Сибирское ГУ ЦБ: Каждая сотая жалоба на банк – навязывание стороннего продукта вместо вклада

Некорректные продажи банковских услуг, чаще всего выражающиеся в навязывании вместо депозитных вкладов иных продуктов стали одним из самых распространенных источников жалоб на банки. Информацию об этом сообщила пресс-служба сибирского главного управления Центрального банка.

Напомним, что одним из крупнейших в этом году инцидентом в сибирской банковской сфере стала история с бывшим владельцем Азиатско-Тихоокеанского банка Андреем Вдовиным: регулятор обнаружил, что банк от своего имени продавал частным лицам векселя сторонних организаций, связанных с руководством банка. Этот пример самый громкий, но, к сожалению, не единственный.

Некорректные продажи банковских услуг, чаще всего выражающиеся в навязывании вместо депозитных вкладов иных продуктов, называются мисселингом. И вплоть до мая 2018 года (санация АТБ началась в конце апреля) Центробанк не выделял данное нарушение в отдельную категорию. Поэтому точных данных о том, как часто клиенты жаловались на мисселинг в прошлые годы, нет. Но после мая, по данным ЦБ, жители регионов Сибирского федерального округа пожаловались в Банк России на навязывание сторонних продуктов 54 раза – это чуть больше 1% из более чем 5 тыс. жалоб.

Жертвами мисселинга чаще всего становятся те клиенты, которые хотят открыть банковский вклад и в ответ получают предложение вроде «вкладов с повышенной доходностью». В качестве таких «вкладов» банки обычно предлагают другие продукты, но при этом не раскрывают всех рисков и особенностей использования, например, не уточняют того факта, что на них не распространяется программа страхования вкладов в случае отзыва лицензии у банка.

Чаще всего в качестве «более выгодного варианта» предлагается полис инвестиционного страхования жизни.

По данным ЦБ, рынок ИСЖ остается одним из самых быстрорастущих в финансовой сфере – премии страховщиков в целом по России за первое полугодие выросли до 138 млрд рублей или на 65% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Однако вместе с ростом продаж увеличивается количество жалоб на то, что людям навязали страховые полисы вместо банковского вклада. При этом страховщики далеко не всегда сообщают клиентам о том, что при досрочном расторжении договора ИСЖ можно потерять часть взносов, а сами средства, в отличие от банковских вкладов, не застрахованы АСВ.

Банк России разработал нормативный акт с требованиями к полному раскрытию информацию об особенностях договоров ИСЖ и связанных с ним рисков. «Со следующего года у Банка России появится право на «контрольные закупки» – сотрудники регулятора смогут проверять в процессе продажи, как банки выполняют законные требования. В первую очередь проверять с помощью этого инструмента будут жалобы на мисселинг», – пояснил заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Артур Музяев.

Также, как уточнили в Сибирском ГУ Центробанка, контрольные закупки будут проводить и по жалобам на навязывание дополнительных услуг к вкладам или кредитам, без которых якобы нельзя обойтись. Такие случаи, как показывает опыт работы регулятора, встречаются куда чаще прямого мисселинга (не нагрузки к вкладу, а замены его другим продуктом): с мая по сентябрь сибиряки 661 раз пожаловались на навязывание дополнительных услуг при заключении договоров ипотечного или потребительского кредитования.

Больше всего жалоб на навязывание допуслуг поступило от жителей Новосибирской (135), Кемеровской (107) и Иркутской (99) областей. На мисселинг чаще всего жаловались жители Кемеровской (12), Иркутской (10) областей и Красноярского края (9 обращений).

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ