Тимур Бекмамбетов: «Желание быть первым — это очень важно для людей»

Известный режиссер и продюсер ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ представил свой новый фильм «Время первых», посвященный одной из самых героических страниц отечественной космонавтики — первому выходу человека в открытый космос. Картина, снятая при непосредственном участии реального действующего лица этого беспрецедентного события Алексея Леонова, выходит на экраны 6 апреля, в преддверии Дня космонавтики, потеснив в прокатной сетке кинотеатров очередной «Форсаж». Корреспондент «КС» побеседовал с Тимуром Бекмамбетовым о том, что мешает отечественному кинематографу взмыть ввысь, как ракете.

— Перед выходом в космос Алексей Леонов помедлил пару секунд, прежде чем оттолкнуться от поручней и зависнуть в свободном полете. Были ли в вашей жизни такие моменты?

Это случается каждый раз, когда начинаешь новый фильм. Висишь на подножке и думаешь, начинать или нет. Но в случае с «Временем первых» было понятно, что эту историю необходимо рассказать. Ответственность перед Алексеем Архиповичем Леоновым, настоящим героем и дважды Героем Советского Союза, человеком до сих пор чрезвычайно живым и деятельным, сделала работу над фильмом особенно серьезной и важной. Честно говоря, прыгать было страшно. В итоге мы вышли из всех сроков и бюджетов, чтобы сделать все по-настоящему.

— Энергетика и обаяние Леонова, масштаб его личности ощущаются едва ли не в каждом кадре. Насколько активное участие он принимал в создании фильма?

Сценарий родился из диктофонной записи воспоминаний Алексей Архиповича, мы консультировалась с ним по всем значимым вопросам и учитывали его мнение при монтаже. Так, Брежнев в фильме получился «добрым дедушкой» в том числе потому, что Леонов был уверен: «Королева никто не может ругать». Точно так же в фильм не вошла сцена, в которой Королев падает от усталости после успешного завершения операции, ведь, по мнению Леонова, «герой не может упасть». И поверьте, Леонова было невозможно ослушаться. Его теплота и сила оказались важнее идеологических, художественныхи любых других соображений.

— Вы довольно близко познакомились за время работы над фильмом?

Да, и Леонов стал настоящим автором фильма. Таким руководителем, который все знает и все понимает. Который очень строг и при этом дает тебе такой аванс доброты, что ты не можешь его подвести. Думаю, сказывается его опыт командира отряда космонавтов: в подчинении Алексея Архиповича были космонавты, их семьи и дети, он занимался их устройством в детские сады, организацией утренников, всеми житейскими и рабочими вопросами. Он должен был быть добрым, чтобы его любили, и одновременно очень сильным. Ему важно было быть человеком, который тебя вдохновляет. Так мы и работали.

— Что сказал Леонов, когда увидел фильм?

Когда закончился просмотр, после томительной паузы Алексей Архипович сказал: «Только теперь я понял, как было страшно». Он принял наш фильм.

— Константин Хабенский и Евгений Миронов — вы не боялись брать на главные роли таких ярких узнаваемых артистов, которые способны заслонить собой героев-прототипов?

Наш кинематографический опыт подсказывает, что хорошие актеры приходят в фильм вместе со своим опытом, предыдущими сыгранными характерами. Хабенский пришел вместе с трагической судьбой Адмирала, с многочисленными ролями мудрого, сильного, сложного человека. Женя Миронов — со своим живым неугомонным нравом, со своим Пушкиным и глубоко запрятанным Достоевским, и блистательно освоил новое для себя героическое амплуа. К тому же сюжет, сама история все равно движет фильм вперед. Ну и, конечно же, Владимир Ильин прекрасен в роли Королева — думаю, он всех переиграл.

— Космос сегодня вообще модная тема, тот же Илон Маск обещает нам вскоре коммерческие полеты на Марс. Легко ли успешному продюсеру заработать билет на космическую экскурсию?

Фильм стоил почти 500 миллионов рублей, это огромная сумма. Чтобы он мог существовать как бизнес, надо собрать миллиард. Это может случиться, я надеюсь на это, но это непростая задача. Что касается кинематографии в целом, то в последние три года из-за кризиса это занятие перестало быть бизнесом и превратилось просто в увлечение — даже при том, что мы делаем зрительское кино. Риски невероятные, конкуренция неравная: мы соревнуемся с американскими студиями, которые продают фильмы пакетами и диктуют дистрибьюторам условия по рекламе и продвижению. Такова рыночная реальность. А у нас есть один фильм, «Время первых», ну и еще традиционные «Елки» в конце года. Кинотеатры, по большому счету, могут прожить и без нас. Поэтому так важно, что в момент совпадения сроков выхода на экран отечественного фильма про освоение космоса и очередного «Форсажа» Министерство культуры РФ взялось решить эту проблему и таким образом дать нам шанс встречи со зрителем. Посмотрим!

— Без государственной поддержки не справиться?

По-другому не бывает. Мы бы и в космос никогда не полетели, если бы не было государственной политики. Люди не умеют жить без государства ни в одной стране, у государства есть такие функции, которые бизнес никогда не сможет заменить. Кинематограф большой страны, так же как и космическая промышленность, не может быть полностью частным. Во всех странах с сильным кинематографом есть государственная политика в сфере кино. Я абсолютно уверен, что должны быть правила, которые помогают стартовать сильным российским премьерам. Совсем скоро, 12 апреля, мы будем праздновать День космонавтики в жесточайшей битве с многолетней американской франшизой. Это неравная битва, как Брестская крепость — на тебя идут танки, а ты — с ружьем.

— Битва или конкуренция?

Конечно, это борьба. А зачем, спрашивается, наши космонавты в космос летали, зачем они торопились, для чего рисковали? Гордость, желание быть первым — это очень важно для людей, для общества, потому что не все измеряется достатком.

— Насколько эффективными стали меры по поддержке отечественного кино, предпринятые во время Года кино?

Все очень правильно было сделано, просто надо было сделать в десять раз больше, чтобы ситуация изменилась.

— Ваш фильм «Время первых» с его героическим слоганом «Подними голову» направлен в героическое, но прошлое. Где искать новых героев?

Важны не конкретные временные рамки, а чтобы герой был современен, к тому же история развивается циклически. Гамлет тоже жил давно, но волнует человечество до сих пор. Поэтому важно, чтобы темы были современными, а в какие костюмы одеты герои, неважно. Однако отсутствие современного положительного героя — действительно проблема. И здесь многое зависит от того, какой зритель сидит в зале. За годы давления американской индустрии зрители привыкли к определенным форматам, под которые наши режиссеры вынуждены мимикрировать. При этом дистрибуция устроена так, что кинотеатры в среднем по стране заполнены на 20%, а совместный выход в кино по карману не каждой семье.

— Как разомкнуть этот замкнутый круг?

Просто нужна воля, чтобы эту ситуацию разрулить: государству мощно субсидировать проекты по созданию большого российского кино, дистрибьюторам вложиться в его рекламу и продвижение, кинотеатрам снизить цены, и тогда залы заполнятся уже на 40–50%. Выиграют все, а в полном зале и смотреть кино интереснее! А сейчас давайте 12 апреля, хотя бы на один день, снизим цены на хорошее российское кино по всей стране и посмотрим, что получится!

— Вы много ездите по стране, какой вам показалась новосибирская публика?

У города чувствуется класс — по интеллектуальному уровню Новосибирск ощущается почти как столичный, что входит в драматический контраст с разбитыми дорогами. Но в людях чувствуются энергия, надежда, и верится, что все будет хорошо.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 Лидия Маркова, PR-директор центра культуры и отдыха «Победа»:

— Динамичный, напряженный и очень красиво сделанный фильм. Сколько невероятных ситуаций на грани жизни и смерти стояло за фразой «Человек впервые вышел в открытый космос», это просто непостижимо! И только понимание того, что Алексей Леонов жив и здоров, в некоторых особо драматичных моментах дарило надежду на то, что все закончится хорошо. Мы считаем, очень важно, чтобы как можно больше зрителей увидели этот фильм на большом экране.

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ