ТЕНДЕНЦИИ — ЛОББИ
Впрочем, как показывает практика, само по себе соглашение с конкурентами еще не гарантирует успех. Выигрывает тот, кто способен не только на сговор, но и на грамотное рыночное поведение.
Несколько лет назад участники согласованных действий преследовали в основном одну цель — поделить новые для себя рынки. Например, в апреле 2001 года Омскому управлению федеральной антимонопольной службы (УФАС) удалось доказать факт одномоментных согласованных действий авиакомпаний «Аэрофлот», «Омскавиа» и «Сибирь». «Они трижды повышали цену в один и тот же день. Мы доказали факт нарушений и выставили соответствующие предписания, которые были выполнены», — говорит замначальника отдела контроля соблюдения законодательства о естественных монополиях и рекламе Омского УФАС Тамара Шмакова.
У авиакомпании «Сибирь», участвовавшей в этой истории, свой взгляд на произошедшее. «Это был период завоевания рынка, когда поначалу был безудержный демпинг, а потом начался естественный рост цен, — отметил «КС» представитель компании, пожелавший остаться неназванным. — Но когда цены снижались, это всех устраивало, а когда стали возвращаться на привычную отметку, то почему-то появились обвинения в согласованных действиях». Представители авиакомпании подчеркивают, что на рынке вообще распространена стратегия подражания наиболее сильному участнику рынка, которая может быть расценена как ценовой сговор.
Задачу поделить рынок ставили перед собой в 90-е годы и риэлтеры, работающие на территории Новосибирска. Так, в конце 1997 года Новосибирская ассоциация риэлтеров на одном из своих заседаний рассмотрела вопрос о размерах цен на услуги риэлтерских компаний, при этом данная тема была занесена в повестку дня собрания. Возможно, роковая бумага так никогда и не попала бы в руки УФАС, если бы не разногласие, случившееся между руководством Ассоциации и одним из ее членов — компанией «Эрсико». Ассоциация сочла, что «Эрсико» ненадлежащим образом рекламирует свою деятельность, о чем сообщила в УФАС.
Жалоба подтвердилась, и «Эрсико» получила предписание не нарушать закон «О конкуренции». Однако вскоре от обиженной компании последовал ответный ход — в УФАС были отданы те самые документы собрания Ассоциации, подтверждающие ценовое соглашение. «Без бумаги, которую нам предоставил гендиректор «Эрсико», мы вряд ли смогли бы доказать нарушение», — признается замначальника Новосибирского УФАС Александр Ельчанинов.
Например, этим летом двум крупнейшим производителям цемента в Сибири — предприятиям «Искитимцемент» и «Топкинский цемент» — понадобилось оптимизировать транспортные потоки. Дело в том, что из-за недостатков в логистике компании недополучали существенную прибыль. Как утверждали представители «Искитимцемента», для решения этой проблемы была создана транспортная компания «Сибирьцементсервис». Впрочем, УФАС, заинтересовавшееся этим вопросом, так и не сумело доказать, что «Сибирьцементсервис» — совместное произведение двух игроков рынка. «Проверка показала, что компания создана юридическими лицами, де-юре не имеющими отношения к собственникам «Искитимцемента» и «Топкинского цемента», — заявил начальник отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и поддержке предпринимательства Новосибирского УФАС Андрей Швалов.
Вопрос о ценовом сговоре рассматривался и в отношении цен на цемент. Летом этого года участники новосибирского строительного рынка несколько месяцев терпели подозрительно одинаково растущую цену на продукцию двух ключевых игроков — предприятий «Искитимцемент» и «Топкинский цемент». После бесполезных попыток урезонить представителей «Искитимцемента» строители написали заявление в УФАС. Хотя антимонопольная служба так и не смогла доказать наличие «преступных» связей между искитимскими и топкинскими цементниками, однако вопрос получил скандальную огласку в СМИ, и у всех участников этой истории «осадок остался». Впоследствии новосибирские строители отмечали, что с «Искитимцементом» удалось достичь некоторого компромисса в отношении цены.
В Красноярском крае свой пример — по словам замначальника УФАС Олега Харченко, в этом году было удачно проведено дело о необоснованном повышении цен ОАО «Сибнефть» и ООО «Сибнефть-Красноярскнефтепродукт» на рынке добычного мазута. Специалисты доказали наличие согласованных действий участников рынка, и последние согласились с претензиями.
плохой заговорщик
Во Франции максимальное административное наказание может составить до 5% от оборота компании до налогообложения. Вовлечение третьих лиц в осуществление незаконной практики может караться заключением сроком до четырех лет. В Канаде картельные соглашения относятся к категории особо тяжких административных нарушений. Размер штрафа может составлять многомиллионные суммы, а для физических лиц предусмотрена еще и уголовная ответственность.
Таким образом, отечественные компании пока имеют возможности сравнительно безопасно оптимизировать свой бизнес с помощью согласованной политики на рынке.
Однако даже в таких «благоприятных» условиях компании нередко бывают замечены в совершении согласованных действий. Так, по итогам первого полугодия в Сибирском федеральном округе было возбуждено восемь дел. Хотя по пяти из них было прекращено производство, однако бизнес-структурам данные истории не пошли на пользу. Во-первых, традиционно подобные дела имеют скандальную огласку, что наносит ущерб деловой репутации; во-вторых, компания попадает в поле пристального внимания УФАС. С теми, кто однажды «попался» на любом нарушении антимонопольного законодательства, специалисты УФАС стремятся подстраховаться: участник рынка может получить предписание о том, чтобы впредь не нарушать закон, в частности, не пытаться договориться с конкурентами. «Это означает, что если данный хозсубъект когда-либо пойдет на согласованные действия, то дело не ограничится предписанием и он вынужден будет заплатить штраф», — говорит замначальника Новосибирского УФАС Александр Ельчанинов.
Между тем специалисты подчеркивают, что далеко не все компании наживают неприятности, пытаясь договориться. И дело не в везении, а в рыночной стратегии. «При грамотном подходе конкуренты могут выстраивать схожее рыночное поведение, которое нельзя будет классифицировать как сговор», — говорит Александр Ельчанинов. Вместе с тем он подчеркивает: с точки зрения закона доказанные согласованные действия — это всегда нарушение, если они приводят к ограничению конкуренции.
Одно из проявлений грамотного подхода к поведению на рынке — это способность компании поддерживать бесконфликтные отношения с конкурентами и заказчиками. Дело в том, что чаще всего именно из-за жалобы конкурента или заказчика возникает интерес антимонопольной службы к участнику рынка. По собственной инициативе, без чьих-либо претензий УФАС редко возбуждает дела о согласованных действиях или сговоре. Исключение здесь составляет ряд отраслей — специалисты УФАС Сибирского федерального округа в их числе называют рынок ГСМ, розничную торговлю и авиаперелеты.
В настоящее время правительство готовит ужесточение закона «О конкуренции»; новые поправки позволят штрафовать «сразу и много». То есть если раньше на первый раз дело ограничивалось предписанием, то теперь нарушитель должен будет платить сразу, а сумма штрафа — до 4% годового оборота.
Представители бизнеса и специалисты УФАС едины во мнении — ужесточение наказаний вряд ли радикально улучшит ситуацию, так как не решит проблему создания доказательной базы сговора. Однако «закручивание гаек» способно сделать компании скромнее и культурнее в действиях, заставит их учитывать не только собственные цели, но и интересы других участников рынка.
2004 года в разрезе по статьям и по ТУ. Сибирский федеральный округ
Выявленные нарушения антимонопольного законодательcтва |
Всего по ТУ, в том числе в СФО: |
Рассмотрено заявлений | 4 (3) |
из них | |
Устранено без возбуждения дела | — (-) |
После рассмотрения отказано в возбуждении | 2 (1) |
Возбуждено дел | 2 (2) |
Проведено проверок по инициативе ТУ | 2 (2) |
Устранено нарушений в результате проверки | — (-) |
Возбуждено дел по инициативе ТУ | 6 (3) |
Всего возбужденных дел | 8 (5) |
из них | |
Производство по делу прекращено | 5 (4) |
Принято решений по результатам рассмотрения дела | 3 (1) |
Выдано предписаний | 3 (-) |
Исполнено предписаний (рекомендаций) | |
Выданных в прошлом периоде | — (1) |
Выданных в отчетном периоде | 2 (-) |
Предписания в стадии исполнения | 1 (-) |
Предписания не исполнены | — (-) |
Обжаловано решений в суде | — (-) |
Отменено решений | — (-) |