«Новосибирская область обладает огромным потенциалом для развития электронных платежей»

В Новосибирской области активно растет доля проникновения безналичных платежей. В этом году с помощью банковской карты стало возможно оплатить проезд в городском метро, а также на пригородных электричках. О том, какие еще подобные проекты планируется реализовать в Новосибирской области, как выглядит регион на фоне общероссийской картины, в интервью «КС» рассказал глава департамента по развитию бизнеса со стратегическими партнерами и торгово-сервисными предприятиями Visa в России АНДРЕЙ ВЫЛЕГЖАНИН.

 — Андрей Алексеевич, каковы темпы роста эмиссии и эквайринга Visa за последний год в России?

— Компания Visa начала свою работу в России в 1988 году, когда АО «Интурист» выпустило первые карты Visa для олимпийской сборной СССР перед поездкой на Олимпиаду в Сеул (Корея). Следующим важным этапом развития компании в России стало открытие представительства компании Visa International Service Association в Москве в 2000 году. Я присоединился к его команде практически с момента основания и помню, как спустя всего несколько месяцев после открытия офиса мы праздновали достижение эмиссии 1 млн карт Visa в России. Спустя много лет, в 2013 году, мы отмечали выпуск 100 млн карт Visa. Сегодня этот показатель еще больше, что уже вполне сопоставимо с численностью населения страны.

Однако не так интересно количество карт, как то, как ими пользуются наши соотечественники. Я приведу простой пример: количество транзакций по картам в России за последний год выросло на 35%. Это отличный результат, который говорит о том, что россияне все чаще используют безналичные расчеты. Если посмотреть на то, где больше всего совершают платежи россияне, то первые четыре из пяти позиций занимают крупные розничные сети.

Не в последнюю очередь этому способствует рост сети приема карт. По статистике Центрального банка, за год количество терминалов оплаты выросло примерно на  5%. Однако наш главный конкурент — наличные деньги, и они пока еще продолжают преобладать, поэтому нам определенно есть куда расти, и еще многое предстоит сделать.

— С чем, на ваш взгляд, это в первую очередь связано?

— Это связано с тем, что постепенно все больше людей привыкают пользоваться картами, а кроме того, повышается и общий уровень финансовой грамотности населения. Можно наблюдать, как многие перестают полностью снимать зарплату, допуская возникновение остатков на счетах, и приучаются совершать покупки по картам. Даже пополнение баланса мобильного телефона с помощью карты в банкомате — это уже покупка и шаг вперед.

Рост также происходит благодаря эмиссии кредитных карт, которых, по данным Центрального банка, на 1 января этого года в России было выпущено 29,4 млн штук. Все больше россиян используют этот удобный платежный инструмент.

Также фактором роста является и наличие кобрендинговых программ. Их достаточно много, и суть их заключается в конвертировании накоплений, баллов в самых разных сегментах — от покупки бытовой техники до авиаперелетов.

— Какие традиционные сервисы наиболее востребованы и какие новые сервисы актуальны в последнее время при использовании платежных систем?

— В последнее время огромной популярностью в России пользуется сервис, позволяющий переводить средства с карты на карту. Благодаря этому по объемам переводов с использованием этого сервиса (как внутристрановым, так и трансграничным) Россия находится на первом месте среди других стран обширного региона, объединяющего государства Южной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.

Только за последний год количество транзакций с помощью, например, Visa Direct увеличилось на 81%.

Как видим, мест, где можно принимать и совершать платежи, становится все больше, они не ограничиваются только физической средой, что понятно, поскольку сегодня грань между физическим и цифровым миром стирается.

Появляются новые форм-факторы, такие как мобильные устройства и носимая электроника. Эти объекты становятся новыми инструментами для совершения платежей, и мы движемся вместе с индустрией, развивая инфраструктуру, чтобы каждый мог свободно использовать свои средства для реализации своих устремлений.

Приведу пример. За последний год количество бесконтактных платежей выросло в шесть раз! Эти цифры говорят сами за себя.

Важно сделать процесс оплаты по банковским картам удобным, понятным и, конечно, быстрым. Поэтому устранение барьеров в оплате — важная задача, которой мы в том числе занимаемся постоянно.

— Можно ли говорить о насыщении российского рынка в части эмиссии и эквайринга Visa?

— Учитывая, что с момента прихода Visa в Россию прошло более 15 лет, система денежных переводов точно находится не в начале пути и прошла важные вехи с точки зрения роста количества карт. Однако потенциал по-прежнему остается огромным, есть много сфер жизни, где электронные платежи еще недостаточно широко используются.

Помимо этого, приходят и новые игроки, которые будут продвигать безналичные расчеты в цифровом пространстве с помощью мобильных телефонов. На определенных устройствах это можно сделать уже сегодня. В частности, инфраструктура, которую мы построили для бесконтактных карт, может работать и по технологии NFC (технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 см. — «КС»). Мои коллеги, которые пользуются бесконтактными технологиями оплаты с помощью карт или мобильных устройств, с удовольствием наблюдают реакцию кассиров, так как для многих такой способ оплаты еще в диковинку. Но за этим будущее.

— Насколько для вас важна Сибирь с точки зрения бизнеса? Какую долю сейчас занимает регион для вас?

— Российские регионы, безусловно, представляют для нас большой интерес. И вот почему. Сегодня примерно 80% потребительских расходов приходится на использование наличных денег. Более того, 70% электронных платежей совершается преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Огромная территория, на которой проживают миллионы людей, по-прежнему не в полной мере охвачена электронными платежами.

Новосибирская область обладает огромным потенциалом для развития электронных платежей, в первую очередь благодаря высокой доле сферы услуг в экономике региона. Такие компании, как Visa, изначально создавались для того, чтобы способствовать и облегчать обмен товарно-денежными ценностями — свободно покупать и продавать товары и услуги, отправлять и получать денежные средства. Это помогает создавать прочные связи не только между людьми, но и целыми регионами, как бы отдаленно друг от друга они ни располагались.

Почему это важно? Ответ очень простой. Электронные платежи — не только форма взаиморасчетов, это еще и мощный стимул для развития экономики. Представьте себе, что если у вас в кармане определенное количество наличных денег, то вы сможете себе позволить лишь товаров или услуг ровно на ту сумму, которая у вас в кошельке. Но если бы у вас была в кармане кредитная карточка, то ваши возможности сразу увеличиваются. Больше товаров или услуг, которые может приобрести потребитель, означает больше заказов для бизнеса, в котором задействована целая цепочка поставщиков, для которых больший спрос стимулирует производство. И за всем этим стоят люди, те, кто производят, обслуживают, наконец, приобретают произведенный товар или услугу.

Это лишь один простой пример того, как безналичные стимулируют потребление и способствуют экономическому росту. В доказательство этого приведу конкретные цифры. Недавно мы опубликовали результаты исследования Moody’s, проведенного для Visa, согласно которым c 2011-го по 2015 год рост использования электронных средств оплаты, таких как кредитные, дебетовые и предоплаченные карты, способствовал увеличению потребительских расходов в России на 26 млрд долларов.

Бизнес всегда выигрывает от перехода на безналичные формы оплаты. Электронные платежи способствуют созданию более стабильных и открытых условий для ведения бизнеса, а также сокращению доли теневой экономики, обеспечивают более высокие налоговые поступления. Кроме того, безналичные расчеты помогают сокращать затраты, связанные с хранением и обработкой наличных средств, помогают потребителям получать расширенный доступ к финансовым услугам. Использование безналичных расчетов необходимо для торгово-сервисных предприятий, поскольку гарантируют им получение оплаты за предоставленные товары или услуги.

Поэтому, говоря о перспективах развития электронных платежей в регионах, особенно таких как Новосибирская область, мы видим взаимные выгоды для всех, включая бизнес, регуляторов, государственные органы и, конечно, население.

— Учитывая, что вы бывали в Сибири, как бы вы оценили уровень технологической инфраструктуры городов СФО? Насколько он соответствует среднему уровню по России?

— Мне тяжело его оценивать. Во-первых, я был в Новосибирске и Красноярске непродолжительное время. Если бы я прожил месяц, то мог бы дать более комплексную оценку. Во-вторых, я был в регионе в качестве туриста, а там, куда ступает нога приезжего, как правило, с электронными платежами дело обстоит неплохо. Я с трудом могу представить туриста, который бы бегал по «спальным» районам города, жалуясь на отсутствие там возможности безналичного расчета.

Тем не менее у меня сложилось впечатление, что Сибирь в целом находится на должном уровне с точки зрения приема карт, внедрения бесконтактных платежей, развития электронных терминалов.

— Каковы ваши дальнейшие шаги по развитию в Сибири?

— Чтобы ответить на этот вопрос, я хотел бы вернуться к моему предыдущему ответу. Как я уже сказал, почти 80% электронных платежей приходится в основном на столичные мегаполисы. Это говорит о том, что для многих россиян безналичные расчеты пока еще не стали настолько привычными, как наличные деньги.

Сегодня на руках у населения, по данным ЦБ РФ, порядка 244 млн платежных карт. Несложно предположить, что карты есть практически у каждого, а у некоторых и не одна. Однако многие по-прежнему предпочитают использовать их в основном для снятия средств в банкоматах.

Наша задача заключается в том, чтобы изменить это потребительское поведение, сделав так, чтобы пользователь не ограничивался только такой функцией. Это включает в себя несколько направлений деятельности, одно из которых — развитие сети приема электронных платежей, то, чем я и занимаюсь в компании Visa.

Основная цель — сделать так, чтобы куда бы вы ни пришли, у вас везде была бы возможность оплатить товар или услугу, не прибегая к помощи наличных денег.

Если говорить про торгово-сервисные предприятия, то там задача приема карт в целом решена. Сейчас наши усилия направлены на развитие платежной инфраструктуры на транспорте, который долго время оставался своего рода «узким местом», что создавало неудобства для населения. Однако эта задача активно решается. Буквально в этом году мы реализовали сразу несколько важных с этой точки зрения проектов. Это новосибирское метро, где теперь стало возможно оплатить проезд с помощью банковской карты, автоматы по продаже билетов на пригородных электричках. Последний проект, реализованный на железной дороге, примечателен еще и тем, что удалось внедрить способ платежей по бесконтактным технологиям.

И надо признать, что в Новосибирске проникновение бесконтактных платежей растет гигантскими темпами. За год количество терминалов, принимающих бесконтактные платежи, увеличилось на 169%. Но и сами новосибирцы охотно используют платежные инновации. За год количество транзакций по бесконтактным картам выросло на 632%!

Транспорт — хороший пример того, как можно устранять барьеры, с которыми держатели карт сталкиваются каждый день. Действительно, ежедневно нам приходится доставать из кармана бумажник, чтобы, например, оплатить поездку от дома до работы, заплатить за обед, купить продукты на вечер или лекарства в аптеке и многое другое, что может потребоваться. Это не всегда самые большие расходы, но их бывает много и все они важные, поскольку сопровождают нас весь день.

Поэтому для себя мы видим такие приоритетные направления, как развитие сети приема электронных платежей для оплаты коммунальных услуг, на заправочных станциях, других наиболее посещаемых объектах.

Большие перспективы мы видим в распространении мобильных платежных терминалов. Это поможет избавиться еще от одного барьера, мешающего повсеместному переходу на безналичные расчеты.

Упомянутая проблема характерна для электронной коммерции. Многие пользователи, оформляя заказ в Интернете, выбирают оплату в момент получения. Если у курьера нет мобильного терминала, то другого способа расплатиться за доставленный товар, кроме как использовать наличные, нет. Использование мобильных платежных терминалов вводится в оборот, чтобы устранить эту проблему и сделать пользование услугами электронной коммерции безопасными.

Таким образом, необходимые шаги уже делаются. Опыт крупных игроков будет служить примером для других участников рынка, а также для малого и среднего бизнеса.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ