Мэрия Новосибирска хочет избавиться от пробок к молодежному ЧМ по хоккею — 2023

Одной из главных тем XIV Новосибирского инновационно-инвестиционного форума «Азиатские встречи», который прошел 9 ноября в Академпарке, стала практика внедрения «умных технологий» в городскую среду. Некоторые из представленных проектов оказались достаточно глобальными, например, избавить Новосибирск от пробок с помощью ИИ-системы регулировки дорожного движения.

В числе докладчиков форума были представители бизнеса, науки и администрации. Мэрию представил начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Александр Люлько. Он напомнил гостям встречи о тех «умных» предложениях, которые уже сейчас предлагает и внедряет Новосибирск (более подробно об этом можно прочитать в материале «Континента Сибирь»), упомянув также и некоторые другие. Например, представленный Корпорацией МСП «Бизнес-навигатор», который был запущен еще в 2016 году, но недавно разработчики выпустили радикально обновленную версию. Пусть это и не новосибирский продукт, но одним из основных источников данных для него стал «2ГИС», наряду с Росреестром и «Яндексом».

Внедрение новых разработок чаще всего упирается в деньги — даже если в будущем новинка сможет сэкономить значительно больше, на запуск и раскрутку деньги нужны уже сейчас. «К сожалению, денег в нашем распоряжении не так много, наша задача заключается в том, чтобы найти инвестирование, — комментирует Александр Люлько. — Мы готовы взяться за проект, профинансировать пилотный участок, и когда станет ясно, что он работает, привлечь финансирование, чтобы все в итоге могли заработать».

Одним из таких пилотов в 2018 году стала автоматизированная система управления дорожным движением. Разработчик системы — компания «СофтЛайн Трейд» (в Новосибирске работает под брендом Softline) заключила с мэрией соглашение о сотрудничестве еще весной, на форуме «Городские технологии». И в августе Новосибирск стал первым городом, где «СофтЛайн» попробовал внедрить свою систему управления дорожным движением, способную анализировать трафик движения и в случае необходимости регулировать время работы сигналов светофора и обеспечить максимальную скорость движения.

В качестве пилотной площадки мэрия выбрала один из самых загруженных участков дорожного движения — улицу Станционную от остановки «Завод медпрепаратов» до площади Энергетиков. Всего на участке длиной 5,5 км расположено 11 светофоров.

Разработчики поставили перед собой следующие цели: время поездки по маршруту на участке уменьшить на 10%, интенсивность движения увеличить на 12%, среднюю скорость движения увеличить на 7%, время задержки транспорта снизить на 15%, а количество остановок на маршруте снизить сразу на 20%. Спустя три месяца Александр Люлько сообщил, что система помогла увеличить средний пассажиропоток на экспериментальном участке на 8–12% — и это далеко не предел. «Участок достаточно короткий, если бы он был масштабнее, результат был бы другой», — пояснил он.

В целом, по словам Александра Люлько, мэрия осталась довольна результатом — и уже есть планы о том, как опыт Станционной можно масштабировать на все основные улицы города. В качестве примера того, что это не пустые фантазии, глава департамента промышленности привел Казань, которая в рамках подготовки к Универсиаде избавилась от пробок с помощью «умного» решения. Для Новосибирска таким «поводом все исправить» может стать молодежный чемпионат мира по хоккею.

И Новосибирск, как отметил Александр Люлько, уже на старте находится в более выигрышном положении, чем Казань, которой на избавление от пробок пришлось потратить порядка 1,5 млрд рублей. Новосибирск, скорее всего, сможет обойтись меньшими средствами. Например, все основные компоненты, программные и «железные», здесь отечественного производства, а некоторые создаются в самом Новосибирске. Кроме того, некоторые элементы системы уже внедряются в рамках других проектов, в частности, светофоры, обновленные по программе «Безопасные и качественные дороги», могут быть легко подключены к единой автоматизированной системе управления. Между прочим, производителем оборудования стала местная компания «Сибирский светофор».

В случае необходимости работу автоматизированной системы управления дорожным движением можно «подстраховать» с помощью оператора-диспетчера: на всех светофорах будут смонтированы камеры видеонаблюдения, которые станут передавать сигнал в серверную. Таким образом, при образовании заторов работа светофоров может регулироваться и вручную.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ