Колбасная пастораль

    Профиль — история компании

    История Кузбасского пищекомбината

    Бизнес Кузбасского пищекомбината (КПК) начинался в 1997 году с формовки колбасы в здании бывшей столовой. Спустя 12 лет компания стала одним из лидеров в сфере производства мясопродуктов в Кемеровской области. Жесткий и решительный менеджмент, постоянное стремление выглядеть лучше других принесли КПК свои дивиденды. Несмотря на упреки экспертов в излишней амбициозности и «закрытости» бизнеса, КПК сегодня является ведущим кузбасским производителем мясной продукции, ассортимент которого превысил сотню наименований.

    Прыжок в неизвестность

    История одного из самых известных и одновременно самых информационно закрытых предприятий Кузбасса в области мясопереработки могла бы даже не начаться, если бы не горбачевская перестройка и последующий взлет кооперативного движения. Только индивидуальных частных предпринимателей в Сибири к середине 90-х годов насчитывалось около 2,5 млн. Одним из них был Михаил Васильев, занимавшийся торговлей сигаретами, кофе, одеждой. Однако очень скоро индивидуальный частный предприниматель сосредоточился только на одном направлении — поставках мяса на кузбасские мясоперерабатывающие комбинаты. В определенной степени такой специализации способствовали его личные связи на Алтае, откуда, собственно, мясо и привозили.

    «На заре перестройки я пробовал себя в разном бизнесе, — рассказывает «СУ« Михаил Васильев, генеральный директор и один из владельцев предприятия. — Торговал сигаретами, кофе, одеждой. Но всегда хотелось заниматься бизнесом, связанным с продуктами. В 90-х мы с партнерами торговали мясом. Нашими основными покупателями являлись как раз мясокомбинаты региона. Продавать мясо было нелегко: сырья было много, а мясокомбинатов мало. Мы поставляли мясо на многие заводы и вскоре заметили такую тенденцию: при открытии предприятия качество продукции всегда высокое, а потом становится все хуже и хуже, как говорится, начали за здравие, а кончили за упокой. Мы никак не могли понять, почему переработчики не могут стабильно работать. И постепенно пришла идея — а почему бы не попробовать перерабатывать мясо самим? В 1997 году мы решили взяться за ее реализацию».

    К тому времени Васильев и его компаньон Александр Ивасенко уже накопили стартовый капитал, достаточный, чтобы взять в аренду небольшое помещение бывшей столовой и закупить несколько единиц оборудования. Часть оборудования и высококлассные специалисты Васильеву достались «в наследство» от мясокомбината. Грех было не воспользоваться ситуацией: после ликвидации единственного мясоперерабатывающего предприятия в Новокузнецке профессиональные технологи были заинтересованы в получении работы у начинающего предпринимателя.

    По рассказам работников, в то время с местного мясокомбината, работавшего на грани банкротства, «через забор» уходила не только колбаса, но и все, что можно было вынести и вывезти.

    История производства КПК началась с уже повидавшей виды заводской мини-мясорубки, очень похожей на привычный домашний кухонный агрегат. Сотрудница, работавшая на этом «станке», успевала не только проворачивать фарш, но и сразу набивать им колбасную оболочку. По сути один человек делал сразу всю работу, оставалось только колбасу отправить на копчение. Первый батон колбасы, выпуск которого пришелся на 7 декабря 1997 года, стал победой маленького (численностью пять человек), но гордого коллектива нового и никому не известного тогда предприятия — Кузбасского пищекомбината. Его арсенал на тот момент составляли мини-мясорубка, мини-наполнитель и небольшая коптильная камера.

    ЗАО «Кузбасский пищекомбинат» основано в Новокузнецке в 1994 году. Является одним из лидеров мясопереработки Кемеровской области. Мощность ОАО «Кузнецкий пищекомбинат» (Новокузнецк) составляет порядка 40 тонн в сутки, ассортимент — свыше 220 наименований. Представительства компании работают в пяти регионах Сибири. Доля КПК на новокузнецком рынке, по собственным оценкам компании, составляет около 80%, в Кемеровской области — порядка 60%, в Алтайском крае — 20%, в Красноярске — около 5%. Динамика роста производства по отрасли в целом — 10%.

    В результате острого дефицита импортного мяса КПК ничего не оставалось, кроме как приступить к созданию собственного свинокомплекса

    «Мы взяли в аренду маленькое помещение в Новокузнецке, купили самую необходимую часть оборудования, — вспоминает Михаил Васильев. — Начали производить 200 кг мясных деликатесов в смену — для нас тогда это было очень много. Я привлек несколько классных специалистов с 40-летним опытом работы на Новокузнецком мясокомбинате, которые в новых условиях временно оказались не у дел. Люди в меня поверили». Именно тогда, по мнению экспертов продуктового рынка, и началась история этого предприятия.

    «История началась, но стратегии не было, — признается господин Васильев. — Куда пойти? Какую нишу занять? Вроде и рынок не особо занят, но если не определиться сейчас, то новое предприятие может просуществовать год-два от силы».

    И Васильев принял, по его словам, одно из главных решений в жизни. Сделав ставку на высокий профессионализм своих сотрудников, он определил стратегию будущего производства: был взят курс на производство продукции среднего и высшего классов. В то время подобный шаг казался не вполне понятным — в магазинах в первую очередь раскупалась недорогая докторская колбаса.

    Как только появились деньги, начинающее предприятие приобрело подержанное оборудование немецкого производства, позволившее выпускать действительно качественный продукт. Позже, в 2001 году, компания оформила кредит в Сбербанке на приобретение уже нового оборудования.

    «Так сложилось, что продукт сразу нашел своего покупателя, — говорит Михаил Васильев. — Мы изначально сделали ставку на качество конечного продукта. Как говорится, мы оказались в нужное время в нужном месте. Мы знали, из чего будем готовить и кому будем продавать. Заявки росли на глазах, а удовлетворить их на 100% получалось не всегда». Скупая производственная статистика того времени свидетельствует, что в 1998 году КПК купил польское оборудование для оснащения цеха, находящегося в помещении бывшей столовой, запустил производство вареных колбас, приобрел новые термокамеры. И это все пришлось на год дефолта — 17 августа 1998 года рухнул рубль, и под вопросом оказалось существование многих перерабатывающих предприятий, которые взяли оборудование в кредит или лизинг под «дешевый» доллар.

    «Во время дефолта в области было закрыто более 100 перерабатывающих предприятий, — рассказывает директор компании «Мелькорм» Дмитрий Рыженков (в 2004–2007 гг. — начальник департамента пищевой и перерабатывающей промышленности администрации Кемеровской области). — Многим приходилось в счет долга продавать свое оборудование за бесценок, чтобы погасить кредит, иные же надолго падали в «долговую яму».

    Мясопереработка — отрасль, где качественную продукцию можно выпускать только на хорошем оборудовании

    «Опыт получал везде, где только можно. Ездил на другие предприятия в соседние регионы, на Запад, побывал в Германии, Швейцарии, Австрии: благо пока мы не начали свое производство, меня пускали на многие мясоперерабатывающие предприятия, — рассказывает Михаил Васильев. — На первом этапе мы — основатели компании — сами работали на всех этапах производства. Постепенно накопили на немецкое подержанное оборудование. Это был качественный шаг вперед — появилась возможность производить хороший продукт».

    В то время был подписан контракт с немецкой фирмой на поставку оборудования. Это потребовало серьезных финансовых затрат, и компания пошла на них, несмотря на то что оборудование у нее уже было, пусть и не самое современное. «Мясопереработка — это отрасль, где качественную продукцию можно выпускать только за счет высококачественного оборудования, — так объясняет свое решение Михаил Васильев. — Если хлеб можно испечь в любой печи, то хорошая колбаса и тем более деликатесы требуют специального материально-технического обеспечения предприятия. К тому же необходимы расходные материалы, которые приходится импортировать, — в нашей стране их просто не производят. Даже клипса — алюминиевая пластинка, которой сжимается батон колбасы с двух сторон, — и то закупается за границей. Парадокс: алюминий наш, а клипса заграничная! Или буковая щепа для копчения мяса. Как мы ни пытались найти подходящего качества щепу в России, ничего не вышло, пришлось возить ее из Германии. Щепа, которая изготавливается в Краснодарском крае, не отличается постоянством качества, а наш потребитель не хочет каждый раз есть разную колбасу».

    С тех пор многое изменилось. Акционерный капитал Кузбасского пищекомбината принадлежит двум учредителям: Михаилу Васильеву (50%) и Александру Ивасенко (50%). В руководстве задействован только Михаил Васильев.

    «Сегодня компания выпускает более 280 наименований продукции: колбасы, сосиски, паштеты, шашлыки, продукты-гриль, сырокопченые продукты, полуфабрикаты, заливное», — рассказывает «СУ» руководитель департамента маркетинга предприятия Любовь Кестель.

    С сентября 2006 года Кузбасский пищекомбинат предложил рынку серию продуктов «Полосатый Бум» для питания детей от трех лет по рецептурам, разработанным совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом мясной промышленности (ВНИИМП).

    Анализируя деятельность КПК, большинство экспертов сходится во мнении, что определяющей для успеха оказалась ставка на новые продукты. КПК стал пионером в Сибири по целому ряду потребительских предложений. Именно здесь впервые появились маленькие сосиски «Кроха», салями по-фински, колбаски для гриля. Но самым неожиданным маркетинговым шагом стал все же выпуск мясной продукции, ориентированной на детей.

    Новая ниша

    Идея начать производство детских колбасок появилась на предприятии в 2004 году. Подобный сегмент на довольно конкурентном рынке мясных продуктов Сибири был свободен. И сейчас в России выпуском детских колбасок занимаются шесть предприятий, в Сибири — только КПК.

    Прежде чем запускать новинку в массовое производство, КПК разработал свои рецептуру и технологию, представил пробную продукцию на международной специализированной выставке «Индустрия детского и школьного питания» (Москва). Эксперимент удался: колбаски были удостоены медали выставки и диплома, а Васильеву удалось познакомиться с московскими производителями специализированных детских продуктов и обсудить многие технологические вопросы.

    «Изюминка» новой линейки продуктов КПК заключалась в том, что они специально разрабатывались для питания детей от трех лет. К таким продуктам предъявляются повышенные требования, колбаски и паштеты должны быть безаллергенными и витаминизированными. Технология производства предусматривает их изготовление в условиях полного вакуума, по специальным рецептурам, которые разработаны совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом мясной промышленности. Подтверждением качества стала рекомендация Российской Академии медицинских наук (РАМН). Результат не заставил себя ждать. На момент презентации новинки (сентябрь 2005 года) география продаж охватывала только Кемеровскую область и Алтайский край. Сегодня детскую продукцию можно увидеть в магазинах Новосибирска, Красноярска и Томска. Каков объем этих продаж, в КПК сообщить отказались, но, по мнению аналитиков, продукция эта в силу качества и ограниченного срока реализации долго на прилавках не задерживается.

    Впрочем, у такой оригинальной маркетинговой находки есть и недостатки. В КПК отказались назвать финансовые параметры проекта, но можно предположить, что его сырьевая себестоимость очень высока, а коммерческие расходы на продвижение нишевых продуктов всегда выше, чем на стандартный ассортимент.

    Если говорить об эволюционном развитии компании как бизнес-единицы, то здесь все шло словно по накатанной тропе. В 2006 году компания успешно прошла этапы разработки, внедрения системы менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO-9001:2000. Компания разрастается, постоянно открываются новые филиалы, фирменные мясные отделы, и за 2007 год на Кузбасском пищекомбинате было создано около 700 новых рабочих мест. В начале июня 2007 года была построена и запущена современная бойня Кузбасского пищекомбината мощностью 200 тонн говядины и 400 тонн свинины в месяц. Под одной крышей расположилось сразу несколько цехов: убойный и цех обвалки и жиловки. В начале апреля нынешнего года состоялся запуск нового современного цеха по производству полуфабрикатов из свежеохлажденного мяса. Похоже на полную идиллию. Но именно в этом, по мнению старшего аналитика ИГ «АнтантаПиоглобал» Андрея Верхоланцева, и есть «ахиллесова пята» компании. «Когда это было небольшое мобильное производство со штатом 20–40 человек, у компании было больше возможности диктовать рынку свою волю, — отмечает аналитик. — При увеличении состава менеджеров и линейных сотрудников вся мобильность и легкое кабрирование на рынке рано или поздно будут сдерживаться тяжелыми управленческими согласованиями, неповоротливостью, а это может привести к стагнации. Впрочем, многое зависит от роли руководителя предприятия».

    Гарант продовольственной безопасности

    КПК позиционирует себя как производитель продукции класса премиум

    Так как КПК всегда позиционировал себя на рынке как производитель продукции класса премиум, при растущих объемах производства предприятие неизбежно должно было столкнуться с проблемой дефицита качественного сырья.

    В 2003 году случился неурожай зерна, что привело к существенному повышению цен на фураж. В результате в животноводстве существенно упала рентабельность, и чтобы вернуть хоть какие-то деньги, крестьяне стали забивать стада — на рынке появился излишек сырого мяса. «Ситуацию усугубило то, что в страну из-за больших квот хлынул поток дешевого импортного мяса, вся европейская часть страны, и прежде всего московские предприятия, начали работать на импорте. Упавшие из-за кризиса перепроизводства мяса цены на сырье еще больше ударили по отечественному животноводству», — рассказывал Михаил Васильев.

    Впоследствии, в 2004 году, в России были введены низкие квоты на импорт мяса из ряда стран, в Европе начался дефицит мяса из-за жестких экологических требований, в Китае был ужесточен ветеринарный контроль. Таким образом, на российском рынке возник острый дефицит сырого мяса, особенно высокого качества. В общем, руководству КПК ничего не оставалось, как приступить к созданию собственного свинокомплекса. Благодаря такому подходу многих переработчиков, по мнению заместителя губернатора Кемеровской области по АПК Владимира Мангазеева, произошел перелом в развитии кузбасского животноводства.

    Свиноматок предприятие решило закупать за рубежом, поскольку в животноводстве самое главное — порода, которой в России уже нет. Породистые свиноматки и хряки за рубежом продаются не на вес, а поштучно, и стоят от 1,5 тыс. евро. Но прежде чем везти «иностранцев« в Сибирь, Васильев столкнулся с проблемой приобретения участка. Первоначально место под свинокомплекс планировалось в районе села Атаманово, к востоку от Новокузнецка. Но в связи с тем, что площадка расположена в пойме реки Томь, компания «ИнЭкА-консалтинг» (по заказу КПК оценивавшая воздействие проекта на окружающую среду) предложила отказаться от этого варианта, чтобы избежать возможного загрязнения водоема.

    Второй перспективный участок располагался в районе села Тайжина и поселка Елань, к югу от Новокузнецка. Территория оказалась слишком близко от основных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения Новокузнецка — водозабора из реки Томь с водоочистной станцией. Кроме того, участок находится выше Новокузнецка по течению Томи, а значит, в случае чрезвычайной ситуации отходы производства могли бы пойти по реке мимо крупнейшего города региона прямиком в водозаборы. В результате Роспотребнадзор отклонил этот вариант. «В Новокузнецком районе, где Кузбасский пищекомбинат поначалу планировал строить свинокомплекс, рассматривались три площадки. Одна из них была неудобна для заказчика, на двух других строительство можно было бы вести при соблюдении ряда условий, поскольку они попадали в водоохранную зону, — прокомментировал главный ветеринарный инспектор Кемеровской области Геннадий Лопатин. — Очевидно, соблюдение этих условий оказалось бы для пищекомбината слишком дорогостоящим мероприятием».

    Власти Кемеровской области осознавали, что, несмотря на сложности с площадкой, свинокомплекс должен быть построен. «Наиболее востребованной продукцией села сейчас у нас в области являются мясо и молоко, в отличие, например, от картофеля, который мы производим в избытке, — отметил заместитель губернатора Кемеровской области по агропромышленному комплексу Владимир Мангазеев. — И строительство свинокомплекса Кузбасского пищекомбината — для области очень крупный и нужный проект«.

    Комбинат принял решение перевести проект в Прокопьевский район. Здесь местные власти предложили для реализации проекта две площадки с учетом оценок геологов, чтобы не получилось так, что ферма окажется над угольными залежами. По оценке »ИнЭкА-консалтинга«, более удобной оказалась площадка восточнее Киселевска, между поселком Школьным и селом Терентьевское. В январе здесь развернулось строительство комплекса, а уже в конце декабря 2007 года спецрейсом из Канады на «Боинге-747» были доставлены 2000 свиноматок канадской породы йоркшир и 25 хряков породы дюрок. Как отмечают эксперты, именно благодаря энергии переработчиков интерес к мясопроизводству передался и крупному бизнесу.

    Новый свинокомплекс для компании — это постоянный рынок сбыта зерна. Под дополнительную кормовую базу для поросят будет обработано около 10 тыс. гектаров бросовых земель района и построен завод по производству комбикорма.

    Весной 2007 года компания приобрела в собственность несколько ферм по разведению крупнорогатого скота молочных и мясных пород. Всего за полгода поголовье увеличилось на 20%. Сейчас на ферме содержится 700 бычков мясной породы герефорд. В развитых европейских странах такого скота насчитывается до 80%, это мясо считается одним из самых вкусных, полезных и при том одним из самых дорогих.

    Эффективно работающий свинокомплекс способен значительно повысить налоговые поступления в бюджеты всех уровней. В один только местный бюджет после выхода на проектную мощность планируется отчислять не менее 5 млн руб. ежегодно.

    Инструмент интервенции

    Михаил Васильев одержим идеей постоянно разрабатывать новые продукты, выходить на новые рынки. Наладив производство и рынок сбыта в своем регионе, Васильев не захотел останавливаться на достигнутом. Первым регионом, с которого началось расширение рынка сбыта, стал Алтайский край. Во-первых, бизнесмен сам родом из Барнаула, во-вторых, в 1999 году в Барнауле наблюдался явный дефицит качественных колбасных изделий. В Барнауле на момент появления продукции существовало около 35 официально действовавших мини-цехов, которые не могли обеспечить достойное качество. А тут Кузбасский пищекомбинат пришел сразу с дорогими продуктами. Практически через месяц несколько «гаражных» колбасных цехов закрылось, а доля КПК в Барнауле начала планомерно увеличиваться.

    «Прежде чем создавать собственные производственные мощности в других регионах, нужно научиться решать проблему эффективного управления, — отмечал Михаил Васильев. — Действительно, два-три года назад норма прибыли в отрасли была высокая, и можно было позволить себе какие-то потери (возникающие при открытии филиалов в других городах). Мы пошли по пути концентрации. Поставили перед собой цель максимально качественно проработать все ниши на отдельно взятом рынке. Создать качественную структуру продаж. Сейчас, имея представительства во всех регионах, мы находимся в стадии размышления над тем, как развивать бизнес дальше. Сегодня торговые компании очень требовательны, они не прощают малейших ошибок. Более того, розничные сети стремятся переложить свои издержки на переработчика».

    В настоящее время КПК реализует продукцию не только в краевом центре, но и в районах. Средний прирост доли рынка на Алтае составляет 5–10% в месяц. Таким образом, можно сделать вывод, что с приходом КПК в Барнауле сложилась тенденция роста потребления в сегменте дорогой деликатесной продукции.

    Следом за Алтайским краем КПК ступил на новосибирскую землю (2003 год), а затем пришел в Томск (2004 год). По собственным оценкам КПК, в Новосибирске доля предприятия на профильном рынке составляет 10–15%, динамика роста продаж — 10%. В Томске доля рынка — около 15%.

    По мнению директора по розничным продажам ЗАО «Чибис» Дмитрия Чуева, в Кемеровской области Кузбасский пищекомбинат является лидером продаж в Новокузнецке и на юге Кузбасса, однако в северной части области предпочтения покупателей складываются в пользу продукции крестьянского хозяйства А. П. Волкова: «Что касается соседних регионов, то в каждом из них есть приоритетные марки из числа местных производителей, поэтому у КПК есть какая-то доля рынка, но недоминирующая».

    По мнению Михаила Васильева, многое в развитии компаний-производителей зависит от взаимодействия с торговыми сетями: «А их отношение к нам оставляет желать лучшего. Торговый бизнес набирает силу и диктует производителям свои условия. Агрессивная политика, которой сейчас придерживаются многие торговые сети, для производителей губительна. Перекладывая свои проблемы на других, торговая сеть оказывает себе медвежью услугу».

    В то же время, по мнению начальника департамента потребительского рынка АКО Елены Мазанько, торговые организации в Кемеровской области весьма лояльны к местным производителям: «Наши условия просты и понятны: не менее 50% товаров должно быть местного производства, и для них должны быть созданы определенные условия. Те, кто наши условия не принимает, уходят работать в другие регионы».

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ