Mazda использует кризис для прорыва в Сибирь

Компания Mazda намерена обосноваться на сибирском рынке. В настоящее время официальные дилеры японской марки есть только в Новосибирске и Красноярске. Однако, как выяснил «КС», уже назначены дилеры в Кемерове и Омске, а в Иркутске, Барнауле, Томске и Новокузнецке до конца года должны появиться авторизованные сервисные станции Mazda. В результате уже к концу года марка будет представлена на всей территории Сибири.

Компания Mazda намерена обосноваться на сибирском рынке. В настоящее время официальные дилеры японской марки есть только в Новосибирске и Красноярске. Однако, как выяснил «КС», уже назначены дилеры в Кемерове и Омске, а в Иркутске, Барнауле, Томске и Новокузнецке до конца года должны появиться авторизованные сервисные станции Mazda. В результате уже к концу года марка будет представлена на всей территории Сибири.

В настоящий момент уже подписано соглашение о намерениях по открытию дилерского центра Mazda в Кемерове на базе одной из региональных компаний. Официальным дилером Mazda стал один из крупнейших мультибрендовых игроков в Сибири — компания «Сибинпэкс», которая уже имеет в своем портфеле такие бренды, как Audi, Opel, Chevrolet, Cadillac и Saab. Статус официального дилера, по словам представителей «Сибинпэкса», компания получила в начале декабря. Этому предшествовал этап переговоров с дистрибьютором, тем временем велось строительство дилерского центра под марку. «Мы планируем открыть дилерский центр в марте, — рассказывает коммерческий директор ООО «Сибинпэкс» Владимир Рыкунин. — Это будет здание общей площадью 3400 кв. м, при этом шоу-рум займет 800 кв. м. На момент открытия там будет работать 20 сервисных постов, причем есть резервы для расширения сервисной зоны. С самого начала у нас будет представлен полный модельный ряд бренда». Говоря о планах продаж, руководство «Сибинпэкса» подчеркивает, что конкретных задач по продажам пока не стоит. Однако, по прогнозам Владимира Рыкунина, поначалу дилер будет продавать около 70–80 авто в месяц, а со временем постарается довести эту цифру до 120 машин.

Также дилер Mazda уже совсем скоро появится в Омске. Участники рынка отмечают, что в конкурсе на право быть официальным дилером Mazda участвовало около 15 компаний.

До недавнего времени автомобили Mazda в Омске без права официального дилера реализовывали «Стайер», а также «Независимость-Омск», представители которой отметили, что в нынешнем конкурсе не участвовали. Среди других наиболее вероятных претендентов на победу участники рынка называют компанию «Феникс Авто» (официальный дилер Audi, Toyota, Suzuki, Yamaha в Омске). Руководитель отдела продаж «Феникс Авто» Никита Банников отмечает, что компания знает о событиях, разворачивающихся вокруг Mazda, однако вопрос участия в конкурсе пока не комментирует. Вместе с тем, по его мнению, в текущих условиях в месяц в Омске можно реализовывать 30–40 автомобилей.

Коммерческий директор «Джинни Моторс» (официальный дилер Honda, Fiat, Hyundai-«ТагАЗ», KIA, Seat, SsangYong, субдилер Volvo в Омске) Олег Дынников считает, что бренд Mazda достаточно популярен и известен, однако в текущих условиях кризиса у марки гораздо меньше перспектив на рынке. С ним соглашается и заместитель директора автоцентра «Барс» (официальный дилер BMW, Mitsubishi, Hyundai, Nissan, Peugeot и Scania в Омске) Станислав Алексеев. По его словам, автоцентр «Барс» изначально участвовал в конкурсе по Mazda, но позже отозвал свою заявку, желая сосредоточиться на развитии текущего портфеля брендов.

По данным российского представительства компании Mazda, компанией запланировано появление авторизованных сервисных станций в Иркутске, Барнауле, Томске и Новокузнецке в первом полугодии 2009-го. Впоследствии эти компании могут получить и статус официального дилера марки. По словам участников рынка, в статусе авторизованной сервисной станции Mazda дилер должен реализовывать порядка 150 автомобилей в год, в статусе официального дилера — от 300 машин в год.

Требования Mazda предъявляет как к самому партнеру (например финансовое положение, репутация компании на рынке, опыт работы с иностранными автомобильными брендами, профессиональный менеджмент, позиции на рынке и т. д.), так и к проекту (выгодность месторасположения, размеры здания и земельного участка, сроки реализации проекта, размер инвестиций в проект, соотношение собственных и заемных средств и т. д.). При рассмотрении предложений немаловажную роль играет статус кандидата (местная компания или нет), однако в любом случае Mazda рассматривает поступающее предложение комплексно, и вышеуказанный фактор является одним из критериев оценки проекта.

В Томске основными претендентами на право официально представлять Mazda в городе являются два местных мультибрендовых гиганта: «Велес-40» (официальный дилер Audi, Subaru, KIA, SsangYong, Hyundai-ТагАЗ, Hyundai Truck & Bus в Томске) и Фермерская Снабженческо-Сбытовая Компания (ФССК, дочерние фирмы «Томскевроавто» и «Евразия» — официальные дилеры Skoda, Volkswagen, Honda в Томске), рассказывают участники рынка.

По словам заместителя президента ФССК Андрея Щегерцова, его компания уже много лет продает автомобили Mazda на правах официального субдилера красноярской компании «Мазда Центр Маршал», однако решения импортера о предоставлении статуса официального дилера его компании по-прежнему нет. «Mazda должна была вынести решение по тендеру в IV квартале 2007 года, потом сроки были перенесены на март 2008-го, впоследствии — на ноябрь 2008-го, а теперь в связи с кризисом сроки вновь пролонгированы», — отмечает Щегерцов.

В «Велес-40» продажи автомобилей Mazda стартовали осенью 2008 года. Несмотря на отсутствие федеральной рекламы, марка пользуется повышенным вниманием томичей. По словам представителей салона, активно продается весь модельный ряд, включая Mazda 3 , Mazda 6, Mazda СХ-7. Своими основными конкурентами по Mazda «Велес-40» считает официальных дилеров марок Honda и Toyota. На данном этапе автомобили Mazda реализуются компанией в рамках временного решения, а сроки запуска полноценного дилерского салона зависят в основном от импортера и обычно составляют от полугода до полутора лет. По словам директора автосалона «Велес-40» Екатерины Куликовой, тендер по марке Mazda еще не закрыт, но «Велес-40» небезосновательно рассчитывает на победу.

В случае получения статуса официального дилера Mazda «Велес-40» планирует продавать не менее 40–50 машин в месяц, мотивируя это тем, что при получении статуса официального дилера продажи удваиваются, а то и утраиваются, а это является хорошим стимулом для дилеров. Андрей Щегерцов считает такие планы завышенными, отмечая, что в нынешней ситуации речь может идти о продажах не более 20 машин в месяц.

По словам участников рынка, попытки продавать Mazda в Томске разными дилерами предпринимались часто на протяжении последних лет, но не всегда увенчивались успехом, что связывается с отсутствием должного внимания дилеров к вопросам сервиса и решения вопроса очередей. Андрей Щегерцов отмечает, что бренд Mazda ориентирован на молодежь и не так легок для продвижения в связи с насыщенностью Томска продукцией японских брендов.

Переговоры о появлении официального дилера Mazda ведутся и в Барнауле. По словам заместителя руководителя отдела продаж ОАО «АлтайГазАвтосервис» Дмитрия Кравченко, претендентов на получение статуса официального дилера в Барнауле более 15. Решение импортером будет принято скорее всего в марте–апреле 2009 года.

Реализацией автомобилей Mazda дилер занимается с октября 2005 года и продажами доволен. Сейчас автомобили реализуются из салона, площадь шоу-рума — более 400 кв. м. В случае получения статуса официального дилера салон будет изменен в соответствии с требованиями «Мазда Мотор РУС», рассказывают в компании.

Наконец, в самом восточном городе Сибири — Иркутске — тоже должен появиться официальный дилер. Сейчас продажами автомобилей марки занимается автосалон «Арена» (принадлежит компании «БайкалГАЗсервис»). По словам руководителя отдела продаж автосалона «Арена» Евгения Корытова, его компания уже давно выступала с инициативой назначить ее официальным дилером Mazda в Иркутске. «В «Мазда Мотор РУС» нашу инициативу поддерживали, однако вопрос о значимости Иркутска для Mazda до недавнего времени так и не был решен», — отмечает Корытов.

Японской маркой компания занимается уже на протяжении двух лет. По словам представителей салона, в год реализуется примерно 90 машин. В случае получения статуса дилера планируется продавать до 40 машин в месяц. Сейчас поставки автомобилей осуществляются через дилеров Сибирского региона. Все затраты на гарантийное обслуживание сейчас несет автосалон «Арена», и они импортером не компенсируются, отмечают в компании. Новый салон под автомобили Mazda «Арена» планирует строить после получения статуса авторизированного сервисного центра.

Помимо этого, в Новосибирске количество дилерских центров Mazda увеличится до двух: компания «Автолэнд-Сибирь» построит для Mazda еще один салон на левом берегу. По предварительным данным, новый салон Mazda будет располагаться на пересечении улиц Немировича-Данченко и Таймырской рядом со строящимся салоном Ford.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ