Бизнес на кофейной гуще

Рынок кофе на вынос переживает сейчас в Новосибирске настоящий бум. Несмотря на обилие в городе классических кофеен, в городе появляется все больше и больше стартапов в этой области, открываются все новые точки, а действующие игроки активно работают над расширением своего присутствия. О том, отберут ли альтернативные «кофейщики» клиентов у текущих игроков рынка, какие проекты уже в скором времени намерены «взорвать рынок», разбирался корреспондент «КС».

Игроки рынка

Большинству «старт-апов» в области кофе на вынос еще едва исполнилось год. По словам участников рынка, популярность кофе на вынос стала наиболее заметна еще с лета прошлого года. Собственно поэтому, все новые форматы и способы продвижения были направлены именно на этот сегмент. На этот рынок стало выходить все больше и больше новых компаний. Причем это характерно именно для Новосибирска, — в Москвы этот тренд пока не так ярко выражен, хотя обычно бывает наоборот.

Одним из самых «старейших» игроков рынка можно считать «Перекати Кофе». Сеть существует уже 12 месяцев и включает в себя как передвижную кофейню на колесах (фургон), так и 4 стационарные кофейни, расположенные в университетах города и бизнес-центрах. По объективным причинам в зимнее время года мобильная кофейня не работает. Собственно, именно поэтому сейчас создатели «Перекати Кофе» ищут пути полного «закрытия» потребностей населения с учетом различных форматов так, чтобы при любой температуре воздуха клиент мог выбрать для себя наиболее подходящий вариант потребления кофе. «Кроме погоды, есть факторы, которые на первый взгляд не заметны, и мы постараемся сделать так, чтобы все они друг друга дополняли», — рассказывает соучредитель «Перекати Кофе» Кирилл Колодезный.

Другим заметным игроком рынка стал «Бодрый День», который стал открывать точки по продаже кофе в бизнес-центрах Новосибирска. Начало было положено в августе прошлого года в ТЦ Юпитер, и вот уже сейчас у компании уже пять точек. Жизнеспособная бизнес-модель и низкие сроки окупаемости привели к тому, что у компании появилось немало последователей и даже подражателей. В отличие от «Перекати кофе», у «Бодрого дня» спрос совершенно стабилен и в холода и в хорошую погоду, хотя сезонный фактор есть, и компания корректирует меню с учётом времени года. «Формат, в котором мы работаем, сейчас очень хорошо себя зарекомендовал за почти год, и мы планируем тиражировать его по-максимуму», — поясняет основатель и владелец сети «Бодрый день» Алексей Балкин. Другие участники также позитивно оценивают такую бизнес-модель.

Еще одним альтернативным кофейным форматом стали так называемые «точки кофе», которые в Новосибирске можно встретить сразу в нескольких оживленных местах города, в частности на площади Ленина и площади Маркса. Они представляют собой киоски, которые выполнены в форме стаканов для кофейных напитков, при этом сам кофе продают навынос.

Кроме специализированных точек, продажей кофе на вынос занимаются некоторые кондитерские и другие заведения. Так, заметным игроком на рынке стал «Мишка Coffee Shop», основанная Кириллом Василюком и Игорем Франком. Открыв первую «пончиковую» на левом берегу на площади Маркса компания готовится к открытию мини-кофейни формата coffee to go, на пл.Ленина. Ближе к осени планируется строительство мини-кофейни в центральном парке. Также «Мишка Coffee Shop», по словам Кирилла Василюка планирует представить летнюю веранду, а также открыть магазин, в котором можно купить кофе в зернах для дома или офиса, и смолоть при необходимости его тут же.

Активно развивает кофейное направление и сеть кондитерских «Кузина», принадлежащая американскому бизнесмену Эрику Шогрену. Не так давно сеть запустила уже девятую точку в Новосибирске. Как сообщила «КС» топ-менеджер и соучредитель «Кузины» и New York Pizza Евгения Головкова, в планах сети кондитерских — выход в Барнаул. Также компания намерена усилить свои позиции в сегменте пончиков, где она сможет составить конкуренцию «Мишке Coffeshop» и готовящемуся к выходу в Новосибирск международной сети Dunkin Donuts.

Впрочем, на лавры главного возмутителя спокойствия может претендовать другой проект. Как стало известно «КС», собственники новосибирского ресторана «Якитория» и «Чайханы Баранжар» намерены в ближайшее время запустить сразу серию точек по продаже кофе и сопутствующих товаров в метро. Предполагается, что эти точки будет сложно не заметить благодаря яркому брендингу. При этом, примечательно, что идея продавать кофе на вынос в метро отнюдь не нова. Один из участников телекоммуникационного рынка как то рассказывал «КС» о своих тогдашних планах по запуску такого бизнеса, однако проект так и не был реализован из-за наличия определенных сложностей по выходу в метрополитен. «Нам говорили, что если хотите выйти в метро, подавайте заявку на участвуйте в конкурсе. А когда этот конкурс будет, не ясно. При этом, шансы нашего «старт-апа» как абсолютно чистого листа в этом конкурсе были невелики, поэтому в итоге проект ни во что тогда не вылился», — рассказывает собеседник «КС». Вместе с тем, теперь кофе в метро все же появится.

Планы по развитию

Опрошенные «КС» участники рынка отмечают, что планируют продолжать развиваться именно в рамках своих форматах. Так, в «Перекати Кофе» рассказывают, что планируют сосредоточиться на кофе и пока не планируют отвлекаться от своего основного направления на какие-то сопутствующие услуги. «Это дополнительная трата времени и сил, контроль качества, доставки, изменения в отношении хранения, санитарных норм. И плюс на ходу человек есть не будет в отличие от стационарной точки», — поясняет Кирилл Колодезный. В свою очередь в «Бодром дне» кроме кофе всегда предлагались кондитерские изделия, и сейчас компания рассматривает возможность партнерства с «Мишка Coffee Shop» в плане поставки пончиков.

Что касается экстенсивного роста, то в «Перекати Кофе» отмечают, что в 2013 году планируют увеличить число точек в Новосибирске более, чем в 3 раза. Также планируется выход в соседние города Сибири как с форматом мобильных кофеен, так и стационарных. От идеи продажи франшизы в компании пока не отказываются, но в то же время не идут по этому пути. «В каждом формате кофейни, которые развивает «Перекати кофе», много нюансов, которые выявляются в течении времени, мы считаем это примерно год, после чего можно формировать франшизу, только тогда она действительно будет полезна тому, кто ее покупает», — поясняет Кирилл Колодезный. В «Мишке Coffeshop» напротив, сразу после запуска первой точки стали готовить франшизу, которую они могли бы продавать предпринимателям в других городах России.
В свою очередь в «Бодром дне» отмечают, что готовы рассматривать предложения о продаже своей франшизы в других городах, но не в Новосибирске. Сейчас компания открыла в городе уже пятую собственную точку.

«Классические» кофейни против «старт-аперов»

По словам участников рынка, говорить о конкуренции классических кофеен со «старт-аперами» можно весьма условно.

«Ни о каком отвоевывании, на наш взгляд, речи не идёт вообще. Мы расширяем аудиторию потребляющих кофе в основном в офисное время. Те же самые люди вечером, после работы, идут посидеть в кофейни, — да мы и сами в них идём. Кофейня — это не просто кофе, это место встреч с друзьями, место отдыха, место, где люди проводят время. Кофе навынос отвечает за совсем другие задачи, и это очевидно. Нам важно снабдить покупателя качественным кофе в как можно более короткое время, с минимальным отрывом от его текущих дел», — поясняет Алексей Балкин. С такой позицией согласен и Кирилл Колодезный. «Людей, которые стали пить кофе, с нашим появлением в городе больше не стало. Просто у жителей города появилась еще одна возможность быстрее покупать этот напиток. Если раньше я пил кофе 1 раз в день, то теперь чаще, то есть речь идет о более спонтанных покупках. Кофе с собой становится более доступной услугой, и в дальнейшем будут появляться микрокофейни и другие форматы, которые дают возможность сокращения времени покупки любимого напитка», — поясняет Кирилл Колодезный. Собственно, участники рынка сейчас активно работают над тем, чтобы привить своим потенциальным клиентам культуру покупки кофе на вынос.

Путь к насыщению

Несмотря на очевидные преимущества и простоту кофейных бизнесов, участники рынка предостерегают, что люди видят только относительно небольшие вложения и скорую прибыль, но при этом нередко забывают о том, что необходимо действительно работать, стараться и быть ответственным. Однако при любом раскладе насыщение рынка неминуемо.

По прогнозам Кирилла Колодезного, еще примерно год направление кофе на вынос будет еще очень сильно развиваться, после чего произойдет по объективным причинам некая стагнация. Будут по-прежнему появляться новые форматы, которые будут отличаться от того, что сейчас есть на рынке. Выиграет же тот, у кого будет выше лояльность потребителей.

С такой позицией согласен и Кирилл Василюк. По его мнению, в течение года-полутора рынок будет насыщен, в частности с него будут уходить «случайные кофейни», которые стали очень часто открываться в Новосибирске. При этом, развитие формат coffee to go, может получить за счет освоения новых мини-кофеен в университетах и бизнес-центрах.

«Инициировать новые форматы и усиленно работать над собой придется в первую очередь тем, кто сейчас, видя как популярен наш бизнес, пытается на скорую руку на тяп-ляп в него залезть с грубо говоря домашними кофе-машинами, надеясь на огромную выручку в максимально короткий срок. Тут, я думаю, таких скороспелых будет ожидать разочарование, поскольку рынок действительно расширяется, растёт выбор и зачем же покупать плохой кофе, если неподалёку продают хороший», — считает Алексей Балкин.

Выиграет же тот, у кого будет выше лояльность потребителей.

Также участники рынка считают, что старт-апы, появляющиеся сейчас имеют меньше шансов на успех. «Если брать приготовление кофе, то есть много тонкостей, не зная которых можно испортить кофе, начиная от качества кофе и сроков его обжарки и кончая передачи его клиентам», — поясняет Кирилл Колодезный. При этом, и в «Перекати Кофе», и в «Мишка Coffee Shop» поясняют, что у них работают баристы, которые ранее имели работы в крупных сетевых кофейнях, в частности в Travelers Coffee.

Опрошенные «КС» эксперты констатируют, что рынок кофе уникален тем, что чем больше становится предприятий (любого ценового уровня), предлагающих напитки на основе эспрессо, то есть натуральный кофе, тем больше становится потребителей этих напитков. То есть работает формулировка «Предложение рождает спрос», хотя обычно бывает наоборот. «На мой взгляд, это связано с тем, что обширное предложение ведет к росту культуры потребления кофе у населения. И охват аудитории растет в геометрической прогрессии. Я прекрасно помню, как в 2004 году, когда мы открыли первую «Кофемолку», как мы только ни старались увеличить продажи кофе на вынос. Но город был не готов, и пару-тройку лет все кофейные сети пытались приучить людей к потреблению кофе на вынос скидками от 15 до 50%. А сегодня никого уже не удивляет человек, идущий по улице с бумажным термостаканом кофе. Потребовалось «всего-то» 9 лет, чтобы это стало нормой», — рассуждает консультант по ресторанному бизнесу Наталья Ильина. По ее мнению, на рынке «кофе на вынос» места хватит всем компаниям, которые решили этим заниматься, — другой вопрос, насколько велик уровень дохода одной такой кофейной точки.

«Появление на рынке все новых и новых мини-кофеен, которые предлагают быстрый и недорогой кофе с собой – это очень удобно и правильно. Конечно, есть риск перенасыщения рынка, но в случае Новосибирска об этом рано говорить. В погоне за низкой ценой, скоростью, удобным месторасположением очень часто качеству отводится последнее место. В связи с этим, смею предположить, что через год на рынке останутся лишь сильнейшие игроки, которые заботятся о качестве предлагаемого продукта и профессионализме своих сотрудников», — поясняет бренд-менеджер кофейного направления ГК «ТЕРРА» Елизавета Шеховцова.

Сегмент доставки

Для того, чтобы лучше понимать своего клиента и более грамотно работать с ним, многие «кофейщики» провели детальное исследование рынка. Так, в «Перекати кофе» разделяют своих аудиторию на несколько категорий. «Во-первых, это люди, которые относятся к кофе как просто к одному из напитков. Такие люди могут спокойно выпить кофе «3 в 1». Стоит сказать такому человеку, что перед ним хороший кофе, и он будет его пить. В-вторых, это люди, которые пьют кофе, но не настолько часто, чтобы его дифференцировать. И наконец, четвертый вид – клиенты, которые постоянно пьют кофе и знают в нем толк. Это самый взыскательный покупатель», — поясняет Кирилл Колодезный.

Изучение потребностей клиентов привело участников рынка к тому, что интересной и пока неохваченной нишей является сегмент доставки кофе. Менеджеры многих компаний, чьи офисы расположены далеко от мест расположения кофеен, давно ждут возможности пить настоящий кофе хорошего качества, так как простой кофе из автомата их не устраивает. Так, ранее в беседе с корреспондентом «КС» маркетолог сферы автобизнеса Наталья Янкова отмечала, что если бы на рынке была такая услуга, то она бы ей заинтересовалась. Собственно, такую потребность увидели и сами участники рынка. Свой интерес к этому сегменту уже «засветили» в «Перекати Кофе», «Мишка Coffee Shop».

Другие компании лишь пока присматриваются к этому рынку. «Доставку можно организовывать только при наличии кофемобиля. Кроме того, безусловно из-за временных затрат и ГСМ целесообразно делать ее при условии заказа от 500р, что в пересчете на наши цены означает 5-10 стаканов кофе, а это не всегда удобно заказчику. Кофемобиль пока в наши планы не входит, но может быть, в следующем году мы вернемся к этой идее», — поясняет Алексей Балкин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ