В Новосибирской организации КПРФ раскол или эволюция?

В новосибирской организации КПРФ не определились, как оценивать «бунт» товарищей по партии на недавней областной конференции: то ли как признак жизни и здоровья, то ли как «заговор», поэтому на всякий случай создали «следственную группу» для выявления зачинщиков. Что происходит в рядах партии, которая имеет основания считаться правящей в городе Новосибирске, выяснял «Континент Сибирь».  

Недавнюю отчетно-выборную конференцию новосибирского областного отделения КПРФ вполне можно называть исторической для местного обкома. Бывает, что на подобных мероприятиях коммунисты демонстрируют озабоченность по поводу происходящего в товарищеских рядах. Но 17 ноября произошло то, что некоторые захотели интерпретировать как «попытку раскола».

Сподвижники лидера местных коммунистов мэра Новосибирска Анатолия Локтя, отвечающие за политический блок и пропаганду, не набрали достаточно голосов для вхождения в областной комитет партии. Многие делегаты проголосовали против вице-мэра Новосибирска Артема Скатова, который являлся помощником Локтя задолго до того, как тот возглавил городскую администрацию. Также в руководящий орган партии не прошел депутат горсовета Новосибирска Иван Конобеев — секретарь Новосибирского областного комитета КПРФ (без малого!) по агитации и пропаганде, кандидат в члены ЦК КПРФ. Приличное количество однопартийцев проголосовали против Андрея Жирнова — депутата заксобрания Новосибирской области, советника мэра, несколько человек оказались против второго секретаря областного комитета, вице-спикера горсовета Новосибирска Рената Сулейманова и секретаря новосибирского областного комитета КПРФ по организационно-партийной работе Алексея Русакова.

Иван Конобеев


Об этом не написано на сайте КПРФ, вероятно, партийная верхушка вообще предпочла бы, чтобы сор остался в избе. Но отчетно-выборная конференция — массовое мероприятие. Только в областной комитет было избрано 87 человек, кандидатов в обком было гораздо больше. Трудно держать в тайне то, что происходит при большом количестве свидетелей.

Преувеличением было бы говорить о крахе местного отделения КПРФ. Но как бы ни пытались сбить градус накала представители партверхушки и те, кто к ней близок, в разряд мелочей партийной жизни произошедшее все же отнести нельзя. Оно на некоторое время выбило из колеи работу партийной машины. Обком в тот день не был избран до конца, так что продолжение следует. В паузе проходят внеочередные пленумы в районах. Также  работает «следственная группа» из проверенных партийцев для выявления вдохновителей и организаторов попытки расколоть товарищеские ряды. Движущей силой «заговора», по данным анонимных источников «Континента Сибирь» могут быть секретарь новосибирского обкома по организационно-партийной работе Алексей Русаков, первый секретарь Новосибирского райкома КПРФ Виталий Тихов, председатель контрольно-ревизионной комиссии Николай Тельпуховский, член бюро обкома Вера Гарманова.

В беседе с корреспондентом «Континента Сибирь» Алексей Русаков отметил, что ажиотаж нагнетается вокруг «нормальной партийной демократической процедуры». Подчеркнул, что когда голосование проходит единогласно, это тоже не всем нравится. Он напомнил: конференция признала работу областного комитета удовлетворительной. По его словам, раскола в партии точно нет. Речь идет о естественной ротации — обком обновился примерно на 25 процентов.

Артем Скатов (слева) и Ренат Сулейманов (справа)

Чем закончится «бунт против молодых соратников Локтя», только предстоит узнать. Обойдется ли без оргвыводов? Ведь для кульбита было выбрано слишком «подходящее» время. Дело не в том, что под угрозой карьера Скатова или Конобеева или они теперь не смогут исполнять работу в партии, за которую отвечали раньше. Важно, что обоих рекомендовал в обком именно Анатолий Локоть. Скатова, Конобеева и Жирнова он назвал возможными кандидатами в мэры.

Демонстрация недовольства кадровой политикой лидера, который предпочитает доверять ключевые посты, как считают некоторые партийцы, «юнцам» — неплохой подарок потенциальным оппонентам в преддверии мэрских выборов. Со стороны это можно при желании подать так: «авторитет мэра в рядах своей партии пошатнулся», «Локоть не контролирует ситуацию в партии», «на кону его политическая карьера». Интересный посыл для тех, кто еще не решил, как голосовать на мэрских выборах. А также удачный момент для некоторых членов и сторонников противоборствующей партии, не готовых смириться с летним пактом, по которому единоросс-губернатор Андрей Травников обещал поддержку мэру-коммунисту в переизбрании. Своеобразный намек: к чему тянуть на выборах «слабого» со всех сторон коммуниста, лучше выставить «сильного» кандидата — своего, единоросса.

На «протестное голосование» в рядах КПРФ можно смотреть и по-другому. Как на демонстрацию того, что партийная структура «живая». Какими бы демократическими издержками это ни было чревато: будь то недовольство пропуском губернаторской кампании или пассивной позицией по пенсионной реформе, например. Отчетно-выборная конференция — наглядное доказательство, что новосибирские коммунисты не готовы к воплощению картинки, представленной в романе «Чевенгур»: все и всегда «за», кроме одной Маланьи «для постоянного голосования всем напротив» — «для того же самого усложнения».

В конце концов, переворота не случилось. Местные коммунисты показали, что проблемы   есть. Но предпочли, чтобы первым секретарем новосибирского обкома КПРФ в очередной раз остался Анатолий Локоть.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вера Ганзя, депутат Госдумы РФ, член фракции КПРФ 

— Я являюсь сторонником партии, поэтому для меня вопросы партийного строительства не являются приоритетными. У меня немного другие задачи. Новосибирское отделение очень сильное, имеет высокий авторитет среди партийных организаций на федеральном уровне. Мне есть, с чем сравнить. По поводу неизбрания двух товарищей в обком: это абсолютно демократическая процедура, я не считаю этот факт резонансным и беспрецедентным. Я думаю, мы имеем дело с отзвуками конфликта поколений. Наличие такого конфликта мы наблюдаем не только в партийных организациях, он присутствует и в партиях, и на производстве, и в семье. В нашей организации достаточно мудрости и ответственности, чтобы найти консенсус. Поэтому никакого раскола в принципе нет и не будет. Просто теперь опыт и молодость будут лучше слышать друг друга.

Александр Парфенов, политолог:

— На мой взгляд произошедшее — типичный пример «конфликта поколений». Основу аппарата КПРФ составляют возрастные, опытные коммунисты. И они, наверное, не всегда понимают суть кадровой политики своего первого секретаря Анатолия Локтя. Ничего страшного, на мой взгляд, на конференции не произошло. Партийцы хотят знать и понимать, чем занимались и занимаются кандидаты в бюро обкома. Я думаю, всем претендентам стоило выступить перед голосованием, пояснить свою позицию, рассказать о планах, в том числе на предстоящий выборный цикл. Одного авторитета Локтя для продвижения кандидатур уже недостаточно.

Некоторые наблюдатели усмотрели в произошедшем чуть ли не начало заката политической карьеры Анатолия Локтя. Хотя запрос на понимание и диалог – скорее признак эволюции внутрипартийной среды КПРФ в Новосибирской области. Единогласное одобрение любых инициатив руководства уходит в прошлое. Коммунисты видят успехи партии в регионах, понимают, что КПРФ становится более значимой политической силой и хотят участвовать в процессе. То, что демарш направлен на молодых аппаратчиков, а не на Локтя — показатель согласия с общим курсом обкома, но и знак первому секретарю, что мнение товарищей надо учитывать.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ