С 2014 года в Новосибирске один за другим отменяются концерты популярных звезд. Самыми громкими случаями стали срывы выступлений групп Marilyn Manson, «НАИВ», Cradle of Filth, исполнителя Найка Борзова, а в минувшем ноябре за день до запланированного мероприятия было объявлено об отмене нашумевшего концерта группы Limp Bizkit. Насколько прибыльно заниматься концертным бизнесом в Сибири в кризис и почему зрители становятся заложниками финансовых отношений между организаторами мероприятий и их подрядчиками — в материале «КС».
Организация и проведение концертов — одна из наиболее прибыльных сфер шоу-бизнеса. «В этом деле не требуется обладать узкими или специфическими навыками ведения бизнеса, — комментирует СЕО аналитической компании MERKU Ольга Книга. — Если человек живет в городе и знает, чем он «дышит», плюс обладает способностью договориться об аренде приличного помещения за разумную стоимость, то он способен сперва как промоутер, а впоследствии и как часть компании организовывать концерты и зарабатывать хорошие деньги».
Тем не менее, согласно исследованию MERKU, проведенному специально для «КС», с начала 2013 года цены на билеты на концерты значительно выросли, однако уже с ноября 2014 года рынок буквально рухнул. «То, ради чего делается концерт, т. е. билеты, стало сложнее продать. Стоимость арендной платы и гонорары артистов по-прежнему очень высоки, они ориентируются на 2011–2014 гг., когда люди могли спокойно отдать по 7–10 тысяч рублей за билет в Москве или другом городе-миллионнике», — добавляет Ольга Книга.
Когда в июне 2014 года из-за протеста православных активистов новосибирские власти отменили концерт группы Marilyn Manson, ситуация выглядела как единичный случай. Сегодня, к концу 2015 года, по разным причинам уже отменено более десятка мероприятий, что подтверждает тенденцию, выделенную MERKU.
Директор продюсерского центра «Сибирские гастроли» Виктор Захаренко, который занимался в том числе организацией нескольких из несостоявшихся в последнее время концертов, рассказал «КС», что на сегодняшний день как в Сибири, так и за ее пределами отменяется колоссальное количество концертов: «Планируется мероприятие, выпускаются билеты, билеты продаются, но, как вариант, в значительно меньшем объеме от запланированного количества. Из-за десяти купивших билеты зрителей, конечно, артист приезжать не станет. Но бывают и другие ситуации. Так, в случае с Marilyn Manson никто даже предположить не мог, что произойдет. После такого прецедента я бы не то что с осторожностью отнесся к любой затее привезти в Сибирь зарубежного артиста, а вообще не стал бы этого делать. На самом деле после этого даже некоторые российские исполнители вполне предсказуемо отказываются от гастролей в Сибири».
Ольга Книга добавляет, что для того чтобы привезти столичную и уж тем более зарубежную звезду, необходима финансовая подушка, которая будет для столичного агентства или менеджера артиста гарантией того, что концерт состоится, а такой возможностью обладают только лидеры рынка. «Все средние и маленькие агентства сейчас будут переориентироваться на такие направления бизнеса, как event или сдача техники в аренду», — прогнозирует Ольга Книга.
У большинства отмен концертов в Новосибирске были вполне внятные причины, которые не скрывались организаторами и обсуждались публично. Ни в одном случае организаторы однозначно не отказались от возврата денег гостям мероприятия. Так, билеты с несостоявшихся концертов обменивались на билеты на другие запланированные мероприятия, но, со слов посетителей, эти концерты также отменялись по несколько раз, и череда отмен длится по сей день. «Моей эпопее с билетами уже 1,5 года, ни рубля мне так и не вернули, — делится с «КС» Анна Завгородняя, купившая билеты на несостоявшийся концерт Marilyn Manson. — Последний раз я звонила организатору концерта неделю назад, просила поменять хоть на что-нибудь, мне ответили: «Пока не меняем». У меня два билета на 6000 рублей».
За время конфликта пострадавшие объединились в группы для взаимной помощи, в том числе в юридических вопросах, и активно обмениваются информацией в соцсетях. «Выиграл суд, присудили 8000 рублей, — рассказал «КС» покупатель билетов Григорий Кармелюк. — На днях решение вступило в силу, отдал исполнительный лист судебным приставам, заодно написал заявление в полицию и следственный комитет. Там сказали, что заявлений много, а директора компании-организатора уже вызывали на допрос».
Виктор Захаренко заявил, что концерты, на которые в качестве компенсации можно было попасть по билетам на Marilyn Manson, были отменены из-за непредсказуемой коммерческой невостребованности среди зрителей: «Я, безусловно, чувствую личную ответственность за все эти случаи, но надо понимать, что ответственность и вина — это не синонимы. Мы выполняли свою работу, старались привезти в Новосибирск интересных исполнителей и делали все возможное для успеха мероприятий. К тому же, обратите внимание, мы никуда не исчезли, продолжаем работу и не скрываемся».
На сегодня стоимость билета складывается прежде всего из гонорара артисту и рекламных затрат. Меньшую долю составляют затраты на техническое оснащение концерта, безопасность, гостиницы, питание, транспорт. Существуют также отчисления билетным агентам — 10%, налоговые — 18%, а также отчисления в Российское авторское общество — 5% (данные MERKU).
Рынок шоу-бизнеса не только значительно зависит от экономической ситуации в стране, но и подвержен влиянию других, не менее непредсказуемых факторов. Так, несостоявшийся совсем недавно концерт группы Limp Bizkit был отменен из-за конфликта организаторов. Вся финансовая ответственность, в том числе обязательства по возврату денег за билет, легла на новосибирского организатора Алексея Пахомова, который публично попросил у гостей набраться терпения и дать ему небольшую паузу. С его слов, у новосибирских организаторов есть все документы, подтверждающие исполнение обязательств перед концертным агентством Talent Concert International (T.C.I) (организатор гастрольного тура). Алексей Пахомов неоднократно открыто отчитывался перед покупателями билетов через соцсети и видеообращения, в том числе и дал свой комментарий «КС». «Мы делаем все, что в наших силах. Ситуация хрестоматийная: как только что-то идет не так, посетитель превращается в потребителя, а восторженная благодарность — в лютую ярость. Люди не разбираются в ситуации, сразу предполагают худшее. Все, что их интересует, это возврат, — сетует Алексей Пахомов. — Я знаю всю кухню изнутри и прекрасно их понимаю, но сейчас мы в тяжелейшей финансовой ситуации: мы оплатили все расходы по шоу, максимально вложились в концерт, а он не состоялся. Сейчас наша задача — всем все вернуть (считай — заплатить еще раз). Возврат состоится однозначно, но в несколько этапов. На kassy.ru уже практически все вернули, на следующей неделе первый этап возвратов в concert.ru. Возврат будет долгий, но вернем всем и все».
T.C.I. в свою очередь обвиняет новосибирского организатора в невыполнении условий договора, ссылаясь на то, что он так и не предоставил доказательств обратного: «Мы сделали все возможное, чтобы концерт Limp Bizkit в Новосибирске состоялся, но призвать местного организатора к выполнению условий контракта нам не удалось. Мы выражаем свое сожаление и приносим искренние извинения новосибирским фанатам», — говорится в официальном обращении компании. Оба участника спора заявили о намерении отстаивать правоту в судебном порядке.
На сегодня в Новосибирске работает не более 10 агентств, занимающихся организацией концертов и подобных мероприятий. Самые крупные из них — это «Сибирское гастрольное агентство», продюсерский центр «Сибирские гастроли», ГК INDIGO, «Сибконцерт» и «Городское концертное агентство». Участники рынка отмечают, что с приходом кризиса изменился не только так называемый средний чек, но и векторы развития, предпочтения и вкусы аудитории. Так, минувшим летом неожиданно для несезонного времени года огромной популярностью пользовались концерты Новосибирской филармонии, как и вообще выступления местных коллективов — билеты на них распродавались очень быстро, несмотря на более высокие цены, чем у приезжих. Серьезный спад можно отметить на таких направлениях, как классический зарубежный рок, тут ситуация объясняется скорее геополитическими настроениями, своеобразной модой на патриотизм. Также с традиционным недоверием публика относится к лицам и проектам, не «засвеченным» на ТВ. Кроме того, Ольга Книга отметила, что в последнее время четко прослеживается тенденция отмены концертов украинских исполнителей, и с 2014 года их заработки на российском гастрольном поприще упали почти вдвое.
Угрожают рассматриваемому бизнесу в Сибири и бесплатные городские концерты, число которых значительно увеличилось в последний год. Так, летом текущего года в Новосибирске подряд друг за другом выступили украинская певица Ани Лорак, группа «Чайф», группы IOWA и Brainstorm, а также Нюша. Все четыре концерта проходили на набережной Оби в выходные дни. Их организаторами соответственно стали «Новосибирская птицефабрика», «МегаФон», Lenovo и Jacobs. Для самих компаний-спонсоров такие концерты являются одним из способов продвижения их брендов в регионе. А кто-то, например Lenovo, утверждает, что благодаря подобным мероприятиям еще и наблюдает значительный рост продаж своей техники. Городские концерты «приучают» жителей города к тому, что приобщиться к известным исполнителям можно и бесплатно. В Москве уже, к слову, практикуется еще более интересный формат мероприятий. Так, в частности, компании Hewlett-Packard и Intel недавно привозили в Москву солиста группы The Killers Брэндона Флауерса с его новым альбомом The Desired Effect. Получить возможность посетить этот концерт можно было в случае приобретения техники Hewlett-Packard в одной из крупных федеральных сетей магазинов. Билет на концерт служил бонусом к такой покупке, а привычных билбордов, которые анонсировали бы приезд Флауерса, в городе не было вообще. Таким образом, глобальные корпорации, продвигающие свою продукцию с помощью звезд шоу-бизнеса, способны «съесть» часть рынка у обычных агентств. Ведь вполне очевидно, что та или иная звезда шоу-бизнеса не приедет в город с интервалом, например, в месяц — один раз на бесплатный концерт, а потом тут же на платный. Да и зрители, получив возможность послушать исполнителя, не потратив на это денег, вряд ли в дальнейшем захотят сделать это на другой основе.
Тем не менее, вопреки всем перечисленным факторам, участники рынка не теряют веры в него. «Этот бизнес, безусловно, может быть и прибыльным и рентабельным, иначе, согласитесь, им никто не занимался бы, — отмечает Виктор Захаренко. — Тут все, конечно, далеко не так просто, как, например, со стрит-ритейлом, очень много подводных камней, своя тонкая специфика. Мне, к слову, искренне жаль, что публика не жалует должным вниманием нераскрученные, но очень интересные проекты».
Еще более негативную оценку состоянию концертного рынка Сибири дал Алексей Пахомов. «Ситуация тяжелейшая: полное пресыщение публики совпало с глубоким финансовым кризисом, следующий год этот рынок если не уничтожит, то оставит от него меньшую часть. У конкретно новосибирских компаний положение поголовно плачевное», — отмечает собеседник «КС».
Другие участники рынка отмечают, что, несмотря на свои размеры, Новосибирск не может похвастаться хорошей платежеспособностью населения, поэтому здесь крайне маловероятно появление новых игроков концертного направления.