Тайны заговоров

ТЕНДЕНЦИИ — ЛОББИ

Тайны заговоров
В 90-е годы картельные сговоры помогли компаниям освоить региональные рынки Сибири — бизнес согласованно делал ставку на демпинг и получал новые сегменты. В настоящее время согласованные действия не утратили своей популярности, однако цели их изменились: утвердившиеся на рынке игроки устанавливают собственную антидемпинговую ценовую политику, чтобы сохранить свою долю на рынке.

Впрочем, как показывает практика, само по себе соглашение с конкурентами еще не гарантирует успех. Выигрывает тот, кто способен не только на сговор, но и на грамотное рыночное поведение.

Все поделить

Несколько лет назад участники согласованных действий преследовали в основном одну цель — поделить новые для себя рынки. Например, в апреле 2001 года Омскому управлению федеральной антимонопольной службы (УФАС) удалось доказать факт одномоментных согласованных действий авиакомпаний «Аэрофлот», «Омскавиа» и «Сибирь». «Они трижды повышали цену в один и тот же день. Мы доказали факт нарушений и выставили соответствующие предписания, которые были выполнены», — говорит замначальника отдела контроля соблюдения законодательства о естественных монополиях и рекламе Омского УФАС Тамара Шмакова.

У авиакомпании «Сибирь», участвовавшей в этой истории, свой взгляд на произошедшее. «Это был период завоевания рынка, когда поначалу был безудержный демпинг, а потом начался естественный рост цен, — отметил «КС» представитель компании, пожелавший остаться неназванным. — Но когда цены снижались, это всех устраивало, а когда стали возвращаться на привычную отметку, то почему-то появились обвинения в согласованных действиях». Представители авиакомпании подчеркивают, что на рынке вообще распространена стратегия подражания наиболее сильному участнику рынка, которая может быть расценена как ценовой сговор.

Задачу поделить рынок ставили перед собой в 90-е годы и риэлтеры, работающие на территории Новосибирска. Так, в конце 1997 года Новосибирская ассоциация риэлтеров на одном из своих заседаний рассмотрела вопрос о размерах цен на услуги риэлтерских компаний, при этом данная тема была занесена в повестку дня собрания. Возможно, роковая бумага так никогда и не попала бы в руки УФАС, если бы не разногласие, случившееся между руководством Ассоциации и одним из ее членов — компанией «Эрсико». Ассоциация сочла, что «Эрсико» ненадлежащим образом рекламирует свою деятельность, о чем сообщила в УФАС.

Жалоба подтвердилась, и «Эрсико» получила предписание не нарушать закон «О конкуренции». Однако вскоре от обиженной компании последовал ответный ход — в УФАС были отданы те самые документы собрания Ассоциации, подтверждающие ценовое соглашение. «Без бумаги, которую нам предоставил гендиректор «Эрсико», мы вряд ли смогли бы доказать нарушение», — признается замначальника Новосибирского УФАС Александр Ельчанинов.

Рынок под контролем
«При закреплении позиций на региональном рынке двумя или несколькими крупными компаниями согласованные действия приобретают особую актуальность, — говорит ведущий консультант компании «Развитие бизнес-систем» Николай Кучугин. — Когда стоит задача «задавить» или присоединить к себе мелких участников рынка, то один из способов — это согласованные действия, в частности, в отношении цены». В 90-е годы, когда крупный бизнес шел в регионы, делалась ставка на демпинг, чтобы получить необходимый сегмент. Сейчас, когда региональные рынки уже поделены, по мнению Николая Кучугина, настал другой этап — основные игроки рынка устанавливают собственную антидемпинговую ценовую политику. Кроме того, они следят за тем, чтобы не появился новый крупный конкурент. Таким образом, меры по укреплению влияния на рынках смещаются от ценовых методов в сторону построения контролируемой дистрибуции.

Например, этим летом двум крупнейшим производителям цемента в Сибири — предприятиям «Искитимцемент» и «Топкинский цемент» — понадобилось оптимизировать транспортные потоки. Дело в том, что из-за недостатков в логистике компании недополучали существенную прибыль. Как утверждали представители «Искитимцемента», для решения этой проблемы была создана транспортная компания «Сибирьцементсервис». Впрочем, УФАС, заинтересовавшееся этим вопросом, так и не сумело доказать, что «Сибирьцементсервис» — совместное произведение двух игроков рынка. «Проверка показала, что компания создана юридическими лицами, де-юре не имеющими отношения к собственникам «Искитимцемента» и «Топкинского цемента», — заявил начальник отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и поддержке предпринимательства Новосибирского УФАС Андрей Швалов.

Вопрос о ценовом сговоре рассматривался и в отношении цен на цемент. Летом этого года участники новосибирского строительного рынка несколько месяцев терпели подозрительно одинаково растущую цену на продукцию двух ключевых игроков — предприятий «Искитимцемент» и «Топкинский цемент». После бесполезных попыток урезонить представителей «Искитимцемента» строители написали заявление в УФАС. Хотя антимонопольная служба так и не смогла доказать наличие «преступных» связей между искитимскими и топкинскими цементниками, однако вопрос получил скандальную огласку в СМИ, и у всех участников этой истории «осадок остался». Впоследствии новосибирские строители отмечали, что с «Искитимцементом» удалось достичь некоторого компромисса в отношении цены.

В Красноярском крае свой пример — по словам замначальника УФАС Олега Харченко, в этом году было удачно проведено дело о необоснованном повышении цен ОАО «Сибнефть» и ООО «Сибнефть-Красноярскнефтепродукт» на рынке добычного мазута. Специалисты доказали наличие согласованных действий участников рынка, и последние согласились с претензиями.

Пойманный заговорщик —
плохой заговорщик
В Сибири (как, впрочем, и в других регионах России) доказанных случаев сговоров — единицы. Специалисты антимонопольной службы с досадой говорят о том, что в реальности «заговорщиков» на рынке много, но не хватает полномочий, чтобы проводить следственные действия. Привлечение силовиков, право вызова представителей компании для дачи показаний, проведение обыска, изъятие и арест документов — это права антимонопольщиков на Западе и в США. А российское УФАС столь широкими полномочиями похвастаться не может.

Во Франции максимальное административное наказание может составить до 5% от оборота компании до налогообложения. Вовлечение третьих лиц в осуществление незаконной практики может караться заключением сроком до четырех лет. В Канаде картельные соглашения относятся к категории особо тяжких административных нарушений. Размер штрафа может составлять многомиллионные суммы, а для физических лиц предусмотрена еще и уголовная ответственность.

Таким образом, отечественные компании пока имеют возможности сравнительно безопасно оптимизировать свой бизнес с помощью согласованной политики на рынке.

Однако даже в таких «благоприятных» условиях компании нередко бывают замечены в совершении согласованных действий. Так, по итогам первого полугодия в Сибирском федеральном округе было возбуждено восемь дел. Хотя по пяти из них было прекращено производство, однако бизнес-структурам данные истории не пошли на пользу. Во-первых, традиционно подобные дела имеют скандальную огласку, что наносит ущерб деловой репутации; во-вторых, компания попадает в поле пристального внимания УФАС. С теми, кто однажды «попался» на любом нарушении антимонопольного законодательства, специалисты УФАС стремятся подстраховаться: участник рынка может получить предписание о том, чтобы впредь не нарушать закон, в частности, не пытаться договориться с конкурентами. «Это означает, что если данный хозсубъект когда-либо пойдет на согласованные действия, то дело не ограничится предписанием и он вынужден будет заплатить штраф», — говорит замначальника Новосибирского УФАС Александр Ельчанинов.

Между тем специалисты подчеркивают, что далеко не все компании наживают неприятности, пытаясь договориться. И дело не в везении, а в рыночной стратегии. «При грамотном подходе конкуренты могут выстраивать схожее рыночное поведение, которое нельзя будет классифицировать как сговор», — говорит Александр Ельчанинов. Вместе с тем он подчеркивает: с точки зрения закона доказанные согласованные действия — это всегда нарушение, если они приводят к ограничению конкуренции.

Одно из проявлений грамотного подхода к поведению на рынке — это способность компании поддерживать бесконфликтные отношения с конкурентами и заказчиками. Дело в том, что чаще всего именно из-за жалобы конкурента или заказчика возникает интерес антимонопольной службы к участнику рынка. По собственной инициативе, без чьих-либо претензий УФАС редко возбуждает дела о согласованных действиях или сговоре. Исключение здесь составляет ряд отраслей — специалисты УФАС Сибирского федерального округа в их числе называют рынок ГСМ, розничную торговлю и авиаперелеты.

В настоящее время правительство готовит ужесточение закона «О конкуренции»; новые поправки позволят штрафовать «сразу и много». То есть если раньше на первый раз дело ограничивалось предписанием, то теперь нарушитель должен будет платить сразу, а сумма штрафа — до 4% годового оборота.

Представители бизнеса и специалисты УФАС едины во мнении — ужесточение наказаний вряд ли радикально улучшит ситуацию, так как не решит проблему создания доказательной базы сговора. Однако «закручивание гаек» способно сделать компании скромнее и культурнее в действиях, заставит их учитывать не только собственные цели, но и интересы других участников рынка.

Сводные данные работы территориальных управлений за I полугодие
2004 года в разрезе по статьям и по ТУ. Сибирский федеральный округ
Выявленные нарушения
антимонопольного законодательcтва
Всего по ТУ,
в том числе в СФО:
Рассмотрено заявлений 4 (3)
из них
Устранено без возбуждения дела — (-)
После рассмотрения отказано в возбуждении 2 (1)
Возбуждено дел 2 (2)
Проведено проверок по инициативе ТУ 2 (2)
Устранено нарушений в результате проверки — (-)
Возбуждено дел по инициативе ТУ 6 (3)
Всего возбужденных дел 8 (5)
из них
Производство по делу прекращено 5 (4)
Принято решений по результатам рассмотрения дела 3 (1)
Выдано предписаний 3 (-)
Исполнено предписаний (рекомендаций)
Выданных в прошлом периоде — (1)
Выданных в отчетном периоде 2 (-)
Предписания в стадии исполнения 1 (-)
Предписания не исполнены — (-)
Обжаловано решений в суде — (-)
Отменено решений — (-)
ст. 6 Соглашения, ограничивающего конкуренцию (ст. 8 Соглашения органов власти, ограничивающего конкуренцию)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ