Неакадемическое искусство в Академгородке

В новосибирском Академгородке прошел фестиваль, который называется просто, без затей: «Арт-Тайга». Здесь можно было бы скептически добавить: еще один. В том смысле, что разнообразных фестивалей проводится столько в самых разных сферах (музыкальные, пивные, литературные, меда и пр.), что еще одно мероприятие с таким статусом — не сенсация. Руководитель «Арт-Тайги» Сергей Самойленко рассказал о содержании этой необычной культурной инициативы в жанре ленд-арта.

Вышка со смыслом

У «Арт-Тайги» несколько организаторов. Сначала Фонд «Сибирский центр современного искусства» и журнал «Современный Интерьер — Сибирь» предложили идею фестиваля, в основе которого был бы ленд-арт, но который мог бы включать и другие направления современного искусства, от видеоарта до театра и литературы. Академгородок в качестве территории — очевидное решение. Потенциальные потребители современного искусства — образованная молодежь и интеллигенция. Смысл — придвинуть искусство к людям и посмотреть, что получится. Пилотный проект был придуман именно для Академгородка и подразумевал весь комплекс значений слова «Вышка». Оно отсылает сразу к нескольким ключевым для Сибири и России в целом понятиям и реалиям: «вышка» как символ высшей степени чего-либо, как обозначение высшей школы, как реалии российской и сибирской истории (вышка караульная), как символ современной экономики (нефтяная) и информационного пространства (телевышка).

Все эти смыслы хорошо подошли для фестиваля в крупнейшем научном центре, построенном в сердце Сибири, в тайге, вдали от столиц. Более того, когда идею этого проекта обсуждали с руководителем общественного фонда «Академгородок» Натальей Пинус (еще один организатор), то выяснилось, что вышка как таковая существует: на краю старого футбольного поля НГУ стоит бетонно-металлическая конструкция, вышка, которую когда-то использовали для астрономических наблюдений ученики ФМШ, а в последнее время — местные скалолазы для тренировок. Техническое обеспечение взяло на себя Агентство событий «Ура!». Такой сложился квартет организаторов.

Фестиваль планировали провести летом, возможность появилась благодаря гранту Департамента культуры мэрии, но в силу различных причин пришлось отложить мероприятие на первую половину сентября в расчете на обещанное бабье лето. НГУ оказался заинтересован в подобном событии и всячески поддержал начинание, обеспечив и режим благоприятствования на площадке, и общежитие для участников. В общем, несмотря на очень скромный бюджет, сжатые сроки подготовки и не оправдавшую обещаний погоду фестиваль состоялся.

Мир, знания, футуризм

Фестиваль действительно сделал ставку на ленд-арт, хотя многие объекты социальной и политической направленностью были близки актуальному искусству. Вышка стала центральным проектом, вокруг которого разместились остальные работы. К участию в фестивале пригласили художников, дизайнеров и архитекторов из региона и Новосибирска. Кто-то не смог, кто-то сошел с дистанции из-за погоды, но, тем не менее, итог был вполне убедительным: более десятка объектов разной степени завершенности и сложности были предъявлены зрителям 13 сентября, в день открытия.

Омские художники Дамир Муратов и Дмитрий Вирже создали отчетливо антивоенный парный объект — галерею «Окоп» (по всем фортификационным правилам выкопанное укрепление, в котором разместилась небольшая выставка) и сделанные из покрышек и бревен «Солдатские молитвенные барабаны», посылающие к небу солдатские молитвы. В пандан этим работам Татьяна Волкова создала «Мирную зону» (стол переговоров со знаком «Пацифика» на столешнице) плюс композицию «Цепные волки» (призывающую не поддерживать любые формы агрессии и жестокости). Василий Слонов поставил на лесной тропинке свои ироничные «Дорожные знаки», Алексей Грищенко — «Автобусную остановку», а молодая художница Маяна Насыбуллова соорудила «Космический супрематический трамвай», вертикально поставленный среди деревьев.

На самой поляне Сергей Беспамятных водрузил композицию «Желтая пресса», которую посвятил всем троллям, спамерам и продажным журналистам. Фотограф Евгений Иванов создал «Копилку знаний» — небольшой полупрозрачный куб из поликарбоната, наполненный книгами, а дизайнеры Зося Леутина и Владимир Жуланов «в рифму» собрали большую библиотеку-куб, с книгами, пожертвованными участниками фестиваля, — возможно, этот объект переедет ближе к людям и станет центром буккроссинга. На краю футбольного поля свой «Футбольный мяч» воздвигла молодая художница Татьяна Букова. Наконец, еще один объект открылся через пару дней. На улице Терешковой, в гаражном кооперативе «Авангард-1» на стене когда-то была сделана надпись: «Туристы, вперед!». Потом к этой надписи добавились две буквы, и получилось: «Футуристы, вперед!». Надпись со временем была частично закрашена, а в рамках фестиваля молодые художники восстановили ее истинно футуристическим шрифтом.

Время, вперед!

Главный объект, «Вышка», был спроектирована художниками Вячеславом Мизиным (участник арт-группы «Синие Носы») и Игорем Шерко (одновременно куратор, прораб и исполнительный директор фестиваля) — объект при всей условности отсылает к одному из самых известных произведений знаменитого авангардиста Эль Лисицкого, к «Ленинской трибуне». Такое решение при всей внешней произвольности, возможно, само правильное и наиболее точно «попадает» в Академгородок.

Почему? Очень просто — хоть Эль Лисицкий, соратник Малевича по супрематизму, в Новосибирске никогда не был, сюда после смерти художника (а также архитектора, фотографа, дизайнера и теоретика искусства) была сослана после начала Великой Отечественной войны его семья — жена София Кюпперс, немка по национальности, и сын. А в 1967 году в картинной галерее Дома ученых Академгородка состоялась первая послевоенная выставка Эль Лисицкого. То есть проект — попытка напомнить Академгородку про вектор движения в будущее, чем авангард и известен, собственно.

Что есть ленд-арт?

Необходимые некоторые пояснения. Ленд-арт, появившийся на свет в 60-е годы прошлого века как направление современного искусства на волне экологических устремлений и желания вывести его из стен музеев на воздух, в последние годы в мире переживает настоящий бум. Фестивали множатся, создаются самые разные масштабные объекты. Это искусство зрелищное, аттрактивное, способное менять облик территорий, и потому его часто используют в качестве средства, как у нас еще недавно любили говорить, регионального маркетинга.

Хороший ленд-артист, создавая свой объект, тонко чувствует окружающий контекст, его смыслы, точно и деликатно вторгается в ландшафт. В России самый известный фестиваль ленд-арта — «АрхСтояние» в Калужской области, созданный в начале 2000-х художником Николаем Полисским, которого называют единственным российским ленд-артистом. Что совершенно справедливо. Вот поэтому на «Арт-Тайгу» и пригласили Николая Полисского. Не для того, разумеется, чтобы он что-то построил, а как опытного мастера, осуществившего десятки масштабных проектов в России и Европе, преобразившего некогда заброшенную деревню Никола-Ленивец. Полисский охотно приехал, не в последнюю очередь потому, что ему хотелось побывать в Академгородке.

Академгородок и Полисский

Одно из самых важных событий фестиваля — как раз творческая встреча с Полисским в НГУ, где он показывал свои проекты и рассказывал о них, которые даже на фотографиях выглядят ошеломляюще и идеально вписаны в среднерусский пейзаж (привет Левитану). Кроме того, его циклопические сооружения, отсылающие к различным явлениям мировой культуры (зиккуратам, пирамидам, парижскому Центру Помпиду и т. д.) и созданные из натуральных материалов — снег, лоза, дрова, сено (это к слову о всемирной отзывчивости русской культуры), часто имеют очень небанальную техническую основу. В том же плетеном из лозы 22-метровом «Бобуре» (неформальное название Центра Помпиду) внутри спрятан совершенный металлический каркас и винтовая лестница, позволяющая подниматься на самый верх сооружения.

Стоит добавить, что с самого начала проекты Полисского были социальными. Сначала местные деревенские жители ему лепили за вознаграждение снеговиков, со временем это превратилось в художественную артель, и искусство стало в буквальном смысле слова кормить деревню. Еще один компонент творчества Полисского — отсылки к науке. Знаменита его так называемая «научная серия», состоящая из сооружений с характерными названиями: «Вселенский разум», «Большой адронный коллайдер» (в Люксембурге), «Блестящая мысль». Можно считать, что это некий иронический комментарий искусства по поводу науки, но и вполне серьезный диалог о разных способах познания. Хотя сам художник отмахивается от таких выводов, очевидно, что Академгородок его привлек и своей научной славой.

От полусерьезного предложения построить в Академгородке какой-нибудь объект из этой «научной» серии, какой-нибудь «ускоритель» или «замедлитель», Полисский сразу же открестился — совершенно обоснованно аргументируя тем, что построенный с наскоку приезжим варягом объект (каким бы он ни был) будет отвергнут местным сообществом (каким бы образованным оно ни было). Единственный путь — диалог с людьми, медленная терпеливая работа по выяснению их представлений о локусе и нахождение понимания.

Понятно, что Академгородку свойственна, по точному выражению Натальи Пинус, «мемориальность сознания», то есть славное прошлое для жителей этого уникального места является ценностью куда более важной, чем туманное будущее. Поэтому прошедший фестиваль можно рассматривать как некую пробу, тест на совместимость мемориального сознания с современным искусством, которое мемориальности не подвержено, зато способно активно сознание менять и развивать. В разговорах с Полисским определился некий пучок возможностей — как и что художники могут сделать для Академгородка. Стало ясно, что начинать надо с диалога всех заинтересованных сторон: жителей, общественников, ученых, властей, художников.

Мировой опыт и перспективы

Есть, к случаю, хороший пример из непопулярной сегодня Европы, который видел своими глазами. Несколько лет назад в шведском городе Кальмаре, одном из старейших в стране, построили музей современного искусства. Вполне себе современный куб из черного дерева, отсылающий к шведским архитектурным традициям. Построили его посреди ботанического сада, которому две с половиной сотни лет, где цветут растения со всего мира, к которому жители города относятся с трепетом и нежностью. Примерно как жители Академгородка к своему лесу, при той разнице, что сад в Кальмаре ухожен и вылизан не в пример нашему лесу.

Так вот, обсуждение того, нужен ли городу с населением 60 тысяч человек музей современного искусства, продолжалось то ли восемь, то ли одиннадцать лет. В итоге жители проголосовали за музей, который построили меньше чем за два года, а вокруг, как обычно, понаставили современную скульптуру.

«Арт-Тайга», есть надежда, станет постоянной в том или ином формате: фестиваля, сессии, конференции, летней школы. Большая часть объектов, созданных на первом фестиваля, будет демонтирована и убрана до зимы. Останется вышка, направленная вперед и вверх, которую можно будет достраивать и надстраивать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ