Федеральный системный интегратор «Астерос» остановил деятельность своего филиала в Новосибирске

Как стало известно «КС», компания «Астерос», вышедшая в 2010 году в Сибирь и потратившая на это более полумиллиона долларов, останаливает деятельность своего филиала в регионе с 1 июля 2015 года. Почему федеральным игрокам не удается удержаться на рынке системной интеграции СФО, и какие компании могут последовать за «Астеросом», в материале «КС».

Группа «Астерос» – российская ИТ-компания, специализирующаяся на реализации комплексных проектов в сфере построения инженерной и ИТ-инфраструктуры объектов, создания систем безопасности, предоставления услуг консалтинга, внедрения бизнес-приложений и ИТ-аутсорсинга.

 В составе группы – бизнес-единицы «Астерос Инжиниринг и ИТ-инфраструктура» и «Атринити» (до апреля 2015 г. – БЕ «Астерос Консалтинг», «Астерос Лабс», «Астерос Сервис» и «Астерос Информационная безопасность»).

В компании работает более 1 600 специалистов.  Региональные офисы и представительства расположены в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Алматы, Киеве и Ашхабаде. Центральный офис – г. Москва.

Напомним, что компания «Астерос» запустила филиал в Сибири в сентябре 2010 года. По словам Юрия Бякова, занимавшего на тот момент позицию председателя совета директоров «Астерос», инвестиции в открытие сибирского филиала составили более $500 тыс. Возврат инвестиций, по его словам, ожидается не позднее, чем через 1,5 года, а совокупная выручка филиала к 2015 году должна была по планам составить $40 млн.

Однако этим планам не суждено было сбыться. О том, что «Астерос» останавливает деятельность своего филиала в Сибири, «КС» стало известно от участников рынка. В самом «Астеросе» эту информацию подтвердили.

«Группа «Астерос» действительно приняла решение об остановке деятельности своего филиала в Новосибирске. Решение вступает в силу 1 июля 2015 года», ─ сообщила «КС» директор по корпоративным коммуникациям «Астерос» Ника Комарова. По ее словам, в нынешних экономических условиях группа сфокусирована на повышении операционной эффективности бизнеса и удержании пула ключевых клиентов, что требует от группы централизации усилий менеджмента. «В отношении региональных проектов, в которых «Астерос» по-прежнему крайне заинтересована, в частности, по Новосибирскому филиалу прорабатывается партнерская модель регионального бизнеса, в рамках которой филиал, обладающий всеми необходимыми ресурсами и компетенциями, будет реализовывать собственные инфраструктурные проекты как самостоятельная бизнес-единица и участвовать в проектах группы в статусе субподрядчика. Это даст возможность «Астерос» эффективнее развивать бизнес на региональных рынках», ─ считает Ника Комарова. Она также отмечает, что во время перехода от филиальной модели к партнерской – работа с текущими заказчиками в регионах будет продолжена силами региональной команды «Астерос». Все контрактные и гарантийные обязательства компания будет как и прежде выполнять в полном объеме.

По данным «КС», часть команды филиала «Астероса» перешла в новосибирское подразделение алтайского системного интегратора «НТЦ Галэкс».

Участники рынка не удивлены решением «Астероса». «Было ожидаемо закрытие и филиалов и местных компаний, но то, что такие изменения коснулся именно филиала «Астероса», спрогнозировать в начале года было сложно. С другой стороны было видно, что ни филиал «Астероса», ни филиал «АйТи», ни филиал «Микротеста», ни филиал «Открытых технологий» и.т.д так и не вышли на сколь бы то ни было значимые позиции в Сибири, если сравнивать их с филиалами NVision в лучшие годы, или с нынешним филиалом Softline. Таким образом, сворачивания региональных представительств у этих компаний вполне ожидаемо. По моему опыту филиалы ИТ интеграторов вообще не жизнеспособны, если им не передают федеральных заказчиков, так как затраты у них высоки и емкости рынка просто не хватает что бы их окупить. На рынке именно ИТ интеграции хорошо работает правило «трех конвертов» и как правило после трех лет работы филиала меняется или руководство, или формат работы, или минимизируется региональное присутствие», ─ рассуждает директор ГК 2BGroup Андрей Попков. По его мнению, альянсы с локальными партнерами не очень жизнеспособны, поскольку если у местной компании необходимые ресурсы и компетенции, то зачем ей нужен будет «Астерос».

Рассуждая о стратегии  «Астероса» в Сибири участники рынка также отмечают, что по их данным компания концентрировала свои усилия на нескольких ключевых заказчиках, что стратегически несет в себе определенные риски. «Возможно, «Астеросу» нужно было расширять пул клиентов вместо того, чтобы работать с 2-3 заказчиками», ─ считает руководитель одного из системных интеграторов на условиях анонимности.

В свою очередь экс-глава новосибирского филиала «Астерос» Станислав Юминов признает, что им действительно было принято решение концентрироваться исключительно на крупных проектах.  «Мы это успешно и делали, имея ресурсное ограничение в виде не более 2-3 одновременных проектов. Единственное исключение — мы никогда не делали ставку на госсектор, предпочитая работать с коммерческими компаниями. У них жестче требования к постановке задач и контролю результата. Именно поэтому мы часто в своих проектах просто не имели конкурентов», ─  обосновывает позицию Станислав Юминов.

Также в «Астеросе» категорически не согласны с такой оценкой своей деятельности в регионе и отмечают, что новосибирский филиал входил в ТОП-4 интеграторов Сибири по итогам 2013 года, а в 2014 году — даже в ТОП-3.

Вместе с тем, по данным «КС», до 80% прибыли компании «Астерос» приходилось на Москву и Санкт-Петербург, поэтому для того, чтобы развивать бизнес на региональных рынках, не расходуя средства на поддержку представительств на местах, компания и решила перенести на плечи центрального офиса «Астероса» в Москве.

«Рынок Сибири, с одной стороны, кажется очень привлекательным, так как на нем ниже концентрация поставщиков ИТ-решений и услуг — по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом. Но, с другой стороны, на нем не приживаются многие федеральные системные интеграторы, так как конкуренция довольно высока — на фоне менее высокого спроса. При незначительной емкости рынка возникает высокая конкуренция среди интеграторов. Исходя из этого, есть два пути: либо компании предлагают уникальные решения с высокой маржинальностью, либо рынок постепенно уходит в дистрибуцию», ─ констатирует руководитель группы развития продаж инженерных систем компании Softline в Новосибирске Павел Кочетков.

«По моим ощущениям региональная сеть не дает федеральным компаниям большого дохода, это скорее некая имиджевая составляющая, тем более если они работают только по чистым региональным заказчикам и не участвуют в развитии продаж федеральным клиентам. Как я понимаю, у «Астероса» подход был такой. По моим оценкам у успешных «федералов» вся региональная сеть приносит до 15% выручки. В нынешнее время большинство разумных ИТ компаний идут по пути оптимизации издержек и повышению эффективности бизнеса (по показателю выручки/прибыли на одного сотрудника), поэтому вполне ожидаемо, что когда один сотрудник в Москве приносит больше денег чем сотрудник в Новосибирске, филиалы будут сокращать», ─ считает Андрей Попков.

Станислав Юминов возражает такой позиции, отмечая, что подход у «Астероса» был другим, и признает, что развитие региональной сети с целью доведения доли филиалов в выручке до существенной — это отдельная огромная задача, требующая либо глобальной перестройки части процессов, либо нового способа организации работы филиала. «Именно поэтому на данном этапе, было принято решение не связывать успешный филиал по рукам, а дать ему возможность работать самостоятельно»,  ─ поясняет Станислав Юминов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ