Корпоративный банковский бизнес — партнерство во имя прибыли

Крупный бизнес — как частный, так и с участием государства — является основой экономики страны, создавая рынок для малого и среднего предпринимательства и, в конечном итоге, потребительский рынок. Именно крупные предприятия в подавляющем большинстве являются исполнителями по госпрограммам, получая в свое распоряжение весьма значительные бюджетные средства. Так что постоянно нарастающий интерес банков к взаимодействию с компаниями крупного бизнеса вполне объясним и имеет очевидную финансовую мотивацию. Как банки работают с такими клиентами, какие решают задачи и видят перспективы — этим темам посвящен очередной заочный круглый стол, проведенный редакцией «Континент Сибирь».

«КС»: — Современная банковская сегментация подразделяет юридических лиц на компании малого и среднего бизнеса (МСБ) и более крупные предприятия — корпоративный сегмент. Последний, как правило, пользуется наибольшим вниманием банкиров — именно здесь в полной мере проявляется индивидуальная работа с клиентом, происходит реальное обсуждение взаимовыгодных условий обслуживания, реализуются крупные сделки с использованием самых современных банковских технологий. Фактически крупный корпоративный клиент является равноправным партнером банка. Однако каждый банк по-своему подходит к определению финансовых критериев, позволяющих рассматривать юридических лиц как корпоративных клиентов. Поэтому для начала хотелось бы прояснить, какая сегментация корпоративного бизнеса действует в вашем банке?

Ирина Демчук, старший вице-президент — управляющий Новосибирским филиалом банка «ФК Открытие»:

— Это бизнес с годовой выручкой от 300 млн рублей в год.

Игорь Чепеньков, директор управления продаж корпоративным клиентам Сибирского банка ОАО «Сбербанк России»:

— В Сбербанке выделяют четыре базовых сегмента на основании размера годовой выручки: клиенты CIB (крупнейшие корпоративные клиенты и финансовые институты — выручка по компании или холдингу более 15 млрд руб.); крупный и средний бизнес (КСБ, выручка от 400 млн руб. до 15 млрд руб.); клиенты малого бизнеса (менее 400 млн руб.) и клиенты оборонно-промышленного комплекса.

Вячеслав Брюханов, директор Новосибирского филиала Банка Москвы:

— В настоящее время все корпоративные клиенты в банке классифицируются по трем категориям: малый, средний и крупный бизнес. Основной критерий выбора категории — годовая выручка предприятия или группы компаний, наличие участия государственной, муниципальной власти в капитале компании, наличие иностранного участия и отрасль клиента. Приоритетным направлением являются государственные и муниципальные предприятия.

Денис Агарков, директор центра по работе с крупными корпоративными клиентами Бинбанка:

— В Бинбанке есть два основных сегмента: крупный корпоративный бизнес (клиенты с оборотом свыше 900 млн руб. в год) и малый и средний бизнес (клиенты с оборотом до 900 млн руб. в год).

Ольга Анциферова, заместитель управляющего филиалом «Новосибирский» банка «ГЛОБЭКС»:

— В банке «ГЛОБЭКС» (Группа Внешэкономбанка) корпоративный бизнес сегментирован следующим образом: клиенты с годовой выручкой до 1 млрд рублей относятся к группе МСБ, а свыше этого значения — к крупным клиентам.

Станислав Тишуров, директор Новосибирского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк»:

— В середине прошлого года штатная структура филиала была изменена в соответствии с требованиями рынка, корпоративный блок был разделен на сегменты. Появились клиентские отделы по работе с крупным (от 1,5 млрд рублей годовой выручки), средним (400 млн — 1,5 млрд), малым (60–400 млн) и микробизнесом (до 60 млн).

«КС»: — Банковские клиенты корпоративного блока с такими значимыми финансовыми показателями пользуются большим количеством финансовых услуг. Здесь и расчетно-кассовое обслуживание, депозитные операции, привлечение ресурсов в различных формах, «зарплатные» проекты. Столь широкая продуктовая линейка в сочетании с крупными суммами операций накладывает на банки особую ответственность и предполагает наличие системного подхода, специализированной технологии работы с корпоративными клиентами. Как построено обслуживание корпоративных клиентов в вашем банке?

Игорь Чепеньков:

— У нас работа с крупнейшими клиентами организована от уровня территориального банка, расположенного в Новосибирске. За развитие бизнеса с клиентами других сегментов отвечают головные отделения, представляющие Сбербанк в Томской, Новосибирской, Кемеровской областях, в Алтайском крае и в Республике Алтай. Но организация процесса и контроль в обязательном порядке осуществляются с уровня территориального банка.

Ирина Демчук:

— В нашем банке организовано подразделение корпоративного блока, куда входят несколько подразделений: кредитное управление, корпоративное управление, залоговое управление, управление внешнеэкономической деятельности. Прежде всего клиент начинает работу с клиентского подразделения, которое призвано выявлять все его потребности и организовать всю работу с ним на уровне выделенных менеджеров, а далее, в зависимости от выявленных потребностей, заявки направляются по функциональным подразделениям. Исходя из данной структуры большая ответственность возлагается на корпоративное (клиентское управление), так как специалисты данного подразделения должны быть очень профессионально подготовлены по всем направлениям деятельности банка.

Вячеслав Брюханов:

— У нас обслуживание построено комплексно. За каждым клиентом закрепляется персональный менеджер. Практика показывает, что такая система дает возможность оперативно реагировать на запросы клиента и решать все задачи. Ситуацию, когда клиент остается без обратной связи от банка, мы считаем недопустимой.

Станислав Тишуров:

— У нас, безусловно, тоже введен институт клиентских менеджеров. Считаю необходимым придерживаться подхода, при котором персональный менеджер работает с корпоративным клиентом, сопровождает предприятие по всем направлениям: кредиты, депозиты, расчетно-кассовое обслуживание. Однако это не исключает привлечения при необходимости специалистов более узкой специализации.

Наталия Блинова, директор департамента корпоративного бизнеса РОСГОССТРАХ БАНКА:

— Могу сказать, что ключевым принципом корпоративного кредитования должно являться увеличение финансового результата за счет ухода от модели продаж, ориентированной на продукты, к клиентоориентированной модели.

Денис Агарков:

— На мой взгляд, независимо от продукта и потребности все вопросы клиентов целесообразно решать персональному менеджеру. Подобное общение способствует укреплению взаимоотношений между банком и клиентом, а также дает возможность максимально быстро получать обратную связь от корпоративных клиентов.

«КС»: — Несмотря на постоянную борьбу банков за корпоративную клиентуру, этот сегмент банковского бизнеса не свободен от факторов риска. Причем ряд этих факторов для крупных клиентов оказывается более значим, чем для МСБ — например, внешне- и внутриполитические проблемы, страновые и отраслевые риски. По информации Центрального банка России, за прошедший год (с мая по май) произошли изменения отраслевой структуры кредитного портфеля по Новосибирской области — в частности, значительно возрос объем кредитования транспорта и связи. Какие отрасли корпоративной клиентуры вы сегодня считаете наиболее перспективными, какие — наиболее рискованными? Замечаете ли вы с начала 2014 года изменения в структуре корпоративного портфеля, вызванные внешнеполитической ситуацией?

Игорь Чепеньков:

— Крайне сложно ответить на вопрос про перспективность. Сегодня отрасль может быть устойчива, а через год ситуация в корне меняется. Например, еще два года назад Сибирский банк Сбербанка активно наращивал кредитование добывающего сектора, сейчас данные вложения вызывают у нас опасения.

С начала года принципиальных изменений в кредитном портфеле Сбербанка не произошло. Повышенное внимание клиентов к действиям банков отмечаем, но заметных перетоков из банка в банк нет.

Ирина Демчук:

— Мы работаем практически со всеми отраслями, у нас нет ограничений для каких-либо сфер или размеров бизнеса. Главное условие — понимание бизнеса клиента, его стабильность и перспективы развития, кредитная история и качество управления.

Есть, конечно, более рискованные отрасли, инфраструктурные проекты, инвестиционные проекты в строительстве. Со своей стороны пока не замечаем влияния внешнеполитической ситуации на наш корпоративный портфель.

Вячеслав Брюханов:

— Наиболее рискованными отраслями в корпоративном секторе можно назвать строительство, производство строительных материалов, автодилерский бизнес. Несмотря на это, мы сотрудничаем с клиентами их вышеперечисленных отраслей, что позволяет компаниям более спокойно пережить стагнационные явления в экономике.

К перспективным можно отнести производство, торговлю, логистику, транспортные перевозки. Новосибирск является транспортным узлом, логистическим центром, это сложилось географически и исторически, поэтому все, что связано с этим, является для нашего региона актуальным. В тенденции увеличения сотрудничества с Азиатским регионом важность развития данного направления в Новосибирской области становится наиболее востребованным и перспективным.

Структура корпоративного портфеля Банка Москвы существенных изменений в связи с внешнеполитической ситуацией не претерпела, т. к. мы в основном стараемся кредитовать компании «в среднюю», как говорится, минимум на 2–3 года, что позволяет компаниям чувствовать себя более комфортно при сотрудничестве с нами. Если год-два назад корпоративный блок кредитовался для развития масштабов производства, то тенденции этого года — сократить издержки, увеличить интенсивность результатов вложений.

Наталия Блинова:

— Разница по доле просрочки между отраслями с максимальной и минимальной долей может составлять более 15 раз.

Наименьшая доля просроченной задолженности традиционно наблюдается у добывающих предприятий. Только 0,7% всего объема ссудной задолженности предприятий, осуществляющих добычу топливно-энергетических ископаемых, просрочено, что в шесть раз меньше, чем в среднем по стране. Одной из лидирующих отраслей, демонстрирующей минимальную долю просроченной задолженности, является химическая отрасль.

Достаточно большая доля просроченной задолженности наблюдается по кредитам предприятий, осуществляющих обработку древесины и производство изделий из дерева. Отрицательную динамику демонстрируют и производители прочих неметаллических минеральных продуктов.

Сфера торговли также является одной из приоритетных для нашего банка. Весьма привлекательны клиенты производственных отраслей, в частности, высокотехнологичной продукции. Менее привлекательны следующие отрасли: строительство жилой недвижимости, долгосрочные инвестиционные проекты.

Денис Агарков:

— К перспективным отнесу оптовую и розничную торговлю продуктами питания, гостиничный и ресторанный бизнесы, производство товаров народного потребления, производство импортозамещающих товаров. К рискованным можно отнести строительство, розничную и оптовую торговлю автомобилями, предметами роскоши.

С начала года прослеживается тренд — финансовые потоки государственных компаний искусственно переводятся в государственные банки.

Ольга Анциферова:

— На мой взгляд, перспективными будут отрасли вторичного сектора экономики, т. е. обрабатывающей промышленности и строительства, развитие которых возможно в первую очередь в сферах импортозамещения. В зоне повышенного риска окажутся предприятия с длительным производственным циклом изготовления продукции.

Станислав Тишуров:

— Риски присутствуют во всех отраслях экономики. Анализируя 2013 год, можно сделать выводы, что достаточно уверенно себя чувствуют предприятия энергетики, строительные компании, предприятия горнодобывающей отрасли, ритейл. С начала текущего года наблюдается положительная динамика в агропромышленном комплексе, сельхозтоваропроизводители в этом году ожидают высоких результатов в растениеводстве.

С точки зрения внешнеполитической ситуации глобальных изменений в деятельности банка на территории Новосибирской области не отмечено. Однако в современных условиях мы считаем целесообразным диверсифицировать портфель, привлекая клиентов из всех отраслей экономики.

«КС»: — За прошедший год претерпела изменение не только отраслевая, но и процентная структура кредитного портфеля российских банков. По данным того же ЦБ РФ, за четыре месяца 2014 года снижались средневзвешенные ставки по кредитам сроками от года до трех лет (до уровня 10,82%) и возрастали ставки по кредитам свыше трех лет — до 11,24%. Как вы оцените уровень процентных ставок по кредитованию корпоративного бизнеса вашим банком? От чего зависит величина ставки по кредиту?

Ирина Демчук:

— Ставка зависит от многих факторов, прежде всего финансового состояния, финансовой устойчивости организации и отрасли на рынке, наличие портфеля долгосрочных контрактов, наличия залогового обеспечения и экономики реального бизнеса, то есть выручки и прибыли.

Игорь Чепеньков:

— Сейчас процентные ставки устойчиво перешагнули уровень 10% по рублям даже на сроки до 1 года.

Вячеслав Брюханов:

— По сравнению с концом 2013 года уровень процентных ставок повысился, связано это с разными аспектами. Повышение ключевой ставки ЦБ, рост ставок на межбанке, возникающие сложности с привлечением ресурсов за рубежом… У нас ставка напрямую зависит от финансового состояния компании, рискованности продукта, который мы предлагаем, а также от ставок фондирования. Немалую роль в ценообразовании имеет и наличие залогового имущества.

Наталия Блинова:

— Что касается кредитования крупных предприятий экономики, существует серьезный разрыв процентных ставок по кредитам в зависимости от наличия или отсутствия обеспечения, а также в зависимости от финансового состояния. Так, очень высокими, на уровне 14–16% годовых, являются ставки для беззалоговых кредитов и при финансовом состоянии заемщика ниже среднего. Для заемщиков с хорошим финансовым состоянием и при наличии ликвидного обеспечения ставки по рынку могут быть низкими, достигая 7%.

В ближайшее время мы не видим предпосылок для снижения ставок в корпоративном сегменте. Ставки будут расти на фоне продолжающейся нестабильности в мировой экономике, волатильности курса рубля и отсутствия положительных краткосрочных прогнозов по росту российского ВВП. Да и спектр источников фондирования для банков оставляет желать лучшего. Де-факто для большинства банков доступны прежде всего средства юридических лиц и вклады населения.

Денис Агарков:

— Ставки на корпоративном рынке кредитов сильно разнятся и в первую очередь зависят от стоимости привлечения пассивов. Самые низкие ставки традиционно предлагают банки с государственным участием, а также крупнейшие частные банки.

Ольга Анциферова:

— Величина ставок по кредитованию корпоративного сектора напрямую зависит от стоимости фондирования банком привлеченных средств. Основной индикатор рынка — «ключевая ставка» ЦБ РФ, которая выросла за последние полгода на 2% — до 7,5% годовых.

«КС»: — В Новосибирской области действует несколько региональных программ, которыми могут воспользоваться корпоративные клиенты для снижения своих затрат на привлечение кредитов. Это налоговые и не налоговые меры государственной поддержки товаропроизводителей, медицинской промышленности, научно-производственных центров. Пользуются ли ваши корпоративные клиенты муниципальной, региональной, федеральной господдержкой при привлечении банковских ресурсов?

Игорь Чепеньков:

— В основном такая поддержка распространяется на сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков, которые получают компенсацию части процентной ставки по кредиту. Представители других отраслей, как правило, рассчитывают только на себя.

Ирина Демчук:

— Да, многие клиенты пользуются господдержкой. Это достаточно эффективные механизмы.

Денис Агарков:

— Мы отмечаем лишь единичные случаи использования господдержки.

Ольга Анциферова:

— В основном ввиду недостаточности собственного обеспечения по кредитам клиенты используют механизмы государственной поддержки в виде предоставления гарантий субъектов Федерации, поручительств региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства.

Станислав Тишуров:

— Безусловно, клиенты пользуются всеми доступными для них формами государственной поддержки. К примеру, аграрии получают поддержку в виде частичного субсидирования процентной ставки по кредитам. Кроме этого, стоит отметить, что многие из проектов, реализуемых нашими клиентами, рассматриваются на совете по инвестициям при правительстве Новосибирской области и также получают государственную поддержку.

«КС»: — В последнее время много говорится о необходимости предоставить банкам доступ к недорогим кредитным ресурсам для последующего финансирования крупных инфраструктурнвх проектов. Какие, по вашему мнению, существуют сдерживающие факторы наращивания кредитования корпоративной клиентуры? Как вы видите пути их преодоления? Ваше мнение о перспективах развития банковского корпоративного бизнеса?

Игорь Чепеньков:

— Мы видим, что сроки окупаемости вложений кредитных средств растут вместе с неопределенностью их возврата в принципе. Это один из сдерживающих факторов для банков. Отрицательное влияние оказывают также рост стоимости заемных средств и сложность получения долгосрочных ресурсов. Это сдерживающий фактор для бизнеса.

Перспективы зависят от динамики развития экономики. Текущая ситуация такова, что на горизонте 2–3 лет не стоит ожидать прорывов

Ирина Демчук:

— Прежде всего возможности бизнеса и объемы рынка, рентабельность бизнеса и уровень давления процентных ставок на экономику организации, которые не могут на российском рынке быть ниже чем стоимость (себестоимость) вкладов населения. Рынок развивается, и тенденции с учетом синусоиды кризисных явлений повторяются: кто-то уходит с рынка, а кто-то наращивает свои обороты, то же самое мы наблюдаем и в настоящий период развития экономики региона и банковского сектора.

Вячеслав Брюханов:

— Среди сдерживающих факторов я могу выделить рост процентных ставок, ужесточение требований банков к рискам, как следствие — усложнение технологи кредитования и повышение контроля над корпоративной клиентурой, отсутствие конкретных программ по инвестиционным проектам, поддерживаемых муниципалитетом, что приводит к негативным аспектам сотрудничества.

Необходим конкретный вектор поддержки развития малого и среднего бизнеса в Новосибирской области. Например, льготы по налогообложению.

Развитие корпоративного кредитования — это залог поступательного развития экономики любого региона. Без дополнительных инвестиций не будет ни развития предприятий, ни поступлений в бюджеты всех уровней.

Наталия Блинова:

— Стоит отметить, что неопределенность на мировом и российском рынке приводит к тому, что клиенты-предприятия стали реже прибегать к услугам банков и более взвешенно подходить к привлечению финансирования. По нашему мнению, в такой ситуации необходимо усиленно работать над улучшением условий кредитования и повышением качества обслуживания (включая сервис и оперативность, подходы банков к принятию решений и дополнительные услуги). Именно на это и будет в первую очередь направлена работа в 2014 году.

Кроме того, среди тенденций, которые будут только развиваться в дальнейшем, можно выделить растущую роль банков уже не в качестве продавцов услуг, а в качестве финансовых консультантов, дающих советы по широкому спектру вопросов.

Денис Агарков:

— В числе сдерживающих факторов — несовершенство законодательства и судебной системы. Факторы, которые можно назвать благоприятными, — запуск механизма рефинансирования ЦБ РФ крупных кредитов, а также однородных ссуд в сегменте МСБ.

Во всем мире кредитование корпоративных клиентов является основным стимулом и драйвером экономики страны. Поэтому я считаю, что рынок корпоративного кредитования в России имеет все шансы к дальнейшему росту и развитию, особенно в сегменте МСБ.

Ольга Анциферова:

— Основными факторами, сдерживающими сегодня корпоративное кредитование, мне видятся ухудшение ликвидности баланса многих предприятий ввиду задержек в подписании контрактной базы и поступлений денежных средств от контрагентов; ухудшение финансового состояния предприятий, падение выручки и убыточная деятельность; отсутствие у банков источников «длинных» денег для финансирования инвестиций и модернизации бизнеса клиентов; отсутствие у заемщиков достаточного обеспечения.

«КС»: — В продолжение предыдущего вопроса: как вы оцениваете проект ЦБ РФ по рефинансированию крупных качественных инвестиционных проектов? Совсем недавно министр экономразвития Алексей Улюкаев вновь обратился к этой теме. Повлияет ли это на уровень процентных ставок по кредитам корпоративным клиентам?

Игорь Чепеньков:

— Если ЦБ будет готов предоставлять ликвидность по ставкам ниже текущего рынка — тогда ставки для корпоративных клиентов будут снижаться.

Вячеслав Брюханов:

— Проект позволит поддержать существенные качественные изменения в экономике государства, что, безусловно, даст положительный эффект. Если это как-то и повлияет на ставки по кредитам корпоративных клиентов, то только в лучшую сторону. Государство имеет все возможности и ресурсы кредитовать по более выгодным условиям.

Денис Агарков:

— Инициативу полностью поддерживаю, поскольку нередко у банков с частным капиталом не хватает доступа к долгосрочным пассивам. При этом размер ставки будет вычисляться по формуле «ставка ЦБ + маржа банка».

Ищите платежный шлюз для своего интернет бизнеса? Обратите внимание на платежный агрегатор http://net2pay.ru/, предоставляющий самые современные платежные решения для своих партнеров и клиентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ