карнавал «Карнавал в НСКе», эта история восстановима. Идея родилась из опыта реализации одного проекта: Международной ярмарки «БазАрта-2010». Нас приятно удивило шоу карнавальных костюмов, которое организовала Мёдова Ирина — руководитель студии «Апрель» детской художественной школы ДК им. Горького. Захотелось вынести это шоу на площадь, чтобы оно стало достоянием всех горожан. От идеи до воплощения прошло чуть больше года. Обращение к теории карнавального движения позволило полюбить предмет разработки и освоить его многогранность. Карнавал — это не только праздник встречи весны в культурах многих народов мира. Карнавал также это особое состояние социума, когда стираются все социальные различия, исчезают добровольно принятые каждым социальные роли. Карнавал знаменует выход из обыденности.

Для карнавала не существует рампы, а это означает, что в карнавале нет деления на актёров и зрителей. Карнавал можно только признавать и отдаваться ему полностью. Идея карнавала казалась симпатичной ещё и потому, что на летней «Артании» нам удавалось поймать то особое состояние умиротворения, всеобщего единения, любви, посильности творчества, возникающего и у наших экспонентов, и у посетителей. Там, на фестивале, за одним столом профессор и рокер создавали композиции из цветной соли и заворачивали куколку-десятиручку, сходясь в неторопливом споре об особенностях творческого процесса. Мы понимали, что это особое состояние «полёта» в апогее и есть раскрытие сути карнавала. Нам захотелось овладеть технологией построения искренних коммуникаций между людьми.

Так от карнавального костюма через его теорию, гениально изложенную в трактате М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и „Ренессанса“», мы перешли к воплощению задуманного. А дальше схематично поделили карнавал на составляющие: карнавальный костюм, карнавальный танец, карнавальный макияж, постарались увидеть карнавальные образы средствами декоративно-прикладного искусства и живописи, выделили такие жанры, как шествие, ярмарку и ярмарочное балагурство. Это не было строгим делением в научном смысле. В своей стратификации мы опирались на фрагменты собственного опыта. Наш «Карнавал в НСКе», прошедщий в ТРЦ «Сан Сити» 17-18 марта 2012 года, создал интегрирующие рамки действий для этих различных культурных инициатив.

Сейчас я понимаю, что самое главное в реализации многоаспектного проекта иметь не только готовые проработанные фрагменты будущего события, но и команду единомышленников, которая своим энтузиазмом зажжёт массы. «Артания» создала свой институт кураторов, на который мы опирались и в новом проекте, но потребовались и энтузиасты в квадрате, таким соорганизатором карнавала стала коммерческая организация «ArtStylingбюро». У нас были отработанные заготовки будущего карнавала: ярмарка, история новогодних карнавальных шоу. Необходимо было также найти финансовый ресурс для стартапа. Этот вопрос решался традиционно: организаторы взяли у себя взаймы — ведь более никто, как правило, не верит, в новорожденную идею. Необходимо помнить, что на закладку нового события необходимо тратить, чтобы потом через год, другой, а может десяток лет, вернуть сполна. Вкратце, это и есть технология становление новых культурных проектов. Не лишни будут средства спонсоров: и здесь хорошо опереться на собственную репутацию. Мы впервые обратились к предпринимателям за помощью в создании призового фонда. Приятно удивило, что многие в нашем городе без сомнений поддержали конкурсную программу карнавала.

Есть ли место карнавалу в Сибири?

Этот вопрос мы задавали не раз. Но вспоминала наши масленичные гуляния, которые так и не переросли в национальный праздник. Отголоски комоедицы-масленицы живут в каждом из нас. И этот опыт может найти естественное развитие в новом карнавале. Карнавал — это ещё и уличное шествие, и вот здесь не обойтись без опыта советских демонстраций.

В инициировании Первого сибирского карнавала вдохновлял доклад Берлинского Банка Развития (IBB), который был выполнен как экономический анализ реализации берлинского «Карнавала культур», одного из самых молодых карнавалов Европы. Доклад был опубликован в Германии в 2011 году под заголовками: «Карнавал гребёт лопатой деньги в город», «Карнавал окупается». Карнавал предал в этом анализе как экономический фактор развития Берлина. Банк констатировал, что «каждый год он делает миллионы евро, которые остаются в городе… Карнавал-2011 вернул инвестированные деньги обратно в государственный бюджет в пятикратном размере… 220 рабочих мест были созданы в период карнавала или, по крайней мере, были сохранены». Вдохновляет и то, что карнавал был инициирован некоммерческой структурой «Мастерской культур» совсем недавно — в 1996 году.

Может ли культура быть фактором развития?

Новые культурные события могут стать локомотивом развития территории. Это уже сегодня прекрасно видно на примере «Артании». Возникшая как художественно-ремесленная ярмарка она за пять лет стала самой интерактивной и крупнейшей художественно-ремесленной ярмаркой России. В прошлом году фестиваль вышел на следующий уровень и был отмечен как «новый бренд Новосибирской области и всего сибирского региона». Уже сегодня одно из крупнейших туристических агентств Новосибирска обращается о согласовании сроков проведения фестиваля, чтобы достойным образом принять туристов, проезжающих на транссибирском экспрессе через Новосибирск. Наравне со знаменитым Академгородком они требуют посетить «Артанию». Нас знают во Франции, Германии, Нидерландах, США.

В этом году мы предприняли новые усилия, чтобы продвинуть свой артанский проект: выехали на ярмарки Европы, чтобы пригласить их участников на «Артанию». Наша поездка имела успех: на «Артанию-2012» активно заявляются мастера и производители художественно-ремесленной продукции не только из стран СНГ, но и из Кении, Египта, Франции, Португалии, Марокко. Налажен контакт с ремесленными палатами Италии, крупнейшими художественно-ремесленными центрами Старого Света. Наша первоочередная задача-достойно принять всех гостей на летней сессии фестиваля, показать им творческое лицо Сибири, потенциал города и востребованность привезённых ими изделий. Чтобы потянулись в Сибирь всё новые и новые мастера со всего света.

Мы знаем, что необходимо двигаться дальше — вкладываться в развитие. Необходимо соответствовать стандартам, к которым приучены артиджианаты Европы. В этом году мы разработали проект сборных деревянных домиков-прилавков. Подобными модулями оформлено большинство художественно-ремесленных и рождественских ярмарок на главных площадях Европы . Разработанный нами проект сборно-разборного домика интереснее европейских, кроме того, повторяет мельниковскую схему «Ново-Сухаревского рынка», являющуюся памятником архитектуры.

Какую роль в организации культурных проектов играет взаимодействие власти и общества?

Самой актуальной темой для нас остаётся взаимодействие гражданского общества, представителем которого сегодня выступает наш некоммерческий фонд, и власти в реализации новых плюралистических культурных проектов. В реализации художественно-ремесленного направления нашей деятельности у нас сложились продуктивные отношения с Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. Новый проект Первого сибирского карнавала был активно поддержан управлением по делам молодёжи Новосибирской области. Сотрудники этих административных структур идут навстречу инициативам общественности, на которые сегодня рассчитывает высшее руководство нашей страны. Вложение некоммерческим сектором своего интеллектуального потенциала в создание имиджевых проектов Новосибирской области, важнейшего фактора развития территории и повышения её инвестиционной привлекательности, соответствует тренду основного направления развития, поддержанного губернатором. Проекты, осуществляемые в общественных местах, требуют взаимодействия с многочисленными административными структурами, находятся на острие самых высоких рисков, т. к. отсутствие взаимного понимания хотя бы с одной структурой (за которым могут стоять банальные человеческие амбиции), ставит под вопрос их реализацию. Я уверена, сегодня мы вправе рассчитывать на позитивное взаимодействие и взаимопонимание власти и гражданского общества.

Что нового?

По заказу министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области нашей организацией совместно с ООО «Ай Два» был создан документальный фильм «Сделано в Сибири!», который мы первоначально замыслили, как фильм об «Артании». В результате работы мы получили серьёзный рассказ об участниках фестиваля, о роли художественных ремёсел в формировании позитивного образа Сибири, Новосибирской области. Своими мыслями на этот счёт поделились деятели культуры, мастера-ремесленники, художники, представители администрации области. Первыми зрителями фильма стали школьники города и области. Фильм заставляет задуматься о многом, о вечных ценностях и их хранителях.

К выпуску готовится фотоальбом «Золото Артании», в который вошли участники конкурса на звание «Лучший мастер Сибири-2011». Межрегиональный конкурс ремесленников является составляющей частью Международного фестиваля художественных ремёсел «Артания». Конкурс стартовал в феврале 2011 года, а также проводился в интерактивном блиц-режиме, прямо на площадке международного фестиваля в 16 номинациях. Впервые фотоальбом «Золото Артании» вышел в 2010 году. По многим параметрам: периодичность, качество съёмки (постановочная фотография), тонкое понимание стилистических особенностей народного искусства — это первое подобное издание в России.

Проект «Лучший мастер Сибири» получит дальнейшее развитие в 2012 году. Интерес к межрегиональному конкурсу проявил член Союза дизайнеров России, президент фонда Высокой моды Сибири Феоктистов В. В., который взял на себя художественное руководство частью конкурсной программы-2012, которая объединится под одним брендом «Артания-Fashion».

На подиум, который мы планируем установить на время прохождения фестиваля, выйдут претенденты на звание «Лучший мастер Сибири» вместе со своими вязаными моделями, народными костюмами, ювелирными изделиями, нарядами из рукотворного текстиля, выполненными в стиле «батик». Кроме того мы надеемся развить успех карнавального шоу.

В этом году во время «Артании» пройдёт апробация карнавала в уличном формате. Все участники «Карнавала в НСКе», т. е. более 1 000 человек, пожелали вынести на площадь свои творческие работы. Это позволит и «Артании» взять новые высоты: добиться уникальной зрелищности. Ведь для традиционных ярмарок всегда была свойственна «карнавальность» действа.

Фестиваль «Артания» прочно ассоциируется у горожан с традиционным местом его проведения — площадью Ленина. Насколько важно для мероприятия сохранить эту площадку?

Не побоюсь данной формулировки — предельно важно. Во-первых, концептуально. Артания-наследница Базарной площади Новосибирска, а значит, само порождение истории города. Во-вторых, сохранение площадки позволит проекту развиваться экономически в будущем , а значит, даст возможность осуществить ряд важных социальных проектов, запланированных в рамках фестиваля.

Ещё недавно страна была охвачена митингами. На экране бросалось в глаза, что люди стоя в толпе, зачастую просто рассматривают друг друга. На мой взгляд, очень многие из собравшихся приходили на площади в дефиците массовых культурных событий, стимулирующих общение. Людям, как старым, так и молодым, хочется встречаться, общаться в квадрате площади.

Пришло время, когда необходимо вынести культурные события на центральные площади, вернуть их пространство жителям. Необходимо создавать пространства общения, чтобы площади, как уже было в истории Новосибирска — Новониколаевска «сияли, пахли, гудели», жили, наконец. Необходимо разбудить самодеятельность населения, пригласить к организации этих событий в «квадрате площади» широкие круги общественности. А следовательно — сделать достоянием СМИ саму подготовку культурных событий.

В Италии есть одна песня, посвящённая площади: «Площадь города всегда готова к празднику. Жители города повторяют, что готовы. И у нас достаточно времени и желания, чтобы организовать для себя этот праздник. И это не пустая трата времени. Люди в своих домах остаются разбросанными, беспорядочно впустую теряют энергию. Брошенные люди. Мы должны идти вперёд, чтобы, собрать эту энергию, создать этот праздник, праздник сердца, праздник в квадрате, праздник площади нашего города».

Новая Россия — новая реальность. И эта реальность требует новых культурных событий, событий в квадрате площади, событий рождающих общение!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ