Стоит ли отдавать ребенка в частную школу?

Обзор рынка частного среднего образования в Новосибирске

Большинство государственных школ Новосибирска давно поделились на «статусные» и «обычные». Это порой приводит к тому, что хорошая школа переполнена и в классах учится по 30 человек, а «обычная» остается не только без учеников, но и без многих учителей. Выходом в данной ситуации может стать частное образование. Люди, которые заняты в бизнесе и хорошо зарабатывают, хотят дать своим детям самое лучшее, поэтому для них важно знать, какие частные школы могут гарантировать их ребенку действительно качественное образование. Редакция «КС» продолжает серию материалов, которые должны помочь нашим читателям лучше ориентироваться в предлагаемых им товарах и услугах. В начале 2012 года мы бы хотели поднять вопрос о существующих и хорошо зарекомендовавших себя в Новосибирске НОУ.

Мы опросили все негосударственные частные школы, кроме конфессиональных (их в Новосибирске не так много, и если родитель пожелает дать своему ребенку религиозное образование, ему не придется столкнуться с трудностями выбора). Всем были заданы одни и те же вопросы.

  • Среднее количество человек в классе
  • Преподавательский состав
  • Стоимость обучения и что в нее входит
  • Статистика по ЕГЭ
  • Уклон школы и система обучения
  • Количество медалистов в 2011 году
  • Дополнительные проекты
  • Общее количество учеников
  • Год и причины образования школы

В итоге корреспондент «КС» выяснил, что цена за обучение часто зависит от позиционирования школы и ее претензии на «статусность». Отзывы родителей, воспользовавшихся услугами частного образования в Новосибирске, читайте на сайте с понедельника, 20 февраля.

Негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Веритас».

Калининский район.
Спикер: директор Елена Косенкина.

1. Среднее количество человек в классе. Девять (от шести до 15 человек в классе).

2. Преподавательский состав. Многие из постоянно работающих учителей имеют первую или высшую квалификационную категорию. Часть предметов преподают совместители из вузов и других школ. Госпожа Косенкина отдельно отмечает следующих сотрудников: «Мы гордимся Ириной Петровой, учителем русского языка и литературы, человеком, который, кроме знаний, наполняет светом души ребят, применяет на уроках самые современные технологии с учетом психофизиологических возможностей учащихся; старшим воспитателем, учителем изобразительного искусства, художественного труда и ОБЖ Еленой Анциперовской, которая в школе со дня основания, учителями начальной школы Ольгой Дороженко и Людмилой Геккель, учителем истории Еленой Валиевой. Все наши учителя прекрасно знают свои предметы, любят их, умеют грамотно и интересно включить учащихся в образовательный процесс, кроме того, уважают личность ученика и заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок развивался со своей «стартовой» площадки».

3. Стоимость обучения. 14 тысяч 500 рублей в месяц. В полную стоимость входят полнодневное содержание, трехразовое питание, базовый курс предметов и полное обеспечение (книги, тетради, ручки и прочие мелочи).

4. Статистика по ЕГЭ. Удовлетворены баллами, предоставленными в «Общей таблице с результатами НОУ».

5. Уклон школы и система обучения. Изначально в школе много внимания уделялось экономико-правовому направлению. На данный момент образовательное учреждение предоставляет универсальное классическое образование. «Считаем, что «урезать» основные предметы не имеем права. Согласны, что дети имеют право выбора направления, но также знаем, что они имеют право передумать и поменять его, а потому основные предметы даются в полном объеме», — говорит директор Косенкина. Для успешного поступления в вуз в старших классах предусмотрены факультативные занятия. И в средней, и в старшей школе обучение личностно-ориентированное, с использованием технологии «Критическое мышление». В начальной школе применяются игротехнологии: первый класс обучается по стандартам второго поколения по программе «Начальная школа XXI века» с использованием интерактивных технологий, 2–4-й классы — по программе «Школы России». В арсенале педагогов — интерактивные доски, выход в Интернет. Помимо этого, школа является инклюзивной.

6. Количество медалистов. В 2012 году ожидается два медалиста — одно «золото» и одно «серебро».

7. Дополнительные проекты. Танцевальная, музыкальная, театральная студии; хор; обучение игре на фортепиано, на струнных инструментах: домра, гитара; музицирование; большой теннис; боевое самбо; бассейн; ЛФК; изостудия; бисероплетение; мягкая игрушка; большое количество кружков в рамках внеклассной работы.

8. Общее количество учеников. 91 человек.

9. Год образования школы. Школа была создана в 1993 году как организация, в которой наряду с общеобразовательными предметами много внимания уделялось сохранению здоровья, — были организованы бассейн, ЛФК, обливание холодной водой, проводились занятия по хатха-йоге, восточным единоборствам.

Негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Таланъ».

Октябрьский район.
Спикер: директор Нина Аникина.

1. Среднее количество человек в классе. 12–16 человек.

2. Преподавательский состав. Нина Аникина гордится всеми учителями, работающими в школе «Таланъ». В коллективе есть преподаватели, имеющие первую и высшую квалификационную категорию, победители районных и городских конкурсов учителей.

3. Стоимость обучения. 15 тысяч 500 рублей в месяц. В нее входят все предлагаемые образовательные услуги, в том числе факультативы и кружки, пребывание в школе с 8.00 до 18.00, трехразовое питание и транспортное обслуживание.

4. Статистика по ЕГЭ. Помимо традиционной статистики и неплохих результатов ЕГЭ (см. табл. 1), у школы есть яркие победы — в 2009-м и 2010 годах выпускники «Таланъ» показали на ЕГЭ самые высокие результаты в Октябрьском районе по химии.

5. Уклон школы и система обучения. Уклон универсальный. Мультипрофильная система позволяет достичь самореализации каждого ребенка, поэтому выбор направления осуществляется индивидуально.

6. Количество медалистов. В 2011 году выпуска не было, в 2010-м — одна серебряная медаль (количество выпускников — 12), в 2009-м — одна золотая и три серебряных (количество выпускников — 15).

7. Дополнительные проекты. В школе имеются шахматная студия, студия мягкой игрушки, изостудия, баскетбольная секция. Главной гордостью школы является театральная студия «Таланъ» — многократный победитель и лауреат городских, областных и международных конкурсов.

8. Общее количество учеников. 145 человек.

9. Год образования школы. Школа открылась в январе 1993 года. Было набрано 56 первоклассников. Вплоть до 1996 года руководство и сотрудники школы находились в поиске новых программ, форм, способов работы с детьми. Каждый год набирались только первые классы. По мнению Нины Аникиной, именно благодаря этому факту постепенно год за годом складывалась уникальная «талановская» атмосфера: «Наши ученики вместе с нами «сражались» за репутацию «Талана», отдавая родной школе любовь, поддержку и свои победы. Сегодня у «Талана» 97 выпускников, 14 из них медалисты, все годы участия в ЕГЭ наши результаты выше средних, хотя нельзя сказать, что это наша главная цель — мы не отбираем в первый класс детей по потенциалу обучаемости, у нас нет амбиций гимназических школ. При наборе детей мы оцениваем лишь свои способности оказать эффективную помощь и предоставить ребенку возможность для самореализации».

Негосударственное образовательное учреждение среднего общего образования «Образовательный комплекс школа-сад «Наша Школа».

Октябрьский район.
Спикеры: генеральный директор Валерий Николаев, директор Татьяна Хлебникова.

Генеральный директор Валерий Николаев1. Среднее количество человек в классе. 17–19 человек.

2. Преподавательский состав. «Наша Школа», по словам Татьяны Хлебниковой, — это новый тип образовательного учреждения. Школа-лаборатория, работающая в концепции «Школа развития способностей»: «Основной костяк учителей — творческие люди, параллельно занимающиеся научной деятельностью в области методологии, психологии, философии, педагогики. Преподаватели осуществляют разработку и внедрение инновационных, методических, дидактических, диагностических средств образования деятельностного и мыследеятельностного типа, составляют рабочие программы в рамках ФГОС, участвуют в работе научных конференций, ведут работу над проектами школы», — резюмирует госпожа Хлебникова. Учителя школы: Валерий Николаев, Руфия Стрельникова, Виктория Баранская, Алена Николаева, Оксана Щичко, Яков Мисюра, Татьяна Елезова.

3. Стоимость обучения. 15 тысяч рублей в месяц. В нее входят нахождение в школе полный день и курс обязательных предметов. Факультативы, кружки и питание оплачиваются отдельно. Стоимость каждого из дополнительных занятий не превышает 500 рублей в месяц.

4. Статистика по ЕГЭ. Средний балл ЕГЭ по итогам 2010-го и 2011 учебных годов выше регионального результата на 2–12,5 балла.

5. Уклон школы и система обучения. Педагогический коллектив НОУ «Образовательный комплекс школа-сад «Наша Школа» провозгласил как основу работы системно-деятельностный подход. «В повседневной образовательной практике, — рассказывает Татьяна Хлебникова, — учитель руководствуется положениями этого известного научного подхода, которые нашли отражение в соответствующих теориях, работах известных ученых — Леонтьева, Гальперина, Талызиной, Эльконина, Щедровицкого, Ладенко, Давыдова, Громыко и других авторов. Смысл состоит в том, что в ходе урока и внеурочного занятия полностью должна разворачиваться структура деятельности ученика: от мотива к деятельности до рефлексии по ее результату. То есть не декларация учителем каких-то прописных истин, а самостоятельная деятельность ребенка по самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию». С февраля 2006 года «Нашей Школе» присвоен статус областной экспериментальной площадки по теме «Школа-лаборатория мыследеятельностного и деятельностного содержания образования».

6. Количество медалистов. В 2011 году, как и в 2010-м, медалистов не было (аттестаты с отличием были). Последняя золотая медаль была в 2008 году. Тем не менее коллектив школы не считает это главным показателем: «Ученики школы побеждают на олимпиадах в области и стране, различных конкурсах и международных студенческих конференциях».

7. Дополнительные проекты. Школа имеет собственное телевидение, студию кино- и телевизионного мастерства. Во второй половине дня реализуется проект «Детско-взрослая Академия», где дети занимаются по принципу мастер-подмастерье-ученик в лаборатории школьника «Интеллект и культура школьника», много лет ведется семинар среди подростков «Школа эффективного лидерства», проводятся учебные и производственные организационно-деятельностные игры, действует художественно производственная компания «Делари». Также предусмотрены традиционные кружки и факультативы: вокальные группы, хор, игры на музыкальных инструментах. На базе школы работает региональное представительство Центра тестирования МГУ. Тестирование ведется по программам «К-ЕГЭ: Подготовка» и «Профориентатор».

8. Общее количество учащихся. 160 человек.

9. Год образования школы. Школа была открыта в ноябре 1994 года для создания качественно новой развивающей образовательной среды для школьников и учителей, развития инновационного деятельностного и мыследеятельностного содержания образования в пространстве Новосибирска.

Негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Экселенс-С».

Железнодорожный район.
Спикер: директор Надежда Дмитриева.

1. Среднее количество человек в классе. Восемь человек.

2. Преподавательский состав. Госпожа Дмитриева отмечает, что школа гордится своими опытными, внимательными учителями: «С ребятами работают внимательные педагоги, обладающие технологией и методикой индивидуального обучения». Многие преподаватели имеют высшую и первую квалификационную категории. 31% учителей школы имеют правительственные и ведомственные награды.

3. Стоимость обучения. 13 тысяч 200 рублей в месяц. В нее входят все предметы государственного образовательного стандарта, широкий спектр внеклассной деятельности.

4. Статистика по ЕГЭ. По словам Надежды Дмитриевой, выпускники школы всегда набирают баллы выше средних показателей по образовательным учреждениям Новосибирской области и России.

5. Уклон школы и система обучения. Школа работает по классическим стандартным программам, рекомендованным МО РФ. Преподаватели предоставляют индивидуальный подход к каждому ребенку. На сегодняшний день школой пройден первый этап повторной аккредитации. Выпускные классы прошли независимую экспертизу оценки качества по физике, истории, а 4 класс — по русскому языку и окружающему миру.

6. Количество медалистов. Шесть.

7. Дополнительные проекты. Работают шахматный, театральный и танцевальный кружки, ЛФК, хор, танцы, изостудия, рукопашный бой.

8. Общее количество учеников. 80 учеников.

9. Год образования школы. Школа открылась в 1992 году.

Негосударственное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования школа «Юнион».

Советский район.
Спикер: директор Екатерина Орлова.

1. Среднее количество человек в классе. Девять человек.

2. Преподавательский состав. Педагогическим коллективом школы, уровню профессионализма которого дана высокая оценка экспертами Совета Европы, разработана и апробирована технология индивидуализированного обучения в условиях работы школы полного дня.

3. Стоимость обучения. 12 тысяч рублей в месяц. В нее входят базовый курс предметов, пребывание в школе полный день, питание, дополнительные занятия, факультативы, консультации по домашнему заданию, часть учебников.

4. Статистика по ЕГЭ. Удовлетворены баллами, предоставленными в «Общей таблице с результатами НОУ».

5. Уклон школы и система обучения. На сегодняшний день школа «Юнион» является единственным общеобразовательным учреждением в Академгородке, работающим в режиме полного дня: все дети с 1-го по 11-й классы находятся в школе с 9.00 до 18.00, организовано трехразовое горячее питание. В основе концепции школы лежат деятельностные и мыследеятельностные принципы, которые позволяют осуществить переход от школы-усвоения ЗУНов к школе развития способностей, указанный в государственной инициативе президента Дмитрия. Медведева. Одной из важнейших особенностей работы школы, по словам администрации школы, является ее особая образовательная среда. Екатерина Орлова отмечает: «Разумное сочетание традиционных и инновационных педагогических технологий, малая наполняемость классов (по уставу не более 10 учащихся), обстановка психологического комфорта, взаимное уважение учитель–ученик–родитель и совместное планирование и «проживание» событий позволили школе эффективно перейти на новые образовательные стандарты». Еще одной особенностью школы является ее открытость и участие родителей в формировании, планировании и мониторинге образовательного пространства.

6. Количество медалистов. На данный момент школа еще не выпускала медалистов.

7. Дополнительные проекты. В школе организованы студия керамики, шахматный клуб, театральный кружок, изостудия, балетная студия, теннисная секция, экологический кружок, кружок «Умелые руки», музыкальная студия, клуб интеллектуальных игр, которые открыты не только для учеников школы, но и для всех детей Академгородка. На общем фоне ухудшения состояния здоровья детей особое внимание уделяется здоровью: утро в школе начинается с обязательной для всех зарядки, два раза в неделю младшее и среднее звенья посещают бассейн, каток, в школе введено правильное питание. Коллективом педагогов разработан и успешно реализуется во время динамических пауз проект «Подвижные игры», когда учащиеся старших классов обучают младших школьников игре в различные подвижные игры (лапта, «третий лишний» и др.).

8. Общее количество учеников. 60 человек.

9. Год образования школы. «Юнион» открылся в феврале 2007 года в Академгородке. Он был создан по социальному заказу родителей и при активном содействии СО РАН. Учредителями выступил коллектив педагогов-единомышленников. За прошедшие пять лет не только осуществились формирование и становление школы, но и получена внешняя оценка результатов работы школы за 2007–2011 годы:

  • получение свидетельства государственной аккредитации в апреле 2008 года;
  • получение муниципального заказа на образовательные услуги ГУО мэрии Новосибирска (2008 год);
  • награждение дипломом «Сибирской ярмарки» «УЧсиб-2009»;
  • благодарственное письмо Совета депутатов Новосибирска (2010 год);
  • получение бессрочной лицензии на образовательную деятельность (2011 год);
  • высокий процент поступления в вузы не только Новосибирска, но и европейских высших учебных заведений.

Негосударственное образовательное учреждение с углубленным изучением английского языка «София».

Железнодорожный район.
Спикер: директор Елена Чекалина.

директор Елена Чекалина1. Среднее количество детей в классе. 10–15 человек.

2. Преподавательский состав. В школе работают два кандидата педагогических наук, три отличника народного просвещения, 80% учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию, 40% учителей — второе высшее образование, один преподаватель учится в аспирантуре НГПУ, пять учителей «Софии» преподают по авторским программам. Все преподаватели систематически проходят курсы повышения квалификации, участвуют в конференциях разного уровня.

3. Стоимость обучения. 10 тысяч рублей в месяц. В нее входят основные и элективные занятия, факультативы, консультации. Группа продленного дня и питание оплачиваются отдельно.

4. Статистика по ЕГЭ. См. таблицу.

5. Уклон школы и система обучения. Школа повышенного статуса с углубленным изучением английского языка. Реализует концепцию личностно ориентированного обучения.

Образовательные услуги определяются реализацией образовательных программ, разработанных на основе:

  • ФГОС НОО (стандарты второго поколения) в 1-м классе;
  • федерального компонента государственного образовательного стандарта (стандарты первого поколения) во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м, 6-м, 7-м, 8-м, 9-м, 10-м, 11-м классах;
  • в школе 15 лет реализуется программа «Личностно ориентированное образование через интеграцию гуманитарных дисциплин» (учащиеся 3–11-х классов принимают участие в научно-практических конференциях и круглых столах);
  • реализуется программа по подготовке старшеклассников к поступлению в вуз через систему элективной подготовки.

В рамках реализации основной образовательной программы в школе оказываются дополнительные образовательные услуги:

  • углубленное изучение английского языка;
  • углубленное изучение истории;
  • спецкурсы: английский язык, «Страницы истории Великобритании и России», «Природные богатства Великобритании», «Молодежь и культура Великобритании»; страноведение;
  • факультативы и элективы по истории, обществознанию, математике, русскому языку, биологии, информатике.

6. Количество медалистов. Общее количество медалистов за все годы выпуска — 13 человек.

7. Дополнительные проекты. Студия по изготовление керамики, бисероплетение; театральная студия; изостудия «Ракурс; подготовка к ЕГЭ; лицензированный лингвистический центр «София» (изучение английского, французского языков).

8. Общее количество учеников. 108 человек.

9. Год образования школы. Про историю создания школы «София» можно прочитать в интервью с Еленой Чекалиной.

Негосударственное образовательное учреждение «Эврика».

Спикер: директор Александр Папко.

директор Александр Папко1. Среднее количество человек в классе. Шесть-восемь человек.

2. Преподавательский состав. Господин Папко считает, что главное в учителях его школы — это подход к детям: «Учитель должен сначала в интересной форме объяснить ребенку, зачем ему это необходимо знать, а потом уже требовать от него этого знания. Наш учитель не сковывает, а освобождает, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает».

3. Стоимость обучения. 6 тысяч 500 рублей в месяц. В нее входят базовый курс предметов, элективная подготовка в старших классах и полный день пребывания в школе. Столовая и транспортная доставка оплачиваются отдельно. Таким образом, средняя стоимость обучения одного ребенка составляет порядка 10 тысяч рублей в месяц.

4. Статистика по ЕГЭ. Статистике ЕГЭ, по словам Александра Папко, в школе не уделяется особого внимания: «Мы считаем, что ЕГЭ — крайне неудобная форма проверки знаний». Тем не менее господин Папко отмечает, что результаты выпускников «Эврики» занимают средние позиции в общей статистике по Ленинскому району.

5. Уклон школы и система обучения. Руководство и учителя школы согласны с идеями развивающего обучения. «У нас школа здравого смысла — минимум формализации обучения в начальной школе и индивидуально-личностный подход в старшей», — комментирует господин Папко. Он уверен, что современное образование построено таким образом, что может подавить у ребенка образное мышление. Кроме базовых предметов, в школе уделяется много внимания изобразительной деятельности и занятиям музыкой. Третий час физкультуры отведен под урок спортивных танцев. В старших классах ученик может выбирать себе элективные курсы для успешного поступления в вуз. Маленькие классы позволяют преподавателю в течение урока уделить достаточное количество внимания каждому ученику. Из предметов школьного курса наибольшее внимание уделяется математике.

6. Количество медалистов. За все годы выпуска в школе было два медалиста.

7. Дополнительные проекты. Во второй половине дня для детей организованы занятия по интересам, кружки, студии, бассейн, картинг, экскурсии в музеи и на выставки, игры на свежем воздухе, индивидуальные занятия по предметам. Уже несколько лет ученики школы имеют возможность посещать занятия в конном клубе. Все кружки и факультативы открываются и закрываются по мере необходимости.

8. Общее количество учеников. 56 человек.

9. Год образования школы. Негосударственное образовательное учреждение школа «Эврика» была образована в 1991 году. Александр Папко создал ее совместно с командой единомышленников, которым хотелось уйти от императивной системы обучения. Изначально «Эврика» планировалась как бизнес-школа, но впоследствии руководство отошло от этого направления.

Негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Аврора».

Заельцовский район.
Спикер: директор Людмила Дегтярева.

директор Людмила Дегтярева1. Среднее количество человек в классе. 17–20 человек, редко больше.

2. Преподавательский состав. Порядка 1/3 учителей работают со дня основания школы. Людмила Дегтярева гордится этими людьми, понимающими все тонкости специфики работы в подобной частной школе. Госпожа Дегтярева отмечает, что в «Авроре» нет жестких авторитарных людей. Все преподаватели школы — гибкие личности, готовые постоянно учиться и совершенствоваться. НОУ «Аврора» тратит порядка 150–200 тысяч рублей в год исключительно на дополнительное обучение кадров. Все четыре завуча Людмилы Дегтяревой имеют второе высшее образование. Даже школьный врач имеет дополнительное педагогическое образование. «Надо воспитывать кадры и не жалеть средств, чтобы сотрудники были компетентны», — резюмирует Людмила Дегтярева.

3. Стоимость обучения. 13 тысяч рублей. В нее входят обучение, питание (в зависимости от возраста ребенка двух- или трехразовое), различные секции, кружки и факультативы, пребывание в школе полный день, услуги психолога, логопеда и тьютера, медицинская страховка и учебники (кроме тетрадей-учебников). Лингвистический центр и центр подготовки к ГИА и ЕГЭ оплачиваются дополнительно.

4. Статистика по ЕГЭ. Удовлетворены баллами, предоставленными в «Общей таблице с результатами НОУ».

5. Уклон школы и система обучения. «Аврора» является школой с инклюзивным образованием. Суть его заключается во включении детей с особыми образовательными потребностями и отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников. Таким образом, и обычные дети вырастают более милосердными, и ребята с проблемами социализируются и смогут найти свое место в жизни. Подобная система обучения требует больших знаний и внимания от преподавателей, которым необходимо проследить за принятием сложного ребенка детской, родительской и преподавательской средой. Людмила Дегтярева признает, что некоторые из этих детей в определенный период времени могут не вписываться в детский коллектив, но это не исключает возможность их социализации в будущем. Помимо этого, много внимания в школе уделяется работе не только с детьми, но и с родителями: «Ни в коем случае ни на одном родительском собрании никогда не будут во всеуслышание обсуждаться проблемы конкретного ребенка».

6. Количество медалистов. Ближайшие медалисты ожидаются в школе через два года.

7. Дополнительные проекты. При школе работают секция восточного единоборства, несколько хоров и вокально-инструментальных ансамблей, есть возможность индивидуально заниматься на флейте, скрипке и фортепьяно, имеется центр подготовки к ГИА и ЕГЭ, лингвистический центр, где есть возможность параллельно с аттестатом обычной школы получить канадский аттестат, дающий право поступать в вузы англоговорящих стран. Процесс образования новых элективных курсов, факультативов, кружков в школе прост — если есть несколько желающих, школа всегда готова найти необходимого преподавателя и запустить новый проект.

8. Общее количество учеников. 256 человек.

9. Год образования школы. День рождения школы — 6 сентября 1993 года. Тогда Людмила Дегтярева работала в одной фирме, которая занимала половину заброшенного детского садика. Вторая половина пустовала, и госпоже Дегтяревой, бывшему директору общеобразовательной школы, пришла мысль открыть там частную «престижную» школу, в которой дети смогли бы получать классическое образование с обязательным изучением этикета и нескольких языков. С того времени представления Людмилы Дегтяревой о том, какой должна быть частная школа, сильно изменились: госпожа Дегтярева поняла, что хочет создать заведение, в котором не отказывали бы ни одному ребенку, вне зависимости от степени тяжести его болезни, и в 1995 году «Аврора» встала на путь инклюзии.

Резюме:

Главный критерий для выбора между частной и государственный школой, по словам директоров частных школ, — это то, что именно родитель и ребенок хотят получить от образования. Некоторые дети, абсолютно независимо от уровня доходов родителей, прекрасно чувствуют себя в общеобразовательных или статусных государственных школах. Людмила Дегтярева отмечает, что сегодня обучение в частной школе — это дело не престижа, а здравого смысла. В некоторых случаях такое образование сможет стать билетом в жизнь. Если семья склоняется в сторону частного образования, то при выборе между НОУ, как считает Нина Аникина, уже сложно будет ошибиться, так как те школы, которые спустя два десятка лет существования частного образования в Новосибирске выжили и выстояли, «превратились в действительно самобытные, разные миры», резюмирует госпожа Аникина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ