Концертный бизнес. В чем подвох?

С 2014 года в Новосибирске один за другим отменяются концерты популярных звезд. Самыми громкими случаями стали срывы выступлений групп Marilyn Manson, «НАИВ», Cradle of Filth, исполнителя Найка Борзова, а в минувшем ноябре за день до запланированного мероприятия было объявлено об отмене нашумевшего концерта группы Limp Bizkit. Насколько прибыльно заниматься концертным бизнесом в Сибири в кризис и почему зрители становятся заложниками финансовых отношений между организаторами мероприятий и их подрядчиками — в материале «КС».

Организация и проведение концертов — одна из наиболее прибыльных сфер шоу-бизнеса. «В этом деле не требуется обладать узкими или специфическими навыками ведения бизнеса, — комментирует СЕО аналитической компании MERKU Ольга Книга. — Если человек живет в городе и знает, чем он «дышит», плюс обладает способностью договориться об аренде приличного помещения за разумную стоимость, то он способен сперва как промоутер, а впоследствии и как часть компании организовывать концерты и зарабатывать хорошие деньги».

Тем не менее, согласно исследованию MERKU, проведенному специально для «КС», с начала 2013 года цены на билеты на концерты значительно выросли, однако уже с ноября 2014 года рынок буквально рухнул. «То, ради чего делается концерт, т. е. билеты, стало сложнее продать. Стоимость арендной платы и гонорары артистов по-прежнему очень высоки, они ориентируются на 2011–2014 гг., когда люди могли спокойно отдать по 7–10 тысяч рублей за билет в Москве или другом городе-миллионнике», — добавляет Ольга Книга.

Когда в июне 2014 года из-за протеста православных активистов новосибирские власти отменили концерт группы Marilyn Manson, ситуация выглядела как единичный случай. Сегодня, к концу 2015 года, по разным причинам уже отменено более десятка мероприятий, что подтверждает тенденцию, выделенную MERKU.

Директор продюсерского центра «Сибирские гастроли» Виктор Захаренко, который занимался в том числе организацией нескольких из несостоявшихся в последнее время концертов, рассказал «КС», что на сегодняшний день как в Сибири, так и за ее пределами отменяется колоссальное количество концертов: «Планируется мероприятие, выпускаются билеты, билеты продаются, но, как вариант, в значительно меньшем объеме от запланированного количества. Из-за десяти купивших билеты зрителей, конечно, артист приезжать не станет. Но бывают и другие ситуации. Так, в случае с Marilyn Manson никто даже предположить не мог, что произойдет. После такого прецедента я бы не то что с осторожностью отнесся к любой затее привезти в Сибирь зарубежного артиста, а вообще не стал бы этого делать. На самом деле после этого даже некоторые российские исполнители вполне предсказуемо отказываются от гастролей в Сибири».

Ольга Книга добавляет, что для того чтобы привезти столичную и уж тем более зарубежную звезду, необходима финансовая подушка, которая будет для столичного агентства или менеджера артиста гарантией того, что концерт состоится, а такой возможностью обладают только лидеры рынка. «Все средние и маленькие агентства сейчас будут переориентироваться на такие направления бизнеса, как event или сдача техники в аренду», — прогнозирует Ольга Книга.

У большинства отмен концертов в Новосибирске были вполне внятные причины, которые не скрывались организаторами и обсуждались публично. Ни в одном случае организаторы однозначно не отказались от возврата денег гостям мероприятия. Так, билеты с несостоявшихся концертов обменивались на билеты на другие запланированные мероприятия, но, со слов посетителей, эти концерты также отменялись по несколько раз, и череда отмен длится по сей день. «Моей эпопее с билетами уже 1,5 года, ни рубля мне так и не вернули, — делится с «КС» Анна Завгородняя, купившая билеты на несостоявшийся концерт Marilyn Manson. — Последний раз я звонила организатору концерта неделю назад, просила поменять хоть на что-нибудь, мне ответили: «Пока не меняем». У меня два билета на 6000 рублей».

За время конфликта пострадавшие объединились в группы для взаимной помощи, в том числе в юридических вопросах, и активно обмениваются информацией в соцсетях. «Выиграл суд, присудили 8000 рублей, — рассказал «КС» покупатель билетов Григорий Кармелюк. — На днях решение вступило в силу, отдал исполнительный лист судебным приставам, заодно написал заявление в полицию и следственный комитет. Там сказали, что заявлений много, а директора компании-организатора уже вызывали на допрос».

Виктор Захаренко заявил, что концерты, на которые в качестве компенсации можно было попасть по билетам на Marilyn Manson, были отменены из-за непредсказуемой коммерческой невостребованности среди зрителей: «Я, безусловно, чувствую личную ответственность за все эти случаи, но надо понимать, что ответственность и вина — это не синонимы. Мы выполняли свою работу, старались привезти в Новосибирск интересных исполнителей и делали все возможное для успеха мероприятий. К тому же, обратите внимание, мы никуда не исчезли, продолжаем работу и не скрываемся».

На сегодня стоимость билета складывается прежде всего из гонорара артисту и рекламных затрат. Меньшую долю составляют затраты на техническое оснащение концерта, безопасность, гостиницы, питание, транспорт. Существуют также отчисления билетным агентам — 10%, налоговые — 18%, а также отчисления в Российское авторское общество — 5% (данные MERKU).

Рынок шоу-бизнеса не только значительно зависит от экономической ситуации в стране, но и подвержен влиянию других, не менее непредсказуемых факторов. Так, несостоявшийся совсем недавно концерт группы Limp Bizkit был отменен из-за конфликта организаторов. Вся финансовая ответственность, в том числе обязательства по возврату денег за билет, легла на новосибирского организатора Алексея Пахомова, который публично попросил у гостей набраться терпения и дать ему небольшую паузу. С его слов, у новосибирских организаторов есть все документы, подтверждающие исполнение обязательств перед концертным агентством Talent Concert International (T.C.I) (организатор гастрольного тура). Алексей Пахомов неоднократно открыто отчитывался перед покупателями билетов через соцсети и видеообращения, в том числе и дал свой комментарий «КС». «Мы делаем все, что в наших силах. Ситуация хрестоматийная: как только что-то идет не так, посетитель превращается в потребителя, а восторженная благодарность — в лютую ярость. Люди не разбираются в ситуации, сразу предполагают худшее. Все, что их интересует, это возврат, — сетует Алексей Пахомов. — Я знаю всю кухню изнутри и прекрасно их понимаю, но сейчас мы в тяжелейшей финансовой ситуации: мы оплатили все расходы по шоу, максимально вложились в концерт, а он не состоялся. Сейчас наша задача — всем все вернуть (считай — заплатить еще раз). Возврат состоится однозначно, но в несколько этапов. На kassy.ru уже практически все вернули, на следующей неделе первый этап возвратов в concert.ru. Возврат будет долгий, но вернем всем и все».

T.C.I. в свою очередь обвиняет новосибирского организатора в невыполнении условий договора, ссылаясь на то, что он так и не предоставил доказательств обратного: «Мы сделали все возможное, чтобы концерт Limp Bizkit в Новосибирске состоялся, но призвать местного организатора к выполнению условий контракта нам не удалось. Мы выражаем свое сожаление и приносим искренние извинения новосибирским фанатам», — говорится в официальном обращении компании. Оба участника спора заявили о намерении отстаивать правоту в судебном порядке.

На сегодня в Новосибирске работает не более 10 агентств, занимающихся организацией концертов и подобных мероприятий. Самые крупные из них — это «Сибирское гастрольное агентство», продюсерский центр «Сибирские гастроли», ГК INDIGO, «Сибконцерт» и «Городское концертное агентство». Участники рынка отмечают, что с приходом кризиса изменился не только так называемый средний чек, но и векторы развития, предпочтения и вкусы аудитории. Так, минувшим летом неожиданно для несезонного времени года огромной популярностью пользовались концерты Новосибирской филармонии, как и вообще выступления местных коллективов — билеты на них распродавались очень быстро, несмотря на более высокие цены, чем у приезжих. Серьезный спад можно отметить на таких направлениях, как классический зарубежный рок, тут ситуация объясняется скорее геополитическими настроениями, своеобразной модой на патриотизм. Также с традиционным недоверием публика относится к лицам и проектам, не «засвеченным» на ТВ. Кроме того, Ольга Книга отметила, что в последнее время четко прослеживается тенденция отмены концертов украинских исполнителей, и с 2014 года их заработки на российском гастрольном поприще упали почти вдвое.

Угрожают рассматриваемому бизнесу в Сибири и бесплатные городские концерты, число которых значительно увеличилось в последний год. Так, летом текущего года в Новосибирске подряд друг за другом выступили украинская певица Ани Лорак, группа «Чайф», группы IOWA и Brainstorm, а также Нюша. Все четыре концерта проходили на набережной Оби в выходные дни. Их организаторами соответственно стали «Новосибирская птицефабрика», «МегаФон», Lenovo и Jacobs. Для самих компаний-спонсоров такие концерты являются одним из способов продвижения их брендов в регионе. А кто-то, например Lenovo, утверждает, что благодаря подобным мероприятиям еще и наблюдает значительный рост продаж своей техники. Городские концерты «приучают» жителей города к тому, что приобщиться к известным исполнителям можно и бесплатно. В Москве уже, к слову, практикуется еще более интересный формат мероприятий. Так, в частности, компании Hewlett-Packard и Intel недавно привозили в Москву солиста группы The Killers Брэндона Флауерса с его новым альбомом The Desired Effect. Получить возможность посетить этот концерт можно было в случае приобретения техники Hewlett-Packard в одной из крупных федеральных сетей магазинов. Билет на концерт служил бонусом к такой покупке, а привычных билбордов, которые анонсировали бы приезд Флауерса, в городе не было вообще. Таким образом, глобальные корпорации, продвигающие свою продукцию с помощью звезд шоу-бизнеса, способны «съесть» часть рынка у обычных агентств. Ведь вполне очевидно, что та или иная звезда шоу-бизнеса не приедет в город с интервалом, например, в месяц — один раз на бесплатный концерт, а потом тут же на платный. Да и зрители, получив возможность послушать исполнителя, не потратив на это денег, вряд ли в дальнейшем захотят сделать это на другой основе.

Тем не менее, вопреки всем перечисленным факторам, участники рынка не теряют веры в него. «Этот бизнес, безусловно, может быть и прибыльным и рентабельным, иначе, согласитесь, им никто не занимался бы, — отмечает Виктор Захаренко. — Тут все, конечно, далеко не так просто, как, например, со стрит-ритейлом, очень много подводных камней, своя тонкая специфика. Мне, к слову, искренне жаль, что публика не жалует должным вниманием нераскрученные, но очень интересные проекты».

Еще более негативную оценку состоянию концертного рынка Сибири дал Алексей Пахомов. «Ситуация тяжелейшая: полное пресыщение публики совпало с глубоким финансовым кризисом, следующий год этот рынок если не уничтожит, то оставит от него меньшую часть. У конкретно новосибирских компаний положение поголовно плачевное», — отмечает собеседник «КС».

Другие участники рынка отмечают, что, несмотря на свои размеры, Новосибирск не может похвастаться хорошей платежеспособностью населения, поэтому здесь крайне маловероятно появление новых игроков концертного направления.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ