И вновь начинается бум

Авторынок Сибири продолжает расти бурными темпами. За первое полугодие в регионе было продано более 75 тыс. новых автомобилей в сравнении с 30 тыс. в первом полугодии 2010 года. Такие результаты подталкивают автодилеров к активной экспансии и расширению бизнеса, потому как слишком высокие темпы роста могут привести к скорейшему перегреву рынка и очередному кризису. В связи с этим большинство участников авторынка расценивают сегодняшние дни как время для активных действий.

По итогам прошедшего полугодия титул автомобильной столицы СФО по праву достался Красноярску, на который пришлась пятая часть всех проданных в регионе автомобилей. Немного отстают от соседа Новосибирск с 18% рынка и Кемерово с 16% рынка. Причем если рассматривать Кемерово вместе с Новокузнецком, то на этот регион приходится большая часть всех проданных в Сибири автомобилей — 22%. В свою очередь самым малоактивным в плане продаж является Томск с 6% рынка.

Традиционным лидером продаж автомобилей в Сибири остается «АвтоВАЗ» с недосягаемым для ближайших конкурентов уровне продаж в 20 тыс. автомобилей. Вместе с тем госпрограмма утилизации постепенно перестает оказывать существенное влияние на продажи завода, именно поэтому темпы прироста «АвтоВАЗа» в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составляют скромные по текущим меркам 60%.

Второе место уверенно занимает японская Toyota. События в Стране восходящего солнца не помешали ей нарастить продажи в Сибири практически в два раза и тем самым значительно оторваться от ближайших преследователей. Давно известные по рынку праворульных машин Corolla, Camry и RAV4 уверенно закрепляют Toyota на первой строчке среди иномарок. Однако нельзя не заметить, что несмотря на высокие позиции в целом по Сибири, в отдельных ее городах продажи бренда уступают ближайшим конкурентам. Например, в Барнауле марка занимает лишь 6-е место, к тому же уступая Nissan.

Замыкает первую тройку интернациональный Chevrolet. Основной вклад в копилку марки делают нестареющая Niva, а также доступные модели Lacetti и Aveo. Больше всего Chevrolet любят в Омске, Томске и Кемерове, где этот бренд является лидером среди иномарок. Наиболее слабым регионом для Chevrolet стал Красноярск, где марка лишь замыкает Топ–5, и Иркутск, где бренд вообще находится лишь на 9-м месте по продажам.

Благодаря ажиотажному спросу на бюджетную модель Solaris корейская Hyundai сумела нарастить продажи в Сибири на 112% и занять 4-е место по продажам. В одном только Новосибирске марка смогла реализовать на 281% больше автомобилей, чем за аналогичный период 2010 года. Кроме Новосибирска, продукцию Hyundai высоко оценили в Барнауле и Новокузнецке, где марка занимает 3-е место по продажам, а наиболее прохладно ее встретили в Красноярске (7-е место) и Кемерове (9-е место).

Другая корейская марка — KIA — пока находится лишь на 6-м месте. Вследствие активной региональной экспансии и стремительного наращивания числа дилеров продажи автомобилей марки выросли на 132%, и марка поднялась с 8-го на 6-е место. Основные надежды дилеры KIA возлагают на бюджетную модель, которая станет аналогом Hyundai Solaris и позволит марке еще больше нарастить продажи в регионе. Продолжает расширяться и дилерская сеть KIA: так, за первое полугодие 2011 года компания подписала протоколы о намерениях сразу с двумя новосибирскими дилерами — «Альт-парком» и «Авто-Стар-Сибирь». Среди городов Сибири лучше всего KIA чувствует себя в Новокузнецке, где она занимает 2-е место по продажам и обгоняет по этому показателю Hyundai.

Между Hyundai и KIA в рейтинге располагается французская Renault. Основной вклад в продажи марки традиционно делают бюджетные Logan и Sandero. Однако на пятки Logan уже стремительно наступает Solaris. Следовательно, Renault с помощью «АвтоВАЗа» придется приложить усилия, чтобы оставить за собой сегмент бюджетных автомобилей. Больше всего автомобили Renault в первом полугодии предпочитали в Барнауле (2-е место) и Томске (4-е место). А вот в Кемерове, Омске и Иркутске марка располагалась лишь в конце Топ–10.

Рекордсменом рейтинга по темпам прироста можно считать японский Nissan. Несмотря на то что марка занимает лишь 7-е место, темп прироста в сравнении с первым полугодием 2011 года у нее составил 190%. Сильнее всего позиции у Nissan в Барнауле, Омске и Иркутске, где марка совсем недавно торжественно открыла полнофункциональный дилерский центр. Хуже всего Nissan по итогам полугодия себя чувствует в Томске, где занимает лишь 10-е место по продажам. Усилению позиций марки в Сибири должно способствовать расширение ее дилерской сети в Новосибирске. Так, за право быть вторым дилером Nissan в этом городе борются не только местные игроки, но и федеральные, например, санкт-петербургский РРТ.

Вслед за Nissan в рейтинге располагается УАЗ, который традиционно пользуется повышенным спросом в Иркутске, где необычайно сильны позиции внедорожников. Замыкают Топ–10 Ford и Uz-Daewoo. И если для последнего этот результат можно считать весьма высоким, так как модельный ряд марки состоит из двух моделей, долгое время выпускающихся без кардинальных конструктивных изменений, то для Ford такой итог можно считать достаточно скромным. В Новосибирске, Омске, Томске и Барнауле марка даже не входит в Топ–10. И лишь в Красноярске Ford уверенно занимает высокую 3-ю позицию в общем зачете. Таким образом, за год марка перебралась с 6-го на 9-е место в общем зачете.

Стоит отметить, что в целом состав Топ–10 в Сибири незначительно отличается от общероссийского. Характерной чертой сибирского рынка можно считать очень высокие позиции марки Toyota. Являясь лидером рынка СФО, в России эта японская марка занимает лишь 7-е место, уступая не только Renault, Hyundai и KIA, но и своему традиционному конкуренту — компании Nissan. Довольно скромно на фоне хороших общероссийских результатов (3-е место) чувствует себя в Сибири французский Renault. А немецкого Volkswagen, занимающего 9-е место по продажам в России, в сибирском Топ–10 нет вообще.

Если же говорить об автомобильных особенностях Красноярска и Новосибирска, то оба города находятся в русле общесибирских тенденций. Отличием Новосибирска можно считать наличие в Топ–10 марки Suzuki, которая в целом по Сибири занимает лишь 13-е место, а характерной чертой Красноярска — высокие позиции Ford. При этом в обоих городах сейчас набирает обороты японская марка Mitsubishi. В Новосибирске она продемонстрировала темп прироста в 278%, и в будущем имеет все шансы вновь стать полноправным конкурентом Nissan и Toyota.

Премиум-сегмент

В условиях стремительного роста рынка постепенно меняется расклад сил и в премиум-сегменте. Пока в целом по России лидером продаж является Mercedes-Benz, за которым следуют BMW и Audi, в Сибири лидером среди премиум-брендов по итогам полугодия с большим отрывом остается именно немецкий Audi. Несмотря на не столь большой прирост в 15%, марке удалось сохранить за собой 1-е место. Вместе с тем стремительно набирающий обороты Lexus (+269%) и восстанавливающий позиции Mercedes-Benz (+144%) могут со временем сделать гонку за 1-е место в премиум-сегменте более острой.

Так, уже сейчас Lexus занимает 1-е место среди премиум-брендов по продажам в Красноярске и Новосибирске. А уполномоченный партнер Lexus в Новосибирске — ГК «СЛК-Моторс» — вообще стал лидером в абсолютном зачете среди дилеров премиум-брендов Сибири. Поэтому как только Lexus обоснуется и в других городах Сибири, большой немецкой «тройке» придется предпринять значительные усилия для сохранения позиций. Пока же Lexus располагается в общем рейтинге лишь на второй позиции, преимущественно из-за не столь густой дилерской сети в Сибири.

3-е место занимает Mercedes-Benz, которому удалось восстановить позиции, слегка ослабившиеся из-за кризиса. В целом по России Mercedes-Benz, кстати, уже занимает 1-е место по продажам, обгоняя и Audi, и BMW, и Lexus. В абсолютных цифрах лучше всего автомобили с трехлучевой звездой на капоте среди городов Сибири продают в Красноярске, но это обусловлено объемами рынка, так как в целом марка уступает по продажам в городе ближайшим конкурентам.

На 4-м месте располагается BMW, продемонстрировавший прирост в 20% по итогам полугодия. Как и в случае с Mercedes-Benz, наибольшие продажи BMW делает Красноярск. Вместе с тем, с учетом открытия в июле дилерского центра «АвтоСтар-Сибирь» в Новосибирске, BMW может усилить свои позиции на рынке за счет столицы Сибири.

Замыкает Топ–5 британский Land Rover. Марке удалось не только нарастить продажи на 137%, но и расширить дилерскую сеть. Так, у марки в конце июля открылся дилерский центр в Кемерове, готовится к открытию салон в Барнауле. Среди премиум-брендов, не вошедших в Топ–5, можно отметить Cadillac, дилерский центр которого открылся в Новосибирске и планируется к открытию осенью в Красноярске.

Если говорить о наиболее востребованных моделях в премиум-сегменте, которые наиболее охотно брали в Сибири, то Топ–5 формируют три модели Lexus, а также по одной от Audi и Mercedes-Benz. Лидером по продажам является кроссовер Lexus RX, а LX и GX занимают 4-е и 5-е места в списке. На 2-м месте в абсолютном зачете располагается компактный внедорожник Audi Q5, который не столь значительно отстает от Lexus RX в плане продаж. Компанию внедорожников разбавляет бизнес-седан Mercedes E-Class, занимающий третью строчку в рейтинге.

Если рассматривать конкуренцию в отдельных размерных классах, то Audi лидирует в Сибири в классах D и F (Audi A4 и A8 соответственно), Mercedes — в классе Е (E-Class), а BMW — в классе С (1-series). Наконец, среди единичных продаж в регионе можно выделить спорткары Porsche 911 Turbo и 911 Carrera 4S, Audi TT и BMW Z4. Кроме того, сразу три купе-седана Porsche Panamera нашли в первом полугодии своих владельцев.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Оздоровление или везение? Последствия кризиса в сибирском автодилерском бизнесе

Директор по развитию автодилерской сети:

— В условиях кризиса часто говорилось об оздоровлении рынка, об уходе с него неповоротливых и малоэффективных компаний, о некоем естественном отборе, который пойдет всем на пользу. При этом многие опасались худшего с точки зрения отбора сценария, при котором такие компании все же останутся на рынке. Они просто успели вовремя переждать этот кризисный этап и вернуться с незначительными потерями, но отнюдь не с оздоровившимся организмом. Такие случаи, увы, были и в Сибири. Исходя из опыта моего общения с региональными сибирскими дилерами, могу отметить, что по-настоящему эффективных дилерских предприятий в регионе практически нет. Могу назвать лишь одну крупную красноярскую автодилерскую группу компаний и одного крупного иркутского дилера, значительно нарастившего портфель за последние годы.

Также нельзя проигнорировать тот факт, что в кризис на авторынок вышли совершенно новые участники, не имевшие опыта работы в этом сегменте рынка. Дело в том, что в кризис многие дилеры перешли в собственность банкам, которые ранее их активно кредитовали. Таким образом, у банков скопились активы, которыми они не умели эффективно управлять. Отдавать их за бесценок им не хотелось, поэтому они терпеливо ждали, не снижая стоимость этих активов. Сами дилеры, которым удалось выжить, интересовались возможностью заселения в пустующие центры и хотели заполучить дилерские центры в аренду на пять лет с последующим выкупом. Банки же никак не хотели идти на уступки и настаивали на единовременном выкупе дилерских центров или выкупе за небольшой срок, например, два года. Таким образом, стороны не могли прийти к компромиссу, и банки особо не торопились продавать автодилерские активы. Иногда им помогали заимствования извне. Так, к примеру, если банк может получить кредитные ресурсы от другого, более крупного банка или ЦБ, то ситуация для него становится лучше, и он может не торопиться избавляться от дилерских центров.

Так или иначе, на горизонте иногда появлялись богатые бизнесмены, никак не связанные с автобизнесом, которые были готовы купить у банков дилерские центры. Они легко это осуществляли, пытались авторизовать дилерские центры у импортеров, но быстро поняли, что, во-первых, везде есть свои требования, и во-вторых, любому дилеру необходима команда профессиональных управленцев. По прошествии некоторого периода времени эти бизнесмены уже не знали, как поступить со своими недавними покупками. Автобизнес ведь является далеко не самым лучшим способом вложения денег для инвестора: для него характерны высокие сроки окупаемости, а его маржинальность со временем будет только падать. Бизнесмены, не связанные с автобизнесом, хотят «отбить» инвестиции в течение короткого периода времени, но в силу специфики бизнеса им это редко удается. Таким образом, и в этом случае на рынке так и не появилось весомых и устойчивых игроков с отлаженными бизнес-процессами. Поэтому оздоровление авторынка нам только снится.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ