Кто хочет переиграть пять лет развития цивилизованной торговли на базе Гусинобродского рынка?

В 2018 году исполняется пять лет решению новосибирских властей закрыть, а точнее, перевести в другие, более современные и цивилизованные форматы легендарный Гусинобродский рынок. Как удалось это сделать, кто и почему в итоге занял освободившуюся нишу? Подвести итоги тем более актуально, что в регионе есть еще торговые объекты, переформатирование которых стоит на повестке дня,  например, Хилокский рынок.

В 2013 году в Новосибирске решили окончательно ликвидировать Гусинобродскую барахолку в соответствии с Федеральным законом № 271 о розничных рынках. В течение всего года областные и городские власти готовились найти замену печально знаменитому рынку, но к активным действиям приступили только зимой. Тем не менее окончательно вещевой рынок под открытым небом закрылся только в  2015 году. Сейчас уже ничего не напоминает о том, что на месте пустыря вдоль Гусинобродского шоссе стояли тысячи металлических контейнеров и палаток.

Сразу несколько площадок боролись за создание цивилизованной альтернативы прежнему формату торговли. Сама эта конкуренция не всегда принимала цивилизованные формы, о чем «Континент Сибирь» уже рассказывал. По сведениям редакции, попытки «отрегулировать» рынок внерыночными методами в пользу одного из его участников продолжатся вскоре после губернаторских выборов. Источники «КС» утверждают, что снова может быть применен инструмент пристрастных проверок, имеющих целью остановить работу одного из ТЦ и заставить арендаторов перебираться в другой, действуя по принципу «только насильно мил и будешь». Новосибирск в таком случае имеет шансы откатиться снова к 90-м годам, к эпохе скандалов и потрясений, утратив несомненные достижения последнего пятилетия и проиграв в социальной стабильности. Именно поэтому полезно вспомнить путь, пройденный участниками рынка за минувшие пять лет.

Торговля на базе Гусинобродского рынка
Парковка ТЦ «Восток»

Неизбежное завершение эпохи Барахолка обеспечивала доходами тысячи человек. Речь идет не только об арендаторах торговых площадей, но и об оптовиках, которые стекались на барахолку практически со всей Сибири. По мнению собеседников «Континента Сибирь», закрытие рынка некоторые из арендаторов и покупателей-оптовиков на тот момент воспринимали как личную трагедию.  «Я знаю о Гусинобродской барахолке не понаслышке, так как она находилась рядом с моим округом. Много моих избирателей связали жизнь с этим рынком. Были и трагические истории, связанные с закрытием барахолки, так как люди потеряли работу. Но мы должны четко понимать, что барахолка — это явление кризиса 90-х годов, и не самое, скажем так, приятное. Ее закрытие стало большим шагом в развитии цивилизованной торговли», — считает депутат Совета депутатов Новосибирска Георгий Андреев. Тем не менее, Гусинобродский рынок, являясь пережитком эпохи, должен был исчезнуть. Так, по мнению доктора экономических наук, профессора, ведущего научного сотрудника отдела территориальных систем Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Владимира Клисторина,  рынок под открытым небом должен был прекратить свое существование еще на границе 90-х и 2000-х годов.

«Потому что в  90-е годы рынок предоставлял возможность заработка десяткам, а вероятнее всего, сотням тысяч человек. Это люди, которые торговали на территории рынка, занимались перевозкой грузов и перепродажей товаров. Оптовики тогда хорошо экономили на сравнительно низкой цене товара. Конечно, как и везде, на подобного рода площадках в России, там появился криминал, повлекший за собой весьма негативные для общества последствия. Естественно, в такой ситуации были предприняты попытки цивилизовать Гусинобродский рынок, что в конечном итоге и произошло. Перевод рынка из стихийного в цивилизованный нельзя обозначать как негативное или позитивное явление. Это веяние времени», —считает Владимир Клисторин.

Эксперт высказал мнение, что произошедшее — стандартный для рыночной экономики процесс: место под солнцем занимает более сильный и приспособленный к современным условиям бизнес, так как с начала «нулевых» годов запросы потребителя изменились. Покупателю стала нужна не только сравнительно низкая цена товара, у него появились потребности в комфорте и безопасности. И он готов был платить за это. Но стихийный рынок под открытым небом не мог в полной мере обеспечить два последних критерия.

По мнению председателя комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству  Совета депутатов Новосибирска Игоря Салова,  можно было изначально избежать многих проблем и с криминогенной обстановкой на Гусинобродском рынке, и с «добровольно-принудительным» переводом стихийной торговли в цивилизованную. Но для этого, объяснил депутат, уже в 90-е годы нужно было строить не барахолку, а создавать предпосылки к развитию цивилизованной торговли. «Ведь от этого выигрывают и продавцы, и покупатели. Я уже не говорю о мультипликативном эффекте, так как это не только создание рабочих мест и качественных услуг, это ведь еще и налоги, и культура торговли в целом. Конечно, я очень рад, что с большим опозданием, но, тем не менее, решения эти были приняты. На мой взгляд, сейчас отрасль торговли развивается очень динамично, несмотря на общие проблемы и общее падение в экономике России», — уверен он. Но альтернативные торговые центры современного формата  для арендаторов начали возводить не в 90-х, и даже не в начале 2000-х. Окончательное решение о строительстве новых объектов появилось только в 2013 году. По мнению Игоря Салова, дополнительным, а возможно, и главным стимулом, подтолкнувшим региональную и городскую власть к изменению формата торговли, стал федеральный закон, вышедший в 2013 году. Этот документ четко регламентировал порядок организации рынка.

«Чистота и безопасность, комфортные условия для реализации товаров по доступным ценам — этим критериям должны соответствовать зоны торговли. Таковы требования федерального и регионального законодательства», — прокомментировали «КС» в управлении потребительского рынка мэрии Новосибирска.

ТЦ «Восток»

Сейчас в районе Гусинобродского шоссе действуют восемь торговых центров: ТВЦ «Дружба», ТЦ «Восток», ТЦ «Зима», ТЦ «Невский», ТЦ «Форум», ТЦ «Регион», ТЦ «Радуга», ТЦ «Восточный». Еще один торговый центр «НордМолл» расположен в районе Пашино.

По данным официальных сайтов, семь торговых центров, расположенных вдоль Гусинобродского шоссе, предоставляют арендаторам от 500 до 1000 мест каждый, кроме ТЦ «Восток», который разметил у себя более двух тысяч арендаторов и может считаться неформальным лидером Гусинобродского торгового кластера. Некоторые торговые центры сразу выбрали для себя узкую нишу. Например, ТЦ «Зима» специализируется на продаже меховых и кожаных изделий. «Восток» является ТЦ широкого профиля. Напомним, что его начали строить в 2013 году, когда стало известно об окончательном решении властей о переводе стихийной торговли в цивилизованную, а открылся он уже в 2015 году с 1600 торговых мест. Благодаря схожей с Гусинобродским рынком концепции, привлекательным арендным ставкам и привычному местоположению, спрос на аренду мест в «Востоке» и других ТЦ, расположенных неподалеку, оказался высоким, и торговый центр начал расширяться.

Новый формат старого бизнеса

Сейчас, по собственным данным «Востока», в торговом центре насчитывается 2117 мест, из них 2105 заняты арендаторами. «Восток» ведет строительство нового корпуса, который позволит разместить еще несколько сотен арендаторов. На примере этого ТЦ можно судить о потенциале развития Гусинобродского торгового комплекса в целом — по оценке руководства «Востока», в день в ТЦ насчитывается около 5,5 тысяч посетителей.

Труднее сложилась рыночная судьба другого крупного оптово-розничного  центра — «НордМолла», который разместился вдоль Северного объезда. Этот торговый центр начали строить также в 2013 году, однако из-за судебных разногласий строительство затянулось вплоть до 2016 года. На сегодняшний момент, по данным, размещенным на сайте «НордМолла», оптово-розничный центр предлагает арендаторам 4300 мест. Тем не менее, эксперты сходятся во мнении, что на сегодняшний день самым крупным торговым центром подобного формата, по количеству занятых арендаторами мест, и лидером по покупательской активности в городе считается ТЦ «Восток». С этим утверждением соглашается депутат горсовета, председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов.

«По статистике самый крупный оптово-розничный рынок в Новосибирске по числу занимаемых арендаторами торговых мест — это ТЦ «Восток», который находится недалеко от бывшего Гусинобродского рынка», — говорит депутат.

Исполнительная власть Новосибирска также указывает на то, что ТЦ «Восток» стал одним из самых востребованных ОРЦ среди структур  подобного формата. В управлении потребительского рынка мэрии Новосибирска, отмечая, что оптово-розничная торговля в городе за последние пять лет из стихийных барахолок переросла в формат крупных торговых центров, которые отвечают всем запросам потребителя, выделяют «Восток». «В настоящее время в ТЦ «Восток» представлен широкий ассортимент одежды, обуви, сопутствующих товаров из России, Китая, Вьетнама, Турции, Италии, Польши и других стран. Под одной крышей торгового центра собрано более 1700 магазинов различного профиля. Для удобства покупателей имеется большая бесплатная автомобильная парковка на 800 парковочных мест», —  отметили в профильном ведомстве мэрии.

Наглядное сравнение

Для того, чтобы сопоставить фактические показатели востребованности и покупательского потока двух самых крупных оптово-розничных центров — «Восток» и «НордМолл» — корреспондент «КС» решил лично посетить оба комплекса. В ТЦ «Восток» было выбрано время 11 часов утра в пятницу, 9 июля. Как выяснилось, пятница считается не лучшим днем для торговли: оптовые покупатели приезжают сюда во вторник ночью, а розничные предпочитают выходные дни. Как сообщили «КС» в администрации оптово-розничного центра, и во вторник, и в субботу количество посетителей превышает несколько тысяч.

Но даже в этот день практически не было закрытых павильонов. Покупателей на тот момент, по подсчетам корреспондента «КС», было несколько сотен. Об этом же свидетельствовали практически полностью занятые места на парковках. Как призналась администрация ТЦ «Восток», для них такое количество людей считается небольшим.

Внутри помещения наблюдается комфортная температура, а также применяются необходимые меры безопасности. Так, весь торговый центр оборудован видеонаблюдением и системой пожаротушения. На местах работает охрана. Сами предприниматели, арендующие места, признавались, что мы выбрали «для разведки» не самый лучший день, и приглашали приходить в субботу или воскресенье, после того, как они получат новую партию товара для розницы.

В ТК «НордМолл» корреспондент «КС» приехал также к 11 утра, но в среду, которая, по словам арендаторов, считается днем не самым благоприятным для розничной торговли. Большая часть парковочных мест в это время была занята.

Внутри оптово-розничный центр также оборудован и системой кондиционирования, и видеонаблюдением. Однако, по подсчетам корреспондента «КС», на первом этаже было открыто всего около трети  павильонов. На втором этаже все торговые места были закрыты, и, судя по пыльным табличкам на лестницах с предупреждением «Посторонним вход запрещен», они точно не сданы в аренду. Покупателей было насчитано не более ста человек. Вероятно, мы увидели подобную ситуацию потому,  что посетили оптово-розничный центр в не самый выгодный день для торговли.  Хотя в аналогичной ситуации в ТЦ «Восток» арендаторов и покупателей было в несколько раз больше.

Торговый центр «Норд-Молл». Фото Михаила Перикова

Объективное сравнение двух объектов представляет интерес, поскольку помимо открытой и прозрачной конкуренции, в отрасли ТЦ сохраняется — как наследие прошлого — склонность к ударам ниже пояса, к нерыночным методам воздействия на более успешного игрока. Участники отрасли в то же время полагают, что если «НордМолл» не достиг преобладания при наличии свободного выбора потребителей услуг (покупателей и арендаторов), то вряд ли получится вернуть время вспять и силовым образом переиграть ситуацию при помощи попыток давления и отчаянной эксплуатации административного ресурса. Успех «Востока» обусловлен  предпочтениями самих арендаторов и покупателей, которым этот центр в силу целого ряда причин удобнее некоторых иных. Попытки силового передела  рынка методом нечестной конкуренции ударят в первую очередь по арендаторам, инвестиционному климату в регионе  и репутации вовлеченных  лиц. Не говоря уже о тысячах покупателей, которых кто-то хочет заставить совершать покупки не там, где они хотят, а «там, где  положено», что в любом случае невозможно.

Мнения арендаторов

Каковы тенденции дальнейшего развития объектов, занявших место Гусинобродского рынка? Предприниматели, арендующие места в ТЦ «Восток», в разговоре с «КС» констатируют: количество покупателей увеличилось практически у каждого из них, с тех пор как они «переехали» с прежнего рынка на новую площадку.

«Во-первых, нам не нужно сейчас содержать большой штат продавцов. На барахолке это было необходимо, физически невозможно было самому выдержать ежедневную торговлю и в лютый мороз, и в зной. Сейчас у нас тепло, сухо, чисто. Ну и главное: мы работаем для оптовых покупателей. Это им в первую очередь стало комфортнее. Раньше, на открытом рынке они километры наматывали по холоду и по зною. Сейчас заходят, раздеваются в гардеробе и спокойно делают покупки. Рост покупательской активности стал заметен сразу. На открытый рынок приезжали и покупали по принципу «лишь бы быстрее взять», — комментирует тренд арендатор Андрей Миронов.

В то же время он отмечает, что многие арендаторы не хотели уходить с барахолки. В светлое будущее под крышей торговых центров не верили, а в  первый год после переезда едва не растеряли постоянных клиентов.  Если бы администрация торгового центра не помогла вернуть «беглых» оптовиков, предпринимателям пришлось бы долгое время нарабатывать постоянную клиентуру, чтобы восстановить прежние обороты.

«У нас тогда было много непонимания, что и как будет дальше. А людям, оптовикам из других городов было еще тяжелее, потому что они не знали, кто и куда переехал. Но ведь рынок не стоит на месте, и оптовикам нужно постоянно торговать, чтобы поддерживать свой оборот. Они начали искать какие-то новые рынки: Москву, Бишкек и другие.  Но в течение года потихоньку всё вернулось на круги своя. Мы сами работали со своими покупателями, и плюс администрация ТЦ «Восток» сделала большую работу по возвращению всех оптовиков, которые к нам ездили раньше на Гусинобродский рынок»,  — вспоминает арендатор.

Игорь Лучак отмечает, что ничего непредсказуемого в увеличении покупательского потока и спроса на аренду мест в ТЦ «Восток» нет: сказывается создание комфортных условий. За последний год, по его словам, арендуют места у них даже те, кто до последнего не верил в успех предприятия «Цивилизованные рынки в Сибири».

Современные оптово-розничные центры улучшили статистику и правоохранительных органов

«Количество арендаторов постоянно растет. Когда мы предложили ТЦ «Восток» как альтернативу Гусинобродскому рынку, были те, кто стоял на улице до последнего. Когда переехали к нам, были очень удивлены созданными условиями.  Сейчас у нас даже возникли определенные трудности с дополнительным размещением предпринимателей. Мы не можем пока принять всех желающих, поэтому потихонечку расширяемся, строим,  создаем рабочие места», — отмечает Игорь Лучак.

По словам Георгия Андреева, арендаторы торгового центра возле Гусинобродского шоссе очень хорошо угадали запросы определенной категории розничного потребителя Новосибирска.

«Торговые центры — это не только рабочие места для арендаторов и их сотрудников. Сюда стекаются розничные покупатели, которые обладают не самыми большими доходами. При этом они также хотят комфорта и безопасности, и им могут все это предложить. То есть торговые центры заняли нишу, до этого, по сути, не занятую никем, и не прогадали», — считает депутат.

Получить комментарии на ту же тему у руководства «НордМолла» не удалось.

Жесткие стандарты современной торговли

Несомненным и безусловным плюсом цивилизованной торговли собеседники «Континента Сибирь» называют практически полное отсутствие любых криминальных проявлений в оптово-розничных центрах города.

«Сейчас вопрос о криминале вообще не стоит. Последняя кража у нас была месяца три назад. Но вора нашли сразу и деньги вернули владельцу», — говорит Андрей Миронов.

«Не только внутри, но и снаружи стоят камеры. У нас бывали случаи, когда люди просто оставляли сумки, но они не пропадали. Мы по видеокамерам находили их и отдавали владельцам. Порой приходилось догонять и автобусы с оптовиками, потому что покупатели забывали сумки с вещами. Догоняли и на границе с Тувой и Алтайского края, возвращая людям их собственность», — вспоминает Игорь Лучак.

Современные оптово-розничные центры улучшили статистику и правоохранительных органов. В мэрии Новосибирска сообщили «КС», что закрытие Гусинобродского рынка оказало положительное влияние на состояние общественного порядка и безопасности в Октябрьском районе.

Кроме того, в управлении потребительского рынка мэрии считают, что оптово-розничная торговля, как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать отраслевые рынки за счет гибкого накопления и перемещения товаров. По мнению городских чиновников, поставленная в 2013–2014 годах задача по переводу Гусинобродского рынка в современный и цивилизованный формат решена полностью.

В целом, можно говорить о том, что формат оптово-розничных центров получил поддержку муниципалитета. Возможно, потому, что в городе умеют считать не только доходы от налоговых поступлений, но и расходы на соблюдение общественной безопасности при работе стихийных рынков. Главное, что ниша цивилизованной оптово-розничной торговли в Новосибирске, несмотря на все прогнозы недоброжелателей, продолжает свое развитие.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ