«Оснований для пересмотра условий нет»

За последние несколько месяцев каждое обсуждение концессионного соглашения на строительство двух мусоросортировочных комплексов в Раздольном и Верх-Туле Новосибирской области завершалось шквалом критики. Депутаты Законодательного собрания убеждены, что правительство региона, не обсудив с ними условия соглашения, приняло документ на заведомо не выгодных для Новосибирской области условиях. Корреспондент «КС» встретился с президентом ООО «Компания Экология» ИГОРЕМ ФРАИНТОМ для того, чтобы выяснить, как в компании оценивают экономический эффект от реализации проекта, при каких условиях он может получить 120 млрд рублей, намерен ли идти на уступки депутатскому корпусу и когда можно будет ознакомиться с финансовой моделью предприятий.

 — Игорь Борисович, основная претензия со стороны депутатов Законодательного собрания Новосибирской области заключается в компенсации 120 млрд рублей. Ссылаясь на документ, они утверждают, что в случае выпадающей прибыли ниже 9% правительство области будет обязано выплатить вам эту внушительную сумму, если вы разорвете контракт. Какова ваша интерпретация условий соглашения?

Что касается 9%, я поясню, что согласно п. 16.1 концессионного соглашения (КС), если в случае наступления особого обстоятельства концессионер (ООО «Экология-Новосибирск». — «КС») понесет дополнительные расходы в размере 9% от объема денежного потока, необходимого для покрытия расходов, связанных с текущей деятельностью комплексов, налогов, заемных средств, то концедент (правительство Новосибирской области. — «КС») возмещает концессионеру такие дополнительные расходы при условии предоставления им документального обоснования этих дополнительных расходов. Это обстоятельство, согласно п. 20.7 КС, приводит к возможности расторжения соглашения в одностороннем порядке и возврата компенсации только в случае сохранения негативного воздействия любого особого обстоятельства в течение более четырех месяцев.

— Какие обстоятельства относятся к особым?

Особые обстоятельства, детально описанные в том же п. 16 КС, связаны в первую очередь с нарушением сроков предоставления земельных участков, согласованием проектной документации, различных разрешений, проведения митингов, акций протестов, затрудняющие создание и эксплуатацию объекта. Таким образом, указанные обстоятельства зависят в большей мере от воли и деятельности концедента.

— А 120 млрд рублей компенсации?

Величина компенсации в случае досрочного расторжения не может составлять 120 млрд рублей, как указано в статье. Это некорректное утверждение. Компенсация при расторжении указанного соглашения, согласно приложению 6 КС, определяется как сумма всех понесенных расходов на строительство объекта КС до даты расторжения соглашения за минусом полученной валовой выручки от регулируемых видов деятельности.

В случае досрочного расторжения КС, например, в первый год запуска мусоросортировочного комплекса (МСК) по причине возникновения особых обстоятельств Новосибирская область вернет концессионеру объем облигационного займа с процентами за соответствующий период (от финансового закрытия до момента расторжения), а также понесенные текущие расходы с момента начала функционирования комплексов до момента расторжения. Замечу, что расторжение КС не выгодно ни одной из его сторон.

— В чем же тогда заключается выгода для Новосибирской области? Пока слышно только об убытках…

Для правительства Новосибирской области не выгодно целенаправленно препятствовать созданию или задержке создания МСК, так как условия соглашения выгодны для двух сторон. В частности, для Новосибирской области выгода заключается, во-первых, в получении концессионной платы на всем протяжении концессии, а эта сумма за весь срок составляет порядка 13,5 млрд рублей. Во-вторых, это трудоустройство около 500 человек со среднемесячной «белой» заработной платой свыше 30 тыс. рублей, что снизит социальную напряженность в регионе. И в-третьих, налоговые отчисления в областной и местный бюджеты за весь срок КС составят ориентировочно 15 млрд рублей.

40-03_1— В случае если же условия соглашения не изменятся, то парламентарии даже грозят настоять на расторжении. По вашей оценке, что вы по такому случаю получите? На заседании комитета звучала сумма не менее 300 млн рублей.

Говоря о расторжении КС и о том, что якобы слишком льготные условия созданы для концессионера, необходимо обратить внимание на то, что бизнес в сфере ЖКХ, в частности, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), является очень рискованным. Риски проявляются в отсутствии точных данных по объему образования ТКО по регионам, по плотности отходов, по их морфологии в разрезе жилищного и промышленного секторов, по контролю за сбором и вывозом ТКО, риски постоянных изменений на законодательном уровне, существующие низкие тарифы, не покрывающие инвестиционной составляющей, и т. д. Вкладываемые средства в развитие сферы обращения с ТКО являются заемными средствами, требующими выполнения определенных обязательств заемщика перед кредитором, в частности, в достижении требуемого уровня доходности.

Поэтому если правительство Новосибирской области идет на расторжение соглашения, оно должно понимать, что с проектом подобного масштаба, обеспечивающим выгодные условия для Новосибирской области и создающим минимальный уровень экологической угрозы, в регион никто не придет, если не будет создана платформа (загрузка, тарифная составляющая) для развития такого бизнеса.

— Как вы оцениваете ситуацию с переработкой и утилизацией ТКО в регионе на сегодня?

В результате отсутствия на сегодня каких-либо гарантий для инвесторов, точных данных и исследований в сфере обращения с ТКО Новосибирск имеет Гусинобродскую свалку, которая уже представляет собой катастрофу в рамках накопленного экологического ущерба для всей области. На текущий момент эта проблема может решиться только с помощью поэтапной рекультивации за счет бюджетных средств.

В случае досрочного расторжения КС Новосибирская область компенсирует ООО «Экология-Новосибирск» фактически понесенные и подтвержденные расходы на строительство мусоросортировочных комплексов.

— По каким причинам в одном и том же документе столько разночтений?

Причина в толковании одного и того же документа разными людьми. Каждый читает так, как он хочет видеть этот документ, не углубляясь в юридический аспект данного пункта. При разночтении КС необходимо получить разъяснение министерства юстиции Новосибирской области и юристов с нашей стороны.

— Игорь Борисович, представьте, пожалуйста, финансовую модель предприятий по основным показателям с учетом ваших обязанностей и правительства Новосибирской области.

Финансовая модель является конфиденциальной информацией и коммерческой тайной концедента и концессионера. Концессионер не имеет права разглашать ее третьим лицам. Официально укрупненные данные по экономике данного проекта будут опубликованы после проведения технологического и ценового аудита.

Когда это произойдет?

— Согласно п. 5.2.9. соглашения концессионер обязан не позднее 20 рабочих дней со дня получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации заключить договор с оценщиком на проведение независимого технологического и ценового аудита. Проведение аудита регламентируется сроком в пределах 60 рабочих дней. Еще 60 рабочих дней потребуется на пересмотр параметров финансовой модели. Поэтому давайте вернемся к этому вопросу после оценки независимых экспертов.

40-03_2— Опять же, по подсчетам депутатов, гарантированная прибыль составит 200 млн рублей. Как это возможно? Сколько составит ежемесячный расход двух заводов? Парламентарии утверждают, не менее 60 млн рублей.

Среднемесячный показатель денежного потока, необходимого на покрытие расходов, связанных с текущей деятельностью заводов, налогов и заемных средств, по данным подписанного Концессионного соглашения, за первый 15-летний период составляет 193 млн рублей в месяц, среднее за весь срок КС — 261 млн рублей в месяц. Исходя из приведенных в соглашении базовых показателей, за 40 лет выполнения обязательств наша компания получит денежный поток, необходимый для покрытия расходов, связанных с текущей деятельностью предприятий, налогов и заемных средств, в размере около 120 млрд рублей, при этом наши расходы составят ориентировочно 111 млрд рублей. Эта сумма складывается из операционных расходов (заработная плата сотрудникам, электроэнергия, газ, ГСМ, текущий ремонт и обслуживание спецтехники и оборудования, концессионная плата, страхование и пр.) в размере ориентировочно 54,8 млрд рублей, налоговых и социальных отчислений — ориентировочно 34 млрд рублей, погашения и обслуживания облигационного займа — не менее 15 млрд рублей и капитальных затрат будущих периодов, что включает в себя приобретение спецтехники, капремонт линий, зданий и сооружений, в размере ориентировочно 7,2 млрд рублей. Денежный поток, необходимый для покрытия расходов, связанных с текущей деятельностью МСК, налогов и заемных средств, составит в среднем 261 млн рублей в месяц, а расходы — ориентировочно 243 млн рублей в месяц.

За период возврата облигационного займа указанный денежный поток составляет в среднем около 193 млн рублей в месяц, а все расходы — ориентировочно 283 млн рублей в месяц. Недостающую разницу за период, на который ложится нагрузка по выплате облигационного займа, концессионер будет покрывать за счет прибыли от нерегулируемых видов деятельности.

— Достаточно ли величины тарифа в размере 111 рублей за обработку и захоронение ТКО в месяц с человека для прибыльного функционирования МСК?

Согласно 458-ФЗ «О внесении изменений в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с 2017 года закреплен запрет на захоронение отходов, которые могут быть переработаны. К таким отходам относятся полимеры, металлы, макулатура и т. д. В свою очередь с момента запуска мусоросортировочных комплексов, а произойдет это с IV квартала 2018 года, по 458-ФЗ будет введена плата за услугу «Обработка ТКО» на уровне 350 руб./куб. м и увеличена плата за «Захоронение ТКО» до уровня 98,00 руб./куб. м. Услуга «Обработка ТКО» вводится в рамках выполнения требования ФЗ № 89 на запрет захоронения отходов, которые могут быть переработаны. Автоматизированная сортировка, разделяя входящий смешанный мусор по плотности, размеру, форме, позволит извлечь от 70% до 90% ценных фракций. Введение инвестиционной надбавки по услуге «Захоронение ТКО» обусловлено выполнением требований статьи 3 7–ФЗ «Об охране окружающей среды».

Существующий тариф совершенно недостаточен в рамках применяемых современных технологий захоронения ТКО, которые включают применение противофильтрационного экрана в основании полигона, системы дренажа и сбора полигонного фильтрата, очистка полигонного фильтрата до уровня технической воды, последующей рекультивации полигона, поэтому и вводится инвестнадбавка. Тариф в Новосибирской области по захоронению установлен на текущий момент в размере 48,33 руб./куб. м, но эта плата именно за свалку.

Если провести расчет тарифа за обработку и захоронение ТКО на одного человека в месяц и учесть, что 350 руб./куб. м с 2018 года составит обработка ТКО, 98 руб./куб. м пойдет на захоронение ТКО, норма накопления ТКО на одного человека в год, по данным департамента по тарифам Новосибирской области, составляет 2,056 куб. м, то за обработку получаем 59,96 рубля в месяц с человека, а на захоронение — 16,79 рубля в месяц. Итого за обработку и захоронение ТКО получаем 76,75 рубля в месяц с человека. Согласитесь, это не 11-кратное повышение тарифа, как об этом пишут в СМИ.

— Члены комитета по строительству ставили под сомнение и мощность предприятий. Всего в области, по их данным, а они опираются на показатели облстата, не более 400 тыс. тонн мусора. Как планируете загружать комплексы?

В рамках концессионного соглашения общая совокупная загрузка двух мусоросортировочных комплексов должна составлять не менее чем 800 тыс. тонн в год, начиная с полного года эксплуатации комплексов, а это ориентировочно произойдет в 2019 году. В пересчете на кубические метры это составляет 5,16 млн куб. м ТКО в год при плотности в 155 кг/куб. м. Базовые параметры, принимаемые в расчет гарантированной загрузки КС, основаны на данных АО «Экооператор» и МЖКХиЭ НСО, согласно которым численность населения агломерации (г. Новосибирск, г. Обь, г. Бердск, г. Искитим, р. п. Кольцово) и муниципальных районов (Мошковский, Искитимский, Новосибирский, Ордынский, Коченевский, Колыванский) составляет 2,123 млн человек.

40-03_3Для загрузки МСК «Раздольное» поставки ТКО будут осуществляться из следующих городов и муниципальных районов области: Новосибирск (Дзержинский, Калининский, Октябрьский, Первомайский и Советский районы), Бердск, Искитим, Кольцово, а также Мошковский, Искитимский и Новосибирский районы.

Для загрузки завода в Верх-Туле ТКО направят из Новосибирска (Кировский, Ленинский, Заельцовский, Железнодорожный, Центральный районы), а также из города Обь и Колыванского, Коченевского, Ордынского и вновь Новосибирского районов. Согласно территориальной схеме обращения с отходами НСО, утвержденной Постановлением Правительства НСО от 26.09.16 года № 292-п, ТКО, образуемый на территории Новосибирского района будет поступать на МСК «Раздольное» и МСК «Верх-Тула».

С учетом предполагаемой нормы накопления 2,056 куб. м на человека в год объем образования отходов составит 4,37 тыс. куб. м. При этом данный расчет не включает объем ТКО, образуемый на предприятиях, рынках, магазинах, гостиницах, офисных зданий, детских садов и т. д. Эта доля в среднем по России оценивается в 15–30% от общего объема твердых коммунальных отходов. Таким образом, общий объем образования ТКО с жилого, коммерческого, промышленного и иных секторов с территорий указанных городов и муниципальных районов составляет ориентировочно 5,35 млн куб. м, или 829 тыс. тонн.

 — Вызывает у законодателей настороженность и отсутствие финансирования. Предлагаю еще раз уточнить, сколько именно нужно средств на открытие двух комплексов? И как обстоят дела с получением кредитов? Кто выступает кредитором?

По условиям заключенного концессионного соглашения, общий размер инвестиций концессионера составляет 6,5 млрд рублей. Инвестиции на строительство двух МСК привлекаются концессионером из частных источников. Таким источником инвестиций для реализации концессионного соглашения являются денежные средства, привлекаемые в рамках выпуска ООО «Экология-Новосибирск» облигаций и их размещения на Московской бирже. Финансовое закрытие продлится с декабря 2016 года по май 2017 года (выпуск несколькими траншами).

— Какие примеры успешно действующих в России мусоросортировочных заводов вы могли бы привести?

— Заводы с автоматизированной сортировкой в России только начинают свое развитие, большинство представленных на сегодня комплексов представляют собой ручную сортировку, при которой выход отходов на захоронение достигает не менее 85–90% из входящего потока. Примером комплекса по автоматизированной сортировке является мусороперерабатывающий завод в Костроме, который в сентябре 2016 года запустила ГК «Экотехноменеджмент». На строительство и оборудование завода без строительства полигона было затрачено около 1,3 млрд рублей. Производственная мощность предприятия позволит перерабатывать около 100 тыс. тонн мусора в год.

Это первый в России завод, оборудование которого позволяет производить автоматическую сортировку мусора и последующую глубокую переработку пластикового и полимерного вторичного сырья.

— Расскажите, пожалуйста, о техническом оснащении предприятий. Что за оборудование планируете устанавливать на заводах? Кто производитель и каковы гарантии, что высокие технологии не заменят рабочие из ближнего зарубежья?

Планируемый к строительству МСК будет работать на самом высокотехнологическом и полностью автоматизированном мусоросортировочном оборудовании, не имеющем аналогов в РФ, позволяющем осуществлять выход ценных фракций (полимеры, картон, смешанная бумага, металл) от 70% до 90%.

Компания-изготовитель оборудования (BHS) имеет богатый опыт работы с несортированными бытовыми отходами в Канаде, Мексике, на Ближнем Востоке и в других странах. За последние несколько лет компания оснастила сортировочным оборудованием более 100 объектов в Европе, Азии и Америке. В 2016 году компания выиграла тендер по строительству самого большого завода в мире по переработке отходов в Дубаи мощностью 1,1 млн тонн в год.

Не совсем грамотно предполагать и высказывать общественности, что планируемые в рамках проекта технологии будут заменены рабочими из ближнего и дальнего зарубежья. Еще раз повторимся, что проект реализуется в рамках заемных средств, которые накладывают на концессионера перед инвестором обязательства по их возврату. Если бы проект действительно предполагал ручную сортировку с привлечением рабочих из ближнего и дальнего зарубежья, то ООО «Экология-Новосибирск» не смогло бы однозначно пройти согласование финансовой сделки с инвестором на объем инвестиций 6,5 млрд рублей.

— Готовы ли вы пересмотреть условия концессионного соглашения, как на том настаивают депутаты Законодательного собрания Новосибирской области? Что согласны поменять?

Условия КС формировались исходя из интересов обеих сторон. Главной задачей ставилось построение современной прогрессивной системы обращения с отходами, которая позволит максимально обеспечить защиту природной среды обитания и отобрать из массы образуемых в Новосибирской агломерации ТКО вторичные фракции для использования их в хозяйственной деятельности. Долговременные и подробные согласования проекта правительством Новосибирской области и инвестором с учетом интересов каждой из сторон привели к выработке документа, ставшего в итоге Концессионным соглашением. В результате Новосибирская область получает высокотехнологичные предприятия по сортировке ТКО и захоронению непригодных для вторичного использования остатков, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства, тем самым соблюдая требования 89–ФЗ, путем привлечения частных инвестиций без каких-либо финансовых вложений из бюджета. Какие в данном случае могут быть основания для пересмотра условий?

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ