Перед новым сезоном культового сериала «Твин Пикс» в новосибирском «Красном факеле» развеяли иллюзии по поводу жизни человека.
Премьера нового сезона сериала Дэвида Линча намечена на 22 мая. Пока на «Амедиатеке» освежают в памяти, кто же убил Лору Палмер, в «Красном факеле» по сцене тоже ходят мужчины, переодетые в женщин. Женщины поют и планируют страшную месть. Сверху за ними кто-то следит — в глазок видеонаблюдения. А вишенка на торте — это тоже персонаж.
Лауреат «Золотой Маски» Филипп Григорьян сам пришел с пьесой Пьера Корнеля в «Красный факел». Театр вряд ли предложил бы ее режиссеру — «Иллюзия» шла на этой сцене в 2000 году, в постановке Олега Рыбкина.
Пьесу о приключениях непутевого блудного сына Григорьян перенес из XVII века в современность и населил обитателями Голливуда. Григорьян выступает, как правило, и за режиссера и за художника. Возможно, на стиль мастера повлияло творчество Гофмана — очень уж хрупкая грань между реальностью и параллельными мирами в его спектаклях.
Спустя четыре сотни лет в жизни людей не так уж и много изменилось — разве что появился кинематограф и альтернативные голубиной почте средства связи. Люди так же спят и видят сны. Такой «сон золотой» и разворачивается на сцене «Красного факела» — нечто безумное, с непредсказуемым финалом: имитация жизни в двух действиях, отражающаяся на экране телевизора.
Телевизор проникает в пространство жизни, иногда и вовсе подменяя настоящее. Так, в спектакле Театра Наций «Женитьба» режиссер сделал сваху ведущей ток-шоу, пригласив на главную роль Ксению Собчак. Что касается «Иллюзии», тут и вовсе экран в прямом смысле ставят перед зрителем. Правда, пульта в руках у нас, увы, нет — есть только программка с либретто.
Раз пьеса Корнеля — в стихах, герои время от времени начинают петь. Или делать вид, что поют, изображая то блюз, то сцены из американских мюзиклов.
Сквозной музыкальной темой спектакля является главная мелодия сериала «Твин Пикс» — истории, которая стала культовой благодаря непредсказуемому мистическому и даже сюрреалистическому содержанию. «Саундтрек» реализует стоящий за синтезатором тут же на сцене музыкальный руководитель Максим Мисютин.
Разобраться в не менее сюрреалистическом мире краснофакельской «Иллюзии» можно с помощью справочной информации программки. Из нее вы узнаете, что отец блудного сына пьесы Корнеля превратился в отставного генерала (Владимир Лемешонок), волшебник Алькадар — в экстравагантную пожилую даму (Константин Телегин), отец Изабеллы Жеронт — теперь инвестирующий в кино финансист (Игорь Белозеров), Изабелла — звезда телесериалов (Клавдия Качусова), а хвастливый воин Матамор (Андрей Черных) — бывший герой фильмов о супергероях.
Сражение с жизнью главного героя больше напоминает витиеватый путь по карьерной лестнице шоу-бизнеса. По сути, Клиндор (Сергей Богомолов) — фокусник: ради мечты (а мечтает он, разумеется, как и все — только о счастье!) ему приходится поддерживать разнообразные иллюзии. Мотимора убедит в том, что «звезда еще не закатилась». Служанку Лизу — в неотразимости. А Изабеллу погрузит в продолжительные грезы любви.
Персонажи и сами по ходу действия будут неоднократно трансформироваться, путать зрителя. Впрочем, говорят, что Корнель и хотел, чтобы публика потерялась в лабиринте фантазии и обмана: как известно, весь мир театр. Но может, главный зритель этого театра — сам господь Бог.
Декорации тоже постоянно меняются: из кондитерской — в бар, из бара — в караоке, из караоке — в гостиницу, из гостиницы — в туалет с писсуарами. Все это сопровождают видеотрансляции и видеозаписи, которые «крутятся» на экране-зеркале над сценой. Сцена и сама крутится — задействован поворотный круг. Действие напоминает нечто среднее между детской книгой с объемными иллюстрациями, новомодными квестами и мюзиклом.
Неровное, но временами гомерически смешное представление наверняка понравится любителям спектаклей формата «Алисы в Стране чудес». Однако найдутся и те, кто шутку не оценит: может, эти люди просто не смотрят телевизор?
Светлана Фролова