Финансовый рынок: как «банковать» в кризис?

Уровень конкуренции на банковском рынке Сибири можно традиционно считать высоким. В текущих экономических условиях позиции того или иного банка во многом определяются успешностью продвижения своих услуг, правильностью понимания потребностей своих клиентов. Вместе с участниками рынка «КС» проанализировал, какими маркетинговыми инструментами пользуются банкиры и как их усилия в этом отношении оценивают сторонние эксперты.

Условия рынка

Безусловное влияние на маркетинговое продвижение банков оказывает текущая экономическая ситуация.

Как констатирует управляющий филиалом «Муниципальный» банка «Открытие» Сергей Сутормин, операционная среда ухудшилась, а маржинальность бизнеса снижается. Ключевым трендом последнего времени эксперт считает переток клиентов в крупные, более устойчивые и надежные кредитные организации: «Они же интересны тем, что имеют возможность направлять серьезные инвестиции на развитие технологий, обеспечивать комплексное обслуживание, подбирать компетентные команды». Таким образом, пропасть между крупными и мелкими банками увеличивается, в том числе и с точки зрения маркетинговых возможностей.

Экономическая ситуация привела и к пересмотру банками своих бизнес-моделей. «Отчасти благодаря кризису и банки, и клиенты в последние годы пришли к пониманию, что их взаимный интерес не исчерпывается одним только кредитованием. Начиная с 2014 года классический рынок банковских услуг, сложившийся в России с 1990-х годов, стал трансформироваться. Произошло смещение акцента с кредитования на безрисковый транзакционный бизнес, усиление финансового и нефинансового сотрудничества, связанного с сопровождением бизнеса клиентов, активное развитие digital banking — переход на дистанционные технологии при разработке продуктов, сервисов и каналов продаж банковских услуг», — поясняет Сергей Сутормин. В частности, банк «Открытие» скорректировал свою стратегию, сделав ставку на развитие модели транзакционного бизнеса, что не могло не отразиться и на маркетинговой стратегии финансового института.

Претерпели изменения и подходы других банков. В частности, БИНБАНК, купивший в прошлом году МДМ Банк, изменил стратегию продвижения и в первую очередь стал более активно работать с собственными клиентскими базами, развивая направления кросс-продаж кредитных продуктов. По убеждению директора департамента маркетинга БИНБАНКа Михаила Семикова, такой подход призван позволить оптимизировать стоимость привлечения и обеспечить поток качественных заемщиков. Впрочем, насколько оправданны такие меры, можно будет судить лишь по прошествии времени.

Еще одна особенность рынка, которую можно невооруженным глазом заметить при анализе маркетинговых активностей банков, — рост склонности населения к накоплению средств. Это делает вклады более привлекательным продуктом и как следствие, аккумулирует средства на продвижение именно этой категории продуктов. По словам директора филиала «Омский» ОТП Банка Андрея Камионко, рост склонности населения к накоплению средств происходит даже вопреки снижению ставок по вкладам.

В более глобальном плане на рынок банковских услуг влияет общее перераспределение инвестиционных портфелей и отток инвестиций из недвижимости в сторону депозитов, о чем говорит генеральный директор «Юнисервис Капитал» Алексей Антипин: «Рынок финансовых услуг даже в целом в России крайне ограничен, и в основном люди в качестве инвестиционных инструментов используют депозиты (в том числе валютные) и недвижимость, на фондовом рынке активных участников не более 2 миллионов. Также заметен отток инвестиций из недвижимости ввиду нестабильности рынка в пользу депозитов». Таким образом, и здесь депозиты являются продуктом, на который участники рынка все  чаще делают ставку при продвижении.

Специфика продвижения

В чем специфика продвижения на рынке банковских услуг? Какие методы продвижения работают хорошо, какие — хуже? Какие акции, спецпредложения и программы лояльности пользуются наибольшим спросом на финансовом рынке?

Прежде чем обсуждать этот вопрос с самими банкирами, «КС» пообщался с независимыми маркетологами, которые могут оценить усилия своих коллег со стороны. Рассуждая о специфике продвижения банковских продуктов, управляющий партнер агентства InMar Relations Владимир Косых обращает внимание, что банкам нужно продавать фактически два противоположных по сути продукта — кредиты и вклады: «И если говорить о рынке физлиц, потребители этих двух продуктов почти не пересекаются друг с другом — одни предпочитают копить деньги, другие тратить. С одной стороны, финансовые услуги — рынок, на котором велика роль доверия к бренду — его репутация. С другой — сравнивать предложения на этом рынке очень просто: это буквально 2–3 четких количественных показателя, т. е. велика роль ценовой конкуренции».

Из тенденций и изменений последнего времени независимый эксперт как наблюдатель констатирует сокращение рекламы, ориентированной на выдачу кредитов, и увеличение рекламы о привлечении депозитов и кредитных карт. Также речь идет о сокращении бюджетов. «Часть банков закрывается, и для оставшихся на рынке игроков важно привлечь клиентов закрытых банков к себе на обслуживание. Но для этого обычно используются личные коммуникации. По моим наблюдениям, возрастает доля каналов коммуникаций, позволяющих четко таргетировать аудиторию и/или вообще обратиться персонально. В первую очередь это Интернет, SMM, и директ-маркетинг — личные коммуникации через Интернет и соцсети. Увеличивается доля рекламы с «прозрачным» ROI (показатель окупаемости инвестиций. — «КС»), а это «продуктовая» реклама — продвижение конкретных финансовых продуктов», — продолжает Косых.

В каналах, которые не позволяют четко таргетировать аудиторию (телевидение и «наружка»), реклама осталась, но доля ее в бюджете снижается: «И там все меньше «продуктовой» рекламы банковских услуг. В таких каналах с низкой направленностью осталась реклама бренда. Специальные и промомероприятия остались. Но сейчас это все больше мероприятия для ограниченной аудитории. И растет количество кросс-брендинговых мероприятий — совместных с другими брендами. До кризиса банки крайней неохотно шли на подобные «объединенные» мероприятия, предпочитая делать свои», — поясняет Владимир Косых.

Его дополняет исполнительный директор брендингового агентства KIAN Анна Литвинцева. «Маркетинговая активность любого банковского бренда обычно строится в двух ключевых направлениях: построение бренда банка и работа с продвижением отдельных услуг или сервисов. Что касается продвижения основного бренда, здесь на первый план выходят имиджевые каналы, так как одними из ключевых и наиболее значимых для потребителей характеристик банковского бренда являются его надежность, устойчивость и величина. Именно поэтому в рамках имиджевого продвижения зачастую банковские структуры устраивают серьезные дорогостоящие мероприятия, привлекают звезд первой величины: их задача — продемонстрировать силу и мощь собственного бренда, завоевать доверие потребителей и внушить уверенность в своей надежности», — делится своими наблюдениями и выводами Анна Литвинцева.

Что касается продвижения конкретных услуг, то в данном случае каналы и инструменты коммуникации в большой степени зависят от целевой аудитории конкретного сервиса. «Потребители кредитов — это обычно более молодая аудитория, при работе с которой очень эффективны digital-каналы и социальные сети. Аудитория банковских вкладов — взрослая и состоятельная, для работы с ней привлекаются более статусные каналы. Однако, безусловно, одним из наиболее эффективных со всех точек зрения инструментом продвижения банковских услуг является работа с собственной базой контактов (звонки, sms- и email-рассылка). Около 50% всех продаж банков приходится именно на этот канал», — отмечает собеседница «КС».

Сами банкиры признают, что на их рынке роль маркетинга очень важна, и зачастую именно «упаковка» товаров и услуг определяет спрос на них. «Услуги у всех банков практически одинаковы, отличаются деталями, но не все клиенты эти детали хорошо понимают, поэтому при продвижении банковских продуктов и услуг следует доносить информацию для клиентов максимально просто и понятно. По нашему опыту, хорошо работает либо постоянная коммуникация в нескольких каналах, как минимум в трех, либо очень интересный и удачный креатив с точным попаданием в целевую аудиторию», — поясняют в ЮниКредит Банке.

В банке также отмечают, что всегда приветствуют позитивные общечеловеческие эмоции и рекомендуют никогда не использовать политику, алкоголь или религию. «Мы в своих кампаниях придерживаемся простых и понятных каждому коммуникаций, показываем реальные кадры из жизни. Что касается трендов, то становится больше именно эмоциональной рекламы, а рациональной — меньше. Банки стали более продвинуты и стремятся в те каналы, которые привычны и удобны для современного человека», — отмечают в банке.

Следуя мировым трендам, все большую долю занимает Интернет, особенно мобильная его часть, о чем говорит Михаил Семиков. Второе дыхание получают программы лояльности, а также спецпредложения, но в них собеседник «КС» считает важным искать грамотный баланс: «Как правило, максимальный отклик у клиентов дает минимизация цены, но этот шаг дает краткосрочный результат в виде единичных и непостоянных транзакций; однако банк заинтересован в установлении максимально долгих отношений с клиентом. Поэтому дисконтные акции и программы лояльности уступают место бонусным, которые позволяют обеспечить как рациональную выгоду для клиента в моменте, так и базис для долгосрочного сотрудничества клиента с банком».

Андрей Камионко считает, что важно делать ставку на работу с собственной клиентской базой. Но тут же добавляет, что все усилия должны быть соответствующим образом поддержаны в офисе банка заинтересованным и клиентоориентированным отношением сотрудников. В противном случае усилия не принесут должного эффекта.

«КС» призывает профессиональное сообщество маркетологов к обмену мнениями в отношении оценки деятельности банков в области продвижения. Свои отзывы по этому вопросу присылайте на ks@sibpress.ru.

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Для корректной работы приложения требуется выключить в настройках in app browser.
 КОММЕНТИРОВАТЬ
 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ