«Потребление специй в кризис растет не такими темпами, как раньше»

Доля специй и приправ в потребительской корзине среднестатистического россиянина, по оценкам участников рынка, сократилась вдвое. Топовые позиции удерживают черный перец и лавровый лист, а редкие и дорогие специи, к примеру, эстрагон и асафетиду, приобретают все реже. Тем не менее уже в 2017 году производители ожидают восстановления спроса и рост рынка на 20–25%. О текущей обстановке в сегменте специй и приправ корреспондент «КС» побеседовала с директором компании «Айдиго» КОНСТАНТИНОМ ОВЧИННИКОВЫМ и директором по маркетингу «Айдиго» РУСЛАНОМ БАБИЦЫНЫМ.

ООО «Айдиго» — один из крупных российских производителей и поставщиков специй, приправ и пряностей. Компания создана в Екатеринбурге в 1999 году. Производственная база «Айдиго» расположена под Екатеринбургом, включает в общей сложности более 10 тыс. кв. метров производственных и складских площадей. У компании более 30 регионов присутствия, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Самара, Омск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Ижевск, Крым и Приморье.

— Какую долю российского рынка специй сегодня занимает компания «Айдиго»?

Р. Б.: — По нашим оценкам, доля «Айдиго» на российском рынке специй и приправ на текущий момент составляет порядка 5%. Наша цель — к 2020 году занять как минимум второе место на рынке. По нашим данным, на сегодня на нем лидируют «Приправыч», а также два международных игрока — «Камис» и «Котани». На каждую из этих компаний приходится примерно по 20% рынка.

— Сколько продукции компания произвела по итогам 2015 года в сравнении с 2014-м?

Р. Б.: — Специфика рынка такова, что выход в тоннаже у нас за год получается небольшой. Если считать в пачках, то это порядка 110 тонн продукции в месяц разной фасовки. Рост в сравнении с показателями 2014 года составил 15–20%. Выручка компании по итогам прошлого года составила 900 млн рублей.

Более 50% производства занимает СТМ. В Екатеринбурге практически для всех крупных сетей производится СТМ, это порядка 12 ритейлеров. Ежегодно данный список увеличивается на 20%.

— Какие товарные позиции наиболее популярны и занимают ведущее положение в объеме доходов «Айдиго»?

Р. Б.: — Топовые позиции — черный перец горошком, черный перец молотый и лавровый лист. На их долю приходится порядка 10–15% всех продаж «Айдиго». Это стандартный набор, который есть на каждой кухне. Вообще, мы выделяем 36 позиций, которые потребитель ставит на свою полку чаще всего. В прошлом году, к примеру, серьезно поднялся в продажах агар-агар. Им потребители стали заменять желатин. В 2014 году стала популярной ягода годжи.

— Как, по вашим наблюдениям, изменил структуру спроса кризис?

К. О.: — Потребление специй и приправ в кризис не растет такими темпами, как раньше. Собственно, поэтому продукция СТМ занимает большую долю в структуре производства. Потребитель начал переходить на более дешевые бренды, а СТМ на это, в общем-то, и рассчитан. Дешевизна достигается за счет использования сырья другого сорта.

К тому же в кризис покупатели все чаще отказываются от использования редких специй. Это, допустим, асафитида, фенхель, можжевеловая ягода, эстрагон.

Из-за валютной разницы стоимость данных приправ выросла в разы. Если кардамон стоил 400 рублей за килограмм, то сейчас — 1200 рублей. Многие сетевые ритейлеры при этом ограничивают для себя ценовой вход по тем или иным товарным наименованиям, поэтому приходится искать других поставщиков. В связи с санкциями заключили контракт по поставкам с заводом в Узбекистане Gold Dried Fruits. С ними мы работаем с апреля 2014 года. Это единственная из наших южных стран-соседей, которая на сегодняшний день производит действительно качественный товар.

Ранее рынок закупа был достаточно большой, включал Индию, Азию и Европу.

— А Грузию, к примеру?

К. О.: — Страна пока, к сожалению, не в состоянии подтверждать заключенные контракты. К тому же качество сырья они могут обеспечивать только в сезон сбора урожая: ввиду отсутствия складских помещений у Грузии нет возможности обеспечить товар нужного качества в течение всего календарного года. Кроме этого, в стране отсутствуют специализированные предприятия по выращиванию и переработке специй.

— Выращивается ли сегодня какая-то доля сырья на территории России?

К. О.: — Да, кориандр и горчица. Они используются в производстве в очень больших объемах при производстве приправ — специи входят во многие смеси. Однако это, пожалуй, единственные позиции, которые выращиваются в России. Привозим их сегодня из Волгоградской области и Краснодарского края.

Если говорить о чае, то на территории страны произрастает иван-чай, который в последние годы пользуется особой популярностью.

— Какая доля поставок «Айдиго» приходится на СФО?

Р. Б.: — Сейчас это не более 5%.

— Есть ли у сибирских закупщиков какие-то особые предпочтения по товарным наименованиям? Возможно, какие-то специи или приправы в Сибири продаются лучше, нежели в других регионах?

Р. Б.: — Скорее нет, чем да. Среднестатистический стандартный ассортимент одинаково продается как в Москве, так и в Сибири.

К. О.: — Я бы отметил, что чуть больше, чем в других регионах, в Сибири продается специй для засолки сала. (Улыбается.) Наверное, это можно назвать национальной спецификой.

— Какую долю продукции «Айдиго» на данный момент поставляет на экспорт? В какие страны?

Р. Б.: — В Казахстан, Монголию и Белоруссию. Это составляет около 2% от общего объема производства. Экспортируется топовый ассортимент, в том числе вышеназванные перец и лавровый лист. В частности, сейчас для нашего дистрибьютора в Монголии мы разрабатываем приправы для национальных блюд — бууз, баранины и чебуреков. Скорее всего, продукция будет распространяться только на территории Монголии. Вряд ли в других регионах продажи этих специй будут столь же высоки. Возможно, разве что в Бурятии.

— Планируете в ближайшей перспективе увеличивать долю экспорта?

Р. Б.: — Да. Во-первых, к продукции компании есть интерес, во-вторых, производственная площадка «Айдиго» позволяет это сделать. Увеличивать долю экспорта планируется за счет Китая. Он проявляет интерес к российскому продукту. Локомотивом поставок в Китай станет иван-чай. Есть шанс и у других позиций ассортимента, прежде всего острых приправ и супов быстрого приготовления.

— На европейский рынок выходить не планируете?

К. О.: — Конечно, Европа нам интересна. Более того, до кризиса у «Айдиго» были проекты по выходу на европейский рынок. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от геополитической обстановки.

— Сколько товарных наименований сегодня насчитывает ассортимент «Айдиго»? Какие среди них наиболее редкие и дорогие?

К. О.: — Ваниль, эстрагон, кардамон, шафран. Цена последнего составляет порядка 3000 евро за килограмм. Шафран считается самой дорогой приправой в мире, специя завозится в Россию из Испании и Индии. Собственно, поэтому шафран и продается в фасовке по 0,5–1 грамму. Как ни странно, несмотря на кризис, шафран берут.

— Планируется ли расширение производства «Айдиго»? В частности, не рассматриваете Сибирский регион для строительства новой производственной площадки?

К. О.: — Около года назад мы построили новое здание, за счет чего площадь производства увеличилась с 1000 до 2000 кв. метров. Загрузка идет пока на 30%. На данный момент новые площадки для производства мы не рассматриваем. Логистика справляется с доставками в СФО.

Также планируем в ближайшем будущем вывести на рынок сеть бутиков специй. В гипермаркетах сейчас популярны весовые стойки со специями, из крупных сетей они уже есть в «Ашане», под маркой СТМ. Запрос на весовые стойки сделала сеть «Мария-Ра». Мы в принципе не стремимся активно развивать этот формат, пока непонятно, насколько он рентабелен, но интерес со стороны ритейла к нему есть.

— Не намерены ли вы расширять производство за счет других товарных позиций, помимо специй и приправ?

Р. Б.: — Ежегодно обновляем ассортимент на 5%. Сейчас, к примеру, работаем над линейкой супов, планируем выпуск каш быстрого приготовления.

— Каковы ваши прогнозы развития российского рынка специй и приправ в ближайшей перспективе?

Р. Б.: — Думаю, что в 2016 году рынок не будет так расти, как он это делал в предыдущие годы, рост составит максимум 10%. Начиная с 2017 года, по нашим ощущениям, можно ожидать постепенного восстановления с выходом на стабильное потребление и, соответственно, ростом рынка на 20–25%.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ