Ростислав Туровский: «Мы наблюдаем продвижение персоны Травникова в политической сфере»

Вице-президент «Центра политических технологий» РОСТИСЛАВ ТУРОВСКИЙ в интервью «Континенту Сибирь» рассуждает о последствиях неконкурентных выборов в Новосибирской области, границах самостоятельности Андрея Травникова и Анатолия Локтя и о том, почему главе регионального правительства будет непросто руководить областью.

— Осенью в нескольких регионах президент назначил временно исполняющих обязанности губернаторов. Некоторые из этих территорий Владимир Путин собирается посетить перед выборами. В том числе и Новосибирскую область.

— Речь, безусловно, идет о непосредственной поддержке врио губернаторов со стороны президента. Приезд Владимира Путина в Новосибирскую область — одно из самых важных событий, один из ключевых элементов избирательной кампании Андрея Травникова, смысл которого состоит в том, чтобы усилить его позиции в регионе, повысить его популярность среди населения.

— На ваш взгляд, как скажется на политической обстановке в Новосибирской области сделка, заключенная Андреем Травниковым и Анатолием Локтем? Как вы оцениваете заведомое устранение конкуренции, не обесценивает ли оно понятие «выборы»?

— Договоренность между Локтем и Травниковым привела к резкому снижению конкуренции на выборах губернатора. Но я бы напомнил о схожей ситуации в 2014 году, когда в главы Новосибирской области шел Владимир Городецкий. Несмотря на то, что соперники считались номинальными (те же самые соперники, что сейчас у Травникова), нельзя сказать, что они получили плохие результаты. Это свидетельство протестного потенциала региона. В условиях отсутствия кандидата от КПРФ этому потенциалу, кажется, некуда деться, но он нашел свое выражение и в низкой явке, и в голосовании за, казалось бы, технических соперников Городецкого. То же самое возможно и сейчас. Различные формы протестного поведения способны привести к тому, что Дмитрий Савельев и Анатолий Кубанов, сами того не желая (хотя может быть и желая), снова соберут голосов больше, чем планировалось. При Травникове тенденции могут даже усилиться. Все-таки экс-губернатор был местным, более известным населению.

— Как может отразиться на позициях Анатолия Локтя ситуация устранения конкуренции на выборах мэра, если заключенное соглашение останется в силе? И если «Единая Россия» не станет выставлять ему противника?

— На выборах мэра Локоть в любом случае окажется в менее комфортных условиях, чем Травников на выборах губернатора. Думаю, что кампания 2019 года будет все-таки конкурентной. Даже заключенный пакт, весьма вероятно, не исключает появления сильных, ресурсных кандидатов, например, со стороны бизнеса. Воспроизводство неконкурентной ситуации по типу губернаторской кампании возможно, только если Кремль возьмет выборы в Новосибирске под более жесткий контроль, гарантирует неукоснительное исполнение договоренностей, включая невыдвижение любых весомых фигур. Но реализация подобного сценария для Локтя означала бы дальнейшее снижение его политической самостоятельности. Поскольку она вынуждала бы его больше дрейфовать по направлению к действующей власти и в противоположную сторону от КПРФ. Не исключено, что, как некоторые другие лица КПРФ во власти, он станет в конечном итоге лишь номинальным представителем партии. Сам Локоть, вероятно, предпочел бы избежать такого развития событий, но не исключено, что политический водоворот, все эти сделки приведут к усилению его лояльности действующей власти. Полагаю, что продолжится курс на укрепление альянса нынешнего главы Новосибирска с частью городских элит. Мэр может стать его заложником и окончательно лишиться своей политической самостоятельности, приобретая взамен новый мэрский срок.

— Как вы считаете, насколько Андрей Травников будет самостоятельным в формировании команды? Или он предпочтет опираться на поддержку федерального центра в этом и других значимых вопросах после выборов? Андрей Травников считается креатурой «Северстали», можно ли что-то прогнозировать в этой связи?

У губернатора поле для маневра гораздо шире, чем у мэра, так что у главы области может быть карт-бланш на формирование собственной команды и проведение более или менее самостоятельной политики. Но дело не столько в статусе губернатора, сколько в персоне самого Андрея Травникова. Ему сложнее реализовать свой потенциал. Скорее всего, он будет формировать коалицию, состоящую из местных людей и «варягов» (причем не обязательно тех, с кем раньше работал). Ставка на «пришлые» кадры в Новосибирске воспринимается болезненно. В этом смысле Травникову придется нелегко, учитывая, что он не является представителем мощной группы влияния. Тема «Северстали» мне кажется несколько надуманной, поскольку у компании нет интересов в Новосибирской области, и вряд ли они появятся. Скорее, мы наблюдаем продвижение персоны Травникова в политической сфере: если его губернаторство окажется успешным, то не исключено, что он получит федеральную должность после завершения срока его работы главой Новосибирской области. Пока ему нужно формировать коалицию, чтобы удержать позиции в регионе и по возможности минимизировать попытки возможных оппонентов критиковать его деятельность.

— Кстати, об оппонентах. Спикер законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив был в числе потенциальных претендентов в губернаторы (может, и остается). С вашей точки зрения, придется ли Андрею Травникову столкнуться с противостоянием регионального парламента? Владимиру Городецкому было в этом смысле непросто, ЗС серьезно усилило свои позиции именно при нем.

Стороны не заинтересованы в публичной конфронтации. Открытое выяснение отношений между Травниковым и Шимкивом будет негативным сигналом для Кремля, и чревато для обоих. Травников в результате может покинуть пост главы области, но и Шимкиву путь на эту должность будет закрыт. Полагаю, что стоит ожидать сложную позиционную игру. Не исключаю, что попытки критики Травникова — не напрямую, а какими-то косвенными способами — будут иметь место. Поскольку, вероятно, значительная часть местной элиты по-прежнему не заинтересована в долгом и успешном губернаторстве Андрея Травникова.

— Складывается впечатление, что ни Андрей Травников, ни Анатолий Локоть не стремятся обозначить свою позицию по пенсионной реформе. Как это отражается на их политическом реноме?

— Молчание ключевых фигур в общем и целом означает, что с одной стороны они не хотят, чтобы реформа нанесла урон их популярности, с другой — чтобы она поссорила их с федеральным центром, продвигающим закон. Не похоже, чтобы их сверху принуждали высказываться, поэтому им проще отмолчаться. Вероятно, оба такую тактику и предпочитают. Другое дело, что Локоть в силу своей партийной принадлежности должен обозначить позицию, выступить. Отсутствие активности может свидетельствовать о том, что для него важнее политические договоренности с федеральными и региональными элитами.

— С вашей точки зрения, останется ли Виктор Толоконский персоной, оказывающей влияние на политику в Новосибирской области?

Полагаю, что период, когда он пытался это делать открыто, оказался для него неудачным, привел к ненужной ему напряженности в отношениях с федеральным центром. Тактически правильнее было бы уйти в тень. Но это не означает, что он непременно оставит попытки влиять на политическую ситуацию в регионе. Просто, скорее всего, приобретя негативный опыт, он предпочтет непубличные методы.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ