Как за 10 лет и 2 кризиса вырасти в 10 раз

Что происходит на региональном рынке банковских карт?

За 10 лет безналичные платежи в России выросли в десять раз – к такому выводу пришли аналитики Сбербанка, опубликовавшие 9 августа исследование «Рейтинг безналичных регионов и городов». Между тем темпы ухода от наличного расчета в самых «безналичных» регионах 2008 года замедляются, и уже можно услышать мнения о том, что банковским картам тоже пора уступить рынок другим, более современным способам расчета. Насколько оправдан такой прогноз, и как сегодня чувствует себя рынок банковских карт, разбирался «Континент Сибирь».

Как поднять рынок в 10 раз

По данным Сбербанка, за последние 10 лет в России произошел настоящий прорыв в сторону «обезналичивания» расчетов. Если в 2008 году доля безнала составляла всего 4% платежей, то по итогам первого полугодия 2017 года – уже 39%. Причем в этой статистике не учитываются переводы между картами, под которые может быть замаскирована оплата товаров и услуг.

Одной из причин такого роста эксперты видят в росте числа граждан, получающих доход на банковскую карту. В 2008 году их было сравнительно немного, и они концентрировались, в основном, в крупных городах, сейчас ситуация изменилась и в лидерство по использованию безнала вырвались северные регионы. По статистике Сбербанка первым регионом, где доля безналичных расчетов превысила 50%, стал в 2018 году Ненецкий автономный округ. Аналитики Центробанка называют лидером Чукотский АО, где на долю безнала пришлось около 65% всех расчетов – правда здесь учитываются и P2P-транзакции (Person to Person) между физическими лицами: жители Чукотки в силу географических особенностей региона предпочитают расчеты по картам как более удобные.

Из сибирских регионов в категорию «40+», где процент безнала выше среднероссийского, попали Томская, Иркутская области, а также Республика Бурятия. В остальных – средний или ниже. Омск и Новосибирск выделились на общем фоне своей гиперцентрализованностью: более 80% безналичных платежей проводится в столице региона, хотя лидерами в этом неравенстве стали не они, а Санкт-Петербург на фоне Ленинградской области. В целом по стране индекс уровня разброса доли безнала в течение этих десяти лет снижается, доля столиц и крупных городов постепенно падает. На другой стороне «рейтинга неравенства» находится Кемеровская область, которая уступила здесь лишь Ямало-Ненецкому АО.

Данные: Сбербанк

Инфраструктуру безналичного расчета в России аналитики Сбербанка считают практически сформированной. Сегодня безнал принимают порядка 1,6 млн торговых точек по всей стране, которые суммарно охватывают 95% всех расходов граждан. Это подтвердил и глава департамента продуктов российского представительства Visa Станислав Исмагилов. «По итогам прошлого года рост количества транзакций на карту составил более одной трети, при этом мы зафиксировали падение среднего чека почти на 10%. Это очень хорошо, это значит, что безналичные платежи вошли в повседневную жизнь людей. Россияне очень технологически подкованы и восприимчивы к инновациям. На это влияют два фактора: развитая инфраструктура, и прежде всего высокий уровень проникновения интернета – порядка 70%, и смартфонов – почти 65%, а также повсеместное использование чиповых карт», — поясняет собеседник «КС».

Сегодня, по данным Visa, Россия занимает первое место в мире по объему переводов с карты на карту, а также входит в тройку лидеров по числу токенов – технологии, лежащей в основе мобильных платежей.

Интерес к безналу подогревает также и дальнейшие шаги развития платежных сервисов. Города, которые были лидерами по «обезналичиванию раньше» (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск) и те, которые стали ими сейчас (Сыктывкар, Петропавловск-Камчатский) уже подключили общественный транспорт к электронным платежным системам. Всего, по данным Сбербанка, расплатиться картой можно в 36 городах. «Динамика интереса к банковским картам обусловлена расширением возможностей оплаты ими различных покупок и услуг в интернете, проезда в метро и наземном транспорте, расчетов через платежные терминалы в  торгово-сервисных сетях с использованием бесконтактных технологий» – подтверждает тезис управляющий банковским бизнесом группы «Открытие» в Новосибирской области Ирина Демчук.

Жить в кредит уже не страшно

По словам Станислава Исмагилова, портфель кредитных карт в России продолжает расти, хотя динамика уже не такая высокая, как до скачка курсов валют в 2014 году. «Активное стимулирование клиентов использовать кредитные карты именно для совершения покупок дает возможность банкам понимать целевое назначение кредитных средств и, соответственно, правильнее оценивать риски. Что касается корпоративных кредитных карт, то это направление только развивается в России, и мы видим в нем большие перспективы», – считает Станислав Исмагилов.

Что касается B2B-сегмента, то рост выпуска банковских карт здесь ниже, чем в рознице, поскольку кредитные лимиты карт не такие высокие, как того требует бизнес, и покрывают лишь текущие потребности компании (представительские расходы, выдачу средств в подотчет сотрудникам и прочее траты). Но в целом кредитная карта остается очень удобным платежным инструментом, и в ближайшие годы тенденции в сегменте «пластика» кардинально не изменятся.

«Основными держателями карт являются физические лица. По данным на 1 января 2018 года доля корпоративных карт составляет только 0,8% от общего объема. За три года доля корпоративных карт незначительно выросла: на 1 января 2016 года она составляла 0,4% – приводит статистические данные начальник управления платежных систем и расчетов Сибирского ГУ Банка России Надежда Барбанакова. – Объем выданных кредитных карт с 2015 года по 2017 год увеличился на 7,5%, до 4 млн карт. В Сибирском федеральном округе кредитные карты есть у 28% взрослого населения – этот показатель не изменился по сравнению с 2016 годом, а в 2015 году кредитные карты были у 26,5% взрослого населения Сибири».

По словам директора территориального офиса Росбанка в Новосибирске Дениса Колова, портрет держателя кредитной карты сильно изменился за последние несколько лет. Клиенты сегодня стараются минимизировать объем ежемесячных платежей по кредитам по отношению к ежемесячным доходам. «Банки, со своей стороны, стали более взвешенно подходить к оценке клиентов, обратившихся за кредитами. Нельзя сказать, что до 2014 года кредитную карту мог получить любой желающий – безусловно, проводились риск-оценки, рассматривалась кредитная история. Однако сейчас появились дополнительные источники информации, которые позволяют более детально оценить заемщика. Это особенно важно при предоставлении кредитных карт, так как это более «рисковый» продукт, нежели потребительский кредит», — поясняет банкир.

В свою очередь заместитель председателя Сибирского банка ПАО Сбербанк Максим Волков отмечает, что количество кредитных карт, выданных Сибирским банком физическим лицам в первом полугодии, выросло примерно в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Почему интерес растет? «Пользователи становятся все более финансово грамотными, умеют планировать свои расходы. Это выгодная услуга – многие держат «в запасе» кредитную карту, чтобы при необходимости ею воспользоваться», — отмечает Максим Волков.

Ирина Демчук напоминает, что в ходе опроса, проводившегося 2011 году, две трети россиян ответили отрицательно на вопрос, стали бы они открывать кредитную карту. «Сейчас боязнь неизвестного продукта осталась в прошлом, люди оценили его преимущества, прежде всего многочисленные опции, которые дают держателю карты дополнительные выгоды, – констатирует Ирина Демчук. – Динамика роста в этом сегменте особенно впечатляет, если оценить ее на горизонте последних лет. По данным Национального бюро кредитных историй, в январе 2018 года был зафиксирован самый высокий показатель количества оформленных кредитных карт за последние четыре года. Количество новых выданных кредитных карт достигло в 2017 году 6,87 млн, что на 52,6% больше, чем в 2016 году».

Позитивную динамику по итогам первого полугодия 2018 года видят и в ВТБ. Так, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года рост количества эмитированных банком кредитных карт составил 45%. Такие итоги первых шести месяцев подводит вице-президент — управляющий розничным филиалом ВТБ в Новосибирской области Станислав Могильников.  По его словам, это свидетельствует о том, что жители области уверены в своей платежеспособности и реализуют отложенные планы.

«Рост популярности кредитных карт обусловлен также наличием беспроцентного грейс-периода, который клиенты научились использовать с максимальной для себя выгодой», – добавляет Ирина Демчук.

Когда одной кредитки уже мало

Основным драйвером нового роста интереса к банковским картам заместитель директора филиала «Банковский центр «Сибирь» банка «Зенит» Ирина Гущина называет появление новых продуктов, привязанных к ним: «Сегодня клиенты хотят иметь карту не одного банка, а сразу нескольких – у каждой кредитки свои особенности».

Одна из самых распространенных особенностей – кэшбэковые услуги, которые все чаще становятся решающим аргументом для выбора кредитки и самого решения ее открытия. «Сейчас клиент при выборе кредитной карты в том числе ориентируется на то, какие дополнительные возможности она может дать, и выбирает наиболее интересный продукт для себя, – говорит Денис Колов. – Это может быть как получение кэшбэка, так и бонусные мили для последующей оплаты авиабилетов, или накопление баллов, которые можно тратить в определенных торговых сетях. Сейчас также становятся все более популярными универсальные программы лояльности, дающие клиенту возможность выбора какого-то определенного вида вознаграждения, который ему интересен в данный момент, а затем, при необходимости, поменять».

С тем, что кэшбэк является наиболее востребованным способом поощрения клиентов как со стороны банков, так и со стороны держателей карт согласен и Станислав Исмагилов. По его словам, согласно исследованию Visa, для 38% клиентов наиболее предпочтительным способом вознаграждения является именно кэшбэк. «Большинство крупных банков или уже имеют в своей линейке этот популярный продукт или планируют его запустить. При этом разнообразие программ кэшбэка стимулирует конкуренцию среди банков, что, в конечном счете, позитивно сказывается на клиентах», — отмечает Станислав Исмагилов.

«За последние годы россияне стали финансово грамотнее и научились зарабатывать на банковских продуктах – продолжает Ирина Гущина. – Люди всерьез задумались о способах экономии бюджета, в частности, о том, что часть потраченных на товар или услугу денег можно вернуть. Поэтому все больше россиян оформляет карты с кэшбэком. Сегодня каждый розничный банк имеет в своей продуктовой линейке карты с возвратом денежных средств. Банку выгодно, чтобы клиент чаще расплачивался картой, а не наличными, для увеличения объема транзакций, с которых организация получает комиссионный доход». Аналогичные данные приводит и ВТБ – по словам Станислава Могильникова, за год оборот по картам этого банка увеличивается примерно на треть и связано это с появлением продуктов, стимулирующих переход на безналичную оплату, в т.ч. кэшбэка, бонусных баллов, а также ростом финансовой грамотности.

«Пластик» на выброс – или рано еще?

Мир технологий развивается очень динамично, и банковская карта уже не является обязательным атрибутом безналичного платежа – в первую очередь, благодаря мобильным гаджетам, поддерживающим технологию NFC. Ирина Демчук отмечает, что Россия, по данным ряда экспертов, занимает первое место в мире по количеству безналичных платежей с использованием смартфонов, но хоронить старый добрый «пластик» пока преждевременно. «Вряд ли карты массово перейдут в категорию анахронизмов в самое ближайшее время, хотя бы потому, что гаджеты с использованием инновационных технологий достаточно дороги – рассуждает она. – Но digital-новации обеспечивают удобство взаимодействия клиента с банком, простоту использования, безопасность, а доступность гаджетов по мере проникновения в массовый сегмент будет повышаться, и  очевидно, что за ними будущее.

В пользу карт говорит и то, что они могут быть такими же удобными, как и устройства с Apple Pay или Samsung Pay – помимо чиповых и магнитных карт все большее распространение получают бесконтактные платежи. «Еще полтора года назад на них приходилось всего 3-4%, – отмечает Станислав Исмагилов, – а на конец июня 2018 года уже 41,5% от общего количества транзакций в магазинах совершались бесконтактным способом».

Станислав Исмагилов считает, что «хоронить» карты преждевременно: «Сегодня в России почти 70% покупок оплачиваются наличными — констатирует он. — Тем заметнее рост современных способов оплаты. Безналичные платежи становятся незаменимыми для технически продвинутых потребителей, создающих вокруг себя экосистему подключенных устройств.  Мобильным платежным сервисам в России еще нет и двух лет, а динамика подключений к ним крайне высока. Сейчас появляются все новые платежные форм-факторы, и в мобильных платежах карта фактически «переехала» в смартфон. Технологии уже сегодня сделали возможным платить практически любым устройством, которое подключено к сети, например, кольцом. В скором будущем умные устройства будут готовы на большее – не только заплатить за что-то, но и подсказать своему владельцу, что и когда нужно купить. Умная упаковка сможет сигнализировать о том, что заканчиваются продукты, автомобиль не просто включит датчик недостаточного уровня бензина, но и сообщит о близости заправки, за которую будет готов заплатить без особенного участия владельца: стоимость автоматически спишется с подключенного счета. Мы видим будущее в экосистеме платежных устройств, поэтому в соответствии с нашей философией присутствовать везде, где стремятся быть наши клиенты, мы активно развиваем платформы для безопасных безналичных платежей в любой платежной среде».

Ирина Гущина считает очевидным то, что в ближайшие годы люди не откажутся от пользования картами, поскольку у них масса очевидных преимуществ: доступность, удобство, безопасность, возможность интеграции с мобильными сервисами. Тем более, что сегодня существует множество способов оплаты, в том числе в интернете, но они не могут полностью завоевать платежный рынок.

Впрочем, по мнению экспертов, есть направление, где альтернативные безналичные системы могут сыграть достаточно весомую роль – это сегмент B2b, где кредитные карты в целом не пользуются такой популярностью, как в рознице. Руководитель направления по разработке комплексных продуктов Альфа-Банка Дмитрий Казанков приводит пример виртуальной карты для бизнеса, которую можно оформить в мобильном банке. «Особенность российского рынка — у нас больше, чем в Европе и на других развитых рынках, распространены бесконтактные платежи, люди гораздо чаще пользуются мобильными кошельками — и в личных целях, и для оплаты бизнес-расходов. По нашей статистике, около 40% виртуальных бизнес-карт привязано к мобильным кошелькам и их владельцы используют их не только для расходов в интернете, но и для оплаты в оффлайне», – говорит он.

Плюс не стоит забывать и о наличных деньгах, которые, с учетом предпочтений российского потребителя, исчезнут еще очень нескоро. А значит, и картам, и альтернативным платежным продуктам расти еще есть куда – и необязательно за счет друг друга.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ