Красный клин, нацеленный в будущее

Во вторник, 22 апреля, возле молодежного театра «Глобус» на пересечении Октябрьской магистрали и улицы Каменской в землю был торжественно вбит метровый красный клин. Это символизировало начало второго этапа Международного архитектурного конкурса на создание в Новосибирске объекта городской среды, посвященного русскому авангарду и его выдающемуся представителю Эль Лисицкому.

В церемонии объявления второго этапа принимали участие вице-губернатор Кирилл Колончин, и.о. министра культуры НСО Василий Кузин, директор Сибирского центра современного искусства Анна Терешкова, директор театра «Глобус» Елена Алябьева, куратор проекта «Миры Эль Лисицкого» Александра Архипова», представители архитектурного и художественного сообщества города Новосибирска.

Проект «Миры Эль Лисицкого» реализуется Сибирским центром современного искусства уже третий год. В первом, концептуальном этапе конкурса приняли участие более 200 участников из почти 50 стран мира. Второй этап, по словам Анны Терешковой, должен будет пройти на более высоком уровне и с большим количеством участников, поскольку проектирование будет проводиться для конкретного участка. Организаторы предполагают, что в условиях конкурса будет заложена возможность функционирования объекта как открытой сценической, музыкальной и выставочной площадки в теплое время года.

Кирилл Колончин отметил, что само здание театр «Глобус» является оригинальным архитектурным сооружением, и выразил надежду, что спроектированный объект, победивший по итогам конкурса, украсит центр города и «усилит композицию». В свою очередь Василий Кузин порадовался новому проекту, заметив, что всегда приветствует начинания, которые появляются «снизу», без инициативы власти.

Проект «Миры Эль Лисицкого» действительно начался без каких-либо гарантий власти. Лишь через два года, после того как был завершен первый этап конкурса, издан каталог работ, после нескольких выставок, большой архивной и краеведческой работы, удалось убедить чиновников, что проект способен помочь правильному позиционированию Новосибирска как города современного, авангардного, нацеленного в будущее. Не случайно Александра Архипова, говоря об авангардных корнях Новосибирска, подчеркивала, что авангард – это идеология нового в широком смысле слова, нового в экономике, культуре, обществе. А у Новосибирска в самом названии заложен корень слова «новое».

Металлический красный клин, который участники церемонии с удовольствием забили в холодную землю, напомнил о самой знаменитой работе Эль Лисицкого. Холодная погода напоминала и о другом классическом произведении двадцатых годов прошлого века, стихотворении Маяковского «О Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Безоговорочная вера организаторов проекта в то, что судьбу города можно изменить при помощи искусства и архитектуры, напоминала поэтическое заклинание «Через четыре года здесь будет город-сад!»

Эта же вера двигала организаторов проекта и при создании экспозиции в вагоне метро, в составе обновленного поезда-музея, вышедшего на линию в прошлый четверг вечером после трехмесячной реконструкции. Экспозиция, которая называется «Новосибирск – город авангарда», представляет собой, по словам автора концепции и дизайна Александры Архиповой, агитвагон, а не обычную выставку. На стенах и окнах вагона представлены плакаты, созданные в духе авангарда, напоминающие о главных вехах авангардного развития города: Транссиб, строительство гигантского Дома науки и культуры (ставшего Оперным театром), конструктивизм, Академгородок, Технопарк. Цитаты из статей и писем Эль Лисицкого, факты, архивные и современные фотографии – все это соединено в едином пространстве, чтобы напомнить простому жителю Новосибирска о том времени, когда авангардная энергия была присуща городу, пока он ее не подрастерял. Экспозиция в вагоне – очень действенное средство напомнить об эстетике и идеологии русского авангарда – единственном, кроме русской иконы, вкладе России в мировое искусство. Проект музейных метропоездов осуществляется по инициативе Людмилы Монаховой и фонда «Родное слово», но на этот раз экспозиция впервые была создана не с оглядкой на прошлое, а с перспективой будущего.

На вопрос, не является весь проект «Миры Эль Лисицкого» утопией, Анна Терешкова с уверенностью отвечает, что только такие утопические проекты и осуществляются – как строительство Академгородка в тайге, как строительство Транссиба в нищей отсталой стране, как сам русский авангард. Результатом проекта, считает она, должен стать не только первый в России объект, посвященный русскому авангарду, но и новый импульс развитию Новосибирска как настоящей столицы Сибири.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ