Генеральный директор Hospitality Income Consulting

Как работать с туристами из Китая в Сибири?

В 2016 году Новосибирская область стала одним из лидеров по объему потока безвизовых туристов из Китая, увеличив его в 10 раз по сравнению с 2014 годом. А в 2017 году поток увеличился еще на 24% достигнув 24 598 человек. Более того, в этом же году Новосибирск стал третьим в России городом, выпустившим туристическую карту города на китайском языке. Как отельерам «оседлать» этот тренд, и о чем нужно помнить в первую очередь при работе с туристами из Китая?

Китай на сегодня занимает преобладающую долю азиатского турпотока. С 2012 года он вырос в целом по России почти в четыре раза, достигнув в 2017 году 1,5 млн человек. Росту туристических прибытий способствует политика сотрудничества между государствами – упрощение въездного режима, развитие туристских продуктов, инфраструктуры и программ лояльности. Одним из примером таких программ является China Friendly. Ее задачей является создание комфортной среды для китайских туристов в России. Она содержит требования инфраструктуре и сервису, соответствие которым подтверждается сертификатом. На сегодня программа реализована в 20 городах страны и охватывает более 100 объектов, включая гостиницы, рестораны, объекты культуры, транспортной инфраструктуры, отдыха.

Требования программы включают более 30 пунктов, касающихся специфики еды и сервировки, наполнения номеров, навигации в отеле, наличия специальных платежных сервисов, адаптации сайта и других средств коммуникации с гостями. В продвижении гостиничные маркетологи учатся работать с новыми социальными медиа такими как Weibo, QZone и Kaixin00, изучают их поисковые методологии. Адаптируют сайты на разные языки мира, переводят сайт отеля на китайский, проделывают долгий путь и открывают сайт отеля для китайского файрвола. Также много внимания уделяется подготовке персонала, в частности знаний языка и ряда традиций.

По моим наблюдениям туристы из Китая являются довольно специфическими гостями. Путешествуют преимущественно группой, организовано. Бронируют заранее. Они не говорят на русском или английском, ожидают специальный сервис, свою еду, а все это требует от гостиниц мобилизации и готовности адаптировать свои предложения к пожеланиям новых гостей.

Для групповых китайских туристов важным фактором является цена. Китайские туроператоры могут выкупать большие блоки (иногда целые этажи) номеров заранее в 5-6 раз дешевле стандартной цены от стойки. Групповым гостям важнее не уровень качества, а набор из базовых требуемых ими в поездке составляющих (указанных в программе China Friendly). При этом они не сильно чувствительны к дискомфорту проживания и питания, связанному с количеством гостей в номерах или общественных зонах.

Также существует небольшая доля индивидуальных китайских туристов, приезжающих преимущественно с бизнес-целями. В данном случае предъявляются более высокие требования к качеству размещения и сервиса (часто 5*), а расходы на услуги отеля в расчете на одного гостя повышаются в несколько раз.

Туристы из КитаяС приходом новых гостей есть не только дополнительные доходы, но и расходы. Имейте это в виду! Так, например, всем известно, что китайцы — курящая нация. Все отели России являются не курящими, и объяснить гостям, что у нас это запрещено, крайне сложно. Даже предъявление штрафа в 10 000 руб. не останавливает под час гостей от раскуривания сигареты в номерах: «они платят и продолжают курить». Или привычка принимать душ на полу, а не в ванной чаше, которыми оборудованы большинство отелей страны, приводит к потопу и последующим инвестициям в ремонт и изменениям систем гидроизоляции, замены ванных на walk in души и многое другое. Многие отельеры отмечают неаккуратное отношение китайских гостей к интерьеру. В порядке вещей – плевки в номерах и общественных зонах, шум, возможна порча предметов оснащения. Такие случаи обусловлены не желанием гостя навредить отелю, а скорее особенностями культуры, которые необходимо учитывать и нивелировать последствия тщательной подготовкой.

Относительно географии поездок, китайские операторы открыты к рассмотрению новых объектов для сотрудничества, осваиванию новых регионов. Они охотно разрабатывают новые маршруты, что открывает новые возможности для отелей. Однако на Дальнем востоке китайские инвесторы все чаще открывают собственные отели, и в этом случае они становятся приоритетными для размещения «своих», под час не зависимо от усилий команды службы продаж гостиницы. В этом случае стоит отметить, что только дружба и качественное долгосрочное партнерство с китайской стороной позволяют устоять в такой конкурентной борьбе.

Целей поездок китайских туристов не так много. В основном это во-первых, культурно-познавательный туризм. Речь идет о Москве и Санкт-Петербурге, Казани, Золотом кольце, Владивостоке. Во-вторых, игорных зонах – в частности Владивостоке. В-третьих, о шоппинге. В этом случае речь о Дальнем востоке.

Целью шоппинга является преимущественно косметика и парфюмерия, брендовая одежда, драгоценности. А также специфические товары: такие как например шоколад, мед или орехи. Причина высокого интереса к шоппингу – высокие таможенные пошлины и приемлемый курс доллара. К концу 2018 года в России будет полностью запущена система Tax Free, которая дополнительно простимулирует данный сегмент спроса со стороны Китайских туристов.

Многие отельеры отмечают неаккуратное отношение китайских гостей к интерьеру. В порядке вещей – плевки в номерах и общественных зонах, шум, возможна порча предметов оснащения

В последнее время отмечается интерес китайских гостей также к оздоровительному отдыху и экологическим турам. В частности, набирает популярность арктический туризм, курорты ЮФО и Алтая.

Еще одной характеристикой китайского спроса я бы назвала его одноразовость. Только Владивосток со своим предложением игорной зоны может похвастаться повторными визитами китайских туристов. Все остальные города страны, включая центральную часть и столицу говорят о том, что туристы приезжают один раз и не возвращаются. В связи с этим требования и отношение к поездке отличаются. Хотя программа China Friendly и официальный бизнес партнер для предприятий, которые хотят выйти на сегмент китайского потребителя, все же одна аккредитация не решит задач, стоящих перед бизнесом.

Безвизовый режим является основным фактором, генерирующим турпоток из Китая. По нему приезжают 80% туристов. Ключевые тур. направления по безвизовой программе – Москва, Санкт-Петербург, приграничные поездки. В последние 2 года также Иркутская и Новосибирская области.

Как уже было сказано, в 2016 году Новосибирская область стала одним из лидеров по объему потока безвизовых туристов из Китая, увеличив его в 10 раз по сравнению с 2014 годом. А в 2017 году поток увеличился еще на 24% достигнув 24 598 человек.

Географическое положение и экономическое развитие региона делает его привлекательным для китайских туристов в первую очередь как транзитный пункт для дальнейшего путешествия по России. Кроме того, Новосибирск сам является точкой притяжения для гостей, приезжающих с культурно-познавательными целями и ради шоппинга. По данным турагентств, время пребывания транзитных туристов в городе составляет несколько часов, а для туристов, приезжающих с целью посещения именно Новосибирска. 1,5 суток.

Регион активно продвигает себя на туристическом рынке. В 2017 году Новосибирск стал третьим в России городом, выпустившим туристическую карту города на китайском языке с указанием достопримечательностей и мест China Friendly. Переведен на китайский официальный туристический интернет-портал региона. В июне 2018 года аэропорт Толмачево, второй в РФ после Шереметьево, вступил в программу China Friendly. В настоящий момент ведется реновация. По данным руководства аэропорта, в 2017 году пассажиропоток между Новосибирском и городами КНР вырос на 89%. Сейчас выполняется около 20 рейсов в неделю в шесть китайских городов, а к 2020 году число рейсов вырастет вдвое.

В 2016 году Новосибирск был включен в проект «Красный маршрут», охватывающий такие достопримечательности города как монумент В.И. Ленину, Дом Ленина, площадь им. Ленина, музей С.М. Кирова, Сквер героев революции, музей СССР. Для шоппинга среди китайских туристов популярен Центральный рынок, крупные торговые центры (Lukse, «Аура», «Галерея Новосибирск», «Золотое яблоко»), ювелирные магазины. Некоторые рестораны переводят свое меню на китайский язык. Один из наиболее популярных — ресторан Шанхай. Отели входят в программу China Friendly – на текущий момент это River Park Hotel, AZIMUT Отель Сибирь.

В 2016 году Новосибирск был включен в проект «Красный маршрут»

Подводя итоги, стоит отметить что при очевидно привлекательных перспективах развития китайского въездного туризма в РФ, существует и обратная сторона, сопровождающая данный бизнес для принимающей стороны. Помимо уже упомянутой невысокой маржинальности наряду с высоким износом и рисками, китайский туризм характеризуется высокой степенью закрытости и автономности процесса организации поездки. Речь о том, что китайская сторона все чаще забирает на себя практически все составляющие путешествия, включая заранее запланированный перечень отелей, ресторанов, магазинов, владельцами которых являются сами граждане КНР, а также транспорт и услуги гидов. Таким образом основная часть доходов от туризма возвращается в Китай (в том числе с использованием специальных банковских приложений). А в силу продвигаемой китайскими СМИ идее о высоких рисках самостоятельных путешествий по России и правил безвизового въезда, практически все китайские туры являются групповыми и организованы китайскими же турагентствами по неизменному, выгодному китайским бизнесменам маршруту, включая даже рекомендованный бюджет карманных расходов в рамках поездки.

В целом же, несмотря на все особенности китайского туризма, этот сегмент является перспективным для РФ и дает бизнесу возможности для развития в популярных у китайских туристов регионах. Также правительство, зная трудности, с которыми сталкивается принимающая сторона, оказывает поддержку на законодательном уровне. В частности, в настоящий момент идет согласование межправительственного соглашения о безвизовом въезде, уменьшающего минимальное количество человек в группе с 5 до 3х и увеличивающего срок пребывания с 15 до 21 дня. Также разрабатывается закон о гидах-переводчиках.

Помимо невысокой маржинальности наряду с высоким износом и рисками, китайский туризм характеризуется высокой степенью закрытости

Таким образом можно говорить о том, что китайский туризм является довольно специфическим сегментом, однако имеет свою привлекательность и перспективы развития для всех участников туристического рынка. А заинтересованные в поездке в Россию наши восточные соседи получают достойную встречу и отвечают нам взаимностью.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ