Бизнес снаружи

Что отдать на аутсорсинг?

В этом году «Сибирьтелеком» ввел схему аутсорсинга для оказания автотранспортных услуг. На сегодняшний день уже семь из одиннадцати филиалов компании приобретают автотранспортные услуги по рыночным ценам у одной из сибирских транспортных компаний с разветвленной филиальной сетью. Таким образом, телекоммуникационный оператор отказался от непрофильной для себя деятельности, снизив издержки. Аутсорсинг становится популярным инструментом повышения эффективности бизнеса среди сибирских компаний.

Цели аутсорсинга

Светлана Лапина рекомендует вносить ключевые показатели качества услуг в договор об аутсорсингеСветлана Лапина рекомендует вносить ключевые показатели качества услуг в договор об аутсорсинге

К аутсорсингу все чаще прибегают руководители, которые стоят перед задачей снижения издержек в своем бизнесе, когда им требуется направить все силы и средства на стратегическое развитие проектов основной деятельности, максимально сократив количество непрофильных бизнес-процессов. На этом фоне передача части функций и бизнес-процессов на реализацию внешним фирмам-исполнителям, которые являются профессионалами в узких областях, является наиболее эффективным способом укрепить свои позиции на рынке.

В Сибирском регионе аутсорсинговая модель ведения бизнеса применяется практически во всех отраслях. Среди крупных компаний, работающих по этому принципу, — ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Вымпелком», авиакомпания S7 Airlines, сеть магазинов «Холидей Классик», ОАО «МРСК (Межрегиональная распределительная сетевая компания) Сибири» и многие другие. «На мой взгляд, сегодня практически каждая компания сектора среднего и крупного бизнеса пользуется аутсорсинговыми услугами. Передача непрофильных видов деятельности сторонней компании позволяет сосредоточить усилия на основном бизнесе и повысить тем самым его эффективность», — уверена генеральный директор «Консалтинговой компании Мак» Светлана Лапина.

«Переход к аутсорсинговой модели был вызван целым рядом причин, — рассказывает генеральный директор ОАО «Сибирьтелеком« Александр Исаев. — Во-первых, мы сконцентрировали собственный потенциал на ключевых направлениях деятельности телекоммуникационного оператора, во-вторых — ощутили производственную необходимость в этом серьезном шаге. Содержать внутри предприятия большой непрофильный автотранспортный комплекс весьма затратно — постоянно требуются серьезные инвестиционные вложения в эксплуатацию и обновление автопарка. Прежде чем вывести транспортные услуги на аутсорсинг, мы рассматривали различные варианты изменения автотранспортного процесса: оптимизацию маршрутов, введение нормативов затрат и т. д. Но в итоге приняли решение об аутсорсинге как наиболее эффективном способе решения данного вопроса».

Компания МТС начала использовать аутсорсинг в Сибири осенью 2005 года. В рамках структурной реформы компании руководством было принято решение о выводе за штат непрофильных функций, таких как клининг, содержание и эксплуатация зданий и сооружений, текущий ремонт, предоставление услуг по транспортировке персонала, организация общественного питания. «Как оказалось, это достаточно эффективная мера. Она не принесла существенных экономических выгод, поскольку затраты внешней компании по оказанию услуг оказались не ниже собственных, однако позволила сохранить, а иногда и значительно улучшить качество предоставляемых услуг, оптимизировала численность и загрузку персонала (как выведенного за штат, так и того, что остался в компании), что крайне важно для публичной компании», — рассказал «СУ» административный директор филиала ОАО «МТС» Макрорегион «Сибирь» Олег Михайленко.

Сферы применения

Чаще всего компании отдают на аутсорсинг бухгалтерский учет, правовое сопровождение, инженерное и ИТ-обслуживание, обучение сотрудников, транспортные услуги, уборку помещений и т. д., рассказывает Светлана Лапина. Компании отдают именно непрофильные виды деятельности на аутсорсинг, потому что это позволяет пользоваться услугами профессионалов в узких областях, сокращать издержки предприятия, а также снижать затраты на обучение специализированного персонала и содержание технической материальной базы. «Приведу конкретный пример, — говорит Александр Исаев. — Одна из крупнейших телекоммуникационных компаний Европы начала процесс организации аутсорсинга в 2000 году и основной целью поставила уменьшение издержек. Уже через три года стоимость выставления счета как отдельной операции снизилась у нее примерно в пять раз. Для объемов, которыми оперирует данная компания, это огромная сумма. И это только одна операция».

В компании «Балтика» аутсорсинг активно используется в таких направлениях, как информационные технологии, маркетинг и строительные проекты. «В сфере ИТ мы успешно применяем эту схему аутсорсинга при управлении сервисами корпоративной сети, обслуживании парка техники, в проектных консультациях, — делится с корреспондентом «СУ» директор филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» — «Балтика-Новосибирск« Сергей Скоромкин. — В сфере маркетинговых коммуникаций партнеры помогают нам разрабатывать рекламные кампании, креативные концепции, изучать аудиторию. В рекламных коммуникациях, в разработке креатива процент аутсорсинга очень высок».

Высоко востребованным направлением в аутсорсинге являются логистические услуги, утверждает директор компании «Мистраль» Наталья Гренбэк. «Очень часто компании с целью оптимизации логистических процессов нанимают высокооплачиваемых сотрудников, которые занимаются формализацией бизнес-процессов, подбором и обучением персонала, разработкой систем мотивации и логистических схем, — рассказывает Наталья Гренбэк. — Однако потребность в таких сотрудниках актуальна только на стадии первоначальной «настройки« функционирования логистического подразделения. После того как все процессы перестают нуждаться в корректировках, такие сотрудники являются попросту обременительными с точки зрения затрат на персонал. Самой оптимальной для компании была бы возможность приобретения услуги по схеме аутсорсинга».

Несмотря на высокую степень заинтересованности местных компаний в аутсорсинговых услугах, далеко не во всех сферах деятельности имеются предложения компаний, предоставляющих услуги необходимого качества. Зачастую на этапах реализации аутсорсинговых схем местные компании сталкиваются с тем, что профессионально подготовленных команд в Сибири по многим направлениям бизнеса крайне мало. Особенно это характерно в небольших регионах. Компания «Балтика», например, заинтересована в предложениях по переработке пивоваренных отходов в качественный корм для скота. «Сейчас наши партнеры используют пивную дробину только как отличное сельскохозяйственное удобрение, и лишь малую ее долю применяют в качестве кормовой составляющей. Но, думаю, хозяйствам области было бы интересно использовать не только собственно пивную дробину, но и изготавливаемый из нее корм», — замечает Сергей Скромкин.

Содержать большой непрофильный автопарк для «Сибирьтелекома» оказалось весьма затратноСодержать большой непрофильный автопарк для «Сибирьтелекома» оказалось весьма затратно

У тех фирм, которые предоставляют необходимые услуги, далеко не всегда адекватное соотношение цена/качество. «Компания МТС даже была вынуждена участвовать в создании одной из них, — отмечает Олег Михайленко. — В настоящее время мы довольны состоянием дел по аутсорсинговым направлениям в нашем функционале. Контроль за взаимодействием с нашими партнерами осуществляет небольшой штат административного департамента, в компетенции которого входят также работа по договорам на потребление энергоносителей, взаимодействие с Ростехнадзором, Роспотребнадзором, природоохранными службами и т. д. Это как раз те функции, которые мы не выводим на аутсорсинг».

Макрорегиональной компании сложно найти аутсорсера, предоставляющего услугу на всей территории Сибирского федерального округа, включая районные центры, сетует Александр Исаев. «В большом городе, краевом или областном центре это не проблема — найти поставщика услуг для любой сферы деятельности достаточно легко», — уверен он.

Контроль качества

Как контролировать качество услуг, предоставленных на условиях аутсорсинга, — наиболее часто возникающий вопрос при использовании этой схемы. «При передаче той или иной деятельности на аутсорсинг всегда можно определить ряд ключевых показателей, по которым можно контролировать качество предоставляемых услуг, — объясняет Светлана Лапина.

— Эти показатели нужно отразить в договоре и периодически проводить встречи с поставщиком на предмет достижения данных показателей. В частности, наша компания предоставляет услуги обучения персонала, и со своими заказчиками мы проводим квартальные встречи, которые позволяют определить соответствие уровня наших услуг ожиданиям клиентов».

Контролировать качество услуг следует уже на этапе проведения тендера. «Мы привлекаем партнеров по различным направлениям деятельности, используя их опыт, наработанный годами и подтвержденный на рынке. Наши потенциальные партнеры — это компании с хорошими рекомендациями, имеющие стабильное финансовое положение. На победу в тендере может претендовать только та компания, качество услуг которой не вызывает сомнений. Работу каждого контрагента курируют специалисты «Балтики«, ответственные за конкретные участки работы», — делится Сергей Скромкин.

Перед заключением договора с аутсорсером необходимо провести анализ рынка и убедиться в том, что компания-партнер действительно профессиональна, обладает гибкостью в предложении разных решений для клиента, имеет солидный опыт ведения проектов и прозрачную структуру. «То есть надо договориться еще «на берегу« до заключения договора о значимых аспектах сотрудничества и форме отчетности, — подчеркивает Александр Исаев. — В дальнейшем необходимо проводить мониторинг качества услуг, организовывать встречи с партнерами по обратной связи».

Наиболее важным моментом еще на стадии переговоров с предполагаемым аутсорсером является четкое понимание, какие функции и в каком объеме клиент хочет «аутсорсить». Особенно важно определить не только границы ответственности сторон, но и задачи, которые с помощью аутсорсинга компания намерена решить. «Когда у компании есть ясное понимание границ разных функций, то есть и ясность в вопросах ответственности и достижении целей. Все это позволяет эффективно строить работу с аутсорсером и контролировать результаты», — уверен Александр Исаев.

В № 8 (46) за август 2008 года в деловом журнале «Континент Сибирь. Стратегии успеха» была допущена ошибка. Сергей Скибук, указанный в качестве финансового директора ОАО «Красноярскнефтепродукт», занимает в компании должность генерального директора. Финансовую службу ОАО «Красноярскнефтепродукт» возглавляет заместитель генерального директора по экономике и финансам Галина Голубева. Редакция журнала приносит свои извинения топ-менеджерам компании за допущенную ошибку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ