Роскошный эксклюзив

    Профиль — гость номера

    О том, как полезно бывает порой преодолеть свой страх и не бояться поменять свою жизнь. О том, как важно найти в себе то конкурентное преимущество, благодаря которому твое дело может стать уникальным. И о том, как нелегко в сибирских условиях создать и вести флористический бизнес, корреспонденту «СУ» рассказала родоначальник «сибирской флористики», мастер-флорист, преподаватель, генеральный директор ООО «Сибирский центр флористики», вице-президент «Национальной гильдии флористов» Наталья Гармашова.

    — Наталья Алексеевна, вы же не всю жизнь занимались флористикой, как вы пришли к ней, какое образование для этого потребовалось?

    — Профессия флориста содержит в себе много профессий, она представляет собой некий собирательный образ. Человек, который получил какое-то одно образование, не может сразу начать работать флористом. Само по себе образование — это не достижение, это просто прохождение обязательного жизненного этапа после школы. Когда человек в свободное время любит читать книги или гулять с друзьями, это не имеет никакого практического продолжения.

    Можно сказать, что я начала идти к флористике с самого детства. Мне повезло — мама никогда не загружала меня домашним хозяйством, всегда говорила, что наработаться я еще успею. И все свое свободное время я тратила на творчество, посещая практически все кружки, существовавшие в то время в Доме пионеров г. Алдана (Якутия). Тогда меня интересовало абсолютно все: клуб интернациональной дружбы, танцевальная студия, клуб конструкторов аэропланов, драматическое искусство, музыкальная школа. И, кстати, мама никогда не заставляла меня заниматься чем-то одним, понимая, что я ищу себя. В итоге вышло так, что я умею делать практически все: что-то в музыке, в поэзии, в театральном искусстве, а главное — в прикладных сферах. То есть художественная составляющая флористического мастерства была развита у меня еще в детстве.

    Повзрослев, тягу к знаниям я не утратила, старалась посетить как можно больше различных курсов. В свое время даже окончила курсы стенографистов, и этот навык пригодился мне в учебе. Первая профессия — инженер по строительству и эксплуатации автомобильных дорог. По распределению пришла работать в автотранспортное предприятие, и буквально за пять лет достигла высокой должности, дальше нужно было только переезжать в Москву — в Министерство транспорта. Но мне уже было неинтересно. Идти дальше по этому пути мне не хотелось. В течение жизни я искала то дело, в котором мне не станет скучно. Уже создав фирму, закончила агроуниверситет, затем двухгодичную школу ландшафтных дизайнеров в Москве. После чего получила сертификат Госстроя России. Но именно то, первое образование дорожника, заложило основу ландшафтной деятельности.

    — Но ведь вы не только флорист, вы еще и успешная бизнес-леди, а занятие бизнесом, хотя многие и считают его своего рода особым искусством, все равно требует определенных экономических знаний, принципов торговли, ну и без лидерской составляющей не обойтись. Как и когда вы развивали в себе эти качества?

    — Моя мама в течение долгих лет работала в торговле. И в детстве я часто бывала на торговых базах, в магазинах, видела все нюансы этой сферы. Приходилось торговать: несколько лет подряд, будучи на летних каникулах в гостях у деда в Нижнем Новгороде, помогала ему продавать на рынке урожай вишни. Кстати, искусство продаж меня впечатлило еще в то время, больше всего привлекало общение, потому что я сама очень общительный человек. От умения продавать я и сейчас получаю настоящее удовольствие.

    Ну а лидерские качества… Это тоже все родом из детства, как и многие другие качества и черты человека. В школе я была организатором, ведущей или режиссером разных мероприятий. А еще в течение десяти лет была ведущей актрисой в народном театре, окончила заочную школу практической психологии. И опыт организаторской деятельности, и навыки театрала, и умение общаться, нивелировать конфликтные ситуации, слушать и слышать не оставляли мне другого выхода, как только проявить себя в качестве лидера.

    — Как же все-таки произошла трансформация: дорожник — флорист, были в ней промежуточные занятия?

    — Конечно, были. Вышло так, что в момент перестройки, в это сложное время смены форм хозяйствования, я попала в Красноярский край (г. Лесосибирск), устроилась на предприятие. Мне оказалось сложно на нем работать, я думаю, как раз из-за того, что я уже была руководителем, много знала изнутри, со многим была не согласна. «Бунтарь«, одним словом. Именно в Лесосибирске я поняла, что надо что-то придумать, этакое, уникальное.

    Это был 1992 год, мои навыки заметил один серьезный предприниматель и пригласил к себе. Занимаясь организованным посещением выставок и ярмарок с целью продажи изделий местных художников, я стала замечать, что мне неловко от того, что я эти изделия не изготавливаю сама, а только продаю. Таким образом, пришло последнее осознание: мое дело — это флористика.

    Я очень любила выращивать цветы, может быть, это заложено в генах, мой дед был садовником, но заниматься их простыми продажами мне было неинтересно. И с 1992-го у меня в жизни начался период интенсивного накопления необходимых знаний. Я обучалась цветочной аранжировке у лучших мастеров России, Украины, Эстонии и Молдовы, посещала учебные семинары и мастер-классы признанных флористических звезд Германии, Италии, Голландии. Одновременно открыла в Лесосибирске первый магазин цветочной фирмы »Глория-Флора«. В 1993 году филиал «Глория-Флора» появился в соседнем Енисейске.

    В 1996 году приходит идея переезда в Красноярск. Но мне было неинтересно открывать такой же флористический магазин и в Красноярске. Эксклюзивной идеей стало открытие школы флористов-дизайнеров. Три цветочных салона и Школа стали основой «Сибирского центра флористики». В 1999 году прошла презентация нового здания Школы: уютного особнячка с учебным классом, зимним садом и выставочным залом. Кстати, на этом мероприятии и родилась идея всем организоваться в союз — Национальную Гильдию Флористов.

    — У вас в рассказе постоянно звучат слова «идея», «эксклюзив».

    — Да, и тогда, и сейчас я считала и считаю, что в бизнесе успешны те люди, которые не повторяются, не идут по накатанному пути, слепо копируя путь другого. Когда я переезжала в Красноярск, меня пугали тем, что рынок уже сформирован. Но я уверена, что можно выйти на любой рынок, если ты имеешь определенный уровень профессионализма и лидерские качества. Для меня самое главное — не то, чем ты занимаешься, а то, что в этом деле нужно, безусловно, быть первым. Я так воспитываю своих детей, говорю своим ученикам. Самое главное — понять, в чем ты можешь быть первым, нужно это найти в себе, воспитать и развивать.

    Теперь что касается эксклюзива. Само предприятие с полным набором предоставляемых услуг — это уже эксклюзив, ему нет аналога в России. Собственная цветочная школа, флористические салоны, ландшафтная мастерская, производство декоративных свечей ручной работы, в котором используем засушенные цветы и растения, выращенные в собственном саду. А в завершении перечня — еще и собственный лазерный гравер с широким диапазоном возможностей для оформления интерьера.

    — Расскажите о проблемах и трудностях «сибирской флористики».

    — У меня была мечта, намерение и убеждение, что я смогу продвинуть флористику из центра в Сибирь, и только теперь я понимаю, что сильно заблуждалась. Наши услуги — это предмет роскоши, а здесь, в провинции, дорогих и роскошных мероприятий проводится очень мало. Да и те, что проводятся, «флористику» урезают беспощадно, так как она находится в последней строчке сметы расходов. Флористика в Сибири — это тяжелый труд и серьезный риск. Согласна, везде труд и риск, но одно дело продавать «скоропорт» по системе супермаркетов, большим валом, а другое — делать из него штучный товар. Сейчас я понимаю, что те усилия, которые я потратила на развитие флористического дела в Красноярском крае, в Москве бы вылились у меня совсем в другой результат. И я бы не чувствовала себя ущемленной, как сейчас. Общаясь с руководителями подобных предприятий по всей России, я не перестаю удивляться, как власти других городов буквально «лелеют» и защищают подобные предприятия, которые «несут искусство» в массы. К сожалению, наш город исключение. В этом году я переживаю такие проблемы, что теперь-то уж точно уверена: Красноярск — это город отношений во всех структурах власти, и у нас самые «бюрократичные» бюрократы. Мне с 1992-го по 1994 год было гораздо легче «выруливать», когда криминал в буквальном смысле слова стоял ежедневно на пороге.

    Есть и еще одна проблема. Эта профессия является достаточно уникальной, и уровень оплаты мастеров должен быть гораздо выше. Почему хорошие дизайнеры, парикмахеры, модельеры уезжают в Москву? Я думаю, в силу тех же самых причин. За 16 лет ведения этого бизнеса я вырастила много хороших специалистов: добрую половину преуспевающих флористических салонов Москвы основали мои ученики. Нельзя человека взять с улицы, поставить его на обслуживание и сказать, что он мастер-флорист. Так как в России до сих пор официально не утверждена профессия флориста, специалистов приходится обучать самостоятельно. Для того чтобы он стал мастером-флористом, должно пройти 7–9 лет. Но после этого срока ему в Красноярске становится скучно. И получается, что ты растишь кадры, видишь, как они развиваются на твоих глазах, при помощи твоих усилий, а потом ты их теряешь. И от этого появляются раны, и не одна. Постепенно они становятся глубже и очень тяжело зарастают. После этих уходов и потерь начинает наступать апатия и неприятие вот этой провинциальности.

    — А были моменты, когда хотелось все бросить?

    — Конечно, были, и не один раз, как, наверное, у многих, кто ведет бизнес. Бывало, в аудиторию ноги не несут, а надо, ведь там слушатели, которые приехали к тебе со всех уголков Сибири и Дальнего Востока. Вхожу, вижу их пытливые взгляды и огромное желание научиться нашему искусству цветочной аранжировки, через пару часов происходит мощнейший энергетический заряд, и вот уже я лечу на крыльях своей профессии.

    — Может быть, вам стоит подумать о переезде туда, где ваше мастерство и уровень знаний ваших учеников более востребованы?

    — Я неоднократно задумывалась о переезде в центр, особенно после очередного приглашения. Однако чем старше становишься, чем крепче база, тем сложнее решиться. Но с другой стороны, я человек достаточно смелый, и кто знает, может быть, у меня впереди еще не одна открытая Школа флористики, не один Центр флористики. В принципе, я не сомневаюсь, что если очень захочу, у меня все получится.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ