Дресс-код офисной мебели

    Высший класс — дизайн

    Как сконструировать рабочее пространство

    В начале ХХ века революционеры от дизайна немецкой школы Bauhaus провозгласили: «Форма определяется функцией!» Строгость и непритязательность стиля их творений компенсировались удобством и простотой, на языке современности — отличались функциональностью. Это качество офисной мебели до сих пор на пике актуальности. Дизайн остается почти факультативной характеристикой.

    Офисная мебель — наиболее консервативный сегмент мебельного рынка, отмечают его участники. За последние годы тенденции в дизайне офисной мебели почти не изменились. «В офисной мебели модные тенденции распространяются значительно медленнее, в отличие, скажем, от той же кухонной мебели, где цепочка Милан-Москва-Сибирь проходится гораздо быстрее. В офисной мебели срок может быть от года до нескольких лет, — констатирует директор выставочного зала офисной мебели «Камея« Сергей Стрельников. — Последняя креативная серия, которую мы разработали, в прошлом году на выставке в Сокольниках вызвала интерес у москвичей, в Новосибирске же к подобным комплектам относятся настороженно. Их заказывают компании с громкими именами, которые позиционируют себя как современные. В основном же востребована стандартная оперативная мебель». Популярность креативных вариантов мебели растет, отмечает Стрельников, но динамика эта весьма незначительная.

    Тем не менее некоторый эволюционный сдвиг все же произошел. По замечанию советника по PR Группы компаний «ЮНИТЕКС» Елены Яськовой, покупателей офисной мебели уже не бросает в крайности, как пять лет назад. «Если тогда выбирали либо классические и консервативные интерьеры, либо чрезвычайно авангардные коллекции, то сейчас вкус современных покупателей можно назвать более выдержанным и тонким. Поэтому офисы большинства современных компаний оборудованы мебелью светлых, солнечных оттенков, функциональной и лаконичной», — говорит она.

    Действительно, даже готовые отойти от жесткого консерватизма современные руководители не желают жертвовать функциональностью. Оригинальные футуристические формы не привлекут даже самого продвинутого руководителя, если они непрактичны. Функциональность не только доминирует в дизайне оперативной офисной мебели. В требованиях корпоративных покупателей этот пункт также на одном из первых мест. «Основные требования к оперативной мебели: функциональность, надежность, практичность, дизайн. Функциональность и практичность, конечно, преобладают, — соглашается директор Новосибирского филиала ООО «Торговый дом «Миассмебель« Сергей Старшинов. — Стилистика и дизайнерские решения учитываются больше в кабинетах руководителей или переговорных помещениях. Мебель для сотрудников должна быть скорее практичной, нежели стильной, обеспечивать в первую очередь удобство работы, размещения рабочего оборудования и материалов». По его наблюдениям, дизайн офисной мебели зависит не столько от сферы деятельности компании, сколько от серьезности подхода к оформлению помещения и общего интерьера.


    Хай-тек кому?

    Доминантами офисного стилевого пространства остаются хай-тек и классика. На выбор в пользу того или иного стиля зачастую влияет сфера деятельности компании. Среди компаний, заново оборудующих офис, стиль хай-тек предпочтут скорее IT-ориентированные компании. Фирмы, работающие в «консервативных» сферах, выберут для своего офиса более классические варианты. В классическом исполнении чаще всего предлагается и мебель для топ-менеджеров.

    Однако хай-тек — стиль не совсем однозначный. Например, стеклянные перегородки, которые часто используют в офисах, задуманных в стилистике урбанизма, не безупречны с функциональной точки зрения, они не избавляют работников офиса от «визуальных раздражителей», а значит, могут отвлекать от работы. Кроме того, на таких перегородках неэстетично смотрятся навесные аксессуары и шкафы.

    «Благонадежные» цвета

    Самые популярные цвета для оперативной мебели — цвета натурального дерева, серебристо-серый и голубой

    Кстати, сегодня многие мебельные фабрики стали специализироваться на так называемой «репродуктивной классике», чрезвычайно востребованной в современных офисных интерьерах. По эскизам старинной мебели дизайнеры воспроизводят антикварные образцы, точная копия которых может содержать даже тайник, предусмотренный мастером 200 лет назад. Впрочем, по справедливому замечанию Елены Яськовой, вещи под старину хороши в офисном интерьере лишь в том случае, если они адекватно отвечают требованиям информационного века, то есть имеют достаточно возможностей для размещения техники и документов.

    Тенденцией, вступившей не так давно в борьбу с консерватизмом, можно считать увеличение ярких цветовых пятен в классических «конторских» тонах. Стиль B & W (black & white) — темная мебель на фоне белых стен и жалюзи — отходит в прошлое. Все чаще при меблировании офиса дизайнеры обращаются к модным ярким и теплым цветам: желтому, цвету вишни, ольхи, ореховому в сочетании с синим, серым или зеленым. Черный цвет, кстати, медики давно занесли в список «неблагонадежных» цветов для офисной мебели из-за утомляющего глаза контраста: белая бумага — черный стол. Самые популярные цвета для оперативной мебели — цвета натурального дерева для небольших уютных офисных помещений и серебристо-серые и голубые комплекты для отделки больших операционных залов.

    Однако большинство владельцев офисов достаточно консервативны. Во-первых, многие все еще полагают, что «дизайн» и «офисная мебель» — понятия столь же далекие, как табуретка и диван эпохи Людовика XV. Поэтому переплачивать за «бесполезный эстетизм» им кажется глупым. К тому же офис, который не предусмотрен для частого посещения клиентами и партнерами, вряд ли уместно обставлять модной мебелью необычной фактуры и «веселенькой» расцветки. В этом случае уже вошедших в менталитет корпоративных цветов будет вполне достаточно для самоидентификации сотрудников с компанией и поддержания в них корпоративного духа.


    «Правильная» эргономика

    Не удивительно, что наиболее востребованным параметром офисной мебели стала эргономичность. В принципе, современные разработки позволяют сочетать в мебельных конструкциях эргономику и стиль, представляя редкий симбиоз практичности и визуальной привлекательности.

    По словам начальника отдела маркетинга и рекламы компании «Респект офис» Натальи Ахониной, многие организации в Сибирском регионе до сих пор не до конца понимают значение эргономичной функциональности обстановки собственного офиса. «Зачастую встречаются помещения, где рабочие места сотрудников далеки от современных требований, но таких организаций становится все меньше, — говорит она. — Высокие эргономичные показатели прежде всего позволяют добиться не столько удобства — диван тоже очень удобен, — сколько увеличения коэффициента полезного действия сотрудника». По словам госпожи Ахониной, «правильная» эргономика должна организовывать движения сотрудника, делая их оптимальными и наименее времязатратными, например, при поисках документов, возможности переключения на другой вид действий, даже в возможности отвлечений на посторонние темы. Лишь единицы компаний задумываются над этим и учитывают данное требование при обстановке офиса. Поэтому востребованными становятся услуги, позволяющие не просто компактно и эстетично вписать мебель в «энное» количество квадратных метров, но организовать работу офиса с помощью мебели.

    Специалисты в свою очередь акцентируют внимание на таких характеристиках офисной мебели, как мобильность и трансформация, предвещая им «большое будущее». Соблюдение этих принципов в офисном пространстве позволяет добиваться не только максимальных эргономичных показателей, но и максимально эффективного использования каждого метра площади.

    Сконструировать пространство

    Мебельные компании, специализирующиеся на офисной мебели, все чаще сравнивают ее с конструктором. Возможность быстро трансформироваться под нужды рабочего процесса существенно повышает «реноме» мебели в глазах ее пользователей. Актуальность это приобретает в компаниях, сотрудники которых проводят много времени вне стен офиса. Динамичность офисных работников с каждым годом повышается, так что популярность мобильных офисов-конструкторов будет расти. Для сотрудников таких динамичных профессий, как страховые агенты, менеджеры по продажам, рекламные менеджеры, можно организовать мобильные складные рабочие места. «Такая мебель собирается легко, как конструктор. Это удобно не только в повседневной работе, но и при переезде, потому как цена переезда для обычной мебели велика — стоит компании два раза переехать и перенести мебель с места на место, и она теряет внешний вид, ломается», — говорит госпожа Ахонина.

    «Вредоносным» для офисной мебели может быть не только переезд, но и банальная перестановка. Поэтому модульные комплекты шкафов, стеллажей и полок, которые мебельные компании продвигают как одно из последних новшеств на рынке, претендуют на роль важной детали в современном офисе. «Эти комплекты фактически представляют собой конструктор, с помощью которого можно создавать мебельные композиции различного объема и сложности, что позволяет кардинально расширить возможности дизайна офисного помещения и, главное, настроить рабочее место под функциональные обязанности того или иного специалиста. Гибкость и динамичность этой мебели помогают решать проблему перепланировки любого офиса», — уверена Наталья Ахонина.

    Поскольку решения по организации работы офиса предполагают максимально эффективное использование каждого метра площади, стены офиса тоже становятся «полезными» в достижении этого. Навесные шкафы и полки, исходя из разработок мебельщиков, не только разнообразят дизайн офиса и экономят площадь, но и визуализируют информацию. Привычные тумбы, как правило, «закладываются» папками и бумагами. «Эффективность» же документации, стоящей на полке, существенно повышается. Документ, который на виду, сложнее потерять или забыть о нем. Елена Яськова отмечает, что офисные стеллажи для хранения документов, книг, альбомов или дисков, кроме того, вполне в духе современных офисных тенденций. «Такие стеллажи больше подходят для хай-тек-интерьеров. Их использование делает офис прогрессивным и незагроможденным», — говорит она.

    Мебель на колесах

    Функциональность такого, казалось бы, незаметного элемента офисной мебели, как тумба, тоже существенно увеличена в современных мебельных предложениях.

    Мобильные подкатные тумбы разной комплектации и дизайна можно использовать в качестве дополнительного стула для недолгих переговоров. Как раз широкое использование колес добавило в свое время офису мобильности и динамичности. Сейчас не только кресла, но и тумбы, столы и даже офисные шкафы часто снабжаются колесиками.

    Офисные стулья априори предполагают эргономичность. «Продвинутые пользователи» уже не представляют себе стул без колес и механизма газ-лифта, которые сделали революционный шаг к повышению эргономичности этого офисного инструмента. Сегодня его эргономика уже не ограничивается только этими функциями. Производители предлагают модели, подстраиваемые не только под рост, вес, но и под специфику работы сотрудника, а также его психологические особенности. «В этих моделях регулируются как отдельно, так и синхронно спинка, сиденье, подлокотники, подголовник — по высоте, глубине, углу наклона, — говорит Наталья Ахонина, — регулируется поддержка поясницы. В некоторых моделях предусмотрено движение спинки и сиденья по трем осям как отдельно, так и синхронно, кресло как бы повторяет все движения своего владельца, одновременно корректируя его осанку». Стоит ли упоминать, что дизайнерская составляющая в оперативных вариантах офисных стульев для сотрудников весьма ограниченна. Цвета офисных стульев в лучшем случае напоминают корпоративные, обычно же это классика — «маленький черный стул».

    С оглядкой на дизайн

    Стоит отметить, что комплексный подход к мебельному наполнению офиса и «вписыванию» его в общий дизайн помещения характерен для ограниченного числа компаний. С учетом стиля оперативная мебель подобрана, как правило, в офисах, созданных по общему дизайн-проекту, в соответствии с концепцией интерьера. «Это характерно для компаний, уделяющих большое значение своему имиджу, работающих в режиме регулярного, массового посещения клиентами офисов и представительств, — говорит Сергей Старшинов. — Стихийное приобретение офисной мебели характерно для доукомплектования офиса либо при открытии небольшого офиса, обслуживающего внутренние процессы компании».

    Практика комплексного подхода к организации работы офиса и цельных дизайн-проектов, по прогнозам игроков мебельного рынка, будет нарабатываться. «Рынок офисной мебели очень конкурентен. И в настоящее время конкуренция приобрела иной качественный характер, это конкуренция сервисных услуг и комплексных проектов по обустройству офисов, — отмечает госпожа Яськова. — Возможно, схема продаж на офисном рынке и является наиболее развитой, поскольку стандарты обслуживания в сфере b2b гораздо более жесткие и быстро совершенствуются».

    Что же касается развития дизайна оперативной офисной мебели, он по-прежнему остается утилитарным. Однако если верить аналитикам мебельного рынка, то ситуация в этом сегменте расценивается как своеобразный индикатор состояния экономики, отражающий не только общие тенденции роста, но и настроение компаний, их экономические ожидания. Прогнозы развития рынка офисной мебели легко угадываемы — будущее за недорогими модульными конструкциями. Как отмечают в «ЮНИТЕКС», новая офисная культура — это соединение подвижных рабочих станций, гибко реагирующих на организационные изменения в процессе деятельности. Динамика бизнес-процессов переносится на динамику инструментов, помогающих их осуществлять.

    Забота о главном ресурсе компании — человеке — уже проявилась в оборудовании офиса эргономичной мебелью. А вскоре и ее внешний вид должен стать достойным — таким, который даст внятный message вашим клиентам и партнерам: компания современно выглядит, мыслит и работает.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ