Елена Чекалина: «Открыть частную школу не так сложно»

Зачастую, когда предприниматель начинает свой путь в бизнесе, он обращается к ритейлу. Также популярным стало открытие своего салона красоты или предприятия общепита. При этом такая бизнес-ниша, как частное образование, представлена в Новосибирске достаточно слабо. О сложностях в образовательном бизнесе корреспондент «КС» ПОЛИНА ЗВЕЗДИНА побеседовала с кандидатом педагогических наук, директором НОУ «София» ЕЛЕНОЙ ЧЕКАЛИНОЙ.

— Насколько, по вашему мнению, рынок частных школ высококонкурентен? Почему этот бизнес не слишком распространен?

— Я бы не сказала, что этот бизнес не распространен, — на сегодняшний день в Новосибирске существует большое количество частных образований. Другой вопрос, что далеко не все из них имеют лицензию и аккредитацию. Конкуренцию именно «Софии» могут составить только те школы, которые, во-первых, давно на рынке образовательных услуг («София» существует 23 года. — «КС»), а во-вторых, те, которые прошли и лицензирование, и аккредитацию. При этом аккредитованные и лицензированные школы, успевшие зарекомендовать себя в течение длительного времени, практически не конкурируют между собой. Между директорами, наоборот, присутствует некоторое единение, потому что проблемы у нас одни и те же. Нами была создана ассоциация частных школ, во главе которой стоит директор НОУ «Аврора» Людмила Дегтярева. Вместе проще решать все вопросы. И уж конечно, вы не услышите ничего плохого от директора одной частной школы о другой. Кроме того, в Новосибирске на этом рынке сложилось определенное разделение — у каждого учреждения есть спецификация. Ряд школ принадлежит различным конфессиям, а среди светских школ легко выбрать, если родители ребенка четко знают, на что они хотят сделать акцент в образовании своего чада. Например, если вы хотите развивать у ребенка «супермышление», то для этого лучше подходит «Наша школа», если требуется инклюзивное образование, то с этим справятся преподаватели «Авроры». «София» хорошо подходит для детей со склонностью к гуманитарным наукам, так как является школой с углубленным изучением английского языка. Бывает, когда звонят родители и описывают ситуацию, мы сами же можем посоветовать своего «конкурента», если поймем, что именно он лучше всего справится с поставленными задачами.

— Есть ли в вашем бизнесе какие-то нюансы, которые характерны только для данного сегмента?

— Первое, что необходимо отметить, это то, что мы являемся некоммерческим учреждением, то есть мы не имеем права получать прибыль, даже несмотря на то, что у нас форма собственности частная. Но зато у нас льготное налогооблажение. Если же мы все-таки введем дополнительные платные услуги — откроем, например, типографию, то от льгот придется отказаться. Также иногда бывают сложности с государственным лицензированием, поскольку когда к нам приходят различного рода комиссии, мы можем заметить несколько предвзятое отношение к частной школе. Могу сказать, что проверяют нас очень тщательно.

— Насколько сложно организовать этот бизнес?

— Сейчас открыть частную школу, на мой взгляд, не так сложно. Все этапы давно кем-то пройдены, и можно просто обратиться к директору частной школы или садика и попросить рассказать, что и как нужно сделать, — мы не держим ничего в тайне. Конечно, в начале обязательно необходима определенная концепция и новые интересные решения, потому что при открытии частной школы в силу все-таки вступит конкуренция. Те, кто давно работает на рынке общеобразовательных услуг, друг с другом не конкурируют, но если вы только начали этот бизнес, надо обязательно подумать над тем, чем привлечь людей.

— Школа — это не салон красоты и не магазин, под нее требуются действительно большие площади. Насколько сложно частной школе решить проблему с арендой?

— Ни одна частная школа не имеет своего помещения, мы все их арендуем. Этот вопрос действительно проблемный. Вся аренда согласуется с департаментом земельных и имущественных отношений, и договор всегда подписывался лишь на 11 месяцев. Только в этом году, во время решения другой проблемы, мы смогли обнаружить «лазейку» и заключить договор аренды на пять лет. Теперь можем по крайней мере четыре с половиной года жить спокойно. А до этого я каждый год девять месяцев жила относительно спокойно, а потом два месяца собирала кучу документов. Но все же в Новосибирске грех жаловаться на государство: у частных школ в Новосибирской области хорошие отношения с властными структурами. Люди из управления образования поддерживают нас напрямую. Весь механизм взаимодействия отрабатывался очень долго, он довольно близок к совершенству, хотя до сих пор так и не дошел до идеала: например, в этом году чиновники вычеркнули из договора аренды повременную оплату. Это привело к ряду проблем. «София» располагается в школе № 137 на постоянной основе, но мы лишь иногда используем местную столовую и кабинеты физики и химии. Без повременной оплаты столовую, в которой мы бываем 20 минут, я должна оплачивать круглосуточно. Руководство 137-й школы пошло нам навстречу, но такие «огрехи» случаются периодически, и хотелось бы их избегать. Дело в том, что этот бизнес очень юридически незащищен, толком нет даже хороших юристов, которые бы знали все тонкости, — приходится разбираться во всем самим.

— Есть мнение, что работать в частной школе очень сложно, так как и у родителей, и у учеников более высокие требования к процессу обучения. Так ли это?

— Работать в частной школе действительно тяжело. Очень многие статусные учителя государственных школ не смогли найти общий язык с нашими детьми. Необходим индивидуальный подход, нужно учитывать огромное количество информации. Например, формально в классе сидит 15 школьников, у каждого свои проблемы, знания и возможности, и учителю все это нужно помнить, поэтому ему приходится вести как будто 15 уроков одновременно. Также существует определенная проблема с молодыми родителями. Сейчас к нам приходят родители, повзрослевшие в 90-е годы, и сложность заключается в том, что они относятся к образованию только как к услуге. Они заплатили деньги и не готовы быть участниками процесса обучения и воспитания, что пока еще не является в нашем обществе нормой. Тем не менее ребенок не виноват, что у его родителей такой подход, поэтому мы стараемся по мере возможности подстраиваться под эти новые веяния. Начинаем по-другому работать со школьником, если понимаем, что дома с ним совсем не занимаются. Главная наша задача — избежать дискомфорта для ребенка, чтобы он не чувствовал себя как-то ущемленно и неполноценно от того, что у него не все до конца сделано, начиная от творческого домашнего задания и заканчивая отсутствием блинов на какой-нибудь праздник, когда у всех мамы напекли, а у него нет.

— Кстати, и название школы, и оформление логотипа отсылает к славянской традиции. Насколько в школе делается упор на историю России и православия и как на это реагируют дети и родители?

— Такое название школе было дано исключительно потому, что имя-слово «София» обозначает в переводе с греческого «мудрость». Наша школа прежде всего светская, но на протяжении всех 23 лет существования у нас есть традиция, которую ввела основатель школы Елена Михайловна Шаталова: 30 сентября праздновать день святой Софии. Дети других конфессий либо просто не приходят, либо присутствуют как зрители — никаких конфликтов на этой почве ни разу не было. Обычно в этот день к нам приезжают отец Александр с матушкой Татьяной из Вознесенского храма, служат молебен и освящают кабинеты на хорошую учебу — дети особенно любят эту традицию. В конце отец Александр проводит беседы с первоклассниками о проблемах добра и зла, рассказывает историю Софии и ее дочерей. Также в школе существует и множество других традиций, никак не связанных с православием. Например, у нас бывают недели истории: в прошлом году мы устраивали стилизацию под 1970–1980-е годы, а в этом каждый класс изображал ту историческую эпоху, которую он сейчас изучает.

— Присутствуют ли у вас определенные проблемы при взаимодействии частной и общеобразовательной школ? Как ладят между собой ученики, учителя?

— Мы располагаемся здесь только третий год. Безусловно, перед тем, как мы переехали сюда, было очень много долгих разговоров, много встреч с попечительскими советами. В первую очередь мы сильно боялись, что школьники поделятся между собой на детей «богатеньких» родителей и обычных и перессорятся, но именно этого мы опасались совершенно напрасно — ничего подобного не случилось. Дети прекрасно общаются. Между руководством и учителями школ также не бывает конфликтов.

— Расскажите, как вы подбираете персонал?

— Я работаю в этой школе с 1994 года, и еще тогда сразу поставила себе задачу сформировать единое учительское пространство, поэтому сейчас передо мной проблема кадров не стоит столь остро, как могла бы. Тем не менее, чтобы сформировать такой коллектив, какой мы имеем сейчас, потребовалось много времени. Помню, как тогда, в 1990-х, директор, работавший в то время, постоянно хотела меня уволить, так как я то отправляла учителей на семинары, то сама на них ездила, то получала второе высшее, то писала кандидатскую диссертацию. Зато теперь все речи, которые ведутся о новых образовательных стандартах, для нас не страшны, потому что мы с 1995 года практикуем системно-деятельностный подход и давно уже ждали, когда такую форму обучения наконец-то введут в стране. Такая система позволяет не просто заполнять голову ребенка знаниями, а стратегически развивать его личность. Суть в том, чтобы понимать, зачем и почему ты это учишь. Наши ученики умеют анализировать и применять информацию. С другой стороны, государство само себе противоречит, поэтому перед директорами и учителями школ сейчас стоит глобальная задача — сделать так, чтобы параллельные прямые пересеклись. Так как нет ничего, что соотносилось бы между собой меньше, чем ЕГЭ и системно-деятельностный подход. Это даже если закрыть глаза на такие «мелочи», как третий час физкультуры. Идея хорошая, но где взять учителя и залы для занятий? Многие директора и педагоги серьезно недовольны реформами господина Фурсенко. Написаны все нововведения красиво, но изменения в образовании маловероятны без серьезных изменений всего учебного процесса. Хотя, конечно, нам проще, чем многим, так как у нас все же замечательный кадровый состав.

— Так как же все-таки сформировался ваш коллектив?

— Многих мы воспитали. У нас есть примеры, когда мы начиная со второго курса брали практикантов и выращивали из них специалистов. Бывало, что приходили хорошие кадры и из государственных школ, готовые меняться. Много преподавателей осталось в школе с 1994 года, когда я сама пришла в «Софию» — они росли и развивались вместе со мной.

— Когда вы рассказывали про общение ребят из обычной и частной школ, вы упомянули, что они прекрасно ладят. А в самой «Софии» вы замечали, чтобы дети мерились доходами родителей?

— Финансовые состояния родителей в «Софии» действительно абсолютно разные: от учителей до миллионеров. Не все могут просто достать из кармана 10 тысяч в месяц на обучение, но в классах я никогда не замечала выяснения отношений на эту тему. Конечно, кто-то может похвастаться новым телефоном или чем-нибудь вроде этого, но не более. Наверняка единичные случаи бывают, но они так и остаются единичными.

— Не возникает ли у детей и у родителей ощущения, что раз они платят за образование, то оценки должны быть хорошими?

— Сразу скажу, что у нас сейчас в школе 105 детей, которые учатся хорошо, и один отличник. Это не потому, что мы придираемся: если наш учитель ставит оценку, то она действительно соответствует уровню знаний ребенка. В свое время мы выпускали очень талантливые классы с четырьмя медалистами, сейчас у нас сильные ученики начальной школы. Показательно, что у наших выпускников нет двоек ни за ГИА, ни за ЕГЭ.

— Ваша школа все же больше тяготеет к гуманитарным наукам, а сейчас на кону технические специальности, нет ли по этому поводу возмущения у родителей или учеников?

— Нет. У нас в школе действительно гуманитарный уклон, но начиная с 9-го по 11-й класс на элективных курсах ученика углубленно готовят по любым предметам, которые он выбирает для будущей профессии. Тем более что лицензированные и аккредитованные частные школы дают по основным предметам не меньше часов, чем государственные общеобразовательные школы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ