Павел Данилин: «Федеральная кампания в Госдуму фактически стартовала»

Генеральный директор «Центра политического анализа», политолог ПАВЕЛ ДАНИЛИН в интервью «Континенту Сибирь» прокомментировал скандальную ситуацию вокруг отказа в регистрации списка «РПР-Парнас» в Новосибирской области. Также он высказал свое мнение о том, почему отсутствие на новосибирских выборах партийных списков «Родины» — опасный прецедент.

Павел Данилин — журналист, историк и политолог. Является генеральным директором Центра политического анализа, созданного в 2013 году при информационном агентстве ИТАР-ТАСС. Ранее возглавлял интернет-редакцию Фонда эффективной политики, был шеф-редактором проекта ФЭП — сайта «Кремль.орг»

— Одна из самых обсуждаемых тем не только в новосибирских СМИ на данный момент — отказ в регистрации списка «РПР-Парнас» на выборы в Законодательное собрание Новосибирской области. Как вы смотрите на происходящее?

— Как я понимаю, у избирательной комиссии были юридические основания для принятия подобного решения. Лично я его поддерживаю обеими руками, поскольку не считаю, что «РПР-Парнас» — та партия, которая нужна нашему политическому сообществу. Известно, что Леонид Волков привлек в Новосибирск людей из Москвы. По сути дела, в Новосибирске даже не нашлось достаточного количества местных сборщиков. Я знаю, как работают такие москвичи на выборах, с моей точки зрения, вполне вероятно, что они допустили многочисленные нарушения при сборе подписей. О том, что подписными листами занимались именно столичные гости, свидетельствует хотя бы то, что после того как Волков объявил голодовку, его группа поддержки ринулась к местному избиркому, но заблудилась. Что вполне естественно, если они не знакомы с реалиями Новосибирска. Вот такая забавная история.

То есть люди, которые целый день и до ночи сидели на лестнице у здания правительства Новосибирской области (где находится избирательная комиссия), специально для этого приехали из Москвы для массовки?

То, что людей звали для массовки, — однозначно. Думаю, что на лестнице, скорее всего, сидели за копеечку…

На мой взгляд, одновременно с отказом в регистрации «РПР-Парнасу» произошло гораздо более важное событие — не прошли регистрацию списки «Родины». «Парнас» можно назвать маленькой тусовкой столичных либералов-русофобов, которые нашли определенную нишу благодаря авторитету Бориса Немцова в Ярославской области. Но в Новосибирске, по моему мнению, им ничего не светило. Известно, что они вполне могли привлечь к своей кампании Ивана Старикова. Я считаю, что он пользуется в Новосибирской области достаточной популярностью. В свое время он даже на губернаторских выборах вышел во второй тур и занял второе место с внушительным результатом. Но Стариков — личность, а «РПР-Парнасу» нужны исполнители.

— «РПР-Парнас» делит электоральное поле с «Яблоком» и «Гражданской платформой». В комментариях СМИ вы упоминали о том, что «РПР-Парнас» — потенциальная угроза для КПРФ с точки зрения борьбы за оппозиционные голоса.

— Я говорил не так. Не думаю, что КПРФ рассматривает «Парнас» в качестве угрозы. Другое дело мэр Новосибирска Анатолий Локоть, которого вы ассоциируете с КПРФ. Такое ощущение, что он к коммунистической партии сейчас имеет слабое отношение. Коммунисты, наверное, уже сами не рады, что он выиграл выборы мэра в прошлом году. Вполне вероятно, он является несистемным главой города и больше тяготеет к объединенному «Яблоку», чем к КПРФ. Он видит, что его кадры совершенно не учтены при составлении списка «РПР-Парнас». Для Локтя эта партия действительно является вызовом, поэтому он ничего не делал, чтобы ей помочь. Понятно, если Локоть лояльно относится к «яблочникам» и «Гражданской платформе», для которых «Парнас» является прямым электоральным конкурентом. Если списка «Парнаса» не будет, есть шансы, что достаточно высокая оппозиционность новосибирцев позволит «Яблоку» и «ГП» провести свои фракции. Вряд ли «Парнасу» это удалось бы, даже если бы список прошел регистрацию для участия в выборах, т. к. как за этой политической силой никто не стоит. Но откусить голоса она была способна. Я допускаю, что речь идет о том, чтобы при участии команды Локтя убрать из избирательной кампании спойлера «Гражданской платформы» и «Яблока».

— Почему вы считаете, что Анатолий Локоть поддерживает «Яблоко» и «Гражданскую платформу»?

— Я ориентируюсь на мнение местных экспертов, близких к правительству Новосибирской области. Я не исключаю существования противоречий между Локтем и руководством КПРФ, из чего делаю вывод, что, вполне вероятно, он может рассчитывать на крайне условную поддержку коммунистов. Он вынужден искать группы, на которые можно опереться.

— Что касается Ивана Старикова и его, по вашим словам, «достаточной популярности» среди новосибирских избирателей. «Яблоко» до последнего не ставило его первым номером в своем областном списке. Если бы для руководства этой партии в приоритете был бы его авторитет, вряд ли они бы так затягивали.

— И все-таки поставили первым номером. Стоит учесть, что Стариков никогда с «Яблоком» особо не сотрудничал. Он же из СПС, у которого с яблочниками был конфликт, что и сказалось на процессе формировании списка в Новосибирской области. Хотя совершенно очевидно: Иван Стариков для «Яблока» — отличный кандидат. Поставив его «номером один», они получат поддержку города.

— Но Стариков ушел из команды Локтя, покинул пост вице-мэра, публично позволяет себе мэра-коммуниста критиковать…

— В данном случае я считаю это тактическими противоречиями, а не глобальными. В общем и целом они продолжают идти вместе.

— «РПР-Парнас» все-таки пойдет на выборы, правда, с единственным одномандатником. Их «номер один» из партсписка, лидер новосибирского «РПР-Парнас» Егор Савин зарегистрирован кандидатом.

— Для «Парнаса» невыгодно говорить, что одного человека зарегистрировали. Что касается федеральных СМИ, они вряд ли так уж хорошо разбираются в Новосибирске. Для них то, что пишет Алексей Навальный или Леонид Волков в «Фейсбуке», — истина в последней инстанции. Никто не собирается копать, кто там идет по одномандатному округу. Это для властей Новосибирск является одним из приоритетных регионов, а столичные медиа в принципе подходят к этому вопросу крайне поверхностно.

— Выше вы упомянули о том, что отказ в регистрации «Родине» более показателен. Глава новосибирского отделения партии Александр Люлько считается соратником мэра Анатолия Локтя. Люлько поддерживал его на выборах, сейчас работает в его команде на посту начальника промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии. Несмотря на это, ни в городе, ни в области списки этой политической силы не прошли. В них включены сотрудники и руководители крупнейших в Новосибирске предприятий…

— Отказ в регистрации «Родине» — событие несравнимое с отказом «Парнасу», это крайней пугающая ситуация. Конечно, «Родина» — не парламентская партия. Но если говорить о политических силах второго эшелона, это одна из самых авторитетных организаций. Недопущение ее до выборов — опасный прецедент. С другой стороны, понятно, что «Родина» могла создать сильнейшую конкуренцию «Единой России», поскольку играет с ней на одной поляне.

— Допускаете ли вы, что местные избирательные комиссии могут быть необъективными при проверке подписей?

— В данном случае я совершенно никаких выводов касательно избирательной комиссии делать не могу. «Родина» может пойти в суд.

— «Родина» уже обратилась в Центризбирком, собирается судиться. Насколько для «Парнаса» путь с судом актуален?

Я думаю, что ЦИК стоит внимательно присмотреться к действиям регионального избиркома, и в случае если там будут обнаружены какие-то нарушения, сделать определенные выводы. Что касается «Парнаса», им главное поднять шум, а не идти в суд. Для них главный результат — пропиариться. Сам список был составлен таким образом, чтобы спровоцировать скандалы, пересуды и на этом пройти в парламент.

— Удалось пройти регистрацию четырем парламентским партиям и «Яблоку», которые подписи не собирали. Плюс по результатам подписной кампании к выборам допущены «Патриоты России» и «Гражданская платформа». Изначально о желании участвовать в выборах заявляли больше десятка политических сил, в итоге прошли всего семь.

— Это достаточно, на мой взгляд. В 2011 году на выборах в Госдуму мы же голосовали за семь партий, все было нормально.

— На избирательных участках в сентябре не будет камер для наблюдения. Понятно, что экономия, но отражается ли это на репутации института выборов?

Камер не будет по всей России, и для большей части регионов это не является проблемой. Взят общий курс на легитимность и законность, объявленный Кремлем. Избиркомы в основном будут придерживаться направления, это коснется работы наблюдателей и представителей партий на участках. Отдельные флуктуации могут иметь место, но прогнозировать рано — нужно посмотреть на итоги. Пока я не вижу глобальных проблем, грандиозных недоработок с точки зрения избиркомов в Новосибирске. А скандалы возникают всегда, особенно если для некоторой политической силы это хлеб.

— В федеральных СМИ задолго до старта избирательной кампании Новосибирскую область начали называть проблемным с электоральной точки зрения регионом. Как вы относитесь к подобного рода высказываниям?

— Мне кажется, Новосибирск действительно один из самых сложных регионов текущей избирательной кампании, если говорить о выборах в областные парламенты. Наличие высокой оппозиционности продемонстрировали результаты прошлых выборов в Госдуму. Поэтому пристальное внимание к области со стороны Кремля объяснимо. Если брать голосование за губернаторов, то я бы назвал самым сложным, например, Омск.

— Можно сказать, что выборы «Единой России» в Новосибирской области курирует московская команда.

— Это не прецедент — Москва всегда направляет своих кураторов в сложные регионы. Достаточно вспомнить выборы в Ярославскую думу, когда ситуацию по «Единой России» в области также контролировали москвичи.

— То есть не стоит придавать большого значения разговорам о том, что секретарь Генсовета «ЕР» Сергей Неверов и руководитель межрегионального координационного совета партии Виктор Кидяев слишком уж часто приезжают в Новосибирск? Даже шли слухи, что присматривают себе пост в регионе.

— В Ярославской области и Кидяев, и Неверов тоже бывали очень часто, не вижу в этом ничего необычного. Там была острая ситуация, связанная с оппозиционным мэром Евгением Урлашовым, который сейчас находится под арестом.

— Недавно в Новосибирск приезжал председатель правительства РФ и глава «Единой России» Дмитрий Медведев. Он встретился с активом партии, посетил предприятия. Как Вы оцениваете этот приезд? Связываете его именно с сентябрьскими выборами в Новосибирской области или это неофициальное начало кампании в Госдуму?

Я бы не отделял одно от другого. Действительно, федеральная кампания в Госдуму фактически стартовала. Медведев будет в ней участвовать как потенциальный лидер списка «Единой России». Официального подтверждения этой информации пока нет, но есть слухи, что именно он поведет «ЕР» на выборы. Поэтому его визит нужно рассматривать в этом контексте. Но и для местной избирательной кампании его приезд тоже был нужен. Самое главное, что он разрешил несколько конфликтов с местными «единороссами». В этом смысле визит вполне можно назвать успешным.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ